Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:
1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;
3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса. В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.
Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).
Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:
1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.
В конце статьи на сайте сделана ремарка:
Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.
Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой — как фундаментального личностного процесса.
Источник
Реферат: Дифференциальная теория эмоций К. Изарда
Название: Дифференциальная теория эмоций К. Изарда Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 03:16:07 24 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 1224 Комментариев: 13 Оценило: 3 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать
Женский Институт ЭНВИЛА
Тема:Дифференциальная теория эмоций К. Изарда.
Выполнила студентка группы 201
Проверила преподаватель кафедры психологии
Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому интеллектуальному наследию и претендует на родство с классическими работами Дюшена, Дарвина, Спенсера, Кьеркегора, Вундта, Джеймса, Кэннона, Макдугала, Дюма, Дьюи, Фрейда, Радо и Вудворта, а также с более современными работами Якобсона, Синнота, Мау-рера, Гельгорна, Харлоу, Боулби, Симонова, Экмана, Холта, Сингера и многих других. Все эти ученые, представляя различные дисциплины и точки зрения, в целом склонны признавать центральную роль эмоций в мотивации, социальной коммуникации, познании и поведении. Однако заслуга концептуального обоснования теории принадлежит нашему современнику, Силвану Томкинсу, чья блестящая двухтомная работа будет часто цитироваться по ходу этой книги.
Время создания теории дифференциальных эмоций относится к семидесятым годам двадцатого века. В этой теории, впервые за более чем столетнюю историю существования, психология всерьез взялась за изучение человеческих эмоций.
Тем не менее, этот шаг, наконец, был сделан, и в конце двадцатого века наука о сознании человека вышла на принципиально новый уровень.
Теория дифференциальных эмоций относится к группе теорий, которые считают эмоции явлением врожденным и связанным со строением человеческого организма. Это так называемая концепция генетической природы эмоций. Изард пишет в своей книге:
«Я призываю читателя сосредоточить внимание на генетических корнях, эмоций».
Концепция генетической природы эмоций предполагает, что способность испытывать те или иные эмоции передается генетически из поколения в поколение. Также эта концепция предполагает, что физиологические механизмы, связанные с эмоциями возникли у далеких предков человека в результате эволюции. А поскольку аналоги человеческих эмоций наблюдаются и у животных, то из этого делается вывод, что механизмы эмоций возникли в далеком прошлом еще у общих предков человека и этих животных в полном соответствии с теорией Дарвина.
При таком подходе, каждая эмоция, которую испытывает человек, это результат действия отдельного физиологического механизма и каждая эмоция это совершенно отдельное явление: «целью данной работы является обоснование дискретности эмоций».
Изард дает следующее определения эмоций:
«Эмоция — это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия».
Изард, выделяет ряд базовых или фундаментальных эмоций Фундаментальными он считает следующие эмоции:
Печаль, горе, депрессия.
Отвращение, презрение, омерзение.
Ощущение вины, совесть.
Эмоции, расположенные в одной строке, Изард считает вызванными одним и тем же физиологическим механизмом, то есть, вариацией одной и той же эмоции.
Таким образом, он исходит из того, что существуют десять базовых эмоций, а все остальные чувства и ощущения, которые испытывает человек, являются лишь сочетанием в различных вариантах базовых эмоций.
Для того чтобы сориентироваться во всем многообразии эмоций, Изард указал основные критерии для определения того, что данная эмоция действительно является базовой.
1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
В своей работе Изард приводит целый ряд примеров сложных эмоций, которые он выводит как сочетание двух и более базовых эмоций:
«Когда человек сталкивается с неизвестным (потенциально возбуждающим, потенциально опасным) объектом или оказывается в новой ситуации, его интерес может трансформироваться в страх. Точно так же презрение, смешанное с радостью и возбуждением, вызывает воинствующий энтузиазм».
«сочетание эмоций интереса и страха, ассоциированное с представлением о том, что риск, преодоление опасности содержат в себе элемент игры, развлечения, приводит к формированию такой аффективно-когнитивной ориентации 4 или личностей черты), как жажда приключений. Однако сочетание интереса и страха может быть связано с риском, заключенным в исследовательской деятельности, — в таком случае аффективно-когнитивной ориентацией человека будет любознательность».
В работе Изарда встречается большое количество дельных мыслей, интересных идей и описаний отдельных эмоций. Одна из них заключается в том, что нет эмоций «плохих» и «хороших», все эмоции весьма функциональны и в определенных ситуациях полезны:
«несмотря на обывательское деление эмоций на положительные и отрицательные, истинный знак конкретного эмоционального переживания можно определить только с учетом общего контекста».
«Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия положительное, отрицательное, позитивное и негативное в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще — защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами».
«Так, обычно относимый к разряду негативных эмоций страх (например, боязнь авиаперелетов, антибиотиков, школы) чаще всего действительно имеет вредные последствия. Но такая позитивная эмоция, как любопытство, может сопутствовать самым разным видам деятельности — от сексуального насилия до художественного творчества».
Другая идея состоит в том, что человек постоянно испытывает определенные эмоции, но не обращает на них внимания и не осознает этого:
«эмоция постоянно присутствует в сознании, постоянно влияет на восприятие и поведение».
«Думается, что эти неосознаваемые мотивы можно интерпретировать либо как эмоциональные переживания, которые человек не в состоянии обозначить словами, либо как очень слабые переживания, либо как переживания, не попавшие в фокус внимания».
Это означает, что любое стремление, любое намерение человека, связано с определенной эмоцией, пусть даже небольшой интенсивности.
«Эмоции играют первостепенную роль в мотивации. Любой мотив можно рассматривать как комбинацию мысли и чувства».
Так, что люди, которые считают, что действуют, подчиняясь строгой логике, а не эмоциям, просто не осознают влияние эмоций на свое поведение. Часто, за отсутствие эмоций принимается умение их скрывать или врожденная манера не проявлять свои эмоции мимикой и поведением. Любое отношение к объекту, положительное или негативное, это уже эмоция, пусть даже она не проявляется ярко и не вызывает отчетливых ощущений.
Эмоциональность Изард считает неотъемлемой составляющей личности любого человека:
«Личность — это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной (система драйвов), эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая система до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными».
Эмоциональная система, по Изарду, это такое же механическое образование, как и все остальные перечисленные выше системы::
«Лишь одна из теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций, не противоречит эмпирическим данным. Ее суть состоит в следующем: воспринятый извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии; если эта энергия не может найти себе легального приложения (в том случае, когда инстинктивные требования конфликтны), она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности; разные виды такой активности — эмоциональная экспрессия и эмоциональное переживание — могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга: открытое проявление инстинктивного влечения табуировано культурой, и потому человеку присущи постоянные эмоциональные разрядки различной интенсивности; в результате этого психическая жизнь человека насыщена не только описанными в учебниках чистыми эмоциями, такими как ярость, страх и т.п., но и широким спектром иных эмоций, от самых интенсивных до умеренных, конвенциональных, интеллектуально- рафинированных».
Вообще, термин «инстинктивная энергия» впечатляет, тем более, что о природе этой энергии никаких пояснений не дается. Можно только предполагать, что имеется в виду электрическая или химическая энергия, направляемая на удовлетворение инстинктов.
«Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно- переживательный аспекты. Нейрофизиологический аспект эмоции определяется главным образом в терминах электрохимической активности центральной нервной системы. Лицевые нервы, мышечная ткань и проприоцепторы лицевой мускулатуры также задействованы в эмоциональном процессе. Предполагается, что эмоция — это функция соматической нервной системы (которая управляет произвольными движениями) и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию».
Согласно Изарду, система эмоциональная и система логического мышления ( когнитивная) это две независимые друг от друга системы, которые могут в некоторых случаях взаимодействовать и тогда возникает эмоциональная связь между определенным образом и определенной эмоцией:
«Когда эмоция возникает как отклик на конкретный ментальный образ, будь то символ, понятие или мысль, можно говорить о возникновении связи между чувством и мыслью, или об аффективно-когнитивной структуре. У взрослого человека эмоции очень часто связаны с ментальными образами, и потому мне представляется необходимым акцентировать внимание на этом тезисе: регулярное возникновение определенной эмоции в ответ на определенный образ в конце концов приводит к формированию аффективно-когнитивной структуры. Сразу же замечу — при всей важности когнитивной составляющей этого союза, при всей ее кажущейся приоритетности по сравнению с аффективным компонентом, именно вторая составляющая, то есть эмоция, обеспечивает мотивационный заряд структуры».
А взаимодействие двух разных структур предполагает, хотя бы отчасти, конкуренцию между ними, то есть ситуацию, когда одна из систем подавляет другую. А это означает, что при всем том значении, которое Изард придает эмоциям, он по-прежнему противопоставляет эмоции и логическое мышление.
Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотиваци-онный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:
1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;
3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вслед-
ствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).
Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:
1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.