- Дифференциальная теория эмоций американского психолога
- Теория дифференциальных эмоций
- Теория дифференциальных эмоций
- Эмоции как основная мотивационная система
- Шесть систем в организации личности
- Четыре типа мотивационных феноменов
- Эмоции и эмоциональная система
- Определение эмоции
- Эмоции как система
- Ограничения эмоциональной системы
- Степени свободы эмоциональной системы
- Вспомогательные системы
- Активация эмоций нервной системой
- Причины эмоции
- Лицо как источник испытываемых в эмоциях чувств
- Соматическая система, мимическая обратная связь и дифференциация эмоций
- Представление об эмоциональном процессе в теории дифференциальных эмоций
- Функции нервной системы в активации эмоции
- Мимика без эмоционального переживания
- Произвольные выражения и эмоция
- Мимическое выражение и регуляция эмоционального переживания
- Относительная независимость эмоционального процесса
Дифференциальная теория эмоций американского психолога
Проект «Психологи онлайн» запись закреплена
Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)
+ Тест «Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда»
Эмоция («собственно эмоция» в узком значении слова) — это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.
Все эмоции человека можно различать и классифицировать по модальности, т.е. качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.
Изард выделил 10 качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.
Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.
Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
Итак, фундаментальные эмоции по К. Изарду :
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
Источник: Сидоров П.И., Парняков А.В. «Введение в клиническую психологию»
Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда
— Используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций.
Данный тест применяется для обследования подростков и взрослых. Методика предназначена для самооценки интенсивности и частоты возникновения 10 основных эмоций в соответствии со списком шкалы К. Изарда.
Тест и ключ к тесту прикреплены ниже .
Источник
Теория дифференциальных эмоций
Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно-переживательный аспекты.
Теория дифференциальных эмоций основана на отдельных эмоциях. Объектом изучения в данной теории являются частные эмоции. Каждая из эмоций рассматривается отдельно от других, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на когнитивную сферу и на поведение человека.
Эмоции являются основной мотивационной системой организма. В качестве фундаментальных личностных процессов, они придают смысл и значение человеческому существованию. Эмоции играют важную роль в поведении человека. Всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме.
В 1872 году Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Труд Дарвина стал поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. Эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого. Между поведением животного и человека много общего и непроходимой пропасти не существует.
Дарвин доказал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Исследования Дарвина стали основой эволюционной теории эмоций.
Согласно этой теории эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы. Именно они способствуют адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.
По Дарвину, телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния и связанные с соответствующими эмоциями движения, являются рудиментами реальных приспособительных реакций организма.
Идеи Ч. Дарвина развили У. Джемс и К. Ланге.
Так, Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций, например, любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Телесные изменения названы органическими проявлениями эмоций. По теории Джемса–Ланге именно органические изменения являются первопричинами эмоций.
Первоначально под воздействием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как следствие, возникает сама эмоция. Отражаясь в мозгу человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов разработал У. Кеннон. Он отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.
Внутренние органы представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро.
Самый сильный контраргумент Кеннона к теории Джемса–Ланге: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.
Положения Кеннона впоследствии были развиты П. Бардом, который считал, что и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.
Более поздние исследования показали, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы.
В экспериментах, проведенных на животных, установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).
Психоорганическая теория эмоций (концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга.
На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.
Активационная теория базируется на следующих основных положениях:
– электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
– работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.
Вслед за теориями взаимосвязи эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека.
Эмоции регулируют деятельность, влияют на него в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.
Д.О. Хеббу экспериментальным путем получил кривую, которая выражает зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.
Кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость.
Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого.
Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.
Источник
Теория дифференциальных эмоций
Теория дифференциальных эмоций[i] – теория, фокусирующаяся на отдельных эмоциях, которые имеют центральное значение для мотивации. Классические работы Дарвина, Фрейда, Вудвортса обращали внимание в своих работах на серьезное влияние эмоции на мотивацию человека, но они не обосновывали эмоции как таковые. Для классификации и более близкого рассмотрения эмоций была основана теория дифференциальных эмоции. Впервые этот термин был сформулирован в работе психолога Сильвана Томкинса в его работе «Аффект, воображение, сознание». В дальнейшем эта теория была развита психологами Полом Экманом и Кэрроллом Изардом.
Сильван Соломон Томкинс (1911 – 1991) — теоретик и психолог личности, разработчик теории аффекта и сценариев теории.
Пол Экман (родился 15 февраля 1934 (19340215) года) — выдающийся американский психолог профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи. На данный момент Пол Экман возглавляет «Paul Ekman Group» — небольшую компанию, которая занимается разработкой методик и учебных устройств в сфере изучения эмоций и микровыражений.[ii]
Изард Кэрролл Эллис (род. 1923) — американский психолог, профессор клинической психологии факультета психологии университета Делавэр. Специалист в области развития эмоций и их понимания у детей, регуляции эмоций, эмоциональной и социальной компетентности, невербальной коммуникации и поведенческих расстройств. Создатель дифференциальной теории эмоций.[iii]
Таким образом, с помощью работ этих психологов постараемся разобраться в теории дифференциальных эмоций.
Эмоции как основная мотивационная система
Эмоции это не только главная мотивирующая система, но и процессы, происходящие внутри личности.
Шесть систем в организации личности
Личность – это организация из шести систем: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной, когнитивной когнитивной, моторной и системы побуждений. Эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная системы являются наиболее важными для поведения и социального взаимодействия. Эти четыре системы определяют эффективность человеческого труда.
Четыре типа мотивационных феноменов
Основой теории дифференциальных эмоций существует 4 основных вида мотивации: побуждения, эмоции, аффективно-когнитивное взаимодействие и аффективно когнитивные структуры. Аффективно-когнитивные структуры — результат повторяющегося взаимодействия отдельного аффекта или комплекса аффектов с некоторым набором или конфигурацией знаний. Сложная аффективно-когнитивная структура может образовывать аффективно-когнитивную ориентацию, более глобальную личностную черту, комплекс черт или диспозицию, например интроверсию. Любой из этих четырех основных типов мотивации может являться в течение некоторого времени основной детерминантой поведения. Когда есть взаимодействие аффектов и добавляются аффективно-когнитивные структуры и ориентации, схема человеческой мотивации и переживаемых феноменов становится максимально сложной. В теории дифференциальных эмоций, а также в эмпирических исследованиях, ведущихся с позиций той теории эмоции, побуждения и феномены, описываемые как аффективно-когнитивные структуры концептуально разграничивают.
Рассмотрим структуру более детально:
1. Фундаментальные эмоции:
2. Побуждения – телесные ощущения
3. Аффективно-когнитивные структуры или ориентации.
Эмоции и эмоциональная система
Важным предпосылкой теории дифференциальных эмоций является признание особой роли отдельных эмоций в жизни человека. Каждая эмоция – специфична, и является отдельной мотивационным феноменом личности.
Определение эмоции
В теории дифференциальных эмоции термин эмоция определяется как сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический и двигательно-выразительный компоненты и субъективное переживание. Взаимодействие этих компонентов в интраиндивидуальном процессе образует эмоцию, являющуюся эволюционно-биогенетическпм явлением; у человека выражение и переживание эмоции врожденно, общекультурально и универсально.
Эмоции как система
В теории дифференциальных эмоции, эмоции принимаются как система, так как они взаимосвязаны и динамическими, и относительно стабильными способами. Все эмоции имеют некоторые общие характеристики. Все эмоции, отличаясь от побуждений, не цикличны: ничто не вызывает интерес, отвращение или стыд два-три раза в день соответственно пищеварению или метаболическим процессам. Все эмоции воздействуют на побуждение и другие системы личности, усиливая или уменьшая различные мотивации. Например, эмоции отвращения, страха или горя могут редуцировать или совершенно подавлять сексуальное влечение. Даже поведение, мотивированное гомеостатическими механизмами, постоянно подвергается влиянию таких эмоций, как радость, страх, горе» гнев.
Ограничения эмоциональной системы
Томкинс обнаружил, что существуют определенные врожденные ограничения эмоциональной системы и они, в свою очередь, влияют на степень детерминированности поведения человека. В то же самое время свобода присуща самой природе эмоций и эмоциональной системы.
Степени свободы эмоциональной системы
Описывая роль эмоций, Томкинс заключает: «Причина без эмоции бессильна, эмоция без причины слепа. Сочетание эмоции и причины гарантирует высокую степень человеческой свободы» (Tomkins, 19G2, р. 112.). Хотя большинство людей не достигает точности в осознании своих эмоций, сложность эмоциональной системы тем не менее способствует увеличению компетентности человека. Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.
Вспомогательные системы
Две биологические системы функционируют в качестве вспомогательных относительно эмоциональной системы: ретикулярная система ствола мозга и автономно иннервируемая висцерально-эндокринная система. Ретикулярная система ствола мозга регулирует изменения уровня нейронной активности. Автономно иннервируемая висцерально-эндокринная система, контролирует гормональную секрецию, сердечный ритм, частоту дыхания и т. д. Висцерально-эндокринная система помогает организму подготовиться к направленному действию, обусловленному эмоцией, и помогает поддерживать и эмоцию, и это действие.
Эмоциональная система не всегда функционирует в полной независимости от других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций фактически всегда появляются и взаимодействуют с перцептивной, когнитивной и двигательной системами, и эффективное функционирование личности зависит от баланса в деятельности различных систем и их интеграции. В связи с тем, что эмоция любой интенсивности имеет тенденцию организовать действие организма как целого, все физиологические; системы и органы до некоторой степени включаются в эмоцию.
Активация эмоций нервной системой
эмоция личность чувство дифференциальный
Активация эмоций — это изменения в нервной системе, которые порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые рассматриваются обычно как «причины» или «детерминанты» эмоции. Томкинс (Tomkins, 1962) доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он показал, что некоторые эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, некоторые — при ее уменьшении, а некоторые — при достижении, ею устойчивого уровня.
Причины эмоции
В теории дифференциальных эмоций мимика и обратная связь от мимической активности играют чрезвычайно важную роль в эмоциональном процессе и в эмоциональной регуляции. Однако люди, описывая сильные эмоции, обращаются, скорее, к изменениям в висцерально-эндокринной системе (например, говорят «внутреннее чувство»), нежели к проприоцептивным и кожным импульсам, возникающим при мимической деятельности. На это существует ряд причин.
Лицо как источник испытываемых в эмоциях чувств
Больше ста лет тому назад Ч. Дарвин (Darwin, 1872) заложил основу исследования роли мимических комплексов в эмоциях. На основе его наблюдений можно сделать вывод о том, что выразительное поведение является либо последовательностью эмоций, либо их регулятором. Рассматривая регуляторную функцию выразительного поведения, Дарвин утверждал: «Свободное выражение эмоции с помощью внешних признаков усиливает ее. С другой стороны, подавление настолько, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает нашу эмоцию» (р. 22). Это положение Дарвина стало шагом к гипотезе о роли обратной связи в эмоциях. Можно было бы ожидать широкого и интенсивного изучения вслед за Дарвином роли в эмоциях соматической системы и, в частности, выражения лица. В дальнейшее данная концепция была развита Полом Экманом в его работе Психология эмоций (Ekman 2003)[iv] .
Соматическая система, мимическая обратная связь и дифференциация эмоций
Особое значение мимики и мимической обратной связи было впервые подчеркнуто Томкинсом (Tomkins, 1962) и затем Гельгорном (Gellhorn, 1964). На языке Томкинса (Tomkins, 1962) эмоции— это, в основном, Эмимические ответы. Он утверждал, что проприоцептивная обратная связь от выражений лица, трансформируясь в осознанную форму, создает ощущение или осознание эмоции.
Поскольку нервы и мышцы лица значительно более тонко дифференцированы по сравнению с внутренними органами, выражения лица и их обратная, связь являются значительно более быстрыми ответами, чем висцеральные, играющие вторичную роль в эмоции, обеспечивая лишь основу или аккомпанемент для отдельных выражений лица.
Представление об эмоциональном процессе в теории дифференциальных эмоций
Изард предположил, что мимические комплексы — это один из интегральных компонентов эмоции. Часть эмоции или эмоционального процесса кроется в выражении лица, но оно не образуют эмоции. С точки зрения Изарда, эмоция состоит из трех основных компонентов:
· соматическая нервная система и нейронная активность мозга;
· функционирование поперечно-полосатой мускулатуры, или мимической и пантомимической экспрессии, а также связи «лицо—мозг»
Каждая составляющая обладает достаточной автономностью, так что при некоторых особых условиях может быть оторвана от остальных, но эти три компонента взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом в эмоциональном процессе.
Функции нервной системы в активации эмоции
Теория дифференциальных эмоций утверждает что эмоции в сознании находятся в подавленном состоянии. Событие, внутреннее или внешнее, изменяет степень нейронной стимуляции, и активность сенсорной коры и лимбической системы. Импульсы от коры или от лимбических структур (возможно, таламуса) направляются гипоталамусу. Гипоталамус играет значительную роль в дифференциации эмоций, воздействуя на выражение лица. Далее импульсы следуют к базальным ганглиям для изменения мимического выражения. Затем информация попадает в моторную кору. Импульсы определяют специфическое выражение лица. Наконец, наступает субъективное переживание эмоции.
Мимика без эмоционального переживания
В некоторых случаях обратная связь от отражение отдельной эмоции не достигает сознания, и не возникнет эмоциональное переживание. Процесс подавления может сам существовать как сильная эмоция. Так, эмоция интереса может поддерживать высокоинтенсивную деятельность, мешая конкурирующей эмоции достичь сознания. Иногда подавление ведет к появлению сильного побуждения. Поэтому человек ощущая сильный голод может съесть то, что ранее было ему отвратительно (будет подавлена эмоция отвращения).
Произвольные выражения и эмоция
Произвольные выражения, проявляющиеся при коммуникационных процессах, иногда не могут активировать эмоциональный процесс по двум причинам: во первых произвольные и непроизвольные выражения включают различные нервные структуры, во вторых потому, что сенсорная обратная связь может блокироваться одним из уже описанных процессов подавления. Социальная улыбка — хороший пример произвольного выражения, которое может не соответствовать эмоциональному переживанию. Тем не менее открытое и преднамеренное использование определенного произвольного выражения для активации соответствующего личностного переживания может быть эффективным, если человек хочет испытывать это чувство и если подавляющие процессы не особенно сильны.
Мимическое выражение и регуляция эмоционального переживания
Согласно теории эмоционального процесса выражение лица, в соответствии выражению фундаментальной эмоции, играет роль при регуляции эмоционального переживания.
Дарвин утверждал, что свободное выражение эмоции усиливает ее, тогда как подавление внешнего выражения снижает ее (Darwin, 1872, р. 22.). Исследования показали, что простые манипуляции лицевыми мышцами не вызывали перехода от выражения к переживанию. Но эти исследования не противоречат действенности экспрессии, проявляемой по желанию самого субъекта.
Относительная независимость эмоционального процесса
Обычные взаимодействия влияют на аффективно-когнитивные процессы лишь тогда, когда индивид решает подавить мимическое выражение. Это снижает интенсивность переживания отдельной эмоции и повышает общую активность, переживается как «стресс», «напряжение» или как дискомфорт. Подавлению выразительного компонента эмоции способствовует когнитивная или моторная деятельность человека. Аналогично, из-за действия подавляющих процессов субъективное переживание может и не возникнуть. Следовательно, когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, они не являются необходимостью.
Тем не менее, важность знания в мотивации и в поведении трудно переоценить. Когнитивная система включается непосредственно после начала эмоционального процесса.
Движение, как и когнитивная деятельность, может привести к эмоции. Существует немало способов, при которых двигательная деятельность влияет на эмоции: например, расслабление — повысить их.
Прогрессивное функционирование индивида основывается на гармоничном взаимодействии эмоциональной, когнитивной и двигательной систем при поддержке со стороны дополнительных жизненных систем и оптимальном учете окружающей среды.
[iv] Экман П . Психология эмоций [Emotions Revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life] / пер. с англ. В. Кузин. — СПб.: Питер, 2010. — 336 с.
Источник