С помощью органов чувств мы различаем запахи, осязаем, слышим, видим и чувствуем вкус пищи. Органы чувств воспринимают свет, колебания воздуха, наличие мельчайших частичек веществ в окружающем нас пространстве. Затем органы чувств передают полученную информацию в мозг в виде нервных сигналов. Наш мозг позволяет воспринимать эти сигналы в виде ощущений. Так мы получаем представление об окружающем мире.
Мы видим окружающий мир и различаем предметы глазами. Они дают нам возможность определить размеры объектов, их форму, цвет. Также глаза позволяют воспринимать движение предметов.
Наши глаза по форме похожи на небольшие шары. Они находятся в глазных впадинах черепа и надежно защищены от внешних воздействий. При помощи мышц они могут поворачиваться в глазных впадинах.
Глаза принимают свет, отраженный от окружающих предметов. Свет проходит через зрачок и хрусталик, расположенные в глазу, и попадает на светочувствительные клетки. А эти клетки передают нервные сигналы в мозг. Именно в мозге формируются зрительные ощущения.
Наши глаза нуждаются в постоянном смачивании, иначе в них возникнет сухость и раздражение. Благодаря морганию глаза равномерно смачиваются слезной жидкостью, и человек чувствует себя комфортно. Что мы делаем, когда в глаза попадает песок? Начинаем моргать много раз подряд и промываем глаза водой. Когда мы моргаем, верхние веки, наподобие дворников на стекле машины, двигаются и распределяют слезы по глазу, помогая справиться с мелкими частицами.
Осязание — это способность кожи человека ощущать прикосновения. Самые чувствительные участки кожи находятся на руках. Пальцы могут уловить легчайшее прикосновение. Ощупывая предмет руками, даже с закрытыми глазами мы можем оценить его форму, размеры и шероховатость или гладкость.
Огромное количество информации об окружающем мире мы получаем с помощью осязания. Неслучайно это чувство у слепых развито гораздо сильнее, чем у зрячих.
Для того чтобы слышать, у человека есть специальный орган — ухо. Вначале колебания воздуха принимаются ушной раковиной. По слуховому проходу они достигают барабанной перепонки и заставляют ее вибрировать. Эти колебания превращаются в нервные сигналы, которые поступают в мозг.
Именно мозг из полученных сигналов создает звуки, которые мы слышим.
Звук — это колебания воздуха, которые окружают человека со всех сторон. Они воспринимаются ушами. Источником звука может быть любой предмет, передающий свои колебания по воздуху.
Люди различают четыре основных вкуса — сладкий, горький, кислый и соленый. Происходит это благодаря рту и языку. Полость рта человека, включая язык, покрыта сосочками, в которых находятся вкусовые луковицы. А в них находятся вкусовые рецепторы, от которых информация о вкусах передается в головной мозг. Именно в мозгу и формируются вкусовые ощущения.
Если мы потрогаем пальцами соль и сахар, то мы их не отличим. Но стоит их поочередно положить на язык — и мы сразу определим, где сахар, а где соль.
Распознавать различные запахи люди, как и животные, могут благодаря носу. В нем находятся обонятельные нервы. Когда мы вдыхаем воздух, содержащий различные запахи, он раздражает эти нервы, они дают сигнал мозгу, и человек «узнает» запахи.
Собаки живут в своем особом мире запахов. Они воспринимают их в тысячи раз лучше человека. Собаке под силу различить самые слабые запахи даже на фоне других, чрезвычайно сильных. Например, охотничьи собаки обладают удивительной способностью быстро распознавать, куда делся недавно пробежавший по лесу заяц.
Источник
Наталья Ильина
Конспект занятия «Для чего нужны нам органы чувств?»
Расширять знания детей о функциях органов чувств; воспитывать у детей бережное отношение к своему организму, учить заботиться о нем; развивать логическое мышление, умение делать выводы.
1. Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно-двигательного восприятия.
2. Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть его эмоциональные состояния.
3. Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных; работать над интонационной выразительностью, связанностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.
1.Воспитатель: Ребята, я сегодня встретила Незнайку, он мчался по улице, размахивая конвертом, и громко кричал! Возможно он опять что – то придумал или в цветочном городе действительно что – то случилось. Давайте посмотрим, что в конверте.
Открываем конверт. На листке изображены лица человечков, они очень грустные.
Читаю письмо, в котором человечки рассказывают о своей беде. Веселые человечки разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Они просят детей помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.
Прошу детей вспомнить, какие органы чувств они знают. После перечисления (рот, нос, глаза, уши, кожа)загадываю детям загадки:
Брат с братом через дорожку живут
А никогда друг друга не видят (глаза)
Между двух светил
Я в середине один (нос)
У зверушки на макушки
А у нас ниже глаз (наши ушки)
Всегда во рту а не проглотишь (язык)
Мягкое и твердое, острое, тупое
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно
Нам поможет наша (кожа)
А теперь дети вокруг себя повернитесь и в цветочном городе окажитесь. (Дети садятся за столы). Обращаю внимание на картинку с изображением музыканта. Это Гусля. Спрашиваю у детей о профессии этого человечка, обращаю внимание на его настроение.
Музыкант разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных инструментах. Что нам помогает слышать? (Уши).
Дидактическая игра: «Какой инструмент звучит?»
Цель: упражнять детей в различении на слух различных музыкальных инструментов.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты.
Ход игры: предлагаю детям определить по звуку, какой инструмент звучит. Играю на инструментах за ширмой.
Дети продолжают «путешествие» по цветочному городу. Обращаю внимание на рисунок девочки – цветовода. Это Синеглазка. Предлагаю детям определить, чем занимается эта девочка, сказать о ее настроении. Синеглазка выращивала в своем огороде ароматные фрукты и овощи. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху, тот или иной предмет?
Его нужно понюхать, для этого у человека есть нос.
Дидактическая игра: «Узнай по запаху»
Цель: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать по запаху, даже не видя их. Для этого у человека есть орган чувств — нос.
Оборудование: закрытые коробочки,в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон, апельсин. Через дырочки в коробочках нужно понюхать то, что внутри. Карточки с изображением этих продуктов.Ход игры: предлагаю детям определить по запаху, в какой коробочке что лежит, и обозначить соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания.
Приходи ко мне, дружок, и вставай ко мне в кружок.
(дети встают в круг)
Носик ты быстрей найди и друг другу покажи.
(дети указательным пальцем дотрагиваются до кончика носа)
Надо носик очищать, на прогулку собирать.
(дети салфеткой очищают нос)
Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй.
(дети закрывают рот и выполняют вдох и выдох через нос)
Вот так носик баловник, он шалить у нас привык.
(на выдохе ребенок показывает на сопротивление воздуха
надавливая большим и указательным пальцем на крылья носа)
Тише, тише не спеши, ароматом подыши.
(дети поочередно выполняют вдохи через правую и левую ноздри)
Хорошо гулять по саду, и поет нос «ба- бо-бу»
(на вдохе дети постукивают по крыльям носа)
Теперь надо носик нам погреть, его немного потереть.
(дети указательным пальцем массируют крылья носа)
Нагулялся носик мой, возвращаемся домой!
(дети возвращают палец на кончик носа)
Далее предлагаю детям картинку с изображением повара. Это – Пончик. Обращаю внимание детей на его настроение.Говорю детям: Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него сладкий, а компот — соленый. Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? Какой орган чувств есть для этого у человека, какие 4 вкуса вы знаете? (горький, сладкий, соленый, кислый).
Дидактическая игра: «Узнай на вкус»
Цель: упражнять детей в различении вкусов,называть 4 основные вкуса: горький, сладкий, соленый, кислый;отвечать на вопросы: что бывает кислое? соленое? горькое? сладкое?
Оборудование: чашечки с водой разного вкуса по количеству детей.
Ход игры: предлагаю детям определить на вкус, что в каждой чашечке, и спрашиваю, что они знают такого вкуса.
Предлагаю детям вспомнить, о каком органе чувств еще не вспомнили. Дети называют кожу. Для чего человеку нужна кожа. Кожа выполняет защитную функцию организма. Предлагаю детям определить только с помощью кожи пальцев форму предметов.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: учить изображать образ предмета, полученный путем тактильно-двигательного восприятия.
Оборудование: маленькие мешочки с различными предметами. В каждом мешочке по 1 предмету. Листы бумаги, карандаши.
Ход игры: предлагаю детям на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, и зарисовать его. После выполнения задания дети сравнивают рисунки с предметами.
В заключении предлагаю детям рассказать об органах чувств, используя опорные картинки. Ребенок начинает свой рассказ, например,со слов: «Рот наш нужен чтобы…»
Помощник воспитателя приносит телеграмму. В ней написано слово «СПАСИБО». Дети читают слово. Делают вывод, что у человечков все хорошо, дети помогли им снова научиться пользоваться органами чувств.
Молодцы, ребята. На этом наше путешествие по цветочному городу заканчивается. А теперь дети вокруг себя повернитесь и снова в группе окажитесь.
Конспект тематического занятия в кругу (по системе М. Монтессори) в старшей группе «Органы чувств: вкус, слух, осязание» «Органы чувств: вкус, слух, осязание» Тема: «Органы чувств (вкус, слух, осязание). Программное содержание: Закрепить знания об органах чувств,.
Валеологическая дидактическая игра «Органы человека» От 4-х лет Цель: формирование у воспитанников представлений о расположении внутренних органов (сердце, печени, желудке, почках, легких).
Источник
Анализатор (сенсорная система) — функциональная система, обеспечивающая восприятие и переработку информации из внешней и внутренней среды организма. Учение об анализаторах разработано И.П. Павловым. Совокупность рецепторов, сконцентрированных в определенных участках тела, и клеток других тканей образует органы чувств. Анализатор состоит из трех отделов:
Органы чувств — высокоспециализированные органы, воспринимающие определённый раздражитель. У человека различают шесть органов чувств: орган зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожно-мышечного чувства и равновесия. Действуя одновременно, они обеспечивают человека разнообразной информацией об окружающем объективном мире, которая отражается в его сознании в виде субъективных образов — ощущений, восприятий и представлений памяти.
Проводящий путь сенсорной системы представлен чувствительными нервами, передающими нервный импульс в ЦНС. Частично информация начинает обрабатываться уже на уровне рецепторов, однако главную роль играет обработка в ЦНС.
Корковый отдел сенсорной системы — определённая зона коры больших полушарий головного мозга, где нервный импульс воспринимается и анализируется. На этом уровне возможно взаимодействие между различными сенсорными системами. В результате согласованной работы сенсорных систем в больших полушариях формируется программа поведения, оценка действий и др.
Зрительная сенсорная система состоит из глаз, зрительного нерва и зрительных центров в височной области коры больших полушарий (коркового центра).
Глаз состоит из глазного яблока (шаровидное тело, расположенное в глазнице черепа) и вспомогательного аппарата (брови, веки с ресницами, слёзный аппарат и глазодвигательные мышцы).
Брови — волосы, предохраняющие глаза от попадания пота со лба. Веки — кожные складки с растущими по свободному краю ресницами, которые защищают глазное яблоко от ветра, пыли, ярких солнечных лучей. Слёзный аппарат включает слёзную железу, расположенную в верхнем наружном углу орбиты, и систему слёзных путей (слёзный каналец, слёзный мешок, носослёзный канал). Глазодвигательные мышцы соединяют глазное яблоко со стенками глазницы и обеспечивают его движения.
Глазное яблоко состоит из ядра, покрытого тремя оболочками: фиброзной, сосудистой и сетчатой (сетчаткой). Фиброзная оболочка в заднем отделе образует склеру, придающую глазному яблоку определённую форму, а в переднем отделе — прозрачную роговицу, которая пропускает и преломляет свет. Тонкая и нежная сосудистая оболочка с густой сетью тончайших сосудов и капилляров обеспечивает снабжение глаза кровью. В передней части глаза она образует радужную оболочку, в её центре имеется небольшое отверстие — зрачок, он способен рефлекторно расширяться или сужаться в зависимости от интенсивности света. Позади зрачка находится прозрачный и эластичный хрусталик, кривизна которого регулируется ресничной мышцей. Стекловидное тело заполняет почти всю внутреннюю полость глазного яблока. Сетчатка состоит из рецепторов — палочек и колбочек. Участок сетчатки, из которого выходит зрительный нерв, — слепое пятно. Почти рядом с ним находится жёлтое пятно, образованное скоплением рецепторов, — место наилучшего видения.
На сетчатке образуется уменьшенное перевёрнутое изображение видимых глазом предметов. Действительное изображение формируется в зрительной коре после поступления возбуждения от фоторецепторов. Для чёткого восприятия близких и далёких предметов хрусталик меняет свою кривизну, фокусируя лучи на сетчатке. Эта способность называется аккомодацией. Стереоскопичность (объёмность) зрения достигается сочетанием зрительных осей обоих глаз так, чтобы изображение падало на идентичные участки сетчатки.
С помощью слуха человек воспринимает и анализирует огромное многообразие звуков окружающего мира и овладевает способностью говорить.
Слуховая сенсорная система состоит из рецепторов, расположенных в улитке внутреннего уха, слуховых нервов, проводящих импульс в головной мозг, и слуховых центров в височной доле коры головного мозга, где окончательно различается характер звука, его высота и тембр.
Орган слуха человека состоит из трёх отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо служит для улавливания и проведения звуковых колебаний. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Среднее ухо расположено внутри височной кости, отграничено барабанной перепонкой и овальным окном внутреннего уха. Оно состоит из заполненной воздухом барабанной полости (соединена с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой, через которую уравновешивается давление воздуха в полости среднего уха с атмосферным давлением) и тремя слуховыми косточками — молоточком, наковальней и стремечком, соединёнными между собой суставами. Вибрация барабанной перепонки передаётся сращённому с ней молоточку, а затем — наковальне и стремечку, передающему её на овальное окно. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему полостей и каналов, заполненных жидкостью. Основные части: улитка (содержащая слуховые рецепторы) и три полукружных канала (орган равновесия). Улитка — тонкостенный спиральный канал, заполненный жидкостью. В её полости расположен кортиев орган, содержащий волосковые клетки, преобразующие колебания жидкости улитки, вызванные звуковыми колебаниями, в нервные импульсы.
Вестибулярная сенсорная система (анализатор равновесия и положения тела в пространстве) играет важную роль в управлении движениями. Она включает рецепторные клетки органа равновесия, нервы, проводящие возбуждение в продолговатый мозг и мост, корковые центры в теменной и височной долях больших полушарий (при сознательном определении тела в пространстве) или мозжечок и спинной мозг (при рефлекторных реакциях).
Орган равновесия (вестибулярный аппарат) — часть внутреннего уха, состоящая из трёх полукружных каналов и двух мешочков преддверия (сферического и эллиптического). В стенках мешочков группами расположены волосковые клетки. Волоски этих клеток погружены в студнеобразное вещество, в котором разбросаны мелкие известковые кристаллы — отолиты. При любом положении тела отолиты деформируют волоски определённой группы волосковых клеток. Эта деформация вызывает возбуждение в оплетающих эти клетки нервных волокнах. Возбуждение поступает в нервный центр (в продолговатом мозге) и при необычном положении тела вызывает ряд двигательных рефлекторных реакций, приводящих тело в нормальное положение. Полукружные каналы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, поэтому их рецепторы раздражаются при изменении положения или движения тела в любом направлении.
Хеморецепторные сенсорные системы — обонятельная и вкусовая, их периферический отдел состоит из специфических хеморецепторов (обонятельных и вкусовых).
Обонятельные рецепторы расположены в слизистой оболочке носа. Попадая вместе с воздухом в нос, молекулы пахучих веществ растворяются в слизи, затем путём химического взаимодействия возбуждают обонятельные клетки. Это возбуждение по волокнам обонятельного нерва поступает в центр обоняния (обонятельные зоны промежуточного мозга и коры больших полушарий), где происходит различение запахов.
Скопления вкусовых рецепторов (вкусовые луковицы), размещённые во вкусовых сосочках (выростах слизистой оболочки), расположены на языке и стенках ротовой полости. На вкусовые рецепторы химически воздействуют растворённые в воде вещества. Возникающее возбуждение по волокнам вкусового нерва поступает в мост и продолговатый мозг, а оттуда — в центр вкуса, расположенный на внутренней поверхности коры между полушариями головного мозга. Там возникают четыре вкусовых ощущения: солёного, горького, кислого и сладкого. Вкус пищи — комбинация этих ощущений в разном соотношении, к которой добавляется также ощущение запаха пищи.
Кожные рецепторы разбросаны в толще кожи по всей поверхности тела. В большинстве случаев они представляют собой многоклеточные тельца разной формы, внутрь которых заходит и разветвляется чувствительное нервное волокно. Кожные рецепторы расположены неравномерно. Наибольшая их концентрация отмечена на кончиках пальцев рук, губах и наружных половых органах. Поэтому эти участки тела наиболее чувствительны к механическим и температурным раздражителям.
В коже и слизистых оболочках расположены механорецепторы, реагирующие на различные механические раздражения — давление, прикосновение, вибрацию; особенно многочисленны они на языке, ладонях и кончиках пальцев. Возбуждение от рецепторов по центростремительным нервам через спинной мозг поступает в зону кожной чувствительности коры больших полушарий. С помощью осязания человек способен различать форму, размеры, характер поверхности предмета.
Температурная чувствительность связана с холодовыми и тепловыми рецепторами, расположенными в коже, а также во многих внутренних органах. Импульсы от них посылаются в ЦНС, где информация анализируется, и запускается реакция терморегуляции.
Боль — психофизиологическая реакция на повреждающий раздражитель, вызывающий в организме органические или физиологические нарушения, она является врождённой сигнальной реакцией. Боль вызывает оборонительную реакцию, направлённую на сохранение целостности организма. Специальных болевых рецепторов нет, поэтому боль воспринимают свободные нервные окончания, расположенные по всему организму.
В опорно-двигательном аппарате есть особые механорецепторы — проприорецепторы, посылающие в головной мозг информацию о состоянии мышц (их сокращении или растяжении). Благодаря проприорецепторам человек всегда знает, в каком положении пребывают разные части его тела. Строение их различно — от простых нервных окончаний до сложноустроенных мышечных веретён (покрытые соединительнотканной капсулой скопления из нескольких видоизменённых мышечных волокон, оплетённых одним или несколькими чувствительными нервными волокнами). Растяжение или сокращение мышечных волокон вызывает в нервном волокне возбуждение, которое направляется в зону мышечной чувствительности коры больших полушарий и к мозжечку.
Это конспект по теме «Органы чувств, их роль в жизни человека». Выберите дальнейшие действия:
Источник