Профессии будущего: дизайнер эмоций
Аннотация: в современном обществе приобретают популярность всё более необычные профессии, которые в будущем могут переориентировать рынок на привлечение большего количества высококвалифицированных специалистов. В данной статье будет детально рассказано о профессиональной деятельности дизайнера эмоций.
Автор: Алена Чернолихова
Дата записи
Аннотация: в современном обществе приобретают популярность всё более необычные профессии, которые в будущем могут переориентировать рынок на привлечение большего количества высококвалифицированных специалистов. В данной статье будет детально рассказано о профессиональной деятельности дизайнера эмоций.
Ключевые слова: педагогика, образование, профессии будущего, дизайнер эмоций, креативность.
При непосредственном изучении профессий будущего не стоит оставлять без внимания такие специальности, которые на первый взгляд могут показаться странными и даже невостребованными. Современные реалии показывают нам, что профессии, которые когда-то казались необычными, сегодня очень даже популярны. Ярким примером, подтверждающим вышесказанное, является профессия программиста, которая в 60-е годы прошлого века виделась людям чем-то «невозможным», а сейчас стала одной из самых востребованных.
Сфера медиаиндустрии развивается огромными темпами, и в отличие, например, от педагогических профессий, в ней постоянно происходит много изменений, в особенности связанных с появлением большого количества новых специальностей. Одна из них, приобретающая популярность — дизайнер эмоций. На мой взгляд, появление такой профессии — это огромные перспективы на будущее, более того, деятельность дизайнера эмоций частично может быть применима в образовательном процессе.
Роль дизайнера эмоций достаточно часто исполняет педагог. Например, воспитатель в детском саду старается донести до детей информацию таким образом, чтобы вызвать у них чувство радости. Предположим, когда необходимо собираться на прогулку, педагог стремится пробудить своими словами в воспитанниках желание гулять на свежем воздухе. Я же, как преподаватель истории, стараюсь мотивировать учеников, чтобы они с удовольствием посещали занятия и принимали активное участие в образовательном процессе. Обычно, мне удаётся сделать это, рассказывая в процессе обучения увлекательные истории, благодаря которым студенты испытывают чувство гордости за страну. А поскольку в истории России были разные периоды, у слушателей порой возникают чувства грусти и сопереживания. Мне кажется, этот пример наглядно демонстрирует, как профессия дизайнера эмоций может быть применена и в педагогической деятельности.
Кто же такой дизайнер эмоций?
Чтобы понять, в чем заключается основная профессиональная задача дизайнера эмоций, нужно вспомнить о том, что мы называем эмоциями. Эмоция – это процесс переживания какого-либо чувства (радости, грусти, удовольствия), посредством эмоций мы более глубоко воспринимаем окружающий мир.
В процессе общения каждый из нас испытывает различные эмоции, и именно эмоциональное восприятие позволяет нам сформировать своё мнение о том или ином человеке. Таким образом, профессия, связанная с эмоциями, становится необходимой. Дизайнер эмоций – это специалист, который разрабатывает и создает эмоциональный фон контента таким образом, чтобы у пользователя во время использования этого контента возникали определённые ощущения и эмоции.
На мой взгляд, сфера применения профессиональных навыков у дизайнера эмоций достаточно обширна, ведь данная специальность только зарождается и согласно данным «Атласа профессий» появится повсеместно только после 2020 года. Работать дизайнер эмоций может как в творческих организациях, так и самостоятельно, например, разрабатывая контент для сайта. Помимо этого, дизайнер эмоций может быть востребован в кинематографе, консультируя режиссера или сценаристов по вопросам, связанным с постановкой эмоционально ярких сцен.
Почему профессию дизайнера эмоций можно назвать актуальной?
Из базового курса по обществознанию можно сформировать представление о том, что мы сейчас живём в период постиндустриального (информационного) общества, где в приоритете оказывается сфера услуг. Те задания, которые раньше мог выполнить только человек, потихоньку «передаются» машинам, в этих условиях профессия дизайнера эмоций будет оставаться востребованной на рынке труда долгое время. Ещё одной причиной, почему данная профессия будет востребована, заключается в том, что, испытывая определённые эмоции, человек лучше «запоминает» и «ощущает» этот мир.
Какими навыками должен обладать дизайнер эмоций?
Человек, который хочет стать дизайнером эмоций, должен освоить базовые понятия из курса психологии, ему необходимо разбираться в возрастных особенностях, заранее предполагать, какие могут быть интересы у человека в соответствии с особенностями его характера. При изучении дизайна необходимо разбираться в искусстве, обладать эстетическим вкусом. Учитывая, что профессия дизайнера эмоций подразумевает творческую деятельность, у специалиста в этой области, вероятнее всего, должна быть предрасположенность к творческим дисциплинам, ведь «искусство» и «эмоции» — это не то, что можно «вызубрить» и рассказать другим.
Дизайнер эмоций также должен быть стрессоустойчивым и коммуникабельным, для более слаженной работы с людьми.
Не стоит забывать и о повышении квалификации, ведь в современном мире знания быстро устаревают.
Где можно обучиться на дизайнера эмоций?
Получить профессию «Дизайнер эмоций» можно за рубежом, иногда её изучают как один из модулей при обучении на первых курсах. В Москве уже начали выпускать дизайнеров эмоций в ГБПОУ ММТ им. Л.Б.Красина. Программа устроена таким образом, что при успешном завершении обучения выдаётся соответствующий сертификат. Программа обучения ведётся с 2017 год, а новый набор открылся в сентябре этого года.
Профессия дизайнера эмоций может быть применима в образовательном процессе, например, на занятиях по истории. Когда демонстрируешь обучающимся различные исторические факты, получается вызывать у них определённые эмоции. Это может быть страх или гордость за свою родину. Такой формат работы позволяет лучше усвоить материал, в отличие от классической системы ведения занятий, где обучающиеся внимательно слушают, а затем просто отвечают на вопросы.
Литинский Борис Борисович,
преподаватель истории
ГБПОУ ММТ города Москвы им. Л.Б.Красина
favorsky@list.ru
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Дизайн эмоций что это
Дизайнер эмоций – это специалист, который создает определенное настроение и формирует позитивные чувства и ощущения. Это очень творческая профессия, которая нужна в самых разных сферах – от уроков в школе до рекламы и организации мероприятий. Ты сможешь работать с людьми или с технологиями, но в любом случае твоя задача крайне увлекательная – вызывать у окружающих улыбки и оптимизм.
Как возникла эта профессия?
В 2000-х годах американский дизайнер Аарон Уолтер заметил, что в интернете все чаще встречаются однотипные сайты, которые неинтересны пользователю. Он придумал идею нового оформления веб-страниц – такого, которое будет вызывать у человека позитивные чувства и создавать определенное настроение при посещении сайта. А затем написал об этом книгу, которая так и назвалась – «Эмоциональный веб-дизайн», в которой рассказал о том, как привлекать клиентов с помощью положительных эмоций. И постепенно в сфере продаж стала выделяться отдельная специальность «создателя эмоций».
Чем занимаются дизайнеры эмоций?
Главная задача дизайнера эмоций – оживить и сделать привлекательным и позитивным любое пространство и процесс с участием человека. Давай рассмотрим те сферы, где пригодится умение создавать положительные эмоции.
Веб-дизайн
Как ты уже прочел выше, дизайн эмоций начался с новых принципов оформления страниц в Сети. Долгое время пользователи интернета сталкивались с однообразными, сделанными словно по шаблону ресурсами – онлайн-магазинами, информационными порталами, сайтами компаний и брендов. Однако скука и монотонность не лучшие способы привлечь клиентов, желающих купить твой продукт. И оказалось, что яркий, привлекательный, вызывающий улыбку и приятные ощущения дизайн притягивают пользователей: они задерживаются на сайте и в итоге приобретают продукт или услугу, который тот продает.
Организация мероприятий (event-бизнес)
Даже важную деловую конференцию можно провести с праздничным настроением – если продумать то, как позитивно и дружелюбно взаимодействовать с коллегами и участниками. Не говоря уж о таких очевидно веселых событиях, как день рождения, свадьба, вечеринка, концерт, открытие магазина или выставки. Дизайнер эмоций поможет сделать любое событие особенным, ярким, запоминающимся – он продумает речи выступающих так, чтобы они вызывали улыбки и удовольствие, выберет подходящее помещение, обратит внимание на то, как оно оформлено, и что нужно сделать, чтобы у гостей начинали блестеть глаза. Творческий подход во всем – таков девиз дизайнера эмоций, но тут главное не переборщить, поэтому для каждого события такой специалист продумывает единую концепцию и план.
Дизайн помещений и пространств
В наше время не принято относиться к учебе и работе как к чему-то тягостному и строгому. Чтобы оформить офис компании или класс в школе, лобби в гостинице или конференц-зал в позитивном и творческом ключе, понадобится помощь дизайнера эмоций. Уют, спокойствие, комфорт, легкость, радость – вот какие эмоции будут испытывать посетители таких помещений, после того как с ними поработает этот специалист. А можно пригласить дизайнера эмоций зарядить позитивом свою квартиру или сад в загородном доме. В мире, который создает дизайнер эмоций, нет места скуке, унынию и серости – только солнце и яркие краски!
Педагогика
Дизайнер эмоций может работать и со словами. От того, что и с какой интонацией мы что-то говорим, зависит настрой того, к кому мы обращаемся. Например, когда воспитатель в саду или учитель в школе рассказывает что-то по своему предмету, дизайнер эмоций может помочь ему сделать свою речь такой, чтобы она вызывала учащихся радость, удовольствие – а значит, и интерес и желание узнавать дальше.
Что тебе нужно уметь, чтобы стать дизайнером эмоций?
«Дизайнер хорошего настроения», с одной стороны, должен знать основы психологии и физиологию человека, с другой – владеть художественными компьютерными программами и технологиями, позволяющими ему создавать различные образы. Конечно же, должна быть чистая и красивая речь и великолепное владение языком. Следует развивать эстетический вкус и восприятие цветов и их оттенков, знать и понимать, как они влияют на чувства человека. Очень важны такие качества, как доброта, отзывчивость и чуткость, а еще искренность, ведь нельзя дарить миру радость, если ты сам не любишь счастье и смех.
Источник
Что такое эмоциональный дизайн?
В некотором роде эмоциональный дизайн является «высшей лигой» современного проектирования. И хотя этот термин давно вошел в употребление, принципы эмоционального дизайна для многих остаются непонятными. Эмоциональный дизайн имеет прямое отношение к пользовательскому опыту, он не существует сам по себе и проявляется только в реализации идеи. Но и в этом случае нельзя сказать, что сочетание эмоционального дизайна и UX устанавливает какие-то границы творчества и фантазии. Там, за этим пределом – неизвестные земли. Но лучше рассказать обо всем этом по порядку.
Функциональность, надежность, удобство
Если рассматривать минимальные требования, предъявляемые к дизайну, то все сводится к одному слову – «функциональность». Это значит, что когда дизайнер завершает работу над проектом, готовый продукт, неважно, цифровой или физический, должен обладать необходимыми, заранее оговоренными функциями. На этом этапе то, как выглядит дизайн, почти не имеет значения. Важно лишь, что он делает то, что должен делать.
На втором этапе фокус смещается в сторону надежности. Функционал должен быть надежным, то есть, ему необходимо работать в разных условиях и средах. Если это, к примеру, сайт, то он должен корректно отображаться в разных браузерах. Если дизайн «заточен» только под конкретные обстоятельства, он уязвим. Ненадежность – самый страшный враг любого дизайна.
Но даже если дизайн функциональный и надежный, то на третьем этапе на первый план выходит удобство использования. Юзабилити тут имеет высший приоритет, так как речь идет о UX, то есть опыте пользователя. Конструкция, которая неудобна, непригодна для использования, поэтому такой дизайн обречен на неудачу, несмотря на свой мощный функционал и высокую надежность. И хотя многие дизайнеры стремятся создавать красивые и простые в использовании вещи, их работа не имеет никакого отношения к эмоциональному дизайну.
Эмоциональный дизайн: когда интерес переходит в игру
Термин «эмоциональный дизайн» был придуман Доном Норманом, соучредителем «Nielsen Norman Group» в 80-х годах ХХ века. Его книги «Дизайн повседневных вещей» и «Эмоциональный дизайн», во многом за счет регулярных переизданий, актуальны и сегодня. Книга «Проектирование для эмоций», написанная известным дизайнером Ааароном Уолтером, вышла немного позже, но содержит те же самые тезисы.
Однако у Уолтера была оригинальная идея применить иерархию потребностей Маслоу к проектированию. Это превращает три основных элемента дизайна – функциональность, надежность и удобство в уровни пирамиды. По мнению Уолтера все это выглядит так:
Если посмотреть на рисунок, то становится ясно, что большинству современных продуктов проектирования не хватает вершины пирамиды. Как и в случае с пирамидой Маслоу, чтобы взобраться на самый верх, дизайнеру нужно сделать так, чтобы три предыдущих уровня были безупречными. С другой стороны, в дизайне стремление к вершине не является инстинктивным, поэтому эмоциональный дизайн требует желания дизайнера пройти лишнюю милю, приложить дополнительнае усилия даже если все работает как надо.
Итак, если дизайн функциональный, надежный и пригодный для использования, то это не означает, что он является эмоциональным. Здесь нужно внести уточнение – термин «эмоциональный» используется всегда в положительном смысле. Хороший дизайн – это дизайн, вызывающий положительные эмоции, не в последнюю очередь потому, что его забавно использовать. Дизайн не только должен быть красивым, его задача – обеспечить идеальное взаимодействие. Именно этот фактор влияет на успех любого продукта.
При этом следует помнить, что дизайн всегда будет вызывать эмоции, независимо от желания дизайнера. Это неизбежно, такова человеческая природа. Таким образом, лучше во время работы всегда помнить об эмоциях, осознавать их как инструмент, который воздействует на пользователя.
Методы эмоционального дизайна
Если дизайнеру интересно, как создать эмоциональный дизайн, то все, что ему нужно сделать – это начать думать нестандартно. Это, в свою очередь, предполагает наличие некоего бэкграунда, имеется в виду эстетический аспект. Относительно эстетики люди обычно быстро приходят к согласию, мода есть мода, достаточно вспомнить тот же Flat Design. Если дизайнер будет следить за всеми меняющимися трендами, он всегда будет в безопасности, по крайней мере, в смысле эстетики. Так что нужно сосредоточиться на других аспектах эмоционального дизайна.
Минимализм
Говоря о дизайне, нельзя не упомянуть имя Дитера Рамса, которому в этом году исполнилось 85 лет. Его основы дизайна по прежнему считаются актуальными, несмотря на то, что все его шедевры были созданы в середине прошлого века. Отсылки к Рамсу можно увидеть и сегодня, например, в дизайне продуктов Apple.
Хороший дизайн настолько минималистичен, насколько это возможно – это одни из основополагающих принципов Рамса. В сочетании с принципом, что хороший дизайн делает продукт более понятным, становится ясно, куда движутся тренды. Если дизайнер может сделать так, что продукт объясняет сам себя, то он решает очень важную проблему – он не заставляет людей разбираться, как что работает. Никто не любит слишком сложные продукты, которые нельзя использовать, не изучив подробную инструкцию.
Минимализм сам по себе является инструментом эмоционального дизайна, но его часто неправильно интерпретируют и не используют по назначению. И здесь есть над чем работать.
Геймификация
Игровой дизайн это прежде всего дизайн взаимодействия. Все дело в том, чтобы как можно глубже погрузиться в игру. А для этого необходимо полномасштабная атака на нейроны человеческого мозга. Целью игрового дизайна всегда является система вознаграждения – это важнейший принцип. Когда человек ожидает вознаграждение, его мозг вырабатывает «гормон счастья» — дофамин. Дофамин увеличивает стимул и мотивацию, увлекая геймера в паутину игры.
Любой дизайнер тоже хочет удержать пользователей. Это значит, что в дизайне можно и нужно использовать элементы геймификации. На самом деле уже многие продукты и сервисы, такие, как Slack, используют игровое взаимодействие при коммуникации, это уже функция, без которой трудно обойтись.
Социальные сети также используют в своих целях эффект дофамина. Эмоция, которую испытывает человек, получающий ответ на свой твит, заставляет его действовать далее, публиковать новые записи, размещать изображения или личные фото.
Небольшие сюрпризы также могут вызывать положительные эмоциями. Когда человек сталкивается с чем-то неожиданным, но в то же время приятным, его мозг начинает вырабатывать дофамин. Не обязательно перегружать продукт сюрпризами, но в небольшом количестве они будут очень полезны.
Иммерсивный дизайн
Иммерсивный, то есть обеспечивающий полное погружение, дизайн пытается задействовать все чувства пользователя. В связи с быстрым развитием мобильных технологи, в частности, с появление контроля жестов, сегодня есть возможность сделать цифровой дизайн более тактильным.
Продуманная анимация в сочетании с жестами создает впечатление, что дизайн «живой». Поэтому дизайнеры должны уделять особое внимание микроинтерпретациям. Именно они определяют работу человеко-машинного интерфейса. Когда мы включаем или выключаем будильник, блокируем двери автомобиля с пульта или делаем что-то подобное – все это микроинтерпретации. Это короткие действия, на которые уходит мало времени и они очень важны для создания положительного опыта пользователя. Чем более убедительными являются интерпретации, тем выше конкурентоспособность продукта. Взаимодействие с продуктом вызывает эмоции. Дизайн связывает человека с устройством или цифровым продуктом через интерфейс и чем человечней будет этот интерфейс, тем лучше.
Вместо заключения
Эмоциональный дизайн это нечто большее, чем безупречный дизайн. Например, есть некий интернет-магазин. Он идеально работает. Что можно еще предложить пользователям, чтобы вызвать у них положительные эмоции? Можно отправить покупателю приветственное письмо. Поблагодарить за покупку, пожелать счастья или предложить интересную сделку. Вместо стандартной упаковки можно предложить другую – которую интересно открывать. Можно добавить подарок. В эмоциональном дизайне есть огромное количество вариантов. Потому что элементы эмоционального дизайна это не стандарт и не норма. Пока еще этот вид дизайна находится в зачаточном состоянии, однако у него огромный потенциал. Но технологии развиваются, интерфейсы совершенствуются и эволюционируют и в скором будущее мы увидим дизайн, который будет делать нас немного счастливее.
Источник