Для чего неприятные эмоции

Неочевидная мотивация: негативные чувства и эмоции, которые делают вас эффективными

Чем могут быть полезны отрицательные чувства и эмоции, как сделать их ресурсом для достижений и научиться управлять ситуацией.

Чувства и эмоции: снимаем ярлыки

Чувства и эмоции — близкие понятия, и в жизни они часто смешиваются или используются как синонимы, но это не одно и то же. Чувства — это перманентное состояние, основанное на отношении к чему-либо. Эмоции — психофизиологические реакции на внешние или внутренние раздражители.

Существуют разные классификации чувств и эмоций. Но в психологии понятие «эмоции» применяется и в широком смысле — как эмоциональные состояния, и в узком — как один из видов этих состояний наряду с чувствами, настроениями и т.д. Эмоциональные состояния — это особый класс психических явлений, они отражают наше отношение к миру.

Каждый человек в повседневной жизни испытывает самые разные эмоциональные состояния, которые обычно возникают под влиянием обстоятельств. В зависимости от наших переживаний, мы делим эмоции на «хорошие», т.е. приятные (удовольствие, интерес), и «плохие», т.е. неприятные (стыд, вина, страх и т.д.). Естественное желание — избавиться от эмоций, которые мы считаем негативными. Ведь каждый с детства знает: испытывать гнев, страх и т.п. — больно, неприятно. Но называть эмоции плохими или хорошими — значит давать оценку, и в этом кроется ошибка. Любая оценка запускает программу: «плохое» мы, естественно, считаем вредным и избегаем, «хорошее» — полезным и стараемся получить в большем объеме. Важно понять: все чувства и эмоции — естественные составляющие человека и неэффективно их считать негативными или позитивными. К ним стоит относиться как к индикаторам нашего состояния и отношения к происходящему с нами и вокруг нас. Например, страх сигнализирует о какой-либо опасности и побуждает избегать подобных ситуаций путем ухода или нападения. Радость говорит, что происходящее с нами желанно и приятно, она приводит к расслаблению и существенно притупляет внимание. Отсюда вопрос: какое из этих эмоциональных состояний можно назвать хорошим, а какое плохим? Ведь когда датчик температуры сообщает, что машина перегрелась, это не повод считать его плохим и ненужным устройством.

Чтобы понять значение чувств и эмоций и начать их использовать во благо себе, надо принять факт: они есть, и ощущать то, что мы ощущаем, — нормально. Важно научиться замечать свои эмоции и чувства и анализировать, как они влияют на нас и как мы сами реагируем на них.

Как чувства и эмоции помогают в жизни и работе

В психологии есть понятие «эмоциональный интеллект»: это способность распознавать мотивацию, желания, эмоции свои и других людей и управлять ими. Во время переговоров мы обмениваемся не только информацией, но и вызываем друг у друга эмоции. И именно свои ощущения от процесса общения обычно запоминает собеседник. Немецкий поэт и драматург Карл Бюхнер сказал, что люди могут не вспомнить конкретно произнесенные вами слова, но никогда не забудут, что они при этом чувствовали.

Эмоциональный фон, который возник в процессе беседы, человек затем может распространять на окружающих. Условно: если утренняя пятиминутка у руководства прошла под знаком плюс, вероятнее всего, члены команды настроятся позитивно и будут транслировать это состояние при общении с клиентами. Если же день начался с выговоров — уровень тревоги у сотрудников поднимется, а напряжение и негатив могут отразиться как на отношениях с партнерами и клиентами, так и в целом на выполнении служебных обязанностей.

Многочисленные эксперименты показали: эмоции на 80% определяют, каким будет решение! Человек с развитым эмоциональным интеллектом будет эффективнее других в любой ситуации, потому что он умеет замечать и различать свои эмоциональные состояния — и позитивные, и негативные, а главное — выбирать, как на них реагировать. Этот навык поможет ему извлекать пользу даже из тех эмоциональных состояний, которые вызывают чувство стыда, страха и злости.

Стыд как стимул роста

Японский и русский менталитет имеет одно незаметное, но глобальное историческое различие: ключевой мотиватор среднестатистического японца — стыд, а россиянина — вина. И это накладывает отпечаток на все: уровень и качество жизни, достижения, бизнес, производство.

Мотивация, которая основана на чувстве вины, работает в конкретный момент времени, но стратегически малоэффективна. «Виноватый» человек мотивирован, чтобы так больше не делать, а в конечном счете — вообще не делать то, что вызывает это чувство. Ощущение вины чаще всего приводит к позиции жертвы, порождая хитрость, изворотливость, обман, и в итоге к снятию или перекладыванию ответственности.

Вероятно, японское мировоззрение связано с историей самураев, которые жили по кодексу Бусидо (набору законов и правил) и считали, что лучше умереть, чем опозориться самому или бросить тень на честь своего господина или семьи — то есть той ячейки общества, к которой они относились.

Для современного японца нет ничего страшнее, чем подставить свою компанию, завод, нацию, заставив стыдиться. Не страшно быть виноватым, страшно подвести своих. Это предполагает контроль качества даже самой мелкой операции, за которую отвечает он лично и коллектив в целом. Нежелание испытать стыд стимулирует человека выполнять свои обязанности качественно и надежно. Как следствие, он может гордиться собой. Следуя этому принципу, человек с детства приходит к ответственности, то есть осознанию, что только он сам отвечает за любые последствия своих поступков и решений. А ответственность ведет к осознанию и корректировке действий без негатива, которым сопровождается вина.

Как конструктивно использовать раздражение и злость

Раздражение, злость, гнев, ярость — эти эмоциональные состояния можно представить в виде матрешки: каждая последующая скрывает в себе еще одну. Чтобы не довести себя до гнева и ярости, рассмотрим, как эффективно использовать раздражение и злость.

Читайте также:  Стресс начинается с этой стадии

Раздражение — это реакция на чужое поведение или обстоятельства, например, громкий голос, резкий тон. Раздраженный человек подсознательно стремится или избавиться от неприятной коммуникации, или вести себя более жестко. Такое поведение будет работать против его интересов, если собеседник — партнер по бизнесу или клиент. Выход — постараться понять природу раздражения, задаться вопросом, что именно его вызывает, и оценить ситуацию с позиции стороннего наблюдателя. Если причина делает невозможным дальнейшее сотрудничество с этим человеком, есть смысл с ним расстаться. Даже если принято такое решение, важно оставаться эмоционально спокойным и уходить с уважением. Ведь «хлопанье дверью» происходит под влиянием эмоции и закрывает возможность однажды вернуться. Не случайно один из критериев оценки эффективности любого переговорного процесса — сохранение отношений.

Злость — резкое выражение недовольства человеком, например, вызванное нарушением его границ или препятствиями, которые он не может преодолеть. Проявлять злость в культурном обществе не принято, но это не значит, что люди ее не испытывают. Поэтому многие зачастую подавляют злость, загоняя ее внутрь: человек начинает действовать, исходя не из своих желаний, а из правил, которые установлены, стремится быть хорошим для других. Загнанная внутрь, она начинает работать против человека и может проявляться либо в виде самоедства и стремления уйти от неприятной ситуации, либо однажды прорваться в крайней форме — агрессии по отношению к другим, что никогда не даст положительных результатов.

Пример: молодой продавец с высоким культурным уровнем, но не владеющий знаниями и навыками, приходит в продажи. Он очень доброжелательно общается с клиентами, но у него, как правило, не покупают. Это приводит к тому, что у доброжелательного начинают копиться раздражение, злость на себя, а затем и на покупателей, и в результате — агрессия, направленная на клиентов. Он перестает быть обходительным и переходит в другую крайность — начинает общаться жестко и агрессивно — и это главная ошибка. Активная позиция, замешанная на злости, приводит его к первичным продажам. И тогда он допускает вторую ошибку: начинает думать, что этот путь — эффективный, и становится агрессивным продавцом, который перестал быть уважительным, но навыки экспертных продаж так и не приобрел. Как следствие, продаёт только первичным теплым клиентам, которые больше к нему не возвращаются. И в результате быстро перегорает и не замечает, как убивает клиентскую базу, и свою и компании. Изменить ситуацию может помочь грамотный наставник, который объяснит, что надо перевести энергию злости не в жесткость и грубость, а в новые полезные действия, и научит эффективным навыкам продаж и переговоров, сохраняя культуру общения.

Важно понять, что злость рождается из суммы мелких неудовлетворенностей чем-либо, нерешенных сразу после их появления. Таким образом, злость — важный индикатор неудовлетворения, несоответствия наших желаний действительности и повод отредактировать либо первое, либо второе. Когда злость вырывается наружу, она, с одной стороны, может помочь сделать те действия, на которые без «высокого давления» человек не мог решиться ранее, а с другой — открывает клапан для совершения эмоциональных необдуманных действий. Если человек в продажах все время работает на злости, первое время может показаться, что это дает результат. Но в долгосрочной перспективе злоба становится установкой мышления, приводит к перегоранию, конфликтам, потерям клиентов, проблемам в социуме и, вероятно, увольнению, потому что количество людей, желающих общаться, сократится. Таким образом, злость дает человеку энергию для решительного действия, на которое изначально не хватало силы или воли. При этом мудрый человек обязательно разберется, что послужило источником раздражения, а затем и злости, чтобы или устранить причину, или понять, как больше не попадать в такую ситуацию.

В чем ценность страха?

Страх считают отрицательной эмоцией: трудно полюбить состояние, при котором подкашиваются ноги, пробегает холодок по спине, а иногда даже тошнит. Он может возникнуть в момент физической угрозы, или когда есть вероятность потерять что-то ценное, или как реакция на стрессовую ситуацию и т.д. Таким образом страх сигнализирует об опасности и заставляет принимать меры: спасать собственную жизнь, свое эго (точку зрения, честь, репутацию, положение в обществе), сохранять то, что ценно (отношения и т.д.). То есть обращает внимание человека на проблему, а значит является датчиком, который сигнализирует об угрозе благополучию до того, когда она проявится.

В первую очередь, разграничим физическую и нефизическую угрозы. Безусловно, при угрозе жизни и здоровью важно делать все, чтобы их сохранить, и желательно оставаться в рамках закона. Это мы обсуждать не будем. А вот в случае нефизической угрозы, страх сигнализирует, что человек находится у границы своей зоны комфорта. Точнее, зоны рутины — территории привычных, знакомых ситуаций и действий, воспринимаемых, как нормальные и безопасные. Страх появляется всякий раз, когда мы переходим эту невидимую границу привычного. Большая часть людей интуитивно реагирует на нее и возвращается обратно, отказываясь от новых возможностей, отношений, проектов, способов действия и т.п. «Натренированные» действуют иначе. Разберемся, как это сделать.

7 шагов работы с чувствами и эмоциями, которые легко понять, но не так быстро освоить:

шаг №1: заметить ситуацию, которая вызывает ваше эмоциональное состояние, и сказать себе об этом: «На меня давит оппонент на переговорах, и эта ситуация вызывает мои эмоции».

шаг №2: опознать свое чувство или эмоцию и назвать ее своим именем, например: «Я чувствую страх».

Читайте также:  Фея хорошего настроения бабок

шаг №3: на минуту остановиться и не совершать дальнейших действий;

шаг №4: спросить себя: «К чему меня подталкивает это чувство/ эмоция?» Например: «Оппонент давит на меня, и мне хочется повысить голос, сказать ему, что он не прав, и доказать свою позицию».

шаг №5: спросить себя: «Что бы я посоветовал сделать себе, если бы не участвовал в ситуации и спокойно наблюдал за происходящим со стороны без какой-либо выгоды и интереса?» Например, ваш ответ будет: «Я бы не спешил и спокойно с уважением начал выяснять точку зрения оппонента, чтобы только потом принять решение».

шаг №6: сравните ответы на вопросы №4 и №5. Если они одинаковые, вы лукавите и продолжаете находиться под влиянием эмоции. В этом случае вам стоит вернуться к шагу №1. Если же ответы разные, то переходите к шагу №7.

шаг №7: выполните то, что ответили себе в шаге №5: спокойно и с уважением похвалите мнение оппонента и спрашивайте о его позиции, точке зрения и т.п.

Когда трезвый разум преобладает над эмоциями — это и есть проактивная жизненная позиция. Таким же образом стоит прорабатывать любое чувство и эмоцию.

Единственное эмоциональное состояние, которое не бывает полезным, — это зависть.

Зависть — это не эмоция и не чувство, а перманентное или временное состояние. Оно складывается из эмоций и чувств, возникающих по отношению к людям, которые обладают чем-либо материальным или духовным, — тем, что хочет иметь завидующий, но не имеет. Зависть не совсем естественное и, к сожалению, никогда не полезное состояние, в отличие от эмоций или чувств. Поэтому она не может быть ресурсом, даже если кажется обратное. Опыт показывает, что если человек достиг чего-то или приобрел что-то, потому что завидовал, в подавляющем большинстве случаев это не являлось его настоящим желанием. Его спровоцировала зависть, за которой прячется внутренняя потребность в чем-либо. Зависть — индикатор внутренней нужды. Поймав себя на зависти, не надо сразу покупать то, что есть у кого-то, или обучаться тому, что он умеет. Стоит задать себе вопрос: «Если я завидую, что меня не устраивает в себе, в своем бизнесе, в работе, навыках, жизни?» А лучше пройти проработку своей зависти с коучем или психологом.

Важно помнить, что наши эмоции и чувства — это естественная часть нас самих, они раскрашивают нашу жизнь красками, придают ей смысл и рождают удовольствия. Радоваться тому, что испытываете радость, невозможно, не познав горя, как и прочувствовать силу уверенности, не пережив страх совершить ошибку. Считать эмоции вредными ошибочно. Наши решения определяют нашу жизнь, при этом на 80% провоцируются эмоциями. Они были, есть и будут. Таким образом, наш успех зависит только от умения работать со своей реакцией на собственные эмоции.

Источник

Негативные эмоции: почему мы их испытываем и как начать с ними справляться

Все мы время от времени испытываем такие эмоции как раздражение, злость, страх, зависть, ревность.

Несмотря на то, что обычно они вызывают дискомфорт, мы привыкли воспринимать их неотъемлемой частью нашей жизни.

Порой мы можем даже прогнозировать их возникновение. Например, готовясь пойти на вечеринку к друзьям по случаю их переезда в новый дом, мы заранее знаем, что нас одолеет зависть.

Кто-то себя за такие эмоции осуждает и старается им сопротивляться, кто-то смиряется, кто-то, напротив, готов отстаивать свое право на них.

Важно понять, что в этом мире нет ничего случайного, и если негативная эмоция возникает, значит для этого есть причины.

1) Защитная реакция.

Через негативные эмоции вы пытаетесь оправдаться перед другими и перед собой за свое собственное несовершенство или преодолеть чувство вины.

Например, вы совершили ошибку и теперь кто-то вам на это указывает. Вашей реакцией может быть злость, агрессия, ответные нападки.

Таким образом, вы пытаетесь оправдать свое поведение, оплошность, доказать, что вы не хуже других.

2) Зависимость от чужого мнения.

Человек существо социальное и, оказавшись в социуме, он учиться с этим социумом взаимодействовать на выгодных для себя условиях.

Порой стремление к принятию нас социумом может выразиться в тотальном страхе это принятие потерять.

Тогда наиболее безопасной может показаться стратегия «быть как все», нежели каким-то образом рискнуть вызвать непонимание и осуждение близких и не близких людей.

В итоге мы можем столкнуться с тем, что наши истинные желания и интересы не реализуются из-за страха осуждения, что в свою очередь вызывает разочарование и злость от того, что мы живем не своей жизнью.

3) Неуверенность в себе.

Это, по сути, основная причина для возникновения большинства негативных эмоций самые очевидные из которых ревность, зависть и страх.

В отсутствии уверенности в себе нам постоянно требуется подтверждение извне нашей значимости, ценности, красоты и уникальности. Неполучение этого подтверждения вызывает разочарование, что в свою очередь является триггером для негатива.

А стоит ли вообще что-то с этим делать?

Здесь важно разграничить два момента: эмоции, в том числе негативные, важны и нужны.

Они характеризуют нас как существ думающих, чувствующих, переживающих.

Все наши эмоции, а особенно негативные, могут при правильном отношении к ним стать нашими наставниками и учителями и помочь выйти на новый уровень качества жизни и личного развития

Для этого нужно учиться правильно и уместно их выражать.

Зачастую мы запрещаем себя негатив там, где он действительно уместен.

Мы можем срываться на ерунде, быть мстительными и раздражительными с близкими, в то время, как из-за неуверенности в себе не рискуем поставить на место и терпим абьюзивного коллегу.

Читайте также:  Область мозга отвечающая за эмоции название

Или ополчаемся на случайно задевшего нас прохожего или водителя подрезавшего нас авто, в то время, как сильно потеряли в самооценке из-за нахождения в токсичных отношениях.

Порой кажется, что выйти на качественно иной уровень восприятия мира невозможно, но это не так.

1) Познакомьтесь с собой.

Для начала вам необходимо понять кто вы, что любите и цените, чего на самом деле хотите.

Найдите время, оторвитесь от рутины и гаджетов и ответьте себе хотя бы на такие вопросы:

• Три вещи, которые для меня важнее, чем для других.

• За счет чего я успокаиваюсь и прихожу в гармоничное состояние.

• За что я могу поблагодарить судьбу.

• Какие изменения произошли со мной за последние 3 года, год, полгода.

• Что забирает у меня энергию.

• Чего мне не хватает и что необходимо сделать, чтобы это у меня было.

• Какие свои таланты и способности я до сих пор не реализовал.

• Чего я больше всего боюсь.

• На какую тему я бы хотел прочитать лекцию.

• Как я хочу чувствовать себя через год и что мне нужно для этого сделать.

2) Разрешите себе то, что для вас важно.

Подумайте, одобрение других, даже очень близких людей, ценой ваших истинных ценностей и желаний – не слишком ли высокая цена?

Вы можете с удивлением осознать, что на самом деле всегда хотели короткую стрижку или носить двенадцати сантиметровые каблуки, а не кроссовки, как привыкли со школы.

Или вас может шокировать осознание того факта, что одиночество, во всяком случае на данный момент, вам комфортнее и ценнее, чем вечная погоня за хоть какими-то отношениями.

Живя своей жизнью, реализовывая свои цели вам будет легче и радостнее принимать многообразие жизни и те явления, которые могут не отвечать сугубо вашим интересам.

3) Разрешите себе ошибаться.

Нам кажется, что сценарий нашей жизни хорош лишь тогда, когда он идеален.

В этом идеальном сценарии нет места страданию, боли, ошибкам, разочарованиям, утратам.

И мы сами хороши лишь в том случае, если совершенны, лишены изъянов. Но это ложное ощущение, искусственное и, по итогу, очень изматывающее.

Мы все имеем право быть слабыми, болеть, лениться, пробовать и ошибаться. И чем чаще мы будем контролировать наше чувство вины, связанное с этим, тем лучше

4) Поработайте с самооценкой.

Здесь ожидается совет типа полюбите себя, станьте увереннее, чаще себя балуйте и т.п.

На самом деле все проще — важно постепенно прийти к принятию себя как части этого многообразного мира, к бережному отношению к себе как важной и значимой составляющей мироздания.

Вы не можете знать окончательно и определенно своей роли в этом мире.

Не можете знать, какие чувства вызываете или можете вызвать, для кого ваши слова или сам факт вашего существования окажется ценным и значимым.

В итоге, вы можете прийти к осознанию, что самоуверенность вам больше вообще не нужна, потому что самоуверенность призвана скрыть неуверенность в себе, а для вас просто перестало быть столь значимым, как вас воспринимает внешний мир.

Значимым стало то, что вы созидаете, что вы вносите в свою жизнь и в жизнь окружающих.

В последнее время эта тема стала более популярной. Несмотря на то, что все советы банальные — они рабочие. Главное осознать, что все зависит от тебя самого,от твоего самоконтроля, самопознания и желания изменить свое отношение к жизни.

Да, все о чем я пишу и что советую клиентам проверено многократно на личном опыте. Важно об этом не просто прочитать в сотый раз, а вчитаться, осознать и выполнять рекомендации. Хотя это тоже из разряда «спасибо ,кэп», но такие штуки работают только через практику, не через теорию

Очередной «гуру» кто своими рекомендациями пытается обойти законы природы которым миллионы лет. Работа нервной системы и сознания строится не на наших хотелках а на хотелках природы, которой наплевать что вы о себе думаете и что вы лично хотите. Автор просто зарабатывает деньги на простачках, не верьте таким людям, они вас тупо разводят на бабки! Негативные эмоции нужны для выживания не меньше чем пища, вы же не боретесь с зависимостью от пищи, перестав есть, это глупо и бессмысленно!) ред.

Очередной комментатор, не прочитавший статью.

Вот Вам выдержки, если читать все таки совсем лень;)
«Здесь важно разграничить два момента: эмоции, в том числе негативные, важны и нужны.
Они характеризуют нас как существ думающих, чувствующих, переживающих.»
«Все наши эмоции, а особенно негативные, могут при правильном отношении к ним стать нашими наставниками и учителями и помочь выйти на новый уровень качества жизни и личного развития.»
«Зачастую мы запрещаем себя негатив там, где он действительно уместен.»
«Мы все имеем право быть слабыми, болеть, лениться, пробовать и ошибаться. И чем чаще мы будем контролировать наше чувство вины, связанное с этим, тем лучше.»

С едой сравнение хорошее, только есть можно разное.
Можно есть гамбургер (неуместная негативная реакция, как у Вас сейчас), а можно сырые овощи, которые не всегда вкусные, но полезные и необходимые (уместная негативная реакция).

Вообщем лучше не судите по заголовку и тратьте время с пользой для себя и других, чем на необоснованные комментарии.

Источник

Оцените статью