Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств»
Мария Верба
Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств»
Тема: «Наши помощники — органы чувств«
Цель: Познакомить детей с органами чувств человека, рассказать об их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Обучающая: Дать детям общее понятие об органах чувств человека.Учить различать понятия: «часть тела», «орган чувств«, «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
Развивающая: Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Ход занятия
— Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые? (Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты). Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И оправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно).
— Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)
— Правильно, самое ценное у человека — его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, правило гигиены, правильно питаться).
— Итак, мы пришли в институт Здоровья. Что мы видим? (плакат «Строение человеческого тела»). Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Какие части тела вы знаете? (голова, туловище, руки и ноги)
— А как вы думаете, для чего нужна голова? (Чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем, дышим, говорим, называются органами чувств.Скажем вместе: «органы чувств«.
Знакомиться с органами чувств мы будем в лабораториях.
— Как вы думаете, что у нас внутри головы? (мозг). А зачем он нужен? (с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем). Человеческий мозг — очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! А вы знаете, что у мозга есть помощники? Сейчас мы с ними будем знакомиться.
2. Заходим в лабораторию №1. Что здесь изучают, вы узнаете,отгадав загадку:
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза).
— Правильно, глаз — орган зрения. Давай все вместе скажем — «Глаз — орган зрения«. А для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
— А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходит вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур).
Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат). Правильно, а эта? (круг).Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот эта да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками).
— А еще нужно делать зарядку для глаз.
1 Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.
2 Часто-часто поморгайте глазами.
3 Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.
— А что еще нужно для глаз? (Витамины)
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный сок пьет.
3. Входим в следующую лабораторию. Как вы думаете, что здесь изучают? (уши)
— А ухо это такой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
— Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
— Проведем еще один эксперимент. (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)
— Что я делала? (ответы детей) Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим? (Игра «Жмурки» с колокольчиком)
— Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку).
— А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху — вниз мы их пощиплем,
4. Переходим в следующую лабораторию
— А теперь мы будем изучать. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)
— Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1 — вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)
— Что вы почувствовали? (запах чеснока и духов)
— значит нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос — орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи). А для для человека важно различать запахи? Почему? (примеры детей).
— А давайте и носиками нашими сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.
5. Переходим в следующую лабораторию.
— Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа? (Рот). А что во рту? (Зубы, язык) возьмите кусочек хлеба (на зубочистке) и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб. зачем нам нужен рот? (чтобы кушать). А теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама». Для чего еще нам нужен рот? (Чтобы говорить). Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните стакан №1. (В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали? А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий).
— Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган вкуса — язык! Скажите, когда вы ели хлеб, что помогало вам жевать? (Зубы). У вас здоровые зубки? А их надо беречь? Как вы бережете свои зубки? (Чистим, полощем рот после еды).
— Я вам покажу, как надо правильно чистить зубки. (Показываю свою ладонь с плотно зажатыми пальцами). Представьте, что пальцы — это зубы, а остатки пищи — кусочки бумаги (подкладываю кусочки бумаги между пальцами).Я возьму зубную щетку и буду чистить вот так: справа-налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху-вниз? Мы избавились от кусочков пищи!
6. Переходим в следующую лабораторию.
— Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки — наши помощники. (Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.
— А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек» (в мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что за предмет?
— Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы — помощники. Назовите их,пожалуйста. (В помощь доска с иллюстрациями).
— Теперь вы знаете, для чего они нужны. А как вы думаете, что у человека самое ценное? (Здоровье). Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (Делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной). Молодцы, а я вам хочу пожелать всегда быть здоровыми!
Информационно-практический проект для детей 5–6 лет «Наши помощники — органы чувств» Информационно-практический проект для детей 5-6 лет «Наши помощники-органы чувств» Продукт: Скульптура головы человека Срок реализации:.
Конспект НОД по валеологии «Наши органы чувств» для детей 5–7 лет Цель: Познакомить детей с органами чувств. Уточнить какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира.
Конспект организованной образовательной деятельности «Наши помощники-органы чувств» Тема: «Наши помощники-органы чувств» Цель: закрепить знания детей об органах чувств, их роли для здоровья человека. Активизировать словарь.
Видео и конспект ООД по познавательному развитию «Наши умные помощники — органы чувств» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Наши умные помощники.
Конспект занятия для детей средней группы «Органы чувств человека» Тема: Органы чувств человека Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Задачи: Помочь.
Презентация «Наши помощники — органы чувств» ВИД ПРОЕКТА: Информационный, практико-ориентированный, игровой. ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА: Краткосрочный, 2 недели. ПРОБЛЕМА: Формирование.
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе: «Тело человека. Органы Чувств». Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «Органы чувств — наши помощники» ФИО воспитателя Бородич Анастасия Михайловна Дата проведения: 27 марта 2019 г. Место проведения: МБДОУ д/с «Алёнка» возрастная группа вторая.
Занятие по познавательной деятельности «Наши помощники — органы чувств». Старший дошкольный возраст Цель: Закрепить знания детей об органах чувств. Уточнить, какое значение имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.
Источник
Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств»
Светлана Авилочкина
Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств»
Наши помощники – органы чувств
Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки, уверенность в себе.
Задачи: — дать представление о значении органов чувств жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования.
— развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты.
— формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.
— уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровье укрепляющее поведение.
— развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.
Ожидаемый результат: — дети умеют планировать свое поведение по сохранению здоровья и предвидят его результат.
— могут объяснять, что мы можем воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств
— умеют ухаживать за органами чувств
Оборудование: Контейнеры, пластиковые стаканы, термометр, воронки, вата, лист бумаги, картон, коробка, предметы, фрукты, лимон, лук, конфета, огурец соленый, чеснок, укроп, хлеб.
Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! Улыбка приносит определенную пользу здоровью человека. Она успокаивает, улучшает работу сердца.
Слово «Здоровье», на какое вежливое слово похоже? (Здравствуйте).
Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает?
Здравствуй, небесная вышина!
Здравствуй, морская глубина!
Здравствуй, земная ширина!
Ребята, давайте вспомним, как мы шли сегодня в детский сад. Скажите, что вы видели по дороге? (деревья, цветы, траву, людей и т. д.) Что вы слышали? (голоса людей, птиц, звуки насекомых и т. д.) Что вы чувствовали? (тепло рук, тепло солнечных лучей и т. д.)
Глаза даны — чтоб видеть,
А уши – чтобы слышать,
Язык во рту – чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
Воспитатель: О чем мы будем говорить сегодня? (об органах чувств)
Какие органы чувств вы знаете? (глаза, уши, нос, язык, кожа)
Для чего нам нужны органы чувств? Ответы детей.
Вывод: Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Сегодня мы с вами будем учеными. Кто такие ученые? (это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты). Сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты, эксперименты. Для этого мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. За правильный ответ вы будете получать приз – витамину. Если соберёте все витамины, вас ждет сюрприз.
Вот мы с вами в первой лаборатории.
Воспитатель: Зачем человеку глаза? (чтобы видеть красоту окружающего мира)
Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека и эта способность называется зрением.
Опыт № 1: «Что я вижу одним глазом?»
Цель: помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.
Выполнение эксперимента: Одному из детей, сидящему в центре, завязывают один глаз и просят, держа голову прямо и не поворачивая ее, назвать всех детей, которых он может увидеть. Далее воспитатель развязывает глаз ребенка и просит назвать теперь детей, которых он видит теперь. Затем другой ребенок – завязывает другой глаз и смотрит, что видит теперь.
Вопрос воспитателя: Они видят то же самое или другое? (ответы детей)
Вывод: Двумя глазами охватывается большая плоскость наблюдения.
Нужно беречь свои глаза? (да)
Зачем это делать?
В каких случаях может возникнуть повреждение глаза?
Как надо беречь свои глаза?
Правила: Не держи острые предметы острием вверх.
Не читай и не рассматривай картинки в книге лежа.
Сиди за столом правильно, проверяй себя.
Смотри телевизор не далекого и не близкого расстояния.
Не рисуй, не рассматривай картинки в темной комнате, садись ближе к свету.
Гимнастика для глаз
Солнечный мой заинька
Прыгни на ладошку Дети вытягивают вперед в ладошку
Солнечный мой заинька
Маленький, как крошка Ставят на ладонь указательный палец другой руки
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводят палец перед собой.
На плече давай скакать Голова все время находится в фиксированном положении
Вот закрыли мы глаза
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает Закрывают глаза ладонями.
Воспитатель: Мы узнали, что глаза наши помощники, а какие есть еще помощники? (орган слуха — уши) Звучат звуки природы.
Что помогает человеку слышать звуки? (уши)
Опыт № 2: «Как мы слышим».
Выполнение эксперимента: Берем воронку, представим, что это ухо. Широкая часть воронки – ушная раковина, узкая — наружный слуховой аппарат. Вода – это звук. Картон – барабанная перепонка. Льется вода на картон через воронку (дети должны слышать звук – удар воды о картон). Представим, что произошёл разрыв барабанной перепонки (делаем разрыв в картоне, при котором вода должна литься без изменения).
Как вы думаете, уши – важный орган? (ответы)
Проблемная ситуация: Решение логической задачи.
«Однажды со мной был такой случай. Я ехала в маршрутном такси. Шофер включил очень громкую музыку. Мне стало очень страшно». Почему? (Ответы)
Что необходимо делать, чтобы не болели уши?
Правила: носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.
Стихотворение Эммы Мошковской:
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или по реже?
Отвечает доктор гневно:
Еже – еже – ежедневно.
Чтобы уши не болели
Разомнём мы их сначала Пальцами мягко разминаем ушную раковину
Все сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем Пальцами сгибают ухо и отпускают его
По уху пальчиком ведем Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины
И ладошкой прижимаем,
Сильно-сильно растираем. Ладонями энергично растирают уши
Воспитатель: давайте назовем еще один орган чувств? (Орган обоняния — нос)
Свойство человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи)
«Для чего нам нужен нос?
Это ведь большой вопрос.
Чтобы нюхать все на свете
Знают взрослые и дети».
Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)
Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, утечка газа, при пожаре, подгорела еда на плите)
Опыт № 3: «Определение предметов и продуктов по запаху».
Выполнение эксперимента: Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его. В контейнерах с отверстиями положить разные образцы продуктов и предметов со специфическим запахом. Предложить детям по запаху определить, что конкретно прячется в данном контейнере.
Правила: не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.
Какой орган чувств мы еще с вами не назвали? (орган вкуса — язык)
С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)
Опыт № 4: «Определи продукт и его вкус».
Цель: Определить на вкус, что за пищу вы пробуете?
Выполнение эксперимента: Дети закрывают глаза, пробуют продукты, имеющие разный вкус. Как вы думаете, что это было? И какого вкуса?
Но вот мы оказались в последней лаборатории, здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение? (кожей) А где самая чувствительная кожа? (на пальцах)
Что за чудо — чудеса!
Раз-рука и два — рука
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Ребята, для чего нужны нам руки?
За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло, холод. Что мы можем чувствовать кожей? (Холод, тепло, твердое, мягкое, гладкое, шершавое).
Опыт № 5: «Ящик ощущений».
Выполнение эксперимента: Дети опускают в ящик руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый).
Опыт № 6: «Рукам своим не верю».
Выполнение эксперимента: Три миски с водой – холодной, горячей, комнатной температуры. Одна рука опускается в холодную воду, другая рука опускается горячую. Затем обе руки опускают в миску с водой комнатной температуры. И та рука, что находилась в холодной воде, чувствует тепло, а та рука, что находилась в горячей воде, чувствует холод.
Правила: держать руки в чистоте.
Командная игра: «Какими способами можно очистить руки от грязи?»
Вот и закончились наши исследования. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями. Кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись? (органы чувств) Давайте в заключение поиграем в игру «Вопрос-ответ».
Какой орган определяет, что трава зеленая, а шар круглый? (глаза — орган зрения)
Какой орган узнает, что лед холодный? (кожа-орган осязания)
Какой орган определяет, что конфета была вкусная? (язык-орган вкуса)
Какой орган определяет, что на кухне испекли вкусные пирожки? (нос-орган обоняния)
Какой орган определяет, где звучит музыка? (ухо-орган слуха)
Мы узнали очень много интересного о них. Мы должны беречь их и ухаживать за ними. Вы справились со всеми моими заданиями, и дарю вам обещанный сюрприз (педагог вручает вазу с фруктами).
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмёмся.
Скажем всем мы до свиданья.
«Наши помощники органы чувств» Наши помощники – органы чувств. Цель: Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус,.
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме. «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» 1. Организационный момент. Вступительное.
Конспект НОД по обучению детей здоровому образу жизни в старшей группе «К нам в гости пришёл доктор Айболит» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго — Северной муниципального образования.
Конспект образовательной проблемно-игровой и практической ситуации «Наши умные помощники — органы чувств» Задачи: — формировать у детей представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира, о том, что для нормального функционирования.
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «Витаминки» Цель: воспитать заботливое отношение к своему здоровью. Задачи: закрепление знания детей о витаминах А,В,С и их значении для организма.
Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста «Органы чувств — наши помощники» Цель: обучить детей пользоваться и выделять признаки предметов, используя органы чувств. Психолог. — Как вы понимаете выражение «органы.
Анализ открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники — органы чувств» Я, —, воспитатель МБДОУ Д/с № присутствовала на занятии у Волченко Светланы Викторовны воспитателя МБДОУ Д/с № 31, 18.03.2014г.
Проект «Наши помощники — органы чувств» Авторы проекта: Колоскова Т. Н. Тип проекта. По доминирующей в проекте деятельности: информационный, практико – ориентированный, игровой.
Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент здоровья. Здоровье.
Сценарий ярмарки по здоровому образу жизни Цель: Формирование национального самосознания, уважение к историческому прошлому России. Задачи: 1. Воспитание уважения к родному краю,.
Источник