Смех и юмор в работе педагога
Современное образование нуждается в педагоге, обладающем высокими интеллектуальными и коммуникативными качествами, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Поиск новых путей повышения эффективности образования стимулирует и поиск педагогических технологий, позволяющих использовать личностный потенциал учителя, применению которого ранее не отводилось достаточно внимания.
Педагогическую ценность представляет такое свойство человеческой природы, как юмор, остроумие и смех. Чувство юмора специалисты ставят в один ряд с другими необходимыми эмоциональными особенностями, составляющими профессиональную компетенцию педагога. Однако возможности смеха в педагогической практике изучены еще не в полной мере.
Прежде всего отметим, что в основе смеха лежит осознание участниками педагогической коммуникации различных несоответствий, между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным, между целями и средствами, формой и содержанием и т. д., создающих комический эффект и способствующих формированию доброжелательных взаимоотношений.
В этой связи имеет смысл говорить о двух непременных условиях возникновения смеха. Одним из условий, влекущим за собой смех, является критика и обесценивание соответствующих норм и условностей. Во-вторых, это чувство радости, которое переполняет смеющихся.
Спектр эмоций, доставляющих человеку удовлетворение, многообразен — превосходство, радость жизни, веселье, удовольствие, безопасность, благополучие, игра и т. д. Несмотря на то, что такого рода разделение весьма условно, именно эти два аспекта — критический и защитно-развлекательный — нас интересуют в первую очередь, когда речь идет о педагогическом аспекте смеха.
Критический аспект смеха состоит в том, что он помогает обнажать всякого рода заблуждения, ошибки, иллюзии и догматизм в индивидуальной и общественной жизни. Смеющемуся не грозит догматизм, поскольку смех всегда утверждает относительную истину и разрушает абсолюты. Провозглашенная абсолютная истина всегда догматична и серьезна. Смех указывает на недостижимость и ложность всего абсолютизированного, окончательного, статичного.
Смеху также чужд и крайний релятивизм — смяться абсолютно над всем глупо и аморально. Критика старых, отживших теорий посредством смеха демонстрирует относительность познания. Смех — это критика во имя высоких нравственных, научных, социально значимых идеалов. С этой точки зрения смех не только разрушает, но и утверждает, точнее, разрушает во имя утверждения.
Другую важную роль в педагогическом процессе играет защитно-развлекательный аспект юмора и смеха. Смех несёт в себе защитную функцию повышения жизненных сил организма, сопротивляемости к экстремальным условиям. Классическим примером являются шутки студентов перед очередным экзаменом. Юмор и шутки в этот момент не лучшие образцы остроумия. В большинстве своем это типичные примеры черного юмора. Но функция смеха этих острот недвусмысленно защитная — скрыть истинное душевное состояния студента перед проверкой. Смех и самоирония — это реакция, упреждающая возможный провал и переключение с трагического восприятия реальности на ироническое, менее болезненное.
Смех не только защищает, но и развлекает. Научный стиль и серьезность современной педагогической практики сегодня не всеми принимается однозначно. Многие педагоги остро ощущают потребность в снижении стиля и выстраивании нормального человеческого разговора. Найти общий язык с аудиторией, а не вещать, не подлежащие сомнению истины, задача не простая, особенно для педагогов старшего поколения.
Серьезный и авторитарный стиль педагогического общения многих преподавателей объясняется не их личной косностью, а скорее той парадигмой образования, которая и формировала идеальный образ педагога. Хотя, в действительности, ситуация педагогического взаимодействия, будучи достаточно сильно ритуализированной и предполагающей строгое распределение статусов и ролей, ассоциируемых с определенным поведением, представляет собой продуктивную основу для создания разного рода несоответствий, влекущих за собой смех. Шутящий и смеющийся педагог уже сам по себе представляет несоответствие сложившемуся представлению о педагоге с традиционными характеристиками — «серьезный», «уважаемый», «важный».
Несмотря на это, для многих педагогов смеяться и шутить во время занятия — недопустимая вольность. Несерьезное поведение якобы наносит ущерб авторитету педагога, и шутить можно позволить только после занятия. Хотя любой ученик или студент предпочитает видеть перед собой улыбчивого, умеющего посмеяться и пошутить педагога. И это не просто эстетическая блажь. Это некоторая объективная закономерность обеспечивающая успех педагогической коммуникации.
Смех заразителен и легко приобретает характер массового явления. Благодаря эмпатии, как механизма синхронизации переживаний, смех побуждает членов коллектива бессознательно подражать друг другу. Кроме того, физическое состояние смеющегося человека характеризуется резким ослаблением мышечного тонуса, что означает его известную расслабленность. Смеющийся человек освобождается от психологического напряжения. Смех притормаживает волю, притупляет оценку ситуации с точки зрения логической аргументации. Иными словами, благодаря этим качествам, смех делает аудиторию более податливой, что во много раз облегчает работу педагогу.
Одновременно, с точки зрения восприятия, возникающие в процессе смеха эмоции, способствуют более успешному усвоению материала. Полушутливые и комические примеры и сравнения запоминаются намного легче и объясняются намного доступнее, чем сухие дефиниции. Вовремя сделанный эмоциональный акцент на ключевой проблеме позволяет более точно понять ее суть.
В современном педагогическом стиле многих моих коллег из Европы и Америки подобный прием довольно широко практикуется. Можно сказать, что они хорошо усвоили формальную схему применения юмора и смеха — в начале, в середине и в конце занятия. Вопрос о том, как преподаватель использует чувство юмора — творчески или по заранее заготовленному трафарету — имеет в конечном итоге немаловажное значение. Однако в любом случае подача информации с использованием юмора, с включением шуток и обыгрыванием ситуаций однозначно идет не в ущерб, а во благо учебного процесса.
Компетентность педагога определяется, помимо всего прочего, тем, как он воспринимает критику и способен ли он критически оценивать свои действия и поступки. Человек, который способен и умеет признавать свои заблуждения, является всегда более перспективным специалистом в любой области человеческой деятельности. Признавать свои ошибки — дело всегда весьма сложное. Педагогу это делать вдвойне трудно, поскольку свои ошибки зачастую приходится признавать в присутствии всей аудитории. Именно юмор и смех являются в таких ситуациях незаменимым средством спасти свое «лицо» и признать свою ошибку. Тем самым педагог одновременно демонстрирует слушателям способность к самокритике и чувство юмора.
Самокритичность, связанная с юмором, — показатель того, что преподаватель адекватно реагирует на происходящие вокруг него события и готов отказаться от необоснованных претензий на знание единственно верной истины. Способность педагога посмеяться над собой демонстрирует учащимся, что он, как и все люди, не застрахован от ошибок и попадания в нелепые ситуации.
Чувство юмора педагога в известной мере передается и учащимся. У них формируется оптимистическое мировосприятие, что не может не способствовать созданию позитивного психологического климата в аудитории. И наоборот, если шутка не вызывает никакой реакции со стороны слушателей, то это верный сигнал остракизма или, как минимум, недоброжелательных отношений.
Конечно, виной тому может быть просто неудачная шутка. Однако в таком случае благосклонно настроенная аудитория хотя бы из приличия улыбкой демонстрирует понимание ситуации. В любом случае шутку можно считать своеобразной формой «разведки боем». Любая реакция аудитории — смех, улыбка, хохот, молчание — предоставляет преподавателю информацию о мере социальной сплоченности, уровне развития, уровне подготовленности учащихся и возможности экономии языковых средств. То есть реакция на шутку позволяет преподавателю определить скрытые, неиспользованные психические ресурсы и обеспечить доступ к ним с помощью косвенных педагогических средств.
Средства создания смеха многообразны. Бесчисленны противоречия, создающие смех. Смех позволяет за «кажимостью» обнаружить подлинную суть. Использование юмора в педагогической деятельности обусловлено как личностными качествами преподавателя, так и его коммуникативными умениями. Для создания смеха учитель может использовать как оригинальные (шутка, каламбур и т. д), так и репродуктивные (анекдоты, афоризмы, притчи) формы.
В качестве методических приемов, которые могут быть использованы с целью создания комической ситуации и смеха, назовем преувеличение, преуменьшение, доведение до абсурда, двусмысленность, неожиданное умозаключение, каламбур, аллегорию, противоположность, сравнение, заострение, противоречие, несбывшееся ожидание, иронию, намек, повторение, метафору, передразнивание, использование пословиц и афоризмов, неожиданность, буквальное понимание слов, игру слов, парадокс, смешение.
Возможности юмора как педагогического средства ограниченны, что требует от педагога культуры его применения и соблюдения требований к его использованию. Например, сатира, ирония или насмешка как приемы в педагогической среде имеют ограниченные возможности. Если ирония по отношению к историческим событиям и персонажам, тем или иным ценностям или научным представлениям вполне приемлема и способна активизировать творческое движение мысли, то ирония над умственными способностями того или иного учащегося, насмешка по поводу его неудач, сатирическое осмеяние физических недостатков или сарказм над внешним видом малопродуктивны как с педагогической, так и с моральной точки зрения.
Все это, конечно, может спровоцировать смех в аудитории, но с точки зрения целей образования и воспитания это весьма неудачный педагогический ход. В том, какие формы комического берет на вооружение преподаватель, как он использует остроумие, над чем смеется и как это делает, — во всем этом проявляется общая педагогическая культура педагога.
С педагогической точки зрения юмор и смех представляют собой особые по форме универсальные, многофункциональные приемы косвенного воздействия, реализующиеся в вербальной или невербальной форме в процессе педагогического взаимодействия. Смех и юмор в арсенале педагогической коммуникации имеют принципиальное значение, поскольку миссия образования заключается не только в технологической передаче знаний, но и в воздействии на обучающегося, в первую очередь на его чувства, поведение, качества характера и пр.
Смех как прием педагогического воздействия помогает соблюдать общепринятые социальные нормы поведения, позволяет избежать многих «неудобных» ситуаций и обойти «острые углы» в общении.
Смех — это средство демократизации педагогического общения в противовес авторитарным способам взаимодействия.
Смех позволяет избежать конфликтных ситуаций. Беря на вооружение косвенные формы воздействия и ограничивая использование прямых приемов влияния на аудиторию, педагог гармонизирует отношения с аудиторией.
Смех вносит игровой элемент, делая общение между педагогом и аудиторией интригующим и захватывающим, что побуждает обучающихся к самостоятельному «поиску истины».
Источник
Юмор на уроках: нужен ли и где границы?
Войти с помощью:
Юмор учителю нужен. Более того, сегодня многие специалисты ставят чувство юмора в один ряд с другими необходимыми профессиональными компетенциями педагога. Но это порождает гораздо больше вопросов. Для чего именно нужен юмор в образовательном процессе? Как, шутя, сохранить субординацию и уважение учеников? Над чем можно смеяться? А в каких ситуациях шутки не уместны? А если шутка не удалась. А что делать, если смеются над тобой.
Итак, для начала нужно понять, что такое смех и для чего он нужен. Есть множество теорий на этот счёт, но все более или менее сходятся в одном: смех начинается с сигнала о неопасной социальной инконгруэнтности — неожиданности, парадоксе, несоответствия ожиданиям. Вообще есть две реакции на неожиданность: стресс — если внезапно произошло что-то пугающее, смех — если неожиданно произошло что-то приятное. Поэтому мы смеёмся над анекдотами: как правило, короткая история заканчивается необычным поворотом, опрокидыванием ситуации, поэтому нам и смешно.
В социальном плане смех над шуткой основывается на осознании участниками различных несоответствий и забавных парадоксов, создающих комический эффект. И с собой смех приносит радость жизни, удовлетворение от понимания шутки, удовольствие и чувство безопасности.
А почему смех нужен в работе учителя?
Во-первых, у смеха есть критический аспект. Это значит, что юмор помогает обнаруживать заблуждения, иллюзии, ошибки и косность взглядов. Человек с чувством юмора прекрасно понимает, что истины относительны, ему не грозит неповоротливость мысли. Смех в таком случае помогает обращать внимание на недостижимость всего абсолютного и окончательного. Педагог с чувством юмора — адекватный человек, признающий за собой и другими право на ошибку. Самокритичность и самоирония вообще очень важны в преподавательской деятельности. Человек, который признаёт свои недочёты, — гораздо более ценный специалист.А учителю вообще тяжело признавать свои ошибки, ведь он должен быть авторитетом. Но, как правило, если к ошибкам подходить с самоиронией, то и ученики прекрасно всё поймут и даже больше зауважают вас. Ведь гораздо смешнее выглядит тот, кто до последнего не признаёт свою неправоту и выкручивается. Это важный урок и для самих детей: никто от ошибок не застрахован, нужно учиться их переживать.
Во-вторых, смех еще имеет защитную функцию. Почему мы всегда глупо шутим, когда переживаем из-за чего-то? Откуда вообще взялось выражение «нервно хихикать»? Смех повышает жизненные силы организма, помогает сопротивляться экстремальным условиям. Ироническое восприятие реальности гораздо менее болезненное, чем реалистичное. Поэтому смех так прекрасно разряжает обстановку. На контрольных шутка — лучшее средство напомнить испуганным ученикам, что это всего лишь школьный тест, и не стоит так трястись. Главное — не пытаться шуткой обесценить детские переживания.
В-третьих, смех развлекает, как это ни банально. Серьёзная лекция утомляет, если её ничем не разбавлять. А если ученики утомлены, то и внимание у них снижается, и дисциплина хромает. Зато если подать материал в виде шутки или комичной ситуации, то он запомнится надолго. Прежде всего, потому что запомнится не только сама информация, но ещё и удовольствие от её получения. Вовремя сделанный эмоциональный акцент помогает лучше уловить суть проблемы. Полушутливые примеры объясняются доступнее и дольше остаются в памяти. Многие взрослые помнят, что такое биссектриса не из-за сухого определения в учебнике, а благодаря забавному и комичному сравнению биссектрисы с крысой (которая бегает по углам и делит угол пополам).
Можно ли быть серьёзным, шутя?
Конечно, у нас слишком силён стереотип о том, что преподаватель должен быть серьёзен и важен. И многие учителя, особенно из старшего поколения, не позволяют себе шутить на уроках не потому, что у них нет чувства юмора. Просто в той парадигме образования, в которой формировался их образ идеального педагога, серьёзность и шутки — взаимоисключающие понятия. Для таких людей шутить на уроках — непозволительная вольность. При этом практически любой ученик будет рад увидеть перед собой улыбчивого преподавателя, умеющего шутить и разрешающего своей аудитории иногда посмеяться. И, действительно, психологи говорят, что такое желание у учеников абсолютно закономерно, ведь в доброжелательной позитивной обстановке учёба происходит эффективнее.
Заразительность смеха тоже играет хорошую роль. Люди начинают смеяться одновременно благодаря эмпатии. У них расслабляется тело, снимается психологическое напряжение. А ещё притормаживается воля, ученики становятся более податливыми. Смех облегчает работу учителю.
Чувство юмора может стать отличным индикатором обстановки. Если ваша шутка не вызвала смешков, и все по-прежнему очень напряжены, значит, над климатом в классе нужно поработать. Конечно, может быть, что сама шутка просто была неудачной, но в таких случаях лояльные учащиеся, как правило, хотя бы улыбаются из приличия, понимая, что произошло. Но если ваши шутки обстановку не разряжают, можно начинать расследование: где-то рядом есть конфликт, который стоило бы найти и обезвредить. В этом плане, кстати, шутки — разведка боем, в котором любая реакция аудитории что-то вам скажет.
Когда и над чем шутить не стоит?
Любой педагог должен понимать, когда шутки неуместны совсем. Не нужно превращаться в стендап комика и любой ценой добиваться одобрения класса. Юмор должен стать одним из инструментов преподавателя, но не единственным. Профессиональное чутьё, ощущение аудитории и эмпатия должны подсказать, когда лучше не шутить. В принципе можно выделить универсальные, хотя и довольно очевидные рекомендации.
1. Чёрный юмор под запретом. Здесь даже объяснять не нужно, ведь школа должна прививать определённые морально-нравственные идеалы, и не стоит их высмеивать в присутствии детей.
2. Не стоит шутить НАД детьми. Не стоит высмеивать их внешний вид, способы их самовыражения или ошибки, которые они допускают. Так начинаются комплексы. Вы можете иронизировать над собой, потому что вы взрослый и самодостаточный человек, который не боится критики. А детская психика гораздо менее устойчива, вы рискуете отбить у них желание вообще что-либо делать.
3. Не стоит шутить в сложных и слишком нервных ситуациях. Например, на ЕГЭ лучше не шутить, потому что уровень стресса у выпускников такой, что ваши шутки будут их скорее раздражать. После экзамена — другое дело.
4. Не стоит заучивать шутки наизусть заранее. Нет, конечно, импровизировать сложно, особенно поначалу, поэтому можно сделать себе пометку в лекциях, чтобы не забыть обратить внимание на забавный парадокс или каламбур. Но всё равно нужно смотреть по ситуации. Вымученные шутки невпопад — жалкое зрелище.
Как шутить с учениками?
1. Будьте с ними на одной волне. Вряд ли современные дети будут смеяться над анекдотами про Чапаева с Петькой. Так что делать? Отчаянно стараться вникнуть в тексты рэперов, чтобы придумать шутку для урока? Конечно, нет. Просто разнообразьте свой досуг. Посмотрите парочку недавно вышедших фильмов или комедийных сериалов. Почитайте статьи про мемы, сами же посмеётесь от души. Может, вам понравится. Если вы поймёте, что смешно детям, то и обстановка на уроках станет доверительнее и позитивнее.
2. Не перегружайте урок шутками. Особенно, если раньше вы этого не делали. Многие педагоги в Америке или Европе подходят к шуткам формальнее и намеренно шутят по три раза за лекцию: в начале, в середине и в конце. Идеальный вариант для тех, кто ещё не очень уверенно себя чувствует в импровизации.
3. Обращайте внимание на юмор вокруг себя. Изучайте, что именно веселит людей. Вопреки распространённому мнению, что чувство юмора — это дар, его можно развивать, как и любой другой навык. Юмор часто основывается на метафорах, намёках, неожиданностях, игре слов, доведении до абсурда и т.д.
4. Не повторяйте одни и те же шутки по много раз. Любая удачная шутка перестаёт быть смешной, если повторять её постоянно.
5. Не смейтесь над собственными шутками. Это всегда выглядит странновато.
6. Разрешайте шутить и самим детям. Конечно, если позволяет обстановка. Например, если у вас запланировано интерактивное занятие, то можно провести его в юмористическом формате: КВН, Стендап, QI — британская викторина, на которой можно отвечать либо правильно, либо смешно. Удовольствие гарантировано.
Главное помнить, что юмор — это не про клоунаду, это про остроту ума.
Чувство юмора — острое, изящное, уместное, изобретательное — это важный навык. А для педагога — так вообще потрясающий и уникальный инструмент, обогащающий обучение и воспитывающий оптимистичный и открытый взгляд на мир. А это вам не шутки 🙂
Источник