Методика воспитания в «Школе радости» по методике Сухомлинского
Кузьминова Наталья Васильевна
Методика воспитания в «Школе радости» по методике Сухомлинского
Василий Сухомлинский стал учителем начальной школы в возрасте
лет. Она располагалась неподалеку от родного села. Он сумел проучиться
года на дневном отделении педагогического института. Наличие тяжелого заболевания, плеврита, вынудило перевестись на заочное отделение Полтавского пединститута. Уже в
Василий смог его окончить. Ранее это же учебное заведение оканчивал Макаренко.
В течение всей своей жизни В. А. Сухомлинский написал
книг и пособий, научных и научно-популярных статей. Его работы были переведены на многие языки.Самыми популярными произведениями считаются:
«Сердце отдаю детям»;
«Как воспитать настоящего человека»;
«Мудрая власть коллектива»;
«Разговор с молодым директором школы»;
«Родина в сердце»;
«Хрестоматия по этике»;
«Потребность человека в человеке»;
«Об умственном воспитании»;
«Человеческая личность неповторима»;
«Верьте в человека»;
«Нравственный идеал молодого поколения»;
«Павлышская средняя школа»;
«Воспитание коллективизма у школьников»;
«Мудрость родительской любви».
Вдохновение приходило Сухомлинскому от написания научных работ, любви к детям и работы директором школы.
Основной предмет в школе считался человековедение. Он рассматривал его как важную часть в образовании и воспитании маленького человека. Исток такого подхода крылся в трагедии войны, которую испытывали миллионы людей, в том числе и сам Сухомлинский.
году он становится директором Павлышской школы. С тех пор он проводит достаточно много времени с детьми. Сухомлинский был счастлив, имея возможность обучать, воспитывать, перевоспитывать, выхаживать детей, которые пережили ужасы войны. Его рабочий день начинался в
утра. В это время он уже находился в кабинете. В
часов каждый день в течение многих лет он выходил для встречи с детьми, направляющимися на занятия.
Основные принципы педагогической деятельности в «Школе радости»
Опыт В. А. Сухомлинского используется до сих пор воспитателями и педагогами. Его идеи затрагивали разные области воспитания:
по средству воспитания – сказка.
Большая часть времени у него уходила на внедрение природы при воспитании школьников и младших школьников. Сухомлинский полагал, что ее познание дает толчок к умственному развитию детей. Поэтому для общения с природой уделялось много времени. Эти уроки считались уроками мышления и развития ума. Он допускал, что для лучшей мозговой активности необходимо использовать наглядные образы, то есть образы родной природы. Постепенно это переключало мысли ребенка с наглядной картинки на обработку информации о ней, как показано на фото
по В. А. Сухомлинскому.
Изолирование учащихся от природы и наличие восприятия знаний при помощи слова было источником появления сильной утомляемости, что способствовало невозможности справиться с поставленными учителем задачами. Особое внимание уделялось воспитанию ребенка по Сухомлинскому с диктантами, которые привлекали их к анализу своих ошибок вместе с наставником.
Основные принципы педагогической деятельности в «Школе радости»
Природа для Сухомлинского служила источником нравственного воспитания и доброты.
Согласно его теории, человечность и доброта, ласка и доброжелательность могли зародиться благодаря труду, заботе, волнению за красоту окружающего мира.
Красота природы для Сухомлинского была неиссякаемым источником поэтического творчества детей. Именно это способствовало сочинению детьми сказок, стихов, рассказов.
Природа считалась первопричиной детского здоровья. Сухомлинский проходил изучение состояния здоровья детей вместе с медиками в своей «Школе радости». Важным аспектом было совмещение укрепления здоровья и познание явлений природы. В течение первых
недель ребята преодолевали путь около
км, во втором месяце число увеличивалось до
км. Все это было реализовано для укрепления связи с природой.
Методы Сухомлинского
Чтобы дети были здоровыми, он использовал несколько действенных методов:
закалка ног в весеннее время года;
прием пищи вне помещения на природе для развития аппетита;
игры на свежем воздухе;
реализация праздников и мероприятий;
создание материальной базы для осуществления трудовой деятельности детей.
Для эффективности оздоровительной работы Сухомлинскийпредложил продолжать данные мероприятия в семейном кругу:
потребление меда в лечебных целях;
высаживание плодовых деревьев;
запасание продуктов в течение весенних месяцев;
совместные семейные прогулки и выезды на природу;
высаживание ореховых деревьев под окнами для отпугивания насекомых;
оснащение летним душем двор дома.
«Школа радости» планомерно вовлекала учащихся в общественно полезный труд, выполнение трудовых обязанностей выполнялось на свежем воздухе.
Для того, чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его внимание к общественно полезному труду, Сухомлинскийвыдвинул список правил:
прививать понятие полезного физического труда с
собственной заслугой считается сделанное своими руками при помощи разума и проявления творчества;
подарки, в которые вложены собственные трудовые и умственные усилия, обладали особой ценностью.
Отличием от других школ того времени было наличие специального принципа оценивания знаний.
Отметка по Сухомлинскому несла оптимизм, положительные эмоции как вознаграждение за трудолюбие, но не наказание за лень.
Он добился того, чтобы родители не требовали от детей высоких оценок. «Школа радости» не гналась за отличными отметками. Существовало равноправие, то есть отличники не выделялись и не ощущали себя счастливее других, а троечники не были угнетены чувством неполноценности.
Наследие Сухомлинского имело огромное значение в педагогической деятельности. Оно актуально до сих пор, так как учение на первый план выставляет формирование личности, воспитание гражданина-патриота и настоящего человека.
Методика обучения математике в современной школе Пономарева Юлия Васильевна Учитель математики МБОУ Каменно-Балковская СОШ Методика обучения математике в современной школе Слово «методика».
Конспект занятия по развитию речи. Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Что лучше» Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Что лучше». Цели: познакомить детей с рассказом В. А. Сухомлинского.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» Цель: развитие связной монологической речи. Задачи: 1. Пробуждение у детей светлых, добрых чувств и бережного отношения к живой природе.
Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе. Благодаря этому проекту мы получили возможность.
Литературные чтения «Сказка учит добро понимать…» к 100-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского Литературные чтения «Сказка учит добро понимать…» К 100-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского Павлючук Татьяна Ивановна, преподаватель.
Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог — психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.
Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду» Методика использования народных традиций в детском саду В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением.
Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям Теория и методика физической культуры и спорта Методика обучения двигательным действиям. 1. Двигательные умения и навыки как предмет.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Задачи: 1. Образовательные: Продолжать учить содержательно, связно.
Источник
Система воспитания в «Школе радости»
Вы будете перенаправлены на Автор24
В.А.Сухомлинский
Василий Сухомлинский стал учителем начальной школы в семнадцать лет. Это была небольшая школа, расположенная недалеко от родного села. На дневном отделении педагогического института Василь смог проучиться только два года. После тяжелого заболевания плевритом был вынужден перевестись в Полтавский пединститут уже на заочное отделение. Окончил институт Сухомлинский в 1939 году. Ранее этот же институт окончил Макаренко.
За свою жизнь В.А. Сухомлинский написал сорок книг и пособий, множество научных и научно-популярных статей. Его работы были изданы во многих странах мира, на различных языках. Наиболее известными и популярными произведениями являются следующие: «Сердце отдаю детям»; «Как воспитать настоящего человека»; «Мудрая власть коллектива»; «Разговор с молодым директором школы»; «Родина в сердце»; «Хрестоматия по этике»; «Письма к сыну»; «Потребность человека в человеке»; «Об умственном воспитании»; «Книга о любви»; «Человеческая личность неповторима»; «Верьте в человека»; «Нравственный идеал молодого поколения»; «Рождение гражданина»; «Павлышская средняя школа»; «Воспитание коллективизма у школьников»; «Мудрость родительской любви».
Сухомлинского вдохновляла на эффективную работу директором школы и одновременное написание научных работ, прежде всего, любовь к детям.
Главным предметом в его школе было человековедение. Сухомлинский считал это важной частью в образовании и воспитании маленького человека. Истоки такого подхода скрыты в трагедии войны, которую испытали миллионы людей, в том числе и Сухомлинский.
Василий Александрович стал директором Павлышской средней школы в 1947 году. С тех пор он целые дни проводил с детьми. Сухомлинский был счастлив, обучая, воспитывая, перевоспитывая, выхаживая детей переживших ужасы войны. Работать Сухомлинский начинал рано, уже в четыре-пять часов утра, он сидел в своем кабинете и работал. В восемь часов он каждый день на протяжении многих лет выходил встречать детей, их голоса радовали его сердце.
Основные принципы педагогической деятельности в «Школе радости»
Опыт В.А. Сухомлинского в разной степени используется в современном образовании воспитателями и педагогами. Идеи Сухомлинского касались разных областей воспитания, а в частности:
Готовые работы на аналогичную тему
- умственного воспитания;
- нравственного воспитания;
- трудового воспитания;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание;
- семейное воспитание;
- такому средству воспитания, как природа;
- средству воспитания — сказке.
Сухомлинский большую роль отводил использованию природы в воспитании дошкольников и младших школьников. В.А. Сухомлинский считал, что познание природы провоцирует умственное развитие детей. Он отводил общению с природой много учебного времени, считая это уроками мышления и развития ума. Он полагал, что развитие детского мозга наиболее эффективно происходит среди наглядных образов, в частности среди образов родной природы. Постепенно мысли ребенка переключаются с наглядного образа на обработку информации об этом образе (Рис. 1). Изоляция детей от природы, восприятие знаний только через слово, порождает утомляемость и не способность справиться с задачами, которые ставит педагог.
Сухомлинский считал природу источником нравственного воспитания и доброты.
Человечность и доброта, ласка и доброжелательность, согласно теории Сухомлинского, зарождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
В красоте природы он видел неиссякаемый источник поэтического творчества детей. Природа способствует сочинению детьми сказок, стихов, рассказов.
Естественным источником детского здоровья также является природа. В.А. Сухомлинский вместе с медиками изучал состояние здоровья детей в «Школе радости». Он совмещал укрепление здоровья детей и познание явлений природы. Первые три-четыре недели «Школы радости» ребята проходили каждый день два-три километра; во второй месяц это расстояние увеличивалось до пяти; в третий до шести километров. Всё это реализовывалось среди родной природы.
Для оздоровления детей В.А. Сухомлинский в «Школе радости» применял следующие методы:
- Закаливание ног. В весенние, летние и осенние месяцы дети ходили в школу босиком.
- Пешие прогулки среди природы.
- Питание на природе, с целью развития аппетита у детей.
- Создание и использование детских площадок для возможности игр на свежем воздухе.
- Проведение различных праздников и мероприятий.
- Создание материальной базы для реализации трудовой деятельности детей.
Для повышения эффективности оздоровительной работы Сухомлинский предлагал продолжать эти мероприятия в семье. Он формулировал их так:
- Обязательное употребление детьми меда в лечебных целях, желательно со своей пасеки.
- Высадка плодовых деревьев в семейном саду, особенно яблонь.
- Запас продуктов на весенние месяцы, богатых витаминами.
- Поездки родителей с детьми в поля с воздухом насыщеном фитонцидами злаков.
- Высадка родителями под окнами детских комнат ореховых деревьев, запах которых убивает микробы и отпугивает вредных насекомых.
- Оборудование во дворе летнего душа.
В «Школе радости» проходило планомерное вовлечение всех учащихся в общественно полезный труд, трудовые обязанности выполнялись в основном на свежем воздухе.
Сухомлинским были сформулированы правила вовлечения детей в общественно полезный труд, которые реализовывались в «Школе радости»:
- включение всех детей с пяти-шести лет в полезный физический труд;
- собственной заслугой может считаться только сделанное своими руками, разумом и творчеством;
- ценность имеют подарки в которые вложены собственные трудовые и умственные усилия.
Еще одной особенностью «Школы радости» был принцип оценки знаний.
У Сухомлинского отметка всегда всегда несла оптимизм, это было вознаграждением за трудолюбие, а не наказание за лень.
Сухомлинский добился, чтобы родители его учеников не требовали от них высоких оценок. «Школа радости» не знала психоза погони за отличными отметками. Отличники не чувствовали себя счастливчиками, а троишников не угнетало чувство неполноценности.
Педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского имеет огромное значение. Оно актуально в современном мире, когда на первый план в образовании снова выходит формирование личности, воспитание гражданина-патриота и настоящего человека.
Источник