ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.
Говоря об аффективных расстройствах, или расстройствах настроения, следует дать ряд определений. Ключевым понятием рассматриваемой сферы психической деятельности является эмоция.
Эмоция — реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворения).
Эмоции выполняют следующие функции:
• Побуждение (еще только-только зарождается потребность, как уже возникает эмоция; так называемое мотивационное возбуждение);
• Активизация, мобилизация, демобилизация;
• Регуляция поведения и процессов познания (эмоции сопровождают поведение от потребности до оценки результата);
• Оценка (отражает значимость стимула и результата действия для индивида); Экспрессия (выражение вовне, что важно в частности для общения). Существуют три уровня проявления эмоций:
1. На уровне тела (вегетативные реакции);
2. На поведенческом уровне (все эмоции так или иначе проявляются в поведении);
3. На уровне психологических переживаний.
Отсюда же происходят пути воздействия на эмоции. В зависимости от непосредственной формы переживаний, направленности, длительности, выраженности, напряженности и источника возникновения эмоциональные проявления делятся на:
• Собственно эмоции (в узком смысле) — длительные состояния, слабо проявляющиеся во внешнем поведении, выражающие оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней;
• Чувства — возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчетливый предметный характер, характеризуются устойчивостью, низкой интенсивностью, продолжительностью, осознанностью, связью с предметами, людьми и т. д.;
• Аффект — сильное, относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, характеризующееся большой интенсивностью, бесконтрольностью, сужением сознания, кратковременностью;
• Настроение — длительное, относительно уравновешенное и устойчивое общее эмоциональное состояние, окрашивающее отдельные психические процессы и поведение человека;
• Страсть — длительное, значительно выраженное и напряженное эмоциональное отношение с направленностью, концентрированностью чувства на определенном объекте или виде деятельности;
На основании комплексного критерия, который охватывает нервный субстрат, экспрессию и субъективные переживания эмоций, выделяют 10 фундаментальных эмоций, которые не сводятся одна к другой.
1. Интерес — возбуждение;
Остальные эмоции являются комплексными. Так, например, сострадание — это соединение печали и любви, которые в свою очередь также являются комплексными эмоциями; ревность состоит из любви, ненависти и зависти. Существует качественные характеристики эмоций, основанные на субъективном отношении личности к объекту. В связи с этим выделяют:
• положительное субъективное отношение является показателем того, что удовлетворяет, удовлетворяло или могло бы удовлетворить возникшую потребность;
• отрицательное субъективное отношение является показателем того, что мешает, мешало или может помешать этому;
• двойственное (амбивалентное) субъективное отношение отражает одновременное существование положительного и отрицательного отношения к объекту;
• неопределенное субъективное отношение отражает кратковременное состояние ориентировки в новых впечатлениях, быстро переходящее в положительное или отрицательное;
Для характеристики силы эмоции предложена формула: сила эмоции=сила потребности X (необходимая информация — доступная информация). Из этого следует вывод, что большей эмоциональной силой обладает то, что наименее досягаемо (хотя может быть и не более значимо). Говоря о временной характеристике эмоций, следует отметить, что все эмоции конечны, несмотря на самую различную их продолжительность. Сравнение положительных и отрицательных эмоций выявляет, как общие, так и отличительные свойства. Интересен тот факт, что вегетативные проявления при положительных и отрицательных эмоциях одни и те же. Тем не менее, положительные эмоции никогда не бывают длительными, быстро дезактуализируются и не способны к суммации, в отличие от отрицательных, которые продолжительны и склонны к суммации.
Выделяют следующие типы эмоционального реагирования:
• кататимный тип возникает при определенных жизненных ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение (т. е. в стрессовых ситуациях). Эти реакции относительно кратковременны, лабильны, имеют психогенную обусловленность и содержание. По такому пути возникают и развиваются неврозы и реактивные психозы;
• голотимный тип определяется наличием полярности психопатологических состояний, первичностью (эндогенной обусловленностью) их, относительной устойчивостью и периодичностью возникновения. Субъективное состояние и окружающая обстановка при этом подвергаются сверхценной или бредовой интерпретации, содержание которой совпадает с доминирующим эмоциональным состоянием. Такой тип эмоциональной патологии свойственен эндогенным психозам (МДП, некоторые инволюционные психозы, шизофрения);
• паратимный тип характеризуется диссоциацией, нарушением единства в эмоциональной сфере между эмоциональными проявлениями и другими компонентами психической деятельности. Он встречается при шизофрении;
• эксплозивный тип патологического эмоционального реагирования отличается сочетанием инертности, тугоподвижности эмоциональных проявлений с их взрывчатостью , импульсивностью. При этом доминируют злобно-тоскливое настроение, страх или восторженно-приподнятое состояние. Такой тип эмоциональной патологии свойствен эпилепсии, некоторым органическим заболеваниям головного мозга;
• дементный тип сочетается с нарастающими признаками слабоумия. Отмечается расторможенность низших, импульсивных влечений на фоне благодушия, эйфории или апатии, гипобулия, гиподинамия, аспонтанность с грубой некртичностью. Такой тип эмоциональной патологии свойствен прогрессирующим ослабоумливающим заболеваниям.
Эмоциональные расстройства по симптоматологии делятся на продуктивные и негативные.
ПРОДУКТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.
Патология чувственного тона включает эмоциональные гиперестезию и гипестезию.
• Эмоциональная гиперестезия — нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно обостренной эмоциональной окраской. Возникает при понижении порога эмоционального реагирования и обычно сочетается с гиперакузией, гиперосмией, сенестопатиями.
• Эмоциональная гипестезия — это нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно ослабленной эмоциональной окраской. Возникает при повышении порога эмоционального реагирования. Входит в структуру дереализационных и деперсонализациоиных расстройств.
Патология эмоциональных состояний, отношений, реакций состоит из гипотимии, гипертимии, паратимий и нарушений динамики эмоций.
Гипотимия.
• Тоска — эмоциональное состояние с преобладанием грусти, подавленности и угнетением всех психических процессов. Тоска, сопровождающаяся характерными тягостными ощущениями мучительного сжатия, стеснения за грудиной, в об ласти сердца, называется предсердечной (витальной). Входит в структуру депрессивных, невротических и депрессивно-параноидных, онейроидных синдромов, дисфории.
• Тревога — эмоциональное состояние или реакция, характеризующаяся внутренним волнением, беспокойством, стеснением и напряжением, локализованными в груди. Сопровождается предчувствием и боязливым ожиданием надвигающейся беды, пессимистическими опасениями, обращенными в будущее. В отличие от тоски тревога является активирующим аффектом. Входит в структуру невротических, тревожнодепрессивных, острых бредовых, аффективно-бредовых синдромов и помрачений сознания.
• Растерянность — изменчивое, лабильное эмоциональное состояние с переживанием недоумения, беспомощности. Входит в структуру синдромов помрачения сознания, атипичных аффективных, аффективно-параноидных, острых бредовых синдромах, отражая особую их остроту.
• Страх — эмоциональное состояние или реакция, содержанием которых являются опасения о своем благополучии или жизни.Входит в структуру фобического, острых бредовых синдромов, острого галлюциноза, помрачений сознания, гипоталамических пароксизмов, ночных и дневных страхов у детей. Гипертимия.
• Эйфория — эмоциональное состояние с преобладанием ощущения радости, «лучезарности», «солнечности» бытия, жизненного счастья, с повышенным стремлением к деятельности.Входит в структуру маниакальных, маниакально-бредовых, онейроидного, парафренного синдромов, алкогольного и некоторых форм наркоманического и токсикоманического опьянения.
• Благодушие — эмоциональное состояние с оттенком довольства, беспечности без стремления к деятельности.Входит в структуру паралитического, псевдопаралитического, психоорганического, Корсаковского синдромов и некоторых видов синдромов деменции.
• Экстаз — эмоциональное состояние с наивысшей приподнятостью, экзальтацией, часто с религиозным мистическим оттенком переживаний. Входит а структуру синдрома особых состояний сознания, атипичного маниакального синдрома, онейроидного состояния сознания.
• Гневливость — высшая степень раздражительности, злобности, недовольства окружающим со склонностью к агрессии, разрушительным действиям.Входит в структуру дисфории, сумеречных состояний сознания, психоорганического и атипичного маниакального синдромов. Паратимия.
• Амбивалентность — одновременное сосуществование двух противоположных по знаку эмоциональных оценок одного и того же факта, объекта, события.
• Эмоциональная неадекватность — качественное несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу. Одним из вариантов эмоциональной неадекватности является фамильная ненависть. Оба симптома входят в структуру кататонических и негативных личностных расстройств. Если эмоциональная неадекватность проявляется немотивированной веселостью, беспечностью с оттенком дурашливости, детской шаловливости, шутовства, неадекватных ситуации, то говорят о гебефренности. Симптом «стекла и дерева» — сочетание эмоционального притупления с повышенной ранимостью, чувствительностью, душевной хрупкостью. При этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителя.Входит в структуру начальных негативных личностных расстройств при шизофрении. Нарушение динамики эмоций.
• Эмоциональная лабильность — быстрая и частая смена полярности эмоций, возникающая без достаточного основания, порой беспричинно. Характерна для синдромов астенического, абстинентных, помрачения сознания, истерических проявлений, делирия. Тугоподвижность (инертность, ригидность) — протрагирование эмоциональной реакции, проявляющееся длительным застреванием на одной эмоции, повод для которой уже исчез.Входит в структуру эпилептических изменений личности, психоорганического синдрома.
• Слабодушие — невозможность сдержать внешние, контролируемые волевым усилием, проявления эмоциональных реакций.Входит в структуру иевротических и психоорганического синдромов, истерических проявлений.
НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.
Имеются следующие варианты: негативные расстройства, оцениваемые по экстенсивности эмоциональных проявлений.
• Сужение эмоционального резонанса — уменьшение экстенсивности (распространенности) эмоциональных реакций, сужение их спектра, проявляющиеся в уменьшении набора объектов, ситуаций, потребностей, видов деятельности, на которые субъект ранее эмоционально реагировал.
• Эмоциональная патологическая инверсия — крайняя степень сужения эмоционального резонанса с направленностью реагирования на внутренние утилитарногедонические потребности. Негативные расстройства, оцениваемые по интенсивности эмоциональных проявлений.
• Эмоциональная нивелировка — исчезновение дифференцированного эмоционального реагирования, ранее свойственного данному субъекту. Оно проявляется в уравнивании выраженности эмоциональных реакций на объекты, события, ситуации, потребности, виды деятельности различной значимости.
• Побледнение эмоций — снижение интенсивности (силы) эмоциональных проявлений, сопровождающееся уменьшением выразительности (экспрессивности) мимики и жестов.
• Эмоциональная тупость — бесчувственность, безразличие, полная эмоциональная опустошенность («паралич эмоций») с исчезновением адекватных эмоциональных реакций.
Все вышеописанные негативные расстройства, оцениваемые и по экстенсивности, и по интенсивности проявлений, встречаются при апатико-абулическом синдроме различной степени выраженности.
СИНДРОМЫ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ.
Депресcивный | Маниакальный | ||
Триада признаков. | Гипотимия, замедление мышления, двигательная и речевая заторможенность. | Гипертимия, ускорение мышления, двигательная речевая активность. | и |
Самооценка. | Недооценка, самоуничежение, самообвинение, пессим. прошлое, настояшее и будущее . | Переоценка. | |
Бред. | Самоуничежения, самообвинения, ипохондрический, Котара. | Величия. | |
Расстройства влечения. | Гипобулия. | Гипербулия. | |
Сон. | Легко засыпает, рано просыпается, отсутствует чувство сна. | Мало спят, 2-3 ч всутки. | |
Кожные покровы. | Бледные, сухие, снижение тургора, ломкость ногтей, волос. | Соответствуют активности. | степени |
ЖКТ. | Запоры. | ||
ССС. | АД, тахикардия, аритмия. | ||
Зрачок. | расширен. | ||
Масса тела. | vМассы тела. |
Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 371 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Эмоциональные состояния: аффект, фрустрация.
I. Чувственный (эмоциональный) тон.
Это простейшая форма переживания чувств.
* Эмоциональный тон – такая форма переживания чувств, при которой отражение
субъективного отношения человека к объекту выступает как отражение свойств этого
объекта.Пример: приятный вкус, запах.
Чувство (эмоция) при этом не осознается само по себе, а осознается как особое свойство предметов или действий, вызывающих к себе эмоциональное отношение. Эмоция здесь проявляется не как самостоятельное эмоциональное переживание, а как свойство ощущения, восприятия.
Причины возникновения эмоционального тона
1. Сила ощущений, сила физического раздражителя (FSt)
2. Качество ощущений (модальность ощущений). Эмоциональный тон зависит от модальности ощущений.
3. Новизна действующих раздражителей.
4. Зависит от личностных особенностей человека.
Связь эмоционального тона с личностными особенностями особенно ярко проявляется в области зрительного восприятия, при восприятии цвета (тест Люшера).
II. Настроение
— это относительно длительное устойчивое эмоциональное состояние, которое слабо выражено в поведении человека (низкая экспрессивность в жестах и т д.).
Рубинштейн: Оно носит не предметный, а личностный характер (оно определяет восприятие всех объектов: когда у человека радостное настроение, то всё его «радует»).
Настроение очень часто носит беспричинный характер (тоска или беспричинное веселье), точнее, настроение всегда имеет определенные причины, но они не всегда осознаются человеком.
1) соответствие результатов деятельности изначально поставленным целям;
2) общая удовлетворенность жизненной позицией (оптимист или пессимист);
3) факты и события жизни;
4) физическое самочувствие (человек, который заболевает, отличается раздражительностью).
5) Искусственные средства изменения настроения: пища, запахи цветов, алкоголь,
III. Аффект
Наиболее ярко выраженное эмоциональное состояние. Это обычно внезапно возникающая, кратковременная бурнопротекающая эмоциональная реакция, сопровождающаяся нарушением сознания и потерей волевого контроля за поведением.
Это не просто страх, а Ужас, не просто радость, а Восторг, гнев ==> ярость ==> Это бурная эмоциональная вспышка.
По Леонтьеву, аффект и эмоция не совпадающие понятия, аффект может порождать эмоцию В чем заключается основная его функция? В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации и возникает аффект, который призван мобилизовать индивида. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный, закрепившийся в эволюции способ «аварийного разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.д.». Но, с другой стороны, аффект не только мобилизует, но и дезорганизует, мешает.
По словам Леонтьева, аффекты как бы метят ситуацию и распространяются на все общие ситуации. Причем при каждом повторении аффективной ситуации аффект увеличивается. Еще один закон аффектов — это закон канализации.
Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационной стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.
В отличие от эмоций, которые могут возникать как в какой-либо уже сложившейся ситуации, так и в ситуации, которая еще не сложилась, аффекты возникают только после того, как ситуация произошла, постфактум.
Аффект отличается от других эмоций на всех стадиях протекания (3):
1) эмоциональное напряжение;
2) эмоциональная разрядка;
3) эмоциональное угасание.
1. На стадии эмоционального напряжения наблюдается сужение сознания. Человек думает только о причине аффекта (об обидчике). На этой стадии аффект не проявляется в поведении, человек сдерживает себя.
2. На стадии эмоциональной разрядки – происходит нарушение сознания и потеря контроля над собой (невменяемое состояние) ==> акты агрессии, насилия. Аффект вызывает сильные изменения во всех физиологических системах человека.
3. Аффективный шок – общее истощение психических и физических сил: вялость и апатия, сонливость, ступор, обморок.
2 типа аффектов. Виды аффективных состояний
1. Патологический аффект (свойственен патологическим личностям, психопатам на 2-ой стадии. Резкое изменение сознания, агрессивные действия на 3-ей стадии, амнезия).
2. Физиологический аффект (у нормальных людей нарушение сознания не так ярко выражено. На 3-ей стадии человек испытывает облегчение и раскаяние).
Чем определяется предрасположенность к аффективным вспышкам:
1. Тип нервной системы. При неуравновешенной нервной системе аффективное состояние возникает чаще (холерики);
2. Уровень культуры, воспитанности. Невоспитанный человек «взрывается» чаще.
3. Сензитивные люди (особо чувствительные), ранимые: долго терпят обиды, накапливается эмоциональное напряжение ==> немотивированная аффективная вспышка (кумулятивный аффект)
Как влияет аффективное состояние на деятельность и поведение человека
Если человек теряет контроль над собой, это негативно проявляется, прежде всего, в интеллектуальной деятельности: действия и решения не рациональны.
Но в состоянии аффекта физическая мышечная сила резко увеличивается. Этот фактор используют тренеры в спорте, они сознательно провоцируют состояние аффекта у спортсмена.
Как избавиться от аффективных состояний (методы):
1) путем волевого усилия;
2) путем изменения обстановки, ситуации, чтобы отвлечься;
3) путем переключения эмоциональной;
4) энергии в реальные физические действия.
IV Фрустрация– от лат. Frustratio — «обман, тщетное ожидание», это уничтожение планов, расстройство замыслов.
Фрустрация – это психическое состояние, возникающее у человека при наличии препятствия на пути достижения цели и выражающееся в особых эмоциональных переживаниях и формах поведения (Левитов).
· Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее при блокаде мотивов (потребностей). Когда человек не может реализовать мотивы, или достичь цели (Мерлин).
· Фрустрация это реакция человека на жизненные трудности или неудачиÞ она появляется в разных ситуациях в различных эмоциональных переживаниях и формах поведения (досада, разочарование, раздражение, гнев, ярость, враждебность).
Фрустратор – это причины возникновения фрустрации; препятствие на пути к поставленной цели.
К этой проблеме обращались Розенцвейг, Мерлин.
1. Наличие фрустратора, т.е. препятствия на пути к поставленной цели.
1) Это «лишения» (отсутствие средств для удовлетворения какой-то потребности).
· внешними (пример: нет денег)
· внутренними (пример: нет знаний навыков)
2) Потери (были средства и их нет).
· внешние (Пример: финансовый крах, потеря близкого человека).
· внутренние (потеря здоровья, работоспособности)
· внешние (социальные, с другими людьми)
· внутренние (у человека возникло 2 противоположных мотиваÞ борьба между ними
4) «Препятствия» есть средства удовлетворения потребностей, но на пути их использования возникают барьеры = препятствия.
* внешние (нормы, правила, действуют ограничения, законы)
* внутренние (совесть, честность)
Но не всегда наличие фрустратора приводит к возникновению фрустрации. Фрустратор – главная причина, необходимая, но недостаточная, важно учитывать дополнительные условия (причины).
2. Содержание самой блокированной потребности и ее значимость.
* Сила блокированной потребности: если потребность очень сильная ==> возникает фрустрация, если неудовлетворенная потребность слабая или незначимая, то фрустрация не возникает.
* Частота неудовлетворения потребности: чем чаще не удовлетворяется потребность, тем выше веротность фрустрации
* Особенности самого человека, испытывающего неудачи, его толерантность (устойчивость) к фрустрации.
* Очень много зависит от того, как человек реагирует на неудачи.
2. «Формы фрустрации» = реакции на неудачу, блокаду потребности.
1. Агрессия. На основе изучения ее была выдвинута фрустрационная теория агрессивного поведения: если есть фрустрация, ищи агрессию и наоборот. Неудача приводит к агрессивному поведению.
* Агрессия – это разные формы враждебного поведения. Она может иметь разную направленность:
а) агрессия на фрустратор (на препятствие)
б) на себя (проявляется в разных формах: самообвинения, самобичевания, вплоть до самоубийства)
По способу проявления агрессия бывает:
* воображаемая (мечты, фантазии)
* физическая (драки, насильственные воздействия)
* вербальная (оскорбление, грубость)
2. Замещение (когда неудовлетворенная потребность заменяется другой)
3. Смещение (это удовлетворение блокированной потребности обходным, более легким путем. Потребность удовлетворяется другим объектом). Смещение с одной цепи на другую.
Чем сильнее потребность, тем менее специфичен объект для ее удовлетворения.
Пример: срыв зла на близких людях из-за обиды на начальника.
4. Рационализация (обесценивание объекта неудовлетворенной потребности).
Мы ищем в неудаче положительные моменты.
5. Регрессия (возврат к более примитивным формам поведения).
Пример: При избежании ответственности человек обнаруживает беспечность, безотказность, чрезмерную покорность.
6. Депрессия (подавленное, угнетенное настроение из-за неудачи).
7. Фиксации («закрепления» нецелесообразных форм поведения) — стереотипность поведения.
Она проявяется в том, что человек сталкиваясь с каким-то запретом усиливает активность «запретного поведения». Запретный плод – сладок!
8. Интенсификация усилий – при неудаче человек мобилизует все свои ресурсы для достижения цели
1. Индивидуальные особенности фрустрации.
Это зависит от многих факторов. Однако, устойчивые индивидуальные различия часто связывают с типом темперамента (Мерлин)
* для меланхолика характерны тревожность, подавленность (депрессия), сознание собственной вины (агрессия на себя), регрессия
* для сангвиника – обесценивание объекта неудовлетворенной потребности по типу «зелен виноград» (рационализация) и замещение
* холерики ищут, на ком сорвать в таких случаях зло, для них характерны «агрессия на фрустратор», смещение фрустрации проявляется у него в досаде на других и озлоблении
* флегматики обнаруживают большую толерантность к фрустрации при склонности к фиксации в силу инертности нервной системы.
2. Значение фрустрации.
Частые фрустрации могут наложить отпечаток на формирование личности (тревожность, агрессивность и т.п. – следствие фрустрации).
Фрустрация может иметь как конструктивный (интенсификация усилий), так и деструктивный характер (депрессия, отказ от притязаний).
Источник