Диссертация игровые техники как средство развития эмоциональной сферы детей с овз

Игра, как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ.
статья

Рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ. Особеннности и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей. Игры предназначаются: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, психологам, воспитателям и редителям.

Скачать:

Вложение Размер
igra_kak_sredstvo_razvitiya_emotsionalno-volevoy_sfery_doshkolnikov_s_ovz.docx 31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ.

Учитель-дефектолог О. М. Кавьяр

ГБДОУ детский сад №39

Фрунзенского района г. Санкт Петербург

Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности.
Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением.
Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности.
Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.

Выделяют несколько компонентов данной сферы:
Эмоции – это простейшие реакции на внешний мир Положительные (радость) Отрицательные (гнев) Нейтральные (изумление)
Чувства – более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные. Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные.
Настроение – эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность Устойчивое или неустойчивое, Стабильное и переменное.
Воля – способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели.

Как отличить эмоции и чувства ? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.

Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека. Начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности. Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития.

У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.

В 2-3 года у малышей появляется гордость за собственные умения и достижения (они с удовольствием хвастаются своей способностью декламировать стихи, проговаривать звуки, которые получаются не у каждого, и прочее).

С 4 лет дети начинают испытывать гордость за то, что некоторые виды деятельности получаются у них хорошо (например, ребенок умеет рисовать, знает счет, успешно прячется при игре в прятки). Развивать эмоции необходимо, в противном случае кроха либо вырастет равнодушным «сухарем», либо будет проявлять агрессию, относиться к окружающему миру и самому себе с ярко выраженным негативом.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы.

Эти дети испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения.

Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей:

‒ незрелость эмоционально-волевой деятельности;

‒ инфантилизм; ‒ эмоциональная неустойчивость; ‒ лабильность;

‒ легкость смены настроений; ‒ контрастные проявления эмоций;

‒ нарушение самоконтроля; ‒ трудности приспособления к детскому коллективу.

Дети с задержкой психического развития могут испытывать страх, тревожность, склонность к аффективным действиям, жестокость. Все эти нарушения серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

В системе коррекционной работы особое место занимают занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

Цель этих занятий : ‒ учить детей понимать и осознавать свои чувства, а также эмоциональные состояния и переживания окружающих их людей на символическом и вербальном уровнях;

‒ учить детей выражать свои чувства (радость, грусть, страх, гнев, обида);

‒ формировать навыки снятия эмоционального напряжения;

‒ формировать переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, сопереживание);

‒ формировать простейшие способы разрешения конфликтных ситуаций;

‒ устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его;

‒ способствовать развитию произвольной регуляции эмоционального состояния детей;

‒ способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающему.

Приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.

1.Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

2. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

3. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры.

4.Психогимнастика ( танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.

5. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Одним из важнейших средств коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ, является игра. Это средство, которое снимает неприятные или запретные для личности ребенка переживания.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Игра может быть охарактеризована как сфера самореализации личности и как реальность коррекционного процесса.

Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно-профилактическим потенциалом.

Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображенные другими эмоции и чувства. По мнению специалистов, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отрегулировать эмоции на невербальном уровне.

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Развитие умения понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1. Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок.

2. Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; два барана на мосту.

3. Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Игра «Лото настроений» (или этюды)

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладывают картинки со схематичными изображениями эмоций. Ребенок выбирает одну карточку. Затем изображает эмоцию с помощью мимики, пантомимики.

Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …».

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка? Соль сладкая?

Птицы бегают? Гуси мяукают?

Сейчас зима? Кошка – это птица?

Мячик квадратный? Зимой шуба греет?

У тебя есть нос? Игрушки живые?

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

Игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, эмоциональной сферы, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, на развитие «человеческих контактов» .

1. Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчика ми, ладошками, локтями, носами и т. д.

2. Два состава поезда двигаются навстречу друг другу. На станции дети из встречных поездов здороваются, протягивают руки друг другу, кланяются, машут руками, поднимают воображаемую шляпу и т. д.

Слепец и поводырь

Цель: Развитие умения доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

8. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

9. Ребёнок плачет – успокой его.

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, снятие тревожности, устранение замкнутости, закомплексованности, преодоление детьми застенчивости, робости.

«Овощи» : взрослый сообщает, что давно не было дождя, и овощи завяли: они опустили головки, листики, согнулся стебелек (дети опускают головы, роняют вдоль туловища руки, приседают). Пошел дождь, и овощи начали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок – зашумели листья, стали покачиваться лепестки.

«Снеговик» : ребенок изображает снеговика. По команде «Весна!» снеговик начинает таять, постепенно расслабляя свое тело.

«Сосулька» . И.п.: стоя, руки подняты вверх и напряжены. Затем руки и корпус расслабляются, ребенок наклоняется вперед.

Формирование эмоций является одним из условий становления личности ребенка. Л. С. Выготский подчёркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. По мнению ряда исследователей (Т. А. Данилина, Н. М. Степина) мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Развитию эмоций способствуют: семья, дошкольное учреждение и вся жизнь, которая окружает ребенка и постоянно воздействует на него.

Умение регулировать собственное эмоциональное состояние — одно из важнейших в жизни каждого человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры.

Информация для воспитателей.

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус.

uТема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников». Вид проекта: педагогический, долгосрочный.uБаза: МАДОУ «Детский сад №36»uЦель пр.

В данном мастер-классе представлены практические игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников.

Источник

Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ

Елена Бажина
Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ

Театрально – игровая деятельность, как средство развития

эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ

Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы.

Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

• низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы;

• в частности дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов;

• некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);

• речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;

интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое.

Выявлены типологические ошибки в области эмоциональной лексики:

• Обнаружено, что при определении и назывании эмоциональных состояний дошкольники с ОВЗ

• смешивали различные эмоции, доступные возрасту;

• не могут адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания,

• испытывают трудности в передаче эмоциональных состояний средствами лицевой экспрессии;

Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что затруднения в осознании и определении своих чувств и эмоций, непонимание чувств и эмоций окружающих повышают риск возникновения психических заболеваний у детей. По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении.

Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.

Исходя из этого, мною была продуманна коррекционная работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности.

Для ребенка — дошкольника важнее всего развитие своей внутренней жизни, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции — главные регуляторы деятельности ребенка. Его интеллект ещё слаб, он не готов ещё обсуждать, он может только играть.

Планируя коррекционно-развивающие работу с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой [2, с 25-75]., «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой, «Комплексную методику психомоторной коррекции» А. В. Семенович, Е. А. Воробьевой. [2, с. 43-80].

«Коррекционная деятельностьсостоит из трех частей:

1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики – психогимнастика.

Здесь используем следующие виды заданий:

1)Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Прежде всего, в начале выполнения заданий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.

2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.

4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.

5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.

6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.

7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).

8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.

9) Снятие мнимых неадекватных страхов,тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениванием страхов.

10)Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего тона в различных ситуациях.

Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:

— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;

— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;

— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные» эмоциональные состояния;

— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние) ;

— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участниками общения) .

2 часть: развитие и коррекция эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с ОВЗ.

Включает в себя развитие основных психических функций – восприятия, памяти, внимания, мышления, речи с использованием эмоциональной лексики и воображения средствами театрально-игровой деятельности.

Театрализованные игры необыкновенно насыщенны эмоциями, доставляют радость и удив-ление — истоки творчества.

Театрализованные игры позволяют:

— обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;

— знакомят ребёнка с собственным телом, учат управлять им;

развивают умение концентрировать внимание на невербальных средствах общения и осваивают их как необходимый инструмент театрального мастерства

развивают эмоциональную отзывчивость, сопереживания.

-развивают эмоциональную лексику.

Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам релаксации. Здесь используется (музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки, которые также являются элементами психогимнастики.

Главное в коррекционной работе, направленной на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности:

— создать между педагогами и детьми отношения доброты, сердечности и любви;

— желание педагога понять психологические проблемы ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из трудной ситуации.

Таким образом, коррекционная помощь детям с ОВЗ позволяет не только развивать психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, позволяет решить многие актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и коррекционной психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театрализованную игру.

1. А. В. Семенович, Е. А. Воробьева. «Комплексная методика психомоторной коррекции» М. ,1998

2. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. — М. :Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Игры с песком-прекрасное средство для развития эмоциональной сферы дошкольников ИГРЫ С ПЕСКОМ — ПРЕКРАСНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей –.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Педагогические чтения «Театрально-игровая деятельность как средство социализации дошкольников» «Театрально — игровая деятельность как средство социализации дошкольников» Булатова Татьяна Анатольевна воспитатель 1 квалификационная.

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через совместную с педагогом деятельность. 1 слайд: Визитная карточка. Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее — специальное образование.

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.

Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы Музыкально- обогащенная среда- как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы. Развитию эмоциональной.

Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы дошкольников Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны,.

Источник

Читайте также:  Матрас чтобы не чувствовать как рядом вертятся
Оцените статью