Диссоциация чувств у человека

Диссоциация: защитный механизм психики и средство психотерапии

Было ли у вас когда-нибудь ощущение, что ваши мысли и чувства не принадлежат вам? Испытывали ли вы настолько сильное потрясение, что представляли, будто это случилось не с вами, пытались абстрагироваться? Если да, то вам знаком феномен диссоциации. Что это простыми словами? Давайте разберемся.

Что такое диссоциация

Диссоциация – это распад чего-либо на составляющие. Образовано от латинского слова dissociatiodissociatio, что означает «разделение».

В психологии

В психологии термин был введен французским психологом П. Жане (конец XIX века). Ему удалось доказать, что отдельные мысли могут существовать вне сознания человека и осознаваться только под гипнозом.

Диссоциация в психологии – это первичный защитный механизм психики. Защищает от потрясений, травм, негативных эмоций. В состоянии диссоциации человеку кажется, что события произошли не с ним. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, абстрагируется.

Специфика феномена в том, что человек может отделить от себя как негативные, так и позитивные эмоции, если те вызывают состояние дистресса. Например, сильные любовные чувства мешают работать, думать, жить. Иногда человек старается абстрагироваться от них.

Диссоциация личности бывает двух типов:

  1. Положительная. Индивид абстрагируется от событий, чтобы трезво оценить ситуацию и защитить себя от разрушительных чувств.
  2. Отрицательная. Из-за чрезмерной чувствительности индивид воспринимает обычную ситуацию как опасную и отдаляется при помощи диссоциации. Это мешает адаптации, портит отношения с окружающими.

Люди, испытавшие диссоциацию, описывают это такими фразами:

  • «Словно происходит не со мной»;
  • «Ощущение, что эти чувства не мои»;
  • «Мои чувство словно живут отдельно от меня».

В тех случаях, когда норма граничит с патологией, человек видит себя со стороны, ощущает диссоциацию как выход из тела.

В психиатрии

В психиатрии под диссоциацией личности понимается бессознательное отделение мыслей и убеждений от осознания. Например, человек придерживается сразу двух противоречивых взглядов на одну и ту же проблему. Без коррекции состояние может спровоцировать развитие диссоциативного расстройства личности или реакцию бегства. Феномен диссоциации и синдром множественной личности развивается у людей, перенесших тяжелую психотравму. Риск развития отклонений возрастает, если речь идет о детской психотравме, например, насилии.

Диссоциация: примеры

Каждый раз, когда мы пытаемся забыть о каких-то чувствах и эмоциях, перестать это ощущать, мы используем диссоциацию. Мы стараемся не думать о том, что нас расстраивает, огорчает, пугает или причиняет боль.

  1. Человек, переживший нападение, рассказывает, что на тот момент не чувствовал боли. Или говорит, что видел себя словно со стороны.
  2. Клиент на сеансе у психолога рассказывает об изнасиловании так, словно это сюжет книги. На его лице нет никаких эмоций, пульс не учащается, давление не растет.

Один из известнейших примеров патологической диссоциации – Билли Миллиган, убийца и насильник с 24 личностями. Все они имеют разный пол, возраст и характер. В этом случае диссоциация стала основой для развития множественного расстройства личности. При помощи переключения между личностями подсознание Билли защищало его от самоубийства и старой психотравмы. Возможно, толчком к развитию механизма диссоциации, а потом и расстройства, послужило насилие, которому Билли подвергся в детстве.

Причины диссоциации (психология)

Механизм диссоциации развивается у тех людей, которые пережили психологическую травму или видели, как другие люди используют этот механизм. Примеры потрясений: ребенок стал жертвой или свидетелем жестокости, получил физическую или моральную травму. Пример наблюдения: ребенок видел, как родители со словами «Соберись тряпка, будь сильным» переживали потерю, трудности. Ужас, боль, страх – эти чувства заставляют человека абстрагироваться от происходящего.

Диссоциация: норма и патология

Принято выделять нормативную и патологическую диссоциацию. В первом случае речь идет о естественной защитной реакции на стресс, потрясение, неприятные переживания. Диссоциация в норме возникает в трудных ситуациях, где от человека требуется сохранять собранность, сдержанность, рациональность, но он не может сознательно взять себя в руки. Тогда включается бессознательный процесс – защитный механизм психики. В итоге человек получает преимущество над ситуацией, может трезво оценить ее и принять рациональное решение. В этом случае диссоциацию можно рассматривать как средство адаптации, а не как защитный механизм.

При патологической форме человек диссоциируется в любых эмоциональных ситуациях, а не только в трудных жизненных обстоятельствах. Таких людей называют толстокожими, равнодушными, холодными, черствыми, безэмоциональными. Они исключают любой негатив, отказываются решать конфликты, не готовы к продуктивному социальному взаимодействию. Такое поведение может привести к изоляции.

Диссоциация и ассоциация

Ассоциация и диссоциация – два противоположных процесса. При ассоциации человек вовлечен в какую-то ситуацию, при диссоциации – отстранен. Наши воспоминания бывают как ассоциированными, так и диссоциированными. Притом мы сами можем выбирать, какими они будут. Этот прием и используют психотерапевты. Чем больше вовлеченность во что-то (ассоциация), тем острее вы ощущаете какую-то ситуацию, конкретное эмоциональное состояние. Чем меньше вы вовлечены в какие-то воспоминания (диссоциация), тем проще вам объективно проанализировать ситуацию, извлечь из нее урок.

Читайте также:  Королева пентаклей его чувства ко мне

Диссоциация и ассоциация – это две формы восприятия внешней информации. При ассоциации мы активно участвуем в анализе ситуации, осознаем ее, осмысливаем, переживаем. Например, при просмотре фильмов многие люди полностью погружаются в картину, ощущают происходящее на себе. При диссоциации человек анализирует ситуацию со стороны, смотри на нее извне, а не изнутри.

В жизни мы регулярно выбираем один или другой тип восприятия. Если человек зацикливается на одном типе, то это тревожный сигнал. Это говорит о ригидности сознания.

Застревание в состоянии ассоциации приводит к виктимизации мышления. Человек все воспринимает близко к сердцу, играет роль жертвы. Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам. Он не может проявлять эмпатию.

Застревание в одном из состояний определяет человека в группу риска по химическим зависимостям. Алкоголь и наркотики помогают «переключаться». Индивид быстро распознает это и использует такой способ как «лечение».

Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам.

Диссоциация в психотерапии (техники)

Психотерапия начинается с принятия и осознания клиентом проблемы. Без этого невозможно исцеление. Клиент должен осознать, что за любые ситуации и изменения в его жизни несет ответственность только он. А для этого человеку нужно диссоциироваться, отделить проблему от своего Я. Пока наилучшим способом признан гипноз. Специалист помогает клиенту осознать то, что он давно отделяет от себя.

Чтобы научиться переключаться с ассоциаций на диссоциации, нужно определить личные триггеры (внешние факторы, которые включают защитный механизм). Как только вы почувствуете приближение триггера, начинайте анализировать свое состояние и сознательно направлять его в нужное русло.

Рассмотрим несколько техник диссоциации в психологии подробнее. Они помогают отдалиться от травмирующих обстоятельств.

Вижу, слышу, анализирую

Для того чтобы отойти от ситуации и усмирить эмоции, можно использовать один из следующих форматов, но лучше сразу все три.

Взгляд со стороны:

  1. Мысленно остановитесь, выйдите из своего тела и посмотрите на себя, других людей и ситуацию со стороны. Избегайте оценочных суждений, констатируйте факты.
  2. Представьте изображение в черно-белом варианте.
  3. Уменьшите картинку и отдалите ее от себя, словно вы делаете это на дисплее смартфона.
  4. Переместите на задний план тех людей, которые вызывают у вас негативные эмоции.
  5. Представьте, что смотрите фильм. Прокрутите «видео» быстрее или медленнее.
  6. Представьте, как эта ситуация, события, участники будут выглядеть через 20–30–40 лет. Вы думаете, есть смысл переживать так, как вы это делали изначально?
  1. Представьте, что слушаете других людей и самого себя через телефон или динамик.
  2. Представьте, как громкость каждого голоса или только тех, что раздражают, уменьшается.
  3. Измените раздражающий голос, например, сделайте его писклявым. Поиграйте со скоростью воспроизведения голоса.
  1. Представьте, что вы наблюдаете за происходящим со стороны. В этот раз не только изучайте факты, но и дайте свою оценку происходящему.
  2. «Передайте» свои эмоции тому, на кого вы смотрите.
  3. Проанализируйте ситуацию по плану: кто, что, почему и зачем.
  4. Представьте разные сценарии развития ситуации.
  5. Что вы должны сделать, чтобы обернуть ситуацию в свою пользу?

Мы не умеем одновременно переживать и думать, поэтому пока вы представляете что-либо и анализируете ситуацию, эмоции угасают. Практикуйте техники регулярно и с каждым разом переключаться будет все проще.

Рентген (НЛП)

Цель: достичь расслабленного и спокойного состояния, смирения, умиротворения, легкой грусти. Альтернативные названия техники: Memento mori (помни о смерти), Danse macabre (пляска смерти).

Что делать: представьте себя и тех людей, которые задействованы в травмирующем событии, в виде скелетов (как на рентгене). Специалисты по НЛП считаю, что этого будет достаточно, чтобы осознать, что все трудности, неудачи, мирская суета это мелочи. Сначала вы ощутите легкую грусть, потом прощение, смирение, умиротворение.

Визуально-кинестетическая диссоциация

При помощи этого метода можно проработать психотравму. Это сложная техника, которую лучше проводит под контролем психолога.

  1. Представьте, что вы отошли от ситуации и взглянули на нее со стороны. Вы видите себя в начальной точке развития травмирующих обстоятельств. При этом вы понимаете, что находитесь в настоящем моменте, а себя в той точке видите как на слайде.
  2. Теперь еще раз отделите свое сознание от тела и представьте, что вы наблюдаете за собой молодым (в начале травмы) и за собой в настоящем времени. Тройное отделение нужно для того, чтобы вы перестали ощущать и видеть себя как непосредственного участника событий.
  3. Проиграйте травму, сохраняйте кинестетическую отстраненность. Вы наблюдаете за собой в молодости, реакциями и чувствами того человека.
  4. Посмотрев и послушав со стороны, войдите сначала в тот образ себя, который мы получили в первом пункте (вы из того, кто наблюдал за всеми, входите в тело того, кто наблюдал за собой в начале травмы).
  5. В мыслях подойдите к себе в травмирующей ситуации. Скажите, что вы пришли из будущего и готовы помочь. Дайте молодому себе то, что ему нужно в этот момент.
  6. Как только вы поймете, что молодой вы успокоился, удовлетворил свои желания, получил нужную долю поддержки, войдите в этот образ, а потом перенесите его в образ нынешнего себя. Это поможет принять прошлое, изменить отношение к нему, обрести целостность.

В некоторых случаях один пункт приходится выполнять по 2–3 раза. Важно, чтобы человек сохранял состояние диссоциации. Чтобы избавиться от травмы, нужно сохранять позицию стороннего наблюдателя.

Источник

Диссоциация

30 сентября 2019 , Елена , Комментарии к записи Диссоциация отключены

Читайте также:  После сильного стресса появляются

Диссоциация — это нарушение интеграции опыта, который изменяет самоощущение и личность. Способность обрабатывать опыт может быть сильно повреждёна травмой. Опыт может также быть вытеснен или ограничен, когда мы очень устали, при стрессе или тяжелой болезни, но в этих случаях срыв носит временный характер.

Детские травмы могут глубоко препятствовать нашей способности интегрировать опыт в связный и целостный жизненный рассказ. Интегративный потенциал детей (опыт) гораздо более ограничен, чем у взрослых. Конечно, не все неудачи в интеграции приводят к диссоциации.

Диссоциация — это одновременно и владение опытом, и отречение от него: пока одна часть вас владеет опытом, другая часть — нет. Таким образом, люди с диссоциативными расстройствами чувствуют себя не целостными, а фрагментированными. У них есть воспоминания, мысли, чувства и поведение о том, что они испытывают как нехарактерное и чужое, как будто не принадлежащее им. Их чувство собственного «я» и устойчивые паттерны реакций меняются от ситуации к ситуации. Они не очень эффективны в освоении новых способов поведения, поскольку разделение личности на части и поддержание этого расщепления отнимает много сил.

Диссоциация личности на отдельные части

Эти отдельные Я и паттерны реагирования называются диссоциативные части личности. Это, как если бы не было достаточно связей между одним чувством Я и другим, между одним набором ответов и другим. Например, человек с диссоциативным расстройством имеет убеждение, что некоторые болезненные воспоминания о детстве не принадлежат ему: «У меня не было этих плохих переживаний; я не та маленькая девочка. Она напугана, но это не мой страх. Она беспомощна, но это не моя беспомощность.» Это отсутствие осознания, это переживание “не я” – суть диссоциативных расстройств.

Функции каждой диссоциативной части личности могут варьироваться от крайне ограниченных до более сложных. Последние относятся к случаям диссоциативного расстройства личности. Диссоциация принимает множество форм. Многие диссоциативные симптомы часто встречаются у людей с диссоциативными расстройствами, но каждый человек может иметь свой опыт диссоциации.

Хроническая диссоциация

Диссоциация обычно развивается, когда опыт слишком угрожающий или подавляющий для человека, чтобы он мог интегрировать его полностью, особенно при отсутствии адекватной эмоциональной поддержки. Хроническая диссоциация между частями личности или самости может стать «стратегией выживания» у тех, кто испытал раннюю детскую травму. В какой-то степени, диссоциация позволяет человеку выжить, чтобы попытаться идти дальше в нормальную жизнь, продолжая избегать переполнения чрезвычайно напряженными переживаниями в обоих частях опыта — настоящем и прошлом. К сожалению, она также оставляет одну или несколько частей человека “застрявшими” в неразрешенных переживаниях, а другая часть навсегда пытается избежать этих неинтегрированных переживаний.

При попытке справиться со своей диссоциацией важно знать, что вам не нужно немедленно сосредотачиваться на болезненном прошлом. Скорее, первая цель состоит в том, чтобы разобраться в диссоциативных аспектах себя и научится иметь с ними дело более эффективно, так, чтобы вы могли чувствовать себя лучше в вашей повседневной жизни. Проработка отношения к событиям прошлого приходит после того, как вы научитесь справляться в настоящем как с вашим внешним, так и с вашим внутренним миром.

Существуют биологические, социальные и экологические факторы, которые делают людей более уязвимыми в диссоциации. Некоторые люди могут иметь биологическую тенденцию к диссоциации или, возможно, имеют органическую проблему мозга, которая создает проблемы для интегрирования опыта в целом. Маленькие дети имеют меньше возможностей интегрировать травматические переживания, чем взрослые, потому что их мозг еще не созрел для этого. Их чувство Я и личность еще не очень сплоченные, и поэтому они более склонны к диссоциации. Те, у кого нет достаточной социальной и эмоциональной поддержки, более уязвимы в развитии хронических травматических расстройств. Особенно те, кто испытал хроническое насилие и пренебрежение в детстве. Наконец, многим семьям просто не хватает навыков, чтобы успешно справляться с трудными чувствами и темами. Поэтому они не могут помочь детям научиться эффективным копинг-стратегиям. Эти навыки необходимы для преодоления диссоциации и разрешения травматического опыта.

Диссоциативное расстройство

Когда люди хронически диссоциируют, это нарушает их жизнь, у них может быть диагностировано диссоциативное расстройство. Есть несколько диссоциативных расстройств, и важно знать, что эти классификации не могут полностью описать какого-либо человека; на самом деле, диссоциация все еще нуждается в изучении. Есть общее согласие, однако, что главные сложные диссоциативные разделения типично развиваются в детстве. Они являются результатом сбоев в работе интеграции личности ребенка, последствия чего присутствуют и в зрелом возрасте.

Симптомы диссоциации

Проблемы с идентичностью или самоощущением

Большинство людей с диссоциативным расстройством не приходят на терапию с жалобами на свою идентичность. Вместо этого они обращаются за помощью для решения других проблем, таких как депрессия, беспокойство, проблемы со сном или проблемы в отношениях. Но они также испытывают странные и пугающие симптомы, которые не имеют смысла, и которые часто приводят их к мысли, что они “сумасшедшие.” Они часто с трудом могут описать этот внутренний опыт и не могут поделиться им, если не спросить, потому что они стыдятся. На самом деле, эти симптомы обычно связаны с открещиванием от влияния других частей личности или самости. Со временем люди понимают свои диссоциативные симптомы, это происходит из-за желания чувствовать себя более комфортно.

Одним из основных симптомов диссоциации является чувство непроизвольности, то есть человек осознает мысли, чувства, поведение, воспоминания и события, и так далее, но эти переживания кажутся не принадлежащими ему или ей. Это своеобразное чувство “не я.” У некоторых людей есть чувство, что в них “более одного человека». Или есть разные «голоса» или личности, некоторые из которых могут иметь свое имя, возраст и другие характеристики, которые отличаются от опыта человека, его или ее основной личности.

Читайте также:  Как заплакать чтобы выпустить эмоции

Каждая диссоциативная часть личности обладает индивидуальным взглядом на себя, других и мир, часто с разнообразными мыслями, чувствами и поведением, отличным от других частей, даже если очень ограниченно. Как следствие, люди с диссоциативным расстройством могут быть очень запутанными в том, кто они на самом деле, в том, что они думают, чувствуют, делают, желают или испытывают в своем теле.

Диссоциативные части личности на самом деле не являются отдельными идентичностями или личностями в одном теле. Это, скорее, отдельные части Я, которые еще не функционируют вместе.

Слишком мало переживаний

Некоторые диссоциативные симптомы включают очевидную потерю некоторых переживаний, которые, в принципе, должны быть. Таким образом, вы чувствуете “слишком мало». Например, вы можете иметь амнезию, потерю памяти о важных событиях или сегментах вашей жизни. Или, возможно, вы можете внезапно потерять навыки или знания, которые являются естественной частью вашей жизни, такие как как возможность управлять автомобилем или деньгами. Как правило, люди с диссоциациями сообщают, что они вдруг перестали чувствовать эмоции или ощущения в своём теле: они становятся эмоционально или физически оцепенелыми. Эти потери не являются постоянными и не связаны с медицинскими диагнозами, например, деменцией. Они обусловлены деятельностью других частей личности, которые достаточно обособлены.

Эти потери только «кажущиеся». Опыт, который стал не доступен для вас, может быть доступен другой части вас. Вы можете не помнить, что боялись в детстве, другая часть вас чувствует страх или ужас всякий раз, когда возникают похожие ситуации. В то время как вы испытаете мало чувств, другая часть вас может испытывать слишком много чувств.

Диссоциативная амнезия (потеря памяти)

Каждый человек имеет амнезию большей части жизни до 3 лет из-за незрелости мозга. Часто люди могут не вспомнить слишком многого о дошкольных годах. Конечно, никто не помнит все, что с ним случилось. У каждого человека есть степень нормальной забывчивости и искажение памяти. Но в целом, люди должны иметь достаточно последовательные воспоминания о своей жизни и основных событиях жизни с того времени, когда они идут в начальную школу, достаточно, чтобы быть в состоянии складно рассказать о себе.

Амнезия выходит далеко за рамки обычной забывчивости. Она включает в себя серьезные проблемы с памятью, которые не вызваны болезнью или крайней усталостью, алкоголем или другими веществами, изменяющими сознание, это не нормальная забывчивость. Амнезия в этом случае является периодической. Люди с диссоциативным расстройством могут вспомнить одни аспекты события, а другие важные аспекты — нет. В некоторых случаях события целиком недоступны для сознательного вспоминания. Были случаи, когда люди могут иметь амнезию на более длительные периоды времени. Например, человек не может вспомнить ничего из пятого класса или из возраста 9-12 лет.

У людей может быть амнезия не только на прошлое, но и на настоящее. Эта «потеря времени» — характерный симптом множественного (или диссоциативного) расстройства личности. Люди могут оказаться в каком-то месте и понятия не имеют, как они добрались туда. Или есть часы или даже дни, когда они не знают, что они делали.

Диссоциация как отчуждение от себя или своего тела (деперсонализация)

Многие люди обычно испытывают временные формы деперсонализации при усталости или стрессе. Это распространенный симптом при многих психических расстройствах. Может происходить отключение от эмоций; люди чувствуют, что они существуют исключительно «в своей голове»; как будто они мертвы внутри; или «обернуты в хлопок»; или чувствовать себя как «картон» «одномерными». Они чувствуют себя нереальными, как будто не существуют и не имеют контроля над своими действиями. Некоторые люди также сообщают, что они как роботы и действуют «на автопилоте».

Отказ или отчужденность от своего окружения (дереализация)

Дереализация — это когда ваше окружение или люди вокруг вас кажутся нереальными. Например, ваш собственный дом может показаться незнакомым, странным или нереальным, как будто чужим. Или человек, которого вы хорошо знаете, может показаться странным и незнакомым.

Слишком много переживаний

Диссоциативные вторжения — это те симптомы, которые возникают, когда одна диссоциативная часть вторгается в переживание другой. Вторжения могут быть в форме воспоминаний, мыслей, чувств, восприятий, идей, желаний, потребностей или поведение. Вот почему так много разных симптомов имеет диссоциативную основу.

Возможные диссоциативные вторжения включают воспоминания о прошлом, травматические события. Это могут быть внезапные чувства, мысли, импульсы или поведение, которые приходят “из ниоткуда». Это может быть необъяснимая боль или другие ощущения, которые не имеют никакой известной медицинской причины. Чувство, что вы физически контролируемы кем-то другим или другими силами, находящимися вне вашего контроля. Вам могут слышаться голоса комментирующих, спорящих, критикующих, плачущих или звучащие на заднем плане. Это могут быть сильные внутренние переживания, которые не кажутся вашими. Этот переживания возникают, когда диссоциативная часть входит в сознательное понимание. Так вы знакомитесь с некоторыми аспектами того, что эта часть вас переживает.

Источник:
Suzette Boon, Kathy Steele, Onno van der Hart «Coping With Trauma-Related Dissociation»


Помощь психолога при травмах и диссоциациях

Источник

Оцените статью