Дипломная работа » Развитие эмоциональной сферы дошкольника» Фофашкова Т. В.
материал на тему
Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_fofashkova.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики
Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новгородский институт развития образования»
Кафедра педагогики и психологии
Дипломная работа по теме
«Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»
Выполнила: Фофашкова Татьяна Владимировна
Каплунович Татьяна Александровна,
доктор педагогических наук, профессор
Проректор по научной
И опытно-экспериментальной работе
1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте……….4-6стр.
2. Средства и методы для эмоционального развития детей..6-8стр.
дошкольного возраста применяемые в прогимназии «Талант». . 6-8стр.
3. Примеры из практики………………………………………9-9стр.
Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни.
Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка. Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов.
Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования разных средств и в том числе, различные игры, так как это доступное и простое средство развития эмоциональной сферы ребенка.
1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.
Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смыслу содержания, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными.
Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Развитие общения со взрослыми и сверстниками, коллективная деятельность, сюжетно – ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. Если на предыдущих этапах детства взрослый проявлял по отношению к ребенку доброжелательность, внимание, заботу, любовь, то он заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Практическое овладение нормами поведения является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно – ролевая игра, передавая эмоционально – выразительное содержание дети учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности достигая результата, полезного для окружающих, возникает радость от общего успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.
На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. Ребенок переживает радость, удовлетворения при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования.
Наиболее яркое чувство долга появляется в 6–7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке.
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывает их.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно – творческой деятельности детей и художественного воспитания. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное, доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно ему сопереживая.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
— ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
— изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
— чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;
— формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
2. Средства и методы для эмоционального развития детей дошкольного возраста применяемые в прогимназии «Талант».
Существует достаточно средств и методов, направленных на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, например такие:
2) Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)
3) Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные) Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации (передача эмоций, характера героев и отношение их друг к друг.)
4) Дидактические развивающие игры.
Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников
6) Совместные праздники, досуги, проекты.
7) Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)
8) Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
9) Изобразительная деятельность — использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
10) Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой копируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
11) Моделирование — использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
· пиктограммы (игры, в которых используются схематические изображения эмоций, называются «Пиктограмма».Эти игры помогают формированию у детей экспрессивных эталонов).
· графические изображения лица,
· силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
12) Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
13) Этикет- Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
11) Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.
4.Примеры из практики
В прогимназии «Талант» в рамках организации работы по преемственности детский сад-школа я и моя коллега разработали и осуществили на практике проект «Богородская игрушка». (Приложение № 1).
Основная цель таких занятий — это развитие чувственной сферы, эстетических эмоций, творческих способностей, развитие речевого мышления. Чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, приобщая его с самого раннего детства к миру искусства, которое является истоком развития добрых чувств и высших социальных эмоций.
В рамках работы школьники – дошкольники воспитатели школы организуют встречи школьников с малышами детского сада . (Приложение №2).
Как учитель рисования, я использую на занятиях следующие игры и задания на эмоциональное восприятие цвета.( Приложение №3).
Когда в конце занятия остается несколько минут свободного времени я использую следующие игры направленные на развитие эмоциональной сферы (Приложение №4), которые стараюсь подбирать близко к теме занятия по рисованию.
Исходя из проделанной работы (Приложение №5), можно сказать, что мероприятия, проводимые в нашем учреждении, осуществление различных проектов, система игр, подобранная для развития эмоциональной сферы ребенка, оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. В результате дети становятся более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявляют сочувствие, помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка.
Одним из условий, необходимых для развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста является:
обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.
Для того, чтобы у ребенка не угасал познавательный интерес, должно быть сделано самое главное. С самого раннего возраста он должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней (на вырост), а актуальной – «здесь и сейчас» – информацией.
- Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие. СПб: АППО. 2006 г..
- Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск.1993г..
- Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1991г.
- Быкова А.И., Мухина В.С. Психология – М.: 1988г..
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу – М.: 2000 – 144 с.
- Данилина Т.А., Задгенидзе В.А., Степина Н.Н. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс. 2004 – 160 с.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. — М, 2002.
- Шипицина Л.М и д.р. Азбука общения. СПб.Детство-пресс.1998.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. Валерин СПД, 2001.
Источник
Дипломная работа: Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки
Название: Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа Добавлен 05:51:05 10 ноября 2009 Похожие работы Просмотров: 13862 Комментариев: 15 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.7 Оценка: 5 Скачать | ||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | |||
Экспериментальная группа | ||||||
1 | Алия А. | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
2 | Настя Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
3 | Саша К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
4 | Леша К. | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
5 | Владик М. | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
6 | Даша Н. | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
7 | Влада П. | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 |
8 | Алена С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
9 | Иван Ш. | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
10 | Данила Ш. | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Средний балл по группе | 5,9 | |||||
Контрольная группа | ||||||
1 | Софья Б. | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
2 | Леша К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
3 | Ваня Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
4 | Илья М. | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 |
5 | Никита О. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
6 | Саша С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
7 | Катя Ш. | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
8 | Данила Ш. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
9 | Андрей Ш. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
10 | Лера Я. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Средний балл по группе | 6,4 |
По результатам диагностики и в соответствии с критериями уровней развития музыкального восприятия дети были распределены по уровням. (Таблица 3)
Таблица 3. Качественные результаты диагностика на констатирующем этапе эксперимента.
Анализируя результаты эксперимента можно констатировать следующее.
С высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в контрольной и экспериментальной группах было выявлено двое детей. Данные дети характеризуются целенаправленностью восприятия, активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального восприятия, дифференцированностью слуховых ощущений. Ребята воспринимают и осознают выразительные средства музыки, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например Илья М. абсолютно точно определил характер прослушанных музыкальных произведений второго задания и подобрал соответствующие слова-эпитеты. Ребенок прочувствовал произведения, увидел всю их глубину. С удовольствием рассказывал о своих впечатлениях. Рассказы мальчика живые, интересные. Звучание произведений Илья сопровождал движениями рук.
Дети с высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости были сосредоточены, отбивали ритм руками при быстром темпе произведения, улыбались и внимательно вслушивались в мелодию. Это говорит об эмоциональной отзывчивости данных детей, а определенное настроение — о дифференциации чувственного восприятия («красивая» Илья М., «нежная» Влада П.) При объяснении сделанного выбора дети этого уровня выделяли средства выразительности («необычный звук»), высказывались оценочные суждения типа «интересная» (Влада. П), » сказочная» (Илья М.).
Со средним уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в экспериментальной группе было выявлено 4 (40%), в контрольной 5(50%) детей. Данные дети отличались сосредоточенностью при слушании музыкальных произведений. Для них была характерна застывшая поза, заинтересованный взгляд, который порой перемещался по окружающим ребенка предметам. Дошкольники точно определяли настроение произведения, однако осмыслить его, раскрыть и обосновать средства выразительности затруднялись. Также трудность у детей вызвало объяснение своего эмоционального состояния. Это свидетельствует о том, что дети воспринимают на эмоциональном уровне музыкальное произведения, однако интерпретировать его и соотнести собственное настроение с переданным в звуках дети не могут. Нами был зафиксирован интересный факт, когда эмоции детей не проявлялись во вне, а оставались во внутреннем мире ребенка. Музыка как бы погружала его в мир собственных эстетических эмоциональных переживаний. Об этом свидетельствовал взгляд ребенка как бы «во внутрь», специфическое положение тела в пространстве (опущенные руки, поникшие плечи, расслабленная спина). Все говорило о погружении ребенка в мир звуков.
Дети были внимательны в процессе слушания музыкальных произведений, однако их мимические действия были сдержаны, поза статична. Состояние некоторой задумчивости свидетельствовало о том, что музыка детям интересна, но эмоциональных переживаний не вызывает. На наш взгляд, это объясняется тем, что эмоции детей ориентированы на ситуации повседневного взаимодействия, а искусство, несущее эстетические эмоции, способствующее их возникновению и проявлению, недостаточно представлено в жизнедеятельности дошкольников. Также это объясняется еще и тем, что в педагогической практике не используется потенциал музыки как вида искусства для создания эмоционального комфорта и открытия мира чувств, переданного в звуках, музыка не выступает в полной мере средством эмоционально-эстетического развития детей.
При объяснении своего выбора дети давали краткие ответы, выражающие констатацию, а не эмоциональное отношение («хорошая» — Даша Н., «потому что она такая…» – Катя Ш.).
Большинство ребят в обеих группах были не точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно.
Несмотря на то, что музыка считается наиболее эмоциональным видом искусства, нами был зафиксирован низкий уровень проявления эмоциональной отзывчивости. В экспериментальной группе этому уровню соответствует 5 (50%) детей, в контрольной 4(40%). Данные дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые выразил композитор. Многие из детей копировали ответы и действия других, не имея порой своего собственного мнения. Ребята, отнесенные к этому уровню, в большей степени были заинтересованы окружающими их предметами, чем предложенными музыкальными произведениями. Это объясняется эмоциональной глухотой детей, которые в гармонии звуков не выделяют красоты звучания музыки, не откликаются на мелодию. Этим детям трудно было сделать выбор. Их объяснения свидетельствовали о формальности сделанного предпочтения. Дети, как правило, ограничивались общими фразами относительно услышанного («медленная» – Владик М.) или не могли объяснить свой выбор («не знаю» – Никита О.), молчали. На наш взгляд, это объясняется тем, что дети выделяют лишь основные эмоциональные состояния, не соотносят услышанную музыку с собственными переживаниями.
Результаты констатирующего эксперимента обозначены в приложении 2 и 3.
Таким образом, анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о недостаточной обращенности воспитателей к эмоциональной сфере ребенка в педагогической деятельности: наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимание и внимание детей на переживания, которые дает музыка, способы и средства выражения этих переживаний, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально-организованной деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими «языка» эмоций.
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация комплекса занятий, направленного на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.)
Задачи формирующего эксперимента:
1) разработать комплекс занятий, направленных на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).
2) апробировать разработанный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.
При организации формирующего эксперимента мы опирались на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», пособие И.О. Карелиной «Эмоциональное развитие детей», методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста М.В. Корепановой и Е.В. Харламповой «Познаю себя».
Развивать эмоциональную сферу детей экспериментальной группы мы решили в процессе восприятия музыки, что определено темой исследования. Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции и внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыкального произведения, мы организовали музыкальную деятельность так, чтобы она вызывала у детей эмоциональное отношение к ней.
Восприятие музыки должно вызывать у детей сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождать ассоциации.
Процесс восприятия музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания.
Нами был разработан комплекс из 10 занятий. (Приложение 4)
На занятиях дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.
Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей мы использовали произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.
Музыкальные произведения сопровождали ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду.
В своей работе по развитию у детей эмоциональной сферы мы использовали художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.
Мы старались как можно чаще обращаться к опыту детей при обсуждении различных ситуаций.
Так как процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, то в музыкальный репертуар мы включили мажорные произведения как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Эти музыкальные произведения звучали в ходе организации всего педагогического процесса. (Приложение 5)
Например, во время утреннего приема детей, мы включали такие произведения, как « Улыбка» ( В. Шаинского, М. Пляцковского), «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладкова, Г. Остера), которые способствовали созданию положительного эмоционального настроя у ребенка на пребывание в детском саду.
Мелодии, пьесы, которые слушали дети, давали им спектр положительных эмоций, ощущений, влияющих на их настроение.
Работа по развитию эмоциональной сферы у детей посредством восприятия музыки проводилась не только на специально организованных занятиях, но и на других занятиях и в самостоятельной деятельности ребенка.
Так как в период дошкольного детства огромная роль принадлежит игровой деятельности детей, мы подобрали и проводили с детьми музыкально-дидактические игры. Проведение этих игр способствовало обогащению словаря детей новыми словами-определениями, выражающими образно-эмоциональное содержание музыки, развитию эмоциональной восприимчивости, умению детей определять настроение музыкального произведения и подбирать подходящий цвет для определённого эмоционального состояния. (Приложение 6)
Воспитателями группы была создана музыкальная зона для слушания музыки, которая содержала музыкальный центр, кассеты и диски с записью музыкальных произведений, портреты известных композиторов, хорошо иллюстрированные детские книги, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.
После организации музыкальной зоны с детьми была проведена беседа на тему «Что нового появилось у нас в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.
Для определения эмоционального состояния ребенка нами была создана фонотека музыкальных произведений. Выбирая из фонотеки музыкальное произведение ребенок мог «сообщить» педагогу о своем эмоциональном состоянии. (Приложение 7)
Очень важная форма эмоционального обогащения маленького слушателя – концерты. В рамках празднования Дня защитника отечества детьми был подготовлен и показан концерт «Слава, Армии родной!», который наполнил впечатления детей положительными эмоциями, создал приподнятое, праздничное настроение.
В процессе формирующего эксперимента мы наладили сотрудничество с ДШИ № 2. Силами школы искусств совместно с детьми подготовительной и старшей групп был проведено развлечение «Вот и масленица!». На этом празднике выступил ансамбль русских народных инструментов ДШИ № 2. Дети эмоционально, бурно реагировали на исполнение музыкальных произведений оркестром школы искусств. Во время звучания музыки некоторые дети придумывали и показывали какие-либо движения.
Обращая особое внимание на эмоциональный отклик детей, активно развивая восприятие музыки, мы использовали народные произведения, такие как веселые плясовые: “Ах, вы сени”, “Камаринская” и другие, и колыбельные — музыку спокойного характера. Предлагая в контрасте эти произведения, музыкальный руководитель совместно с воспитателем, побуждал детей к проявлению эмоций через движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера: укачивание, жесты, мимические действия глазами.
Конечно же, вся работа по развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки проходила в тесном контакте музыкального руководителя с воспитателем, касаясь всех видов музыкальной деятельности.
В рамках темы мы наладили сотрудничество с воспитателями и родителями: разработаны анкеты для родителей (Приложение 8); составлена и помещена в родительский уголок схема сотрудничества музыкального руководителя, воспитателя и родителей по вопросу развития эмоциональной сферы через все виды музыкальной деятельности (Приложение 9). Родителям были даны практические рекомендации по использованию музыкальных произведений дома для развития эмоциональной сферы своих детей. (Приложение 10)
Реализация подхода к развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки требовала поддержки со стороны родителей. Знакомство родителей на консультациях, с различной наглядной информацией, с теоретическими и методическими вопросами развития эмоциональной сферы посредством восприятия музыки способствовало зарождению у родителей интереса к данной проблеме.
Родители привлекались к изготовлению атрибутов, масок, костюмов для праздников и, конечно же, присутствовали при проведении самих праздников.
Развивая эмоциональную сферу, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками мы объединили усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни детей и в детском саду, и дома.
Специально организованное общение, способствовало структурированию эмоционального мира ребенка, а специально созданные условия — появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения с помощью движений, голосовых реакций, мимики слова.
Ценные те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивал свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминал событие со всеми деталями и нюансами.
Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки, с использованием программных и современных произведений, привела к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку приобрела новое качество – она стала результатом.
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Для проверки, проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента, был проведен контрольный эксперимент. Цель: проверка эффективности разработанного комплекса занятий, направленного на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.)
Задача контрольного эксперимента:
— выявить динамику уровня проявления эмоциональной отзывчивости у детей контрольной и экспериментальной групп.
На данном этапе эксперимента использовался тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе
Результаты контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 4.
Таблица 4. Количественные показатели результатов диагностики на контрольном этапе эксперимента
По показателям среднего балла в каждой группе можно проследить изменения. Если на констатирующем эксперименте средний балл контрольной группы был выше, чем средний балл экспериментальной группы, то по результатам контрольного эксперимента можно увидеть обратное.
Анализируя качественные результаты, можно увидеть следующее. (Таблица 5)
Таблица 5. Качественные результаты диагностика на контрольном этапе эксперимента
Сравнивая результаты диагностики на контрольном и констатирующем этапах эксперимента, мы построили графики, на которых можно проследить динамику развития уровня проявления эмоциональной отзывчивости в контрольной и экспериментальной группах. (Приложение 11, 12)
Из данных графиков можно констатировать тот факт, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения. Увеличилось количество детей с высоким уровнем до 3-х человек, со средним уровнем до 6 человек, но по-прежнему остался один ребенок с низким уровнем.
В контрольной группе произошли изменения лишь у трех детей: один ребенок переместился на средний уровень, поэтому с низким уровнем количество детей уменьшилось. У двух детей изменения в уровнях не произошло, но у них улучшились результаты по выполнению отдельных заданий.
Нами был зафиксирован тот факт, что среди испытуемых экспериментальной группы не наблюдалось равнодушных детей. 4 детей данной группы переместились с низкого уровня на средний, что говорит о возросшей эмоциональной отзывчивости детей на музыкальные произведения, а также о том, что ситуация общения с миром музыки вызывает наслаждение, создает эмоциональный комфорт.
Дети, эмоциональная отзывчивость которых были отнесены к высокому уровню , свободно высказывали свои суждения, давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения, метафоры («Я как будто побывал в сказке, где добрые светлые силы победили злых мрачных злодеев» – Леша К.).
Дети делились своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. По сравнению с констатирующим экспериментом ассоциации детей относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями, которые появлялись под влиянием созвучия мелодии и цвета. «Мне представилось, что я кружусь в небе, в каком-то сиреневом облаке, и там так красиво!» — Влада П). Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей, указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом.
Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей.
Дети проявления эмоций соотносили с собственными переживаниями, что говорит о личностной значимости произведений для ребенка. Помимо ориентированности на собственные чувства, эти дети выделяли социальную значимость произведений.
Для ребят был характерен перенос испытываемых эмоций в процессе общения с произведениями в различные виды деятельности. Наиболее распространенным было рисование. Дети самостоятельно выбирали для себя в повседневной жизнедеятельности занятие изобразительной деятельностью, что является показателем поиска способов и форм самовыражения.
В рисунках дети отображали не только определенный сюжет, но и передавали свое настроение. Для этого использовали в основном цвет как ведущее эмоциональное средство. Надо отметить, что в цветовом решении рисунки отличались разнообразием палитры используемых красок. Некоторые дети отображали собственное эмоциональное состояние только посредством цвета, что свидетельствует о выделении детьми данных средств выразительности для изображения переживаний, о творческом характере детской деятельности.
Дети, эмоциональные проявления которых соответствовали среднему уровню , были сдержаннее во внешнем выражении эмоциональных переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами констатирующего эксперимента эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме. Заинтересованность, любопытство, также были присущи дошкольникам, но детей в большей степени интересовала эмоциональная сторона произведений. Дети высказывали предположения, что происходило или, что способствовало созданию конкретного произведения, причем акцент делался на переживания композитора. Именно этот момент, по мнению детей, определял настроение воспринимаемого произведения.
Мимическая экспрессия, выразительные движения детей свидетельствовали об эмоциональном отношении к предложенным произведениям.
Помимо названных эмоциональных состояний для детей было характерно состояние удовольствия, радости от общения с произведениями, со сверстниками и педагогом.
Дети, отнесенные к данному уровню, на констатирующем этапе исследования проявляли эмоциональную отзывчивость, соответствующую низкому уровню. Это свидетельствует о динамике эмоциональных переживаний детей, об обогащении эмоций в процессе общения ребенка с музыкой. Выделенные изменения в проявлении эмоций детей обусловлены ценностным содержанием и разнообразными формами специально-организованной деятельности педагога и детей на основе различных сочетаний музыкальных произведений. Следовательно, при создании соответствующих условий, возможно, обеспечение эффективного развития эмоций и чувств.
Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента дают основание выделить положительную динамику изменений проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста (от любопытства и заинтересованности к эстетическому наслаждению и свободному творческому самовыражению). Также подтверждается эффективность обозначенных педагогических условий. Характер проявления эмоциональной отзывчивости свидетельствует о духовном развитии дошкольников, что определяет возможности такого педагогического средства как музыка.
Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе восприятия музыки достаточно эффективен.
Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции.
Наша работа была ориентирована на развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.
В связи с поставленной целью в первой части нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки. Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.
Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести экспериментальную работу. Экспериментальная работа по проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика выявления уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет. Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы дети не умели адекватно осознавать свои эмоции, передавать характер музыки в мимических, двигательных реакциях, проявили эмоциональную активность в процессе слушания музыкальных произведений.
Исходя из данных констатирующего эксперимента, нами была организована и проведена работа по развитию эмоциональной сферы детей экспериментальной группы посредством восприятия музыки. Был разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).
Наиболее существенная зависимость в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста связана с содержанием музыкальных произведений и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей. Эти данные нашли подтверждение на контрольном этапе исследования.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что у детей экспериментальной группы произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкально-ладовых средств выразительности. Исчезла дисгармония между мимикой лица, движением рук ребенка, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.
Исследование позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей экспериментальной группы от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, игру, рисунок.
Таким образом,проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Эксперимент подтвердил, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.
Таким образом, гипотеза о том, что развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при определенных условиях, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Разумеется, наше исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоциональной сферы дошкольников 6 года жизни.
Список используемой литературы
1. Аромштам. М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников.//Дошкольное образование.- 2006. -№ 8-55-57с.
2. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2т. – КГУ, К., 1990.-101с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2000
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 1986.-124с.
5. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.-240с.
6. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.
7. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред.-сост. В.И.Руденко – М., 2000
8. Выготский А.С. Психология искусства. – М., 1965.-256с.
9. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.
10. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. -1992. -№2.- 51-54 с.
11. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
12. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003. – 420с.
13. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10, 15
14. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
15. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5
16. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. –СПб.: Питер, 1999.-324с.
17. Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1956- № 5- 53-55 с.
18. Кузьмина Е. Встречаем музыкой весны.//Дошкольное образование. -2006-№ 7-53-55с.
19. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.
20. Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции, 1991.- 134с.
21. Линдсли Д.Б. Эмоции. / / Экспериментальная психология.- М., 1960.-128с.
22. Медушевский В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. – М., 1976.-236с.
23. Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 2005
24. Милнер П. Физиологическая психология.- М.: Мир, 1973.- 246с.
25. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева.- Л.: Музыка, 1970. — 340 с.
26. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. — 254 с.
27. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
28. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980;
29. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Украина, 1975. — 286 с.
30. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- 102-104с.
31. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.
32. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
33. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980. — 57 с.
34. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. – 168с.
35. Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов.- М., 1982.-256с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.-258с.
37. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2-36-41с.
38. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М., 1987.-195с.
39. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.-187с.
40. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.
41. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 1985.
42. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. – М. –Л., 1947, вып.11.
43. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2006.-366с.
44. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. – М., 1975.
45. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.
Источник