- Для чего детям нужны эмоции
- Эмоциональное развитие детей. Почему нужно учить проявлять и понимать эмоции?
- Эмоциональное развитие — одно из новых направлений в развитии личности
- Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений
- Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно
- Что вы чувствуете?
- Какие бывают эмоции
- Как развиваются детские эмоции
- Почему важно развивать эмоции
- Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка
- Последствия неправильного эмоционального воспитания
- Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов
- Правила эмоционального воспитания
Для чего детям нужны эмоции
Алла Овейчук
Для чего детям нужны эмоции
Ценность эмоций в наше время не оспаривается. Еще до недавнего времени родители стремились развивать детей всесторонне, обходя эмоциональное развитие.Детей водили на всевозможные развивающие кружки: по изучению нового языка, математики, робототехники. Дети посещали спортивные занятия. А вот эмоциональное развитие обходили стороной.
Между тем американский психолог Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» доказывает, что эмоциональные навыки играют большую роль в успехе человека, нежели когнитивные. Как же иначе? К эмоциональнымнавыкам относятся такие качества как: мотивация, эмпатия, стрессоустойчивость, саморегуляция, настойчивость в достижении цели, умение поддерживать контакт с окружающими людьми, понимая их чувства, а также умение поддерживать свое психическое благополучие.
С одной стороны, эмоциональный интеллект позволяет нам без лишнего психического напряжения двигаться в направлении цели и развиваться в профессиональном плане, чувствуя где нужно остановиться и гибко сменить курс, а где стоит «поднажать», чтобы получить результаты. С другой стороны, эмоциональный интеллект помогает осознать свои эмоции и произвольно их регулировать. А это позволяет управлять своим поведением.
Очень важно понимать, что эмоции- это не стихийное бедствие, а инструмент. В таком случае должны быть технологии для их регулировки.
Необходимо научиться работать со своими эмоциями, и научиться это делать легче в детском возрасте. Это должно стать базовым навыком.
К сожалению, родители не всегда понимают, что такое эмоции и что с ними делать.Иногда рассчитывают на общеобразовательные учреждения: «Там всему научат». Между тем, базовые эмоции начинают развиваться в семье. Ребенок учится эмоционально реагировать на различные ситуации у своих родителей. Часто такие эмоции как: страх, злость, обида воспринимаются как негативные и родители пытаются ребенка отвлечь или вовсе подавить «неудобную» эмоцию. А ведь эмоция никуда не уходит, вернее уходит в психосоматику. Что же делать родителям в такой ситуации? В таком случае существует ряд рекомендаций для родителей,которые хотят вырасти детей психологически здоровыми:
1. Эмоции не рекомендуется подавлять. Любые. Так как страх, например, это базовая эмоция, она помогает выживать человеку и чувствовать опасность. Злость и обида могут говорить о нарушенных границах. Грусть может свидетельствовать о внутреннем застое и быть поводом для позитивных изменений. Что делать. Во- первых, эмоцию нужно ребенку называть: «Ты испытываешь страх». Во- вторых,говорить: «Я с тобою». Это звучит как поддержка и принятие своего ребенка.
2. Дайте ребенку выговориться. Здесь важно не ругать ребенка за плохое поведение, а понять- почему он так поступил. Так мы показываем ребенку, что мы не осуждаем его, а готовы вести с ним диалог, пытаемся разобраться в происходящем. Не судим, а сопереживаем и анализируем.
3. Еще в дошкольном возрасте обсуждайте прочитанные сказки и рассказы.Обсуждайте вместе с ним: что испытывает тот или иной герой, почему он поступил так, а не иначе. Таким образом, ребенок учится вставать на чужую точку зрения, сопереживать другим людям.
4. Существуют различные психологические игры. Например, игры с карточками. На них изображены герои мультфильмов, и вы вместе с ребенком должны определить эмоции персонажей. Затем можно имитировать ту или иную эмоцию, а участник игры пытается угадать. Надо отметить, что такие игры еще и эмоционально сближают родителей и детей.
5. Дети учатся эмоциональному интеллекту, наблюдая за отношениями в семье. Отличным индикатором является то, как вы выражаете радость, как обнимаете мужа или жену, как проявляете сочувствие в непростых ситуациях.
Не всегда у родителей получается помочь ребенку разобраться в своих эмоциях, поскольку не научились понимать свои. Для этого можно читать специальную литературу, а также прибегнуть к помощи специалистов.
Для чего детям нужен театр? Детям театр необходим и как зрителям, и как артистам. Воспитательное значение театра огромно. Театр делает это в увлекательной, занимательной.
Для чего нужны прогулки в детском саду? В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Пребывание детей на свежем.
Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины» Программные задачи О: Рассказать о том, что машины – помощники людей, вспомнить некоторые виды транспорта; учить детей аккуратно вырезать.
Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки — это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название — ответит не всякий. Есть несколько.
Консультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?» Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы:Что? Откуда?Зачем? Из чего сделано?;и показывают разные грани предмета:.
Консультация для родителей «Нужны ли детям 6–7 лет игрушки?» Все мысли родителей ребенка подготовительной группы заняты подготовкой к школе: учебники, тетради, одежда для школы… Но нельзя забывать,.
Консультация «Как рассказать детям, для чего нужны дорожные знаки?» Уважаемые гости моей странички, предлагаю Вашему вниманию консультацию как рассказать детям «Для чего нужны дорожные знаки?». В рамках.
Консультация «Нужны ли детям книги?» «ЧТЕНИЕ — ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ВИДЯТ И ПОЗНАЮТ МИР И САМИХ СЕБЯ» В. А. Сухомлинский. Значение книг для развития дошкольника очень.
Подборка стихотворений для детей в возрасте от 4 до 12 лет на тему «Для чего нужны хвосты -1?» Уважаемые педагоги, читая Ваши публикации на МААМ, я заметил, что ребята интересуются вопросом кому и зачем нужны хвосты. Мне кажется, что.
Подборка стихотворений для детей в возрасте от 4 до 12 лет на тему «Для чего нужны хвосты — 2?» Уважаемые педагоги, читая Ваши публикации на МААМ, я заметил, что ребята интересуются вопросом кому и зачем нужны хвосты. Мне кажется, что.
Источник
Эмоциональное развитие детей. Почему нужно учить проявлять и понимать эмоции?
Эмоциональное развитие — одно из новых направлений в развитии личности
Сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера. В ней выражено субъективное начало. Чувства испытываются человеком, их носителем, и их зависимость от внешних воздействий маскируется. Иногда даже возникает иллюзия полной оторванности мира чувств от внешнего мира, его «абсолютной скрытности» и недоступности для объективного познания.
В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.
Эмоциональная сфера не может качественно развиваться сама по себе. Её необходимо развивать.
Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и отзывчивость.
Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.
Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как пользоваться предметами в быту, как одеваться и раздеваться и т. п.
Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отношения к другим людям, которое становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка — задача сложная. Сложность ее состоит в том, что, формируя отзывчивость, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, которая характеризует «человеческое в человеке» и которая относится к сущностным характеристикам человека.
Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке — все это вызывает разнообразные переживания: радость, обиду, удовлетворение, огорчение, стыд, зависть к другим членам семьи.
Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь еще и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Задача педагогов и родителей помочь ребенку-дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений
В результате эволюции человека эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Наверное, мы все хотим видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими, но не всегда это получается.
И цель взрослых — помочь ребёнку разобраться с основными проблемами общения, уделять больше внимания умению общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением.
- Анисимов В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание, №3, 2010 г.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968 г.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000 г.
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982 г.
- Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981 г. — № 10. – с. 61-64.
- Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание, №2, 2010 г.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988 г.
- Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990 г.
- Махортова Г. Эмоциональная напряженность // Дошкольное воспитание, №1, 2010 г.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986 г.
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977 г. — № 2.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.. 1996 г.
Источник
Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно
Как развивать эмоциональную сферу ребенка?
Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
Что вы чувствуете?
Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.
Какие бывают эмоции
Радость
Грусть
Гнев
Стыд
Беспокойство
Восторг
Воодушевление
Гордость
Благодарность
Надежда
Нежность
Безмятежность Умиротворение
Любовь
Восхищение
Симпатия
Умиление
Ликование
Предвкушение
Печаль
Разочарование
Сочувствие
Тоска
Сожаление
Жалость
Отчаяние
Скорбь
Горе
Недовольство Возмущение Раздражение
Бешенство
Обида
Отвращение
Презрение
Злость
Досада
Злорадство
Ревность
Негодование
Зависть
Неприязнь
Волнение
Страх
Опасение
Тревога
Настороженность Ужас
Боязнь
Паника
Испуг
Трепет
Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?
Как развиваются детские эмоции
Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.
Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.
Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.
Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.
Почему важно развивать эмоции
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.
Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка
Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.
Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.
Последствия неправильного эмоционального воспитания
Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.
Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.
Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.
Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.
Источник