Для чего нужно чувство меры

Чувство меры или из крайности в крайность

Моя мама с детства говорила мне, что хорошо все, что в меру. Да и многие об этом слышали. Но что значит «в меру»?
Можно это назвать умением вовремя остановиться, быть умеренным.

И на своем опыте не раз убеждаешься, что так и есть. Каждый найдет свои примеры из жизни от самых простых до серьезных жизненных ситуаций. Например, от меры в еде до меры в работе, отношениях, развлечениях, отдыхе, общении.
Давно думала на эту тему и однажды поделилась с одним психологом, показала как это выглядит в действии. Но сейчас не об этом.

Можно ли через изображение меры действительно приобрести это свойство? Возможно, да.
Но чаще всего чувство меры — это такой путь и чувство, которое необходимо тренировать, как и любое качество.

Подумайте. В чем вы проявляете крайности по отношению к себе, к работе, к людям, в отношениях, как часто мы поддаемся различным эмоциям и желаниям? В чем вам бы хотелось быть более умеренным? Выберите для себя.

В одежде чувство меры — это чувство стиля, когда все в меру: украшений и деталей одежды и аксессуаров.. Такой мерой обладала Коко Шанель, благодаря чему стала популярной. Это то, что касается стиля. И, конечно, ее недюжинная работоспособность и умеренность в еде и питье. Об этом имеют все представление.
Можно продолжить список: в сне и бодрствовании, развлечениях и т.д.

В отношениях выражается умением вовремя остановиться, если чем-то не доволен. А также это прежде всего тактичность. Вот выписка из словаря: Такт— чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к чему-либо, кому-либо, умение держать себя подобающим образом. В музыке — специфическая форма и единица музыкального метра. И т.д

Отсутствие же меры и такта, например, в семейных отношениях: когда человек пришел домой уставшим, предложить пойти ему на прогулку. Т. е. когда человек не учитывает чувства, состояние или ситуацию человека. Тоже и в деле, работе.
Но это не только восприимчивость, но и соблюдение последовательности.

Что дает чувство меры: прежде всего дисциплинирует человека, делает более собранным, целенаправленным. И как составляющая понятия, психологическая саморегуляция помогает управлять своими чувствами, состояниями в некоторой степени.

В православии же чувство меры — это целый жизненный путь, оно называется «золотым путем» или Царским путем. Это путь духовного развития человека.
Вот отрывок из книги Дмитрия Р. «Поучения и слова»:
«Итак, человеку необходимо внимательно опасаться того, чтобы не уклониться налево, то есть на прелести греховные, не уклониться и направо, то есть на излишние крайне суровые подвиги, и не прийти к гордости. Идти же нужно царским путем, то есть умеренной жизнью, умеренной добродетелью. Приличный сему пример или образ приводит святой Златоуст: «Когда бремя праведных бывает слишком тяжело, то ладья погружается; когда же оно умеренно, — плывет благополучно.
Жизнь наша поистине подобна плаванию: мир, как море; тело, как ладья; душа в теле, как пловец в ладье; дела же, как какой-либо груз. Если пуста будет ладья, то поднимется ветер, и ладья скоро опрокинется волнами. Если же она отягощена без меры, то она близка к потоплению даже и тогда, когда не будет ни ветра, ни волн; когда же поднимутся ветер и волны, она тотчас погрузится. Только по мере вложив в ладью, ты можешь плыть беспечально».»

Тоже не нужно путать «чувство меры» с полумерами, когда живешь в полсилы, спустя рукава.
Или когда человек не полностью присутствует в отношениях, да что говорить, многие не очень-то присутствуют и в собственной жизни, так тоже бывает. Как сказал А.Е. Алексейчик: «Пациент прошел курс, не приходя в сознание. Психиатр тоже. »

Можно сказать, что чувство меры – это такой способ быть не только сознательным и ответственным, но и способ жить осознанно.

Также чувство меры перекликается с православным понятием: Трезвение – 1) духовное бодрствование; 2) христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, дисциплине ума.

Это, конечно, большая тема для рассмотрения и в культуре, и в личной жизни. В каждом конкретном случае.

Но, что хотелось бы пожелать всем, так это каждому найти чувство меры в том, где вам его не хватает. Упражняться и тренироваться. Найти свой баланс, который нам так всем сейчас необходим.
И напоследок небольшое стихотворение, попробуйте его выполнить:

Свой сделай шаг наполовину,
Как будто в воздухе замри.
Почувствуй твердость изнутри.

Источник

Чувство меры и чувство собственного достоинства

Информация, полученная нами, может приблизить вас к новой жизни и помочь раскрыть новый мир вашей души.

22.09.2009. Урок дела №53:
«…будьте внимательны! Будьте внимательны к себе и к людям. На Землю пришло Божественное решение новой жизни. Ураган космических знаний заканчивает свою работу. Земля наполнилась знаниями космоса. Они помогут человеку начать новую жизнь. Они помогут вам принять правильное решение. Свободная воля человека должна подчиниться высшей воле вселенского разума.

Читайте также:  Машина не чувствует газ иногда

Сегодня вам необходимы стойкость, выносливость и непреклонность. Проявляет эти важные качества мужского начала чувство меры.

Чувство меры – удивительное чувство, основанное на разумном использовании Божественных законов. Чувство меры – это не золотая середина. Золотая середина – это высшее мастерство, умение маневрировать и приспосабливаться.

Чувство меры – это высшее творчество души, высший разум материи, разум чувств.

Тонкие чувства разумны. Они не позволят человеку попусту растрачивать потенциал души и физическую силу. Они не позволят накапливать ненужные знания. Чувство меры сродни чувству собственного достоинства, которое проявляет в человеке высочайшие качества его души – гордость, честность и бесхитростность. Гордость не позволяет отдавать свое и брать чужое.

Честность перед Богом и перед самим собой позволяет видеть свои ошибки не искать им оправданий.

Бесхитростность открывает душу и бесконечные просторы разума Божественной любви.

Будьте внимательны к людям! Цените людей, у которых проявлены чувство меры и чувство собственного достоинства. Воспитывайте в себе эти прекрасные чувства! Берегите их! Человек, пренебрегающий этими чувствами, предает Бога в себе, предает Божественные законы, пренебрегает Божественным началом своей души.

… ваша планета сегодня переполнена знаниями космоса. У Земли есть чувство меры и чувство собственного достоинства. Она давно ушла от влияния власти тьмы. Теперь она сбрасывает с себя тьму власти. Серость уходит. Вместе с ней уходят все, у кого нет чувства меры и чувства собственного достоинства.

Для того чтобы правильно использовать космические знания Земли, необходимы стойкость, выносливость и непреклонность.

Для того чтобы полностью оторваться от серости, окончательно уйти от влияния тьмы власти, нужны гордость, честность и бесхитростность».

Я хотела бы немного остановиться на понятии собственного достоинства. Во-первых собственное достоинство – это чувство, тонкое чувство, идущее из глубины души. Как и все тонкие чувства, оно приходит к нам из Огненного Тела Нравственности – Божественного начала души.

У каждого человека есть достоинства и недостатки. В данном случае достоинства – это положительные качества, недостатки – отрицательные качества, и поскольку, отношение к добру и злу у нас с вами не совсем одинаковое, а точнее сказать совсем неодинаковое, то и определяет достоинства и недостатки каждый из нас по-своему.

Бывает так, что то, что мы считаем собственными достоинствами, окружающие принимают за наши недостатки. Бывает наоборот, то, мы сами воспринимаем как недостатки, окружающие считают нашими главными достоинствами.

Тем не менее, человек, любящий Бога и себя как Божественное создание, уважающий себя и окружающий мир, посчитает ниже собственного достоинства жить не по совести и осознанно нарушать этот мир. В этом значении слово « достоинство» бывает только в единственном числе.

Чувство собственного достоинства – проявление уважения к себе, основанное на осознании высших нравственных ценностей, заложенных Богом в душе человека.

У слов «достойный», «достоинство», «недостаток», «достаточно» — один корень.

Если работать с собой, воспитывать в себе чувство собственного достоинства, то недостатки могут стать достоинствами. Поверьте, у нас для этого достаточно сил. Если Бог открыл нам Великий Переход к новой жизни, значит, мы этого достойны.

Пусть чувство собственного достоинства будет одним из главных достоинств у идущих в новую жизнь.

Источник

Чувство меры

Хочу предложить читателям весьма позновтельную статью Фалеева про «чувтво меры». Не пожалейте времени на её прочтение и убедитесь что статья очень полезная.

«Если ставишь себе какие-то цели и с маниакальным упорством к ним идёшь, то результаты просто избегают тебя».

Это особенно хорошо известно тем, кто начинает заниматься своим телом — либо похудением, либо накачкой мышц.

Возможно, Вы удивитесь, но основная причина отсутствия прогресса в тренировках — ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ.

Новичок приходит в зал, видит десятки хромированных тренажеров и начинает выполнять по паре десятков упражнений за тренировку.

И так он делает 3 раза в неделю. В итоге каждая тренировка превращается в истязание. Такое «маниакальное упорство» приводит к физическому и психическому истощению. Новичок быстро бросает тренировки.

Аналогичная ситуация и с похудением. Чем больше полный человек изнуряет себя голоданиями, диетами, аэробикой, тем быстрее он вообще откажется от попыток похудеть. Потому что похудение в его мозгу будет устойчиво связано с жесточайшим насилием над собственной психикой.

А все дело в том, что мы зачастую не знаем МЕРЫ. Не умеем останавливаться, когда надо.

Поэтому основная задача каждого, кто собирается себя совершенствовать — научиться останавливаться, чувствовать МЕРУ.

Отсутствие меры — это не только проблема перетренировавшихся спортсменов, но и главная причина переедания, главная причина алкоголизма, главная причина бесконечной погони за «золотым тельцом» (хочу одежду все моднее и моднее, машину все круче и круче, квартиру/коттедж все больше и больше).

Почему же мы хронически теряем чувство МЕРЫ? Как этого избежать? Как научиться чувствовать МЕРУ?

Ответ на эти вопросы автоматически поможет избавиться от переедания, от чрезмерного употребления алкоголя, от безостановочного курения по 2-3 пачки в день и т.д.

Но для начала нам придется разобраться, а в чем же состоит понятие «МЕРЫ». Почему человек не может во время остановиться?

Мы не можем остановиться, ТОЛЬКО потому, что это действие (например, еда, выпивка, курение, накопление и т.п.) воспринимается НЕЗАВЕРШЕННЫМ.

Читайте также:  Выражение дружеских чувств 7 букв

Открыл и исследовал этот механизм незавершенных дел один из величайших психологов XXвека Курт Левин. Человек он был незаурядный и необыкновенно интересный, причем даже его занятия со студентами-психологами отличались этими качествами в полной мере.

В качестве иллюстрации открытого им феномена Курт Левин проводил для своих учеников такой эксперимент. Вместе с ними он шел в ресторан, там они усаживались за стол и что-то себе заказывали.

В какой-то момент Левин подзывал к себе официанта и спрашивал его: «Милейший, а вы не скажете нам, что заказала вон та только что пришедшая пара?»

Официант любезно перечислял все блюда, заказ на которые он только что принял.

После этого Левин просил его ответить: «А что заказывала вот эта пара, которая уже расплатилась с вами и собирается уходить?»

При ответе на этот вопрос любой из инспектируемых таким образом официантов терялся, пытаясь перечислить блюда, заказанные этой второй парой, но неизбежно путался, сбивался, а то и вовсе не мог найтись с ответом.

Теперь Левин поворачивался к своим студентам и как ни в чем не бывало задавал им следующий вопрос:

«Рассудите сами. Только что мы спросили официанта о двух принятых им заказах.

Один из них — заказ уже уходящей пары, и это, очевидно, потребовало от него наибольших усилий: он принимал этот заказ, давал указания шеф-повару, приносил соответствующие блюда, обслуживал клиентов во время их ужина, убирал тарелки, потом рассчитывался с ними и т.п.

Второй заказ, который он принял несколько минут назад, напротив, занял у него меньшее количество времени и сил: он только выслушал своих клиентов, но еще даже не успел поговорить с шеф-поваром.

Почему же первый заказ он помнит хуже, чем второй?»

За столом воцарялась полная тишина. Действительно, это казалось ОЧЕНЬ странным. Почему официант с идеальной точностью помнил о заказе, который еще даже не успел осуществить, но при этом не мог сказать, что он приносил за соседний столик несколько минут назад?

Ответ заключался в открытии, сделанном Куртом Левином: мы хорошо помним те события, которые еще не завершились, но быстро забываем о том, что уже произошло.

Иными словами, незавершенные ситуации постоянно и активно возбуждают центры нашего мозга, которые не позволяют мозгу успокоиться.

Именно такие незавершенные ситуации, ситуации, так и не доведенные нами до своего логического конца, часто являются краеугольным камнем различных неврозов. Как известно, нет ничего хуже неопределенности, когда вы не знаете, одобрят ваш поступок или осудят, уволят вас с работы или не уволят, будете вы разводиться или не будете, заболеете вы или нет.

Парадоксально, но нашей психике было бы легче, если бы мы точно знали, что нас не одобрят или уволят, что наш развод состоялся, и даже что мы заболели.

Неопределенность хуже, чем доподлинно известный плачевный результат наших решений и поступков.

Именно про такие ситуации и говорят: «Лучше ужасный конец, чем ужасы без конца!»

Итак, незавершенные ситуации возбуждают наш мозг… и требуют себя завершить! Поэтому человек без всякой необходимости возвращается в мыслях или действиях к незавершенным ситуациям. Причем даже к самым бессмысленным.

Мария Арсентьевна Овсянкина (одна из учениц К.Левина) провела такой простой эксперимент: испытуемым взрослым людям она давала скучное и бессмысленное задание — сложить фигурку из разрезанных частей.

Когда испытуемый уже выполнял примерно половину задания, она прерывала его и просила сделать второе — уже совсем другое задание. При этом не полностью собранную фигуру она прикрывала газетой.

Оказалось, что после окончания второго задания 86% испытуемых захотели вернуться к первому прерванному заданию.

«Но почему, — удивлялся К.Левин, — взрослые люди, начав такую «глупую» работу, как складывание фигур, хотят вернуться к ней? Ведь никакого интереса к задаче нет!»

Курт Левин сделал вывод: у человека возникает потребность завершить даже самое бессмысленное задание.

Еще одна ученица К.Левина из России — Блюма Вульфовна Зейгарник — провела такой эксперимент. Испытуемым давалось 18-20 заданий, примерно половина из них прерывалась, а половина была завершена.

Когда испытуемый заканчивал последнее задание его как бы невзначай расспрашивали о прошлых заданиях. Оказалось, что испытуемые упоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные.

Б.В.Зейгарник сделала такой вывод: незавершенные действия лучше сохраняются в поверхностном содержании сознания, чем завершенные.

Этот эффект известен сейчас в психологии, как «эффект Зейгардник», и активно применяется в различных методиках, например в методике обучению иностранным языкам — применение такого способа позволяет увеличить объем запоминаемых иностранных слов в два раза.

Вот как был проверен этот способ.

Было выбрано две группы.

Первая группа обучалась по обычной методике — девался текст на иностранном языке с вкраплением в него новых для испытуемого слов. Далее студента просили перевести этот текст, а после перевода проверяли объем запомненных новых слов, встречающихся в тексте.

Во второй группе было все также, но с одним существенным отличием — студента, когда ему оставалось перевести всего три последние строчки, просили прервать задание и немного помочь учителю в каком-нибудь деле.

Читайте также:  Девятая симфония бетховена ода радости

Оказалось, что в первой группе (полностью завершившей перевод), студенты запомнили 47% новых иностранных слов. Во второй группе (прерванный перевод) студенты запомнили 77% новых слов. (Важное дополнение. Этот эффект срабатывал только в том случае, если испытуемый, несмотря на прерванное задание, оставался уверенным, что с заданием справился. Т.е. нельзя прерывать задание приказом «Время вышло, Вы не успели» — в этом случае эффект лучшего запоминания не наблюдался).

Итак, подведем итоги.

Незавершенные действия постоянно висят в нашей памяти, вокруг них крутятся все наши мысли и эмоции. Мы полны желания завершить эти действия.

Проблемы начинаются тогда, когда действия завершить принципиально НЕВОЗМОЖНО:

— Невозможно съесть всю еду. Но человек, для которого само наличие еды в холодильнике воспринимается, как незавершенное действие, не может остановиться и ест все, что видит. Ест до тех пор, пока еда не исчезнет из поля зрения, переместившись в желудок.

— Невозможно выпить весь спирт. Но человек, для которого наличие спиртных напитков воспринимается, как незавершенное действие, не может остановиться и пьет все, что хоть как-то напоминает спиртное: сначала солидно, чокаясь, выпьет вина, потом уже не очень солидно выпьет водку, затем, пошарив пьяными глазами, выпьет обнаруженное пиво, мартини, коктейли и т.д.

— Невозможно выкурить все сигареты. Но есть люди, для которых само наличие сигарет в пачке воспринимается, как незавершенное действие. Они смолят одну сигарету за одной. А как только заканчивается пачка, идут и покупают новую.

— Невозможно сразу за тренировку выполнить все известные упражнения. Но находятся новички, которые из тренировки в тренировку пытаются это сделать, выполняя в тренажерном зале по 15-20 упражнений за одну тренировку, чем загоняют себя в хроническую перетренированность. Для этих молодых спортсменов само нахождение в тренажерном зале становится незавершенным действием.

Все эти действия воспринимаются, как незавершенные, а значит все мысли человека вращаются вокруг этих действий, и он начинает испытывать непреодолимую потребность эти действия продолжать.

А так как логического окончания эти действия не имеют, то продолжение превращается в бесконечный бег по кругу.

Выход из всех этих ситуации один — перестать воспринимать все эти действия, как незавершенные.

Пусть каждое действие будет ощущаться ЗАКОНЧЕННЫМ!

А для этого важно делать действия на части и делать между этими частями перерыв.

Например, женщина не может уснуть, т.к. не довязала свитер. Незавершенность действия не дает ей покоя, она ворочается, и мысли то и дело возникают в ее голове, мешая заснуть.

Правильный подход был бы таким — разбить большую работа на несколько частей, и каждую часть воспринимать законченной.

Для этого в ходе дневного процесса вязания достаточно думать так: «Сейчас мое дело — это связать рукав. Одного рукава пока что будет вполне достаточно. Это моя норма — один рукав. Все остальное — потом, а сейчас — только рукав».

Когда один рукав будет связан, делается небольшой перерыв, во время которого оценивается, насколько реально сегодня закончить и второй рукав. И только, если это реально, тогда в план включается второй рукав. И так далее.

Так же можно поступать при тренировках. Выполняется одно упражнение, во время которого оно считается целью всей тренировки. После выполнения этого упражнения делается небольшой перерыв, во время которого надо оценить степень собственной усталости и готовности к следующему упражнению. Если в теле нет свежести и бодрости, то следующее упражнение лучшее вообще не делать.

В физических тренировках вообще надо придерживаться такого простого правила — лучше недоработать, чем перетренироваться. Лучше уйти из зала слегка недогруженным (и с желанием еще позаниматься), чем перегруженным (и с чувством отвращения к залу). В первом случае Вы наверняка придете на следующую тренировку, а во втором уже может и не захотеть придти.

Так же надо и принимать пищу, разбивая процесс еды на этапы. Первый этап — сосредоточились только на первом блюде и спокойно едим только его. Это одно законченное действие.

После окончания этого действия делаем небольшой перерыв и оцениваем степень насыщенности/голода.

Если надо совершить еще одно действие — начинаем есть второе блюдо. Это будет второе законченное действие.

Такое разбивание любого процесса на законченные этапы позволит решить одну из самых злободневных психологических проблем человека — проблему незавершенных ситуаций.

Любая незавершенная ситуация — это огромный стресс, требующий своего завершения. И только тогда, когда ситуация доведена до завершения, мозг успокаивается и сможет наконец полноценно отдохнуть.

При этом важно не формальное завершение дела, а ощущение завершенного дела (или этапа), чего вполне можно добиться простым изменением своего отношения к проблеме.

Итак: разбивайте свои действия на этапы и делайте их завершенными!

БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как резко повысить личную эффективность, с помощью простых приёмов быть на шаг впереди всех

Как продлить свою жизнь и повысить её качество

Как развить свои природные таланты и обеспечить материальное благополучие

Как победить Страх, беспокойство

Как с помощью маленьких хиростей жить легко

Как контролировать себя и свои мысли

Как усилить жизненную энергетику

Как научиться зарабатывать на жизнь не имея начальников

Источник

Оцените статью