Для чего нужны эмоции человеку для детей

зачем нужны эмоции ребенку
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в социум, тем плодотворнее, богаче его отношение с окружающими, выше его мотивация и познание.

Скачать:

Вложение Размер
zachem_nuzhny_emotsii_rebenku.docx 15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоции представляют переживания наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а так же к самому себе. Эмоции – это наши реакции на конкретные ситуации. Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т.е. не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эмоции – это наша система безопасности. Благодаря эмоциям, человек может понять свои потребности и реализовать их.

Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в социум, тем плодотворнее, богаче его отношение с окружающими, выше его мотивация и познание. Важно понимать что то, что мы заложили детям в детстве в качестве постоянно выраженных эмоций и чувств, которые в основном доминируют в поведении ребенка, то и в жизни ребенок будет моделировать ситуации, чтобы быть в этой эмоции.

Только на основе эмоционального опыта у детей развивается эмоциональная восприимчивость, т.е. способность понимать и учитывать не только свои чувства и желание, но и чувства других.

Задача воспитателя: сформировать и развивать умение пользоваться мимической и пантомимической выразительностью. Дети практически не могут правильно выражать свои эмоции, а значит не могут прочитать их у взрослых и сверстников.

Это связано с тем, что дети часто общаются с телевизором или компьютером, чем с родителями или взрослыми. Родители часто создают запреты на выражение чувств детей, да и сами стыдятся выражать свои эмоции. Именно по всем этим причинам необходимо детей учить эмоциям: как их выражать и что они означают. Это поможет в общении со взрослыми и сверстниками. Не умея выражать свои чувства, собеседник может не понять его и оценить неправильно.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антисимпатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание. Жизнь без эмоций так же невозможна как и без ощущений. Цель взрослых – помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, уделять больше внимания умению общаться, понимать чувства других, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.

Я работаю в старшей логопедической группе детского сада № 57 Кировского района. В группе 15 детей, из них 5 девочек. Хочу поделиться своими наблюдениями и наработками о воспитании детей через эмоциональное воздействие. Я стараюсь научить детей распознавать и передавать эмоции при общении со своими сверстниками, не решать споры и конфликты с помощью кулаков, криков, жалоб, толчков, а выражать их эмоционально, чтобы сверстник понял, что он обидел или разгневался, а может быть испугался. Я учу детей изображать мимикой лица и жестами и телодвижениями показать чем они недовольны, или как они относятся к поступку сверстника. Детям очень нравится это изображать, часто это превращается в смешной спектакль, а обиды, гнев, зло уходят и забываются. Эмоции радости, счастья, удовлетворения. стимулируют детей к творческому поиску, исследовательской деятельности.Эмоции помогают детям социализироваться. Дети благодаря эмоциональности становятся понятными взрослым и детям.

Источник

Эмоциональное развитие детей. Почему нужно учить проявлять и понимать эмоции?

Эмоциональное развитие — одно из новых направлений в развитии личности

Сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера. В ней выражено субъективное начало. Чувства испытываются человеком, их носителем, и их зависимость от внешних воздействий маскируется. Иногда даже возникает иллюзия полной оторванности мира чувств от внешнего мира, его «абсолютной скрытности» и недоступности для объективного познания.

В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Эмоциональная сфера не может качественно развиваться сама по себе. Её необходимо развивать.

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и отзывчивость.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.

Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как пользоваться предметами в быту, как одеваться и раздеваться и т. п.

Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отношения к другим людям, которое становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка — задача сложная. Сложность ее состоит в том, что, формируя отзывчивость, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, которая характеризует «человеческое в человеке» и которая относится к сущностным характеристикам человека.

Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке — все это вызывает разнообразные переживания: радость, обиду, удовлетворение, огорчение, стыд, зависть к другим членам семьи.

Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь еще и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Задача педагогов и родителей помочь ребенку-дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.

Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений

В результате эволюции человека эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Наверное, мы все хотим видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими, но не всегда это получается.

И цель взрослых — помочь ребёнку разобраться с основными проблемами общения, уделять больше внимания умению общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением.

  1. Анисимов В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание, №3, 2010 г.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968 г.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000 г.
  4. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982 г.
  5. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981 г. — № 10. – с. 61-64.
  6. Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание, №2, 2010 г.
  7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988 г.
  8. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990 г.
  9. Махортова Г. Эмоциональная напряженность // Дошкольное воспитание, №1, 2010 г.
  10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986 г.
  11. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977 г. — № 2.
  12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.. 1996 г.

Источник

Для чего детям нужны эмоции

Алла Овейчук
Для чего детям нужны эмоции

Ценность эмоций в наше время не оспаривается. Еще до недавнего времени родители стремились развивать детей всесторонне, обходя эмоциональное развитие.Детей водили на всевозможные развивающие кружки: по изучению нового языка, математики, робототехники. Дети посещали спортивные занятия. А вот эмоциональное развитие обходили стороной.

Между тем американский психолог Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» доказывает, что эмоциональные навыки играют большую роль в успехе человека, нежели когнитивные. Как же иначе? К эмоциональнымнавыкам относятся такие качества как: мотивация, эмпатия, стрессоустойчивость, саморегуляция, настойчивость в достижении цели, умение поддерживать контакт с окружающими людьми, понимая их чувства, а также умение поддерживать свое психическое благополучие.

С одной стороны, эмоциональный интеллект позволяет нам без лишнего психического напряжения двигаться в направлении цели и развиваться в профессиональном плане, чувствуя где нужно остановиться и гибко сменить курс, а где стоит «поднажать», чтобы получить результаты. С другой стороны, эмоциональный интеллект помогает осознать свои эмоции и произвольно их регулировать. А это позволяет управлять своим поведением.

Очень важно понимать, что эмоции- это не стихийное бедствие, а инструмент. В таком случае должны быть технологии для их регулировки.

Необходимо научиться работать со своими эмоциями, и научиться это делать легче в детском возрасте. Это должно стать базовым навыком.

К сожалению, родители не всегда понимают, что такое эмоции и что с ними делать.Иногда рассчитывают на общеобразовательные учреждения: «Там всему научат». Между тем, базовые эмоции начинают развиваться в семье. Ребенок учится эмоционально реагировать на различные ситуации у своих родителей. Часто такие эмоции как: страх, злость, обида воспринимаются как негативные и родители пытаются ребенка отвлечь или вовсе подавить «неудобную» эмоцию. А ведь эмоция никуда не уходит, вернее уходит в психосоматику. Что же делать родителям в такой ситуации? В таком случае существует ряд рекомендаций для родителей,которые хотят вырасти детей психологически здоровыми:

1. Эмоции не рекомендуется подавлять. Любые. Так как страх, например, это базовая эмоция, она помогает выживать человеку и чувствовать опасность. Злость и обида могут говорить о нарушенных границах. Грусть может свидетельствовать о внутреннем застое и быть поводом для позитивных изменений. Что делать. Во- первых, эмоцию нужно ребенку называть: «Ты испытываешь страх». Во- вторых,говорить: «Я с тобою». Это звучит как поддержка и принятие своего ребенка.

2. Дайте ребенку выговориться. Здесь важно не ругать ребенка за плохое поведение, а понять- почему он так поступил. Так мы показываем ребенку, что мы не осуждаем его, а готовы вести с ним диалог, пытаемся разобраться в происходящем. Не судим, а сопереживаем и анализируем.

3. Еще в дошкольном возрасте обсуждайте прочитанные сказки и рассказы.Обсуждайте вместе с ним: что испытывает тот или иной герой, почему он поступил так, а не иначе. Таким образом, ребенок учится вставать на чужую точку зрения, сопереживать другим людям.

4. Существуют различные психологические игры. Например, игры с карточками. На них изображены герои мультфильмов, и вы вместе с ребенком должны определить эмоции персонажей. Затем можно имитировать ту или иную эмоцию, а участник игры пытается угадать. Надо отметить, что такие игры еще и эмоционально сближают родителей и детей.

5. Дети учатся эмоциональному интеллекту, наблюдая за отношениями в семье. Отличным индикатором является то, как вы выражаете радость, как обнимаете мужа или жену, как проявляете сочувствие в непростых ситуациях.

Не всегда у родителей получается помочь ребенку разобраться в своих эмоциях, поскольку не научились понимать свои. Для этого можно читать специальную литературу, а также прибегнуть к помощи специалистов.

Для чего детям нужен театр? Детям театр необходим и как зрителям, и как артистам. Воспитательное значение театра огромно. Театр делает это в увлекательной, занимательной.

Для чего нужны прогулки в детском саду? В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Пребывание детей на свежем.

Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины» Программные задачи О: Рассказать о том, что машины – помощники людей, вспомнить некоторые виды транспорта; учить детей аккуратно вырезать.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки — это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название — ответит не всякий. Есть несколько.

Консультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?» Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы:Что? Откуда?Зачем? Из чего сделано?;и показывают разные грани предмета:.

Консультация для родителей «Нужны ли детям 6–7 лет игрушки?» Все мысли родителей ребенка подготовительной группы заняты подготовкой к школе: учебники, тетради, одежда для школы… Но нельзя забывать,.

Консультация «Как рассказать детям, для чего нужны дорожные знаки?» Уважаемые гости моей странички, предлагаю Вашему вниманию консультацию как рассказать детям «Для чего нужны дорожные знаки?». В рамках.

Консультация «Нужны ли детям книги?» «ЧТЕНИЕ — ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ВИДЯТ И ПОЗНАЮТ МИР И САМИХ СЕБЯ» В. А. Сухомлинский. Значение книг для развития дошкольника очень.

Подборка стихотворений для детей в возрасте от 4 до 12 лет на тему «Для чего нужны хвосты -1?» Уважаемые педагоги, читая Ваши публикации на МААМ, я заметил, что ребята интересуются вопросом кому и зачем нужны хвосты. Мне кажется, что.

Подборка стихотворений для детей в возрасте от 4 до 12 лет на тему «Для чего нужны хвосты — 2?» Уважаемые педагоги, читая Ваши публикации на МААМ, я заметил, что ребята интересуются вопросом кому и зачем нужны хвосты. Мне кажется, что.

Источник

Читайте также:  Оранжевое настроение день оранжевого цвета
Оцените статью