Диссоциация чувств что это

Диссоциация: защитный механизм психики и средство психотерапии

Было ли у вас когда-нибудь ощущение, что ваши мысли и чувства не принадлежат вам? Испытывали ли вы настолько сильное потрясение, что представляли, будто это случилось не с вами, пытались абстрагироваться? Если да, то вам знаком феномен диссоциации. Что это простыми словами? Давайте разберемся.

Что такое диссоциация

Диссоциация – это распад чего-либо на составляющие. Образовано от латинского слова dissociatiodissociatio, что означает «разделение».

В психологии

В психологии термин был введен французским психологом П. Жане (конец XIX века). Ему удалось доказать, что отдельные мысли могут существовать вне сознания человека и осознаваться только под гипнозом.

Диссоциация в психологии – это первичный защитный механизм психики. Защищает от потрясений, травм, негативных эмоций. В состоянии диссоциации человеку кажется, что события произошли не с ним. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, абстрагируется.

Специфика феномена в том, что человек может отделить от себя как негативные, так и позитивные эмоции, если те вызывают состояние дистресса. Например, сильные любовные чувства мешают работать, думать, жить. Иногда человек старается абстрагироваться от них.

Диссоциация личности бывает двух типов:

  1. Положительная. Индивид абстрагируется от событий, чтобы трезво оценить ситуацию и защитить себя от разрушительных чувств.
  2. Отрицательная. Из-за чрезмерной чувствительности индивид воспринимает обычную ситуацию как опасную и отдаляется при помощи диссоциации. Это мешает адаптации, портит отношения с окружающими.

Люди, испытавшие диссоциацию, описывают это такими фразами:

  • «Словно происходит не со мной»;
  • «Ощущение, что эти чувства не мои»;
  • «Мои чувство словно живут отдельно от меня».

В тех случаях, когда норма граничит с патологией, человек видит себя со стороны, ощущает диссоциацию как выход из тела.

В психиатрии

В психиатрии под диссоциацией личности понимается бессознательное отделение мыслей и убеждений от осознания. Например, человек придерживается сразу двух противоречивых взглядов на одну и ту же проблему. Без коррекции состояние может спровоцировать развитие диссоциативного расстройства личности или реакцию бегства. Феномен диссоциации и синдром множественной личности развивается у людей, перенесших тяжелую психотравму. Риск развития отклонений возрастает, если речь идет о детской психотравме, например, насилии.

Диссоциация: примеры

Каждый раз, когда мы пытаемся забыть о каких-то чувствах и эмоциях, перестать это ощущать, мы используем диссоциацию. Мы стараемся не думать о том, что нас расстраивает, огорчает, пугает или причиняет боль.

  1. Человек, переживший нападение, рассказывает, что на тот момент не чувствовал боли. Или говорит, что видел себя словно со стороны.
  2. Клиент на сеансе у психолога рассказывает об изнасиловании так, словно это сюжет книги. На его лице нет никаких эмоций, пульс не учащается, давление не растет.

Один из известнейших примеров патологической диссоциации – Билли Миллиган, убийца и насильник с 24 личностями. Все они имеют разный пол, возраст и характер. В этом случае диссоциация стала основой для развития множественного расстройства личности. При помощи переключения между личностями подсознание Билли защищало его от самоубийства и старой психотравмы. Возможно, толчком к развитию механизма диссоциации, а потом и расстройства, послужило насилие, которому Билли подвергся в детстве.

Причины диссоциации (психология)

Механизм диссоциации развивается у тех людей, которые пережили психологическую травму или видели, как другие люди используют этот механизм. Примеры потрясений: ребенок стал жертвой или свидетелем жестокости, получил физическую или моральную травму. Пример наблюдения: ребенок видел, как родители со словами «Соберись тряпка, будь сильным» переживали потерю, трудности. Ужас, боль, страх – эти чувства заставляют человека абстрагироваться от происходящего.

Диссоциация: норма и патология

Принято выделять нормативную и патологическую диссоциацию. В первом случае речь идет о естественной защитной реакции на стресс, потрясение, неприятные переживания. Диссоциация в норме возникает в трудных ситуациях, где от человека требуется сохранять собранность, сдержанность, рациональность, но он не может сознательно взять себя в руки. Тогда включается бессознательный процесс – защитный механизм психики. В итоге человек получает преимущество над ситуацией, может трезво оценить ее и принять рациональное решение. В этом случае диссоциацию можно рассматривать как средство адаптации, а не как защитный механизм.

При патологической форме человек диссоциируется в любых эмоциональных ситуациях, а не только в трудных жизненных обстоятельствах. Таких людей называют толстокожими, равнодушными, холодными, черствыми, безэмоциональными. Они исключают любой негатив, отказываются решать конфликты, не готовы к продуктивному социальному взаимодействию. Такое поведение может привести к изоляции.

Диссоциация и ассоциация

Ассоциация и диссоциация – два противоположных процесса. При ассоциации человек вовлечен в какую-то ситуацию, при диссоциации – отстранен. Наши воспоминания бывают как ассоциированными, так и диссоциированными. Притом мы сами можем выбирать, какими они будут. Этот прием и используют психотерапевты. Чем больше вовлеченность во что-то (ассоциация), тем острее вы ощущаете какую-то ситуацию, конкретное эмоциональное состояние. Чем меньше вы вовлечены в какие-то воспоминания (диссоциация), тем проще вам объективно проанализировать ситуацию, извлечь из нее урок.

Диссоциация и ассоциация – это две формы восприятия внешней информации. При ассоциации мы активно участвуем в анализе ситуации, осознаем ее, осмысливаем, переживаем. Например, при просмотре фильмов многие люди полностью погружаются в картину, ощущают происходящее на себе. При диссоциации человек анализирует ситуацию со стороны, смотри на нее извне, а не изнутри.

В жизни мы регулярно выбираем один или другой тип восприятия. Если человек зацикливается на одном типе, то это тревожный сигнал. Это говорит о ригидности сознания.

Застревание в состоянии ассоциации приводит к виктимизации мышления. Человек все воспринимает близко к сердцу, играет роль жертвы. Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам. Он не может проявлять эмпатию.

Застревание в одном из состояний определяет человека в группу риска по химическим зависимостям. Алкоголь и наркотики помогают «переключаться». Индивид быстро распознает это и использует такой способ как «лечение».

Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам.

Диссоциация в психотерапии (техники)

Психотерапия начинается с принятия и осознания клиентом проблемы. Без этого невозможно исцеление. Клиент должен осознать, что за любые ситуации и изменения в его жизни несет ответственность только он. А для этого человеку нужно диссоциироваться, отделить проблему от своего Я. Пока наилучшим способом признан гипноз. Специалист помогает клиенту осознать то, что он давно отделяет от себя.

Чтобы научиться переключаться с ассоциаций на диссоциации, нужно определить личные триггеры (внешние факторы, которые включают защитный механизм). Как только вы почувствуете приближение триггера, начинайте анализировать свое состояние и сознательно направлять его в нужное русло.

Читайте также:  Белка прыгает от радости

Рассмотрим несколько техник диссоциации в психологии подробнее. Они помогают отдалиться от травмирующих обстоятельств.

Вижу, слышу, анализирую

Для того чтобы отойти от ситуации и усмирить эмоции, можно использовать один из следующих форматов, но лучше сразу все три.

Взгляд со стороны:

  1. Мысленно остановитесь, выйдите из своего тела и посмотрите на себя, других людей и ситуацию со стороны. Избегайте оценочных суждений, констатируйте факты.
  2. Представьте изображение в черно-белом варианте.
  3. Уменьшите картинку и отдалите ее от себя, словно вы делаете это на дисплее смартфона.
  4. Переместите на задний план тех людей, которые вызывают у вас негативные эмоции.
  5. Представьте, что смотрите фильм. Прокрутите «видео» быстрее или медленнее.
  6. Представьте, как эта ситуация, события, участники будут выглядеть через 20–30–40 лет. Вы думаете, есть смысл переживать так, как вы это делали изначально?
  1. Представьте, что слушаете других людей и самого себя через телефон или динамик.
  2. Представьте, как громкость каждого голоса или только тех, что раздражают, уменьшается.
  3. Измените раздражающий голос, например, сделайте его писклявым. Поиграйте со скоростью воспроизведения голоса.
  1. Представьте, что вы наблюдаете за происходящим со стороны. В этот раз не только изучайте факты, но и дайте свою оценку происходящему.
  2. «Передайте» свои эмоции тому, на кого вы смотрите.
  3. Проанализируйте ситуацию по плану: кто, что, почему и зачем.
  4. Представьте разные сценарии развития ситуации.
  5. Что вы должны сделать, чтобы обернуть ситуацию в свою пользу?

Мы не умеем одновременно переживать и думать, поэтому пока вы представляете что-либо и анализируете ситуацию, эмоции угасают. Практикуйте техники регулярно и с каждым разом переключаться будет все проще.

Рентген (НЛП)

Цель: достичь расслабленного и спокойного состояния, смирения, умиротворения, легкой грусти. Альтернативные названия техники: Memento mori (помни о смерти), Danse macabre (пляска смерти).

Что делать: представьте себя и тех людей, которые задействованы в травмирующем событии, в виде скелетов (как на рентгене). Специалисты по НЛП считаю, что этого будет достаточно, чтобы осознать, что все трудности, неудачи, мирская суета это мелочи. Сначала вы ощутите легкую грусть, потом прощение, смирение, умиротворение.

Визуально-кинестетическая диссоциация

При помощи этого метода можно проработать психотравму. Это сложная техника, которую лучше проводит под контролем психолога.

  1. Представьте, что вы отошли от ситуации и взглянули на нее со стороны. Вы видите себя в начальной точке развития травмирующих обстоятельств. При этом вы понимаете, что находитесь в настоящем моменте, а себя в той точке видите как на слайде.
  2. Теперь еще раз отделите свое сознание от тела и представьте, что вы наблюдаете за собой молодым (в начале травмы) и за собой в настоящем времени. Тройное отделение нужно для того, чтобы вы перестали ощущать и видеть себя как непосредственного участника событий.
  3. Проиграйте травму, сохраняйте кинестетическую отстраненность. Вы наблюдаете за собой в молодости, реакциями и чувствами того человека.
  4. Посмотрев и послушав со стороны, войдите сначала в тот образ себя, который мы получили в первом пункте (вы из того, кто наблюдал за всеми, входите в тело того, кто наблюдал за собой в начале травмы).
  5. В мыслях подойдите к себе в травмирующей ситуации. Скажите, что вы пришли из будущего и готовы помочь. Дайте молодому себе то, что ему нужно в этот момент.
  6. Как только вы поймете, что молодой вы успокоился, удовлетворил свои желания, получил нужную долю поддержки, войдите в этот образ, а потом перенесите его в образ нынешнего себя. Это поможет принять прошлое, изменить отношение к нему, обрести целостность.

В некоторых случаях один пункт приходится выполнять по 2–3 раза. Важно, чтобы человек сохранял состояние диссоциации. Чтобы избавиться от травмы, нужно сохранять позицию стороннего наблюдателя.

Источник

Диссоциация

В данной статье я хочу порассуждать о диссоциации, ее частоте и интенсивности использования как защитного механизма в жизни человека, о гранях здорового и патологического, и о том, как речь может рассказать об этом.

Предисловие

В психиатрии есть группа заболеваний, которая называется «диссоциативные расстройства». По сравнению с паранойей или шизофренией звучит, наверное, не очень страшно, однако это достаточно серьезный диагноз. Что же это такое? Диссоциация в переводе с латинского языка означает «распад». При данном заболевании происходит нарушение психических функций, таких как память, сознание, чувство личностной идентичности. Эти психические функции отделяются от целостного потока сознания и становятся независимыми. Таким образом, нарушается целостность личности.

Диссоциация в жизни

После того как я вас сознательно напугал, хочу поговорить о диссоциациях, присутствующих в жизни психически здоровых людей, или — говоря языком психологии — невротиков, коими является большинство людей на планете. Надо сказать, что диссоциация — это защитный механизм психики, который включается, когда человек не может справиться с ситуацией, в которой находится. Это может быть длительная травматическая ситуация или шоковая травма, которую человек не может принять и интегрировать в собственную психику. Наиболее травмирующие и оказывающие сильное влияние на развитие человека ситуации, конечно, возникают в раннем детстве, когда при сильном стрессе ребенок не может справиться сам и у него отсутствует должная поддержка родителей, но также такие ситуации могут возникать и во взрослом периоде жизни. Это локальные стрессовые ситуации или длительные травмирующие ситуации, из которых человек чаще не хочет, чем не может выйти из-за вторичных выгод.
Если психика человека не справляется, то включается механизм диссоциации. Человек может выпасть в трансовое состояние, может создать в своей голове иную альтернативную ситуацию, более приемлемую для него, поселить туда свои идеи, мысли, эмоции, и переживать их вместо реальности. Естественно, этот процесс происходит бессознательно. При очень сильных стрессовых ситуациях (таких как различные катастрофы, смерть близких и т.п.) может возникать психогенная амнезия — говоря простым языком, человек не хочет осознавать или признавать произошедшее и может не помнить событие или целую часть жизни.
Есть очень много вариантов проявления диссоциации, и даже в самых сложных случаях ее проявление не всегда можно однозначно назвать психическим заболеванием. Большинство людей являются здоровыми с точки зрения психиатрии. Но меня интересует процесс с точки зрения психологии. Что же происходит с психикой и личностью в реальности с точки зрения психологии?
Вопреки некоторым бытовым мнениям («а может ему так легче», «лучше не переживать», «пусть так и будет») ничего хорошего в диссоциации нет, поскольку данный процесс не стоит на месте и может усугублять психическое состояние человека, всё больше отдаляя его от реальности. При этом человек неосознанно мучается. В сознательной жизни это может проявляться в кошмарных снах, соматических заболеваниях, асоциальном поведении, употреблении различных психоактивных веществ. Часто это оправдывается и самим человеком и социумом: «у него было трудное детство», «с ним такое случилось» и т.д. Самое худшее в этой ситуации, что человек в это время не живет, а существует, так как он не может полно переживать свою нынешнюю, реальную жизнь из-за не пережитых травм прошлого.

Читайте также:  От чего образуется депрессия

Диссоциация — это естественный процесс психики, который помогает выжить в стрессовой ситуации, когда у человека недостаточно ресурсов для эмоционального вовлечения, и я хочу, чтобы у вас осталось понимание этого. Диссоциация превращается в патологию, если данный процесс защиты используется постоянно, как поведенческий паттерн.

Кроме того, диссоциация нам иногда необходима, и в некоторой степени мы с ней сталкиваемся в повседневной жизни. Диссоциация может происходить в трансовом состоянии, когда человек что-то делает машинально — например, идет полусонный на работу, засыпает или, наоборот, пытается не дать себе заснуть, чтобы досмотреть интересный фильм, думает или медитирует.

Речь как индикатор

Далее я хочу поговорить о нашей повседневной жизни: насколько мы втянуты в процесс диссоциации, насколько часто мы отделяем себя от текущей ситуации, помещаем себя в другую или ассоциируем себя с кем-то еще, отделяя себя от своей жизни, зачем мы это делаем, и к чему это может привести. А проанализирую я это через речь.
Прислушайтесь к речи вашего собеседника или к своей собственной речи. Какое местоимение вы или ваш собеседник используете, говоря о себе? Во многих случаях люди, говоря о себе, произносят «ты», «тебя», то есть, говоря про себя, человек не ассоциирует с собой то, о чем он рассказывает. Причины этого в каждом случае индивидуальны, но, так или иначе, по каким-то причинам бессознательно человек не хочет ассоциировать себя с тем, что он делал, делает или рассказывает. То есть бессознательно не хочет, а сознательно находится или находился в ситуации и, возможно, даже не почувствовал, что она ему вредна или неприятна. Это уже говорит о потере связи между чувствами и сознанием, между телом и сознанием, то есть диссоциация уже есть. Иногда чувствование таких ситуаций можно назвать интуицией, а интуиция — это доверие к себе, своим чувствам, но далеко не мыслям. Ведь мысли — это часто идеи, которые могут принадлежать кому-то другому, но, долго размышляя над ними, человек постепенно начинает принимать их за свои. А вот чувства у нас точно собственные, их нельзя внедрить или позаимствовать, они всегда настоящие. Можно сказать, что человек с хорошо развитой интуицией, а вернее — слышащий себя, свои чувства, в большей степени здоров, так как менее диссоциирован. Обычно и в речи такого человека реже звучат местоимения «ты», «тебя», когда он рассказывает о себе.
Иногда, чтобы бессознательно избавиться от ответственности или добавить своему решению веса, а также в состоянии неуверенности, люди говорят «мы», хотя в 90% случаях речь идет об индивидуальном действии или решении. Если действие было совместным, то здоровее будет сказать «я и еще кто-то». Менее диссоциированные люди реже употребляют местоимение «мы», потому что они чувствуют себя более индивидуальными и более целостными.
Следующий пример речевых оборотов, употребляемых в обществе, свидетельствующий о диссоциации — это высказывания о себе (ведь диссоциировать мы можем только себя). Такие выражения, как «мое тело», «мой организм», с их различным продолжением («толстое», «худое», «чего-то хочет», «болит» и т.д.) — очень привычны и естественны в нашей речи, но что они делают? Они отделяют нас от тела. То есть существует некое «я», сидящее в теле. Возникает вопрос, а кто это — «я»? Наверняка не мозг, ведь вряд ли мы думаем о мозге, говоря о себе. К тому же, мозг — это часть тела. Итак, «я» — это, скорее всего, мысли, сознание. Вот так потихоньку мы незаметно отделяем наше сознание от тела. К слову сказать, во многих духовных практиках это даже поощряется. Но «я» есть целое: и тело, и дух вместе взятые, и здоровы мы телом и духом только тогда, когда между ними есть связь, а мы эту связь не нарушаем. Я ни в коем случае не хочу сказать, что духовные практики вредны, но к ним нужно подходить в более осознанном состоянии — иначе они не пойдут на пользу, а, наоборот, начнется более глубокий процесс диссоциации.
Хочу напомнить: я анализирую речь и использую ее как индикатор психического состояния. Во всех приведенных мной примерах у человека уже есть диссоциация. Человек диссоциирует себя своими мыслями, действиями, поведением, образом жизни, отношением к себе и окружающим.
Но я думаю, если начать осознавать свою речь, это будет серьезным шагом к изменению себя.

Не могу не упомянуть о чувствах. Если понаблюдать, людям довольно сложно говорить «мое тело чувствует», все же чаще люди говорят «я чувствую». Это связано с тем, что чувства находятся в теле, и их довольно сложно отделить от него. Однако мне довелось встречаться и с такими случаями. Что очень интересно, эти люди занимались духовными практиками. Работа с такими людьми очень трудна, так как уровень их диссоциации очень высок. Схожий пример — фразы типа «моя психика не выдерживает», «. не приемлет» и т.д. То есть опять не «я». Со мной-то все хорошо — с психикой что-то не так, а она — это не совсем я. Психика не я, но она точно моя, значит, я ею управляю и контролирую (как бы не так). Как признать, что психика неконтролируемым образом управляет тем, кто сам не знает, где находится? Вспоминаем один из предыдущих примеров про то, где мы «сидим», и получаем, что и не в психике, и не в голове. Куда же мы тогда вообще делись? (Вопрос для размышления читателям). Все эти выкрутасы происходят потому, что сказать «я» гораздо сложнее — могут включиться разные стереотипы, вызывая неприятные вопросы. Например: «Как это я не выдерживаю, я что — слабый?», «Как это я не управляю собой и своей психикой?».
Следующие примеры диссоциации — это, как ни странно, ассоциация себя со своей профессией, с местом проживания, с вещами. Приведу несколько очевидных примеров: «я — военный» (значит, я не могу чувствовать), «я — юрист/руководитель/чиновник» (значит, я не могу позволить себе дурачиться, искренне веселиться), и т.п. Когда человек начинает себя ассоциировать со своей профессией, он как бы растворяется в ней и теряет себя. Когда внутри нет доверия к себе, нет себя, нужно уцепиться за что-то, например, за профессию — тем более, некоторые из них имеют очень высокий статус в обществе. Профессия «прилипает», и человек остается врачом, военным или юристом всегда, даже в кругу друзей или в семье. Профессия — это очень важная сфера жизни, это самореализация, но есть и другие сферы и о них не нужно забывать.
Когда у человека нет «Я», либо оно очень маленькое, он часто ассоциирует себя с тем, во что он одевается, на чем ездит и где живет — это добавляет вес, повышая статус. Но что происходит с психикой? А в психике происходит диссоциация, потому что человек — это и тело, и сознание, но не надетый бренд и не «надетая» профессия. Есть люди, настолько сильно ассоциирующие себя со своей одеждой, что они не могут надеть другую, то есть они — это не их тело и сознание, а их одежда. А ведь одежда, автомобили и прочие атрибуты — это всего лишь вспомогательные средства для жизни и саморазвития. Конечно, при таком отношении к вещам речь о развитии личности не идет. Личность в данном случае скачет по кругу, как белка в колесе, зависимая от внешних факторов. К сожалению, в наш век потребления сопутствующие средства для жизни ставятся выше того, для кого они делаются, и в рекламе мы слышим: «ты будешь лучше/ успешнее/красивее, если приобретешь. » (дальше следует название соответствующего продукта того или иного бренда).
Я привел лишь несколько примеров диссоциации, которые постоянно присутствуют в обществе и «помогают» расщеплять и без того слабо сформированные личности. Слабо, потому что индустриальное общество не способствует индивидуализации.

Читайте также:  Как себя чувствует филипп киркоров

С чего все начинается?

Когда ребёнок рождается, у него нет самоидентификации, и он не отделяет себя от матери. Постепенно он начинает смотреть вокруг, видеть себя, поднимать голову и видеть окружающую среду, хватать предметы и ходить. Изучая таким образом мир и сопоставляя себя с ним, ребенок со временем осознает себя как нечто отдельное от всего мира. Именно в это время у него начинают возникать первые мысли о смерти, потому что разрушаются прежние связки «я = мать» и «я = мир вокруг», и он становится обособленным существом. В этом возрасте мать, говоря о ребенке, часто еще использует местоимение «мы» («мы погуляли», «мы поели», «мы покакали») и это нормально. Но примерно к 5-ти годам приходит момент, когда мать должна начать стимулировать и поддерживать процесс сепарации, и это первым делом осуществляется с помощью речи. Говоря о ребенке, следует теперь говорить «он» или «она» (естественно, в присутствии ребенка или обращаясь к нему, называть его по имени), тем самым приучая маленького человека к пониманию того, что он отдельная личность. Затем нужно постепенно делегировать ему ответственность за собственные действия и принятие решений. Можно начать с освоения ребенком элементарных навыков самообслуживания (одевания и т.д.). Важно поощрять его самостоятельность — это значит, хвалить, даже если у него не получилось.
Очень важен и собственный пример. Иногда кажется, что родители считают детей идиотами, глухими или слепыми, тогда как они гораздо умнее, чем это может показаться. Детская психика очень гибкая, она мгновенно впитывает и интегрирует все происходящее вокруг, и происходит это в несколько раз быстрее, чем у взрослого человека. Ребенок более непосредственен, открыт миру и доверчив. Поэтому, если вы что-то пообещали, сделайте это. Если не вышло, объясните ребенку, почему. Несите ответственность за свои действия и решения. Не обманывайте и не манипулируйте: дети прекрасно понимают, если им объяснить, и чувствуют, когда ими манипулируют. Будьте сами честными, и вам не придется пожинать плоды своего обмана и манипуляций, когда ребенок «непонятно в кого так себя ведет» или в подростковом возрасте теряет доверие к родителям (в современной советской психологии последнее считается естественным, но, тем не менее, ничего не бывает «вдруг»). Больше общайтесь со своим ребёнком, воспринимайте его как личность. Так будет строиться здоровое воспитание.
Я думаю, вы не раз слышали, как мама ребенка уже школьного возраста говорит своей знакомой: «А мы поступили в школу». Пока еще забавно, но крайне вредно для ребенка. Однако нередки случаи, когда мама говорит: «Мы поступили в институт» — вот это уже не забавно и не смешно. К сожалению, это может продолжаться и дальше — не мне вам рассказывать, какие конфликты возникают, когда уже взрослый человек принимает решение создать свою семью, а сепарация от родителей так и не произошла. Приведенные примеры служат лишь вербальным индикатором отсутствия сепарации и самоидентификации. Конечно, и самих ситуаций гораздо больше, и они более разнообразны, да и вербальных примеров можно привести множество. Я здесь привел лишь наиболее частые из них и бросающиеся в глаза. Если сепарация не произошла, то получается, что человек физически вроде бы взрослый, а психически все еще инфантилен. Это следствие того, что в детстве родители, в силу особенностей своего развития, не смогли правильно сепарировать ребенка, а он в свою очередь не научился ассоциировать свои решения и действия с самим собой, что отражается в его речи употреблением местоимений «мы» и «ты» вместо «я».

И чем заканчивается?

Я специально начал статью с описания психического заболевания, чтобы показать крайние варианты развития процесса диссоциации. На одном конце — диссоциативные расстройства личности, а на другом — обычные люди вокруг, или так называемые невротики, в той или иной степени диссоциированные. К сожалению, с возрастом диссоциация часто усугубляется, потому что данный процесс поддерживается социумом и его системой, которой не нужны целостные личности. Кроме того, процесс интеграции требует от взрослого человека больших усилий. Но я надеюсь, что эта статья даст тему для размышления нынешним или будущим родителям, всем взрослым людям, нашедшим в себе черты, описанные мной выше. В этом мире нет ничего, что нельзя было бы изменить, кроме смерти — поэтому, пока вы живы, дерзайте! Но прямо сейчас, не завтра. Только начините с местоимения «Я».

Дополнительные примеры

Я вспомнил еще несколько примеров, которые, как я считаю, могут говорить о невротизации личности.
«У меня в подъезде» — точно не ясно, где. «У меня муж/жена» — ну если не шелковый/ая, тогда не ясно, у кого именно — у вас или…. «У меня у матери» — аналогично предыдущему примеру, но здесь еще возможна проблема сепарации. Еще я заметил, что люди при встрече стали часто говорить «Приветствую». Это похоже на констатацию факта своих действий из серии «я какаю», «я иду в магазин», «я печатаю статью». По моему опыту, люди, выражающиеся таким образом, имеют нарциссические проблемы на грани психопатии (по Лоуэну). Или всем знакомое «извиняюсь» — человек говорит о себе в третьем лице либо потому, что не вырос, либо потому, что «Наполеон». В моей практике такие люди имели сильное расщепление. А само выражение еще и невежливо: «извините» или «простите» — это просьба, а в «извиняюсь» просьбы нет. Вероятно, таким людям и просить сложно, что тоже говорит о нарциссических проблемах.
Я думаю, можно продолжить список подобных выражений и составить корреляции, но у говорящих так людей, скорее всего, будет расщепление в психике.

Использованные иллюстрации принадлежат их авторам.

Источник

Оцените статью