Эмоциональные особенности дошкольников
Лена Москаль
Эмоциональные особенности дошкольников
Эмоциональные особенности дошкольников.
К дошкольному возрасту у ребенка уже сравнительно богатый эмоциональный опыт. Он быстро и ярко реагирует, на хорошие и грустные события, гораздо проще ощущает настроение окружающих людей. Проявление эмоций несут в себе непринужденный характер. Ярко проявляются в словах, движения, мимике.
Как писал А. Н.Леонтьев: «Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей».[12]
После рождения ребенок испытывает первые свои эмоции – отрицательные. Это связано с тем, что у ребенка резко меняется окружающая среда. Так же проявляются чувства страха. С помощью взаимодействий с взрослыми, которые не только обеспечивают уход, но и стараются наполнить жизнь ребенка разными впечатлениями, проявляют заботливое отношение и свою любовь, в этот момент у младенца развивается положительные эмоции. Во вторую половину своей жизни ребенок начинает различать эмоциональное состояние взрослого, впечатлительно реагировать на их мимику, интонацию голоса, на действия взрослого. В этот момент у ребенка начинается формироваться любовь т симпатия к близким, как ответная реакция на заботу взрослого.
Эмоции ребенка раннего возраста кратковременны, бурно выражаются и неустойчивы. Урунтаева Г. А. [22] отмечала, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведения ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо.
В 1,5 – 2 года у ребенка начинает закладываться простейшие нравственные эмоции. Фактор развития – похвала или отрицательная оценка взрослого.
В 3 года начинают выражаться эстетические чувства: радость вызвана красивым костюмом на праздник, цветочком; современен различая, находят и в музыки ее «настроение». Часто у ребенка в этом возрасте появляется желание выразить себе и свои чувства через пение, движение, рисунок. Так же начинают развиваться интеллектуальные чувства. Ребенок в меру своих речевых возможностей задавать познавательные вопросы взрослым. Так же начинается эмоциональное отношение к сверстникам, проявляется ревность взрослого к другому ребенку. В потребности похвалы у ребенка раннего возраста начинает развиваться чувства самолюбия, гордости, а так же чувства стыда. Основные мамонты эмоционального развития ребенка: эмоции такие же как и в младенческом возрасте изменчивы и неустойчивы, эмоции импульсивны, активно развиваются интеллектуальные эстетические, нравственные эмоции, главное значение приобретает слово, которое оценивает те или иные поступки или качества.
У детей в дошкольном возрасте основные изменения в эмоциональной сфере вызванный установлением иерархии мотивов, появление новых потребностей и интересов, так считал Леонтьев А. Н. [24]
Чувства ребенка в дошкольном возрасте со временем становятся глубокими по смысловому содержанию, а так же постепенно теряет порывистость. Но остаются эмоции, которые трудно контролируются, это связанно с органическими потребностями, такие как желание голода, жажды, отдыха и другие. Меняется и значимость эмоций в деятельности дошкольника. На прошлых этапах развития основной ориентир для ребенка была оценка взрослого, теперь в момент положительного результата своих действий и положительных эмоций от окружающий, он испытывает чувство радости. Дошкольник постепенно со временем осваивает экспрессивные формы выражения эмоций – мимика, пантомимика, интонация. С помощью этих выразительных средств, он больше осознает переживания другого человека. Главными моментами у ребенка в дошкольном возрасте в эмоциональном развитии является:
• Усвоение социальных форм проявления эмоций – происходит усовершенствование эстетический, моральных и интеллектуальных чувств, развивается чувство долга.
• Вследствие речевого развития эмоции становятся осмысленными.
• Эмоции становятся показателем состояния ребенка, физического и психического самочувствия.
По мере развития ребенка эмоциональные проявления становятся сложнее и содержательней. Со временем у детей появляются элементарные моральные переживания. При выполнении запросов окружающих, появляется простодушное удовлетворение. В итоге эмоциональное переживание начинает пробуждаться не только тем, что приятно или нет, но и тем что хорошо или плохо, что согласованно или не согласованно с окружающими людьми. Главная задача для маленького ребенка, это формирование ласковых, теплых, добрых отношений с воспитателем. Признание воспитателя за хорошие поступки ребенка оказывает несравненное влияние на его эмоциональное состояние.
Положительная оценка педагога повышает активность нервной системы ребенка, поднимает продуктивность выполненной деятельности. Тогда как негативные оценки, которые повторяются, влекут за собой негатив, подавленное настроение, тяготят и угнетают физическую и умственную активность.
Когда человек достигает момента зрелости, его эмоциональная жизнь недостаточна стабильна. Наблюдается снижение эмоциональности в разных жизненных ситуациях, при выполнении любых видах деятельности. У людей зрелого возраста успехи детей или внуком вызывают положительные эмоции, а неудачи – отрицательные. В этом возрасте развитие эмоциональнойсферы происходят неравномерно: эмоции становятся устойчивыми, отрицательные эмоции постепенно начинают преобладать положительные, происходит снижение эмоционального реагирование, переживание становятся менее регулированными.
С помощью художественно-творческой деятельности у взрослого и ребенка развивается эстетическое, познавательные и нравственные чувства.
Особенности музыкально-ритмического воспитания дошкольников Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно.
Особенности развития представления дошкольников о величине предмета В младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения приложения или наложения.
«Особенности социально-психического развития дошкольников» Социальное развитие по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. По мнению С. А.
Психолого-педагогические особенности ФЭМП у дошкольников Ведущими психологическими процессами являются: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Мышление- бывает: предметно- действенное.
Эмоциональные этюды Приложение 1. Игнатенко Лидия Викторовна, музыкальный руководитель Эмоциональные этюды Цель: Формирование у детей дома и в детском саду.
Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.
Особенности формирования нравственных установок дошкольников Обозначенная Федеральным стандартом система ценностей ратифицирует границы социокультурной активности ребенка, являясь регулятором деятельности.
Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5–6 лет Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Особенности.
Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Цель педагогических воздействий по отношению к игре – формирование игровых умений,.
Возрастные особенности дошкольников Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными.
Источник
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Ирина Ливадняя
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции.
В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития.
Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают.
Эмоциональное развитие детей до 3 лет достигает такого уровня, что они могут вести себя образцово. Но то, что у детей есть способность к так называемому хорошему поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для этого возраста характерны резкие перепады настроений, т. к. их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение детей начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Малыши начинают оценивать поведение окружающих людей, появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена.
К 4-5 годам у детей снижена утомляемость, эмоциональный фон настроения становится более стабильным, дети становятся более выносливыми.
К 6-7 годам дети становятся, более сдержанны, сдерживают слезы, агрессию, скрывают свои страхи. Повышается самокритичность, самоконтроль, появляется чувство собственного достоинства, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению к окружающим. Также ярко выражена потребность в признании, понимании, одобрении. В общении со сверстниками отношения становятся более гибкими. Авторитетом для подражания для девочек становится — мать, для мальчиков – отец. Идет постоянное сравнение поведения сверстников и родителей, нахождение соответствия и различий между ними. К этому возрасту дети должны:
Испытывать чувства привязанности, любви и нежности к своим близким;
Быть общительными, взаимодействовать со сверстниками на равных;
Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;
Реализовать свою потребность в понимании со стороны близких и значимых для них лиц.
Все это можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании детей. Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций, развивать познавательные и творческие способности.
Чтобы дети выросли эмоциональноустойчивыми и психически здоровыми нужно:
Общаться с детьми, интересоваться их переживаниями, внутренним состоянием;
Проявлять любовь объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием;
Быть доброжелательными и терпимыми;
Постоянно вселять веру детей в их силы и возможности;
Одобрять даже самые незначительные успехи детей.
Формирование положительных эмоций должно рассматриваться как одно из основных задач воспитания детей. Особенно это важно в дошкольный период – один из самых значимых этапов жизни детей.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ.
«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)
Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Ход игры:Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2—3 минуты):
Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
«Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
«Эмоции героев»
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д. В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определённой возрастной группы.
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке.Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:
Все сказали, все спросили,
Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.
Источник