Диалектика чувственного рационального познания

16. Диалектика чувственного и рационального в познании. Формы чувственного и рационального познания. Критика рационализма и эмпиризма.

В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие, как чувства («живое созерцание») и разум (мышление, рациональное и т. п.), находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории филосо­фии существовали две прямо противоположные точки зрения — сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Рационалисты, опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а м.б. почерпнуты только из самого мышления. Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, в целом они были ограничены. Сенсуализм абсолютизировал чувственное познание, принимая роль мышления. Рационализм же отрицал опытное происхождение всеобщности и необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления — вплоть до отрыва его от реальности.

Чувственное познание (или живое созерцание) осущ-ся посредством органов чувств. Органы чувств — это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа — восприятия. Восприятие — это целостный образ предмета, непосред-но данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в. данный момент. Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной (без промежуточных звеньев) связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало достижения внутренних зависимостей на ос­нове первоначального обобщения чувственных данных.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление —осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредо­ванного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракции. Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной. Мышление человека — не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Главная функция рассудка — расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок — это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассуд­ка — формальная логика, которая изучает структуру высказываний и док-в, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.

Разум диалектическое мышление — высший уровень ра­ционального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознатель­ное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние как и сами вещи берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума — объ­единение многообразного вплоть до синтеза противополож­ностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума — диалектика, представ­ленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Формы мышления (логические формы) — способы отраже­ния действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др.

Понятие — форма мышления, отражающая общие зако­номерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Например, в определении «человек есть животное, делаю­щее орудия труда» выражен такой ‘существенный признак человека, который отличает его от всех других представите­лей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа. Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реаль­ную диалектику объективного мира. Наиболее общие понятия — это философские категории. Понятия выраж-ся в языковой форме — в виде отдельных слов. Суждение — форма мышления, отражающая вещи, явле­ния, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для по­строения умозаключений, которые представляют собой мо­менты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение — форма мышления, посредством к-рой из ранее установленного знания выводится новое знание.

В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали мно­гие мыслители. Так, Декарт считал, что для реализации пра­вил его рационалистического метода необходима интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала (принципы), и дедукция, позволяющая получить следствие из этих начал. Единственно достоверным средством познания считали интуицию сторонники такого философского течения XX в., как интуитивизм. Д. Бергсон, противопоставляя интеллекту инту­ицию, называл последнюю подлинным философским методом, в процессе применения которого происходит непосредственное слияние объекта с субъектом.

Читайте также:  Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым объектом

Интуиция – это способность постижения истины идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики.

Источник

Диалектика чувственного и рационального в познании. Формы чувственного и рационального познания.

Познание представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях. Основные формы чувственного познания: Ощущение — это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).Восприятие — это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств. Представление — это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов. Чувственное познание

ограничено: не выделяет общее; не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания. Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.Понятие – это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках. Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Умозаключение– процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками. Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее.Сторонники сенсуализма — направления в теории познания, утверждали преобладающее значение чувственного опыта над разумом. Они считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Представителями: Локк, Гоббс, Гольбах. Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию. Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен. В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме. Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств. Выделяют сенсуализм материалистический и идеалистический. Материалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним, объективным миром, а в показаниях органов чувств человека – отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Например, Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения, как достояние только человеческого сознания. Рационалисты — утверждали возвышенность разума над чувственным знанием. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Герцен). Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают. Чувства нас нередко обманывают. Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, которые недоступны нашим органам чувств. Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности. Признание разума единственным источником достоверного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей .

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Диалектика форм чувственного и рационального познания

26. Диалектика форм чувственного и рационального познания.

В современной философии процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального. Чувственная форма — это ощущение, восприятие, представление. Ощущения — это чувственные образы отдельных свойств предметов. Ощущения, как отмечал Л.Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Ощущение включает субъективный и объективный образ мира(познавательная деятельность). . Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека,, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта. Образ — это то, как объект познания является субъектом познания. Восприятие -это результат систематической комбинаторной деятельности нашего сознания, это происходит на определенной базе наших знаний, при опр. навыков ценностной деятельности, опытов и способности целостной духовной деятельности субъективного сознания. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Представление — образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. Объект уже получил не только категориальную определенность, но и значение. Представление свойств приобретает значение, систематизируется, комбинируется. Представление всегда значимо для субъекта. Органы чувств — это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта. Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Чувственное познание — это непосредственное знание. Но чувственное отражение и ограниченно — оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Практика требует перехода от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию. Мышление — это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Формы рационального — понятие, суждение и умозаключение. Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Суждение — это образ, связи об отношении образов, выраженных в понятиях. Умозаключение — форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны — чувственное отражение и рациональное познание. Формы чувственного и рационального внутренне противоречивы, т.е. формы чувств включают в себя формы рационального в снятом виде, а формы рационального — формы чувств тоже в снятом виде. Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем. размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. Следовательно, эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без угон работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, са’мо по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения. Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания — реальный путь к постижению истины. Лекторский В.А. «Субъект, объект познания»Арефьева Г.С. «Общество. Познание. Практика»

Читайте также:  Заговоры от плохого настроения

27. Проблема истины в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

Непосредственная цель познания — постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке.

Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и всей целостной картины мира в динамике ее развития. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания — нелегкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ — это содержание сознания, несоответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем. Гёте: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и социальные основания. Но их следует отличать от ЛЖИ как нравственно-психологического феномена.

ЛОЖЬ — это искажение действительного состояния дел. имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Но познание не сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Сказанное верно в основном по отношению к естественно- научному и социальному познанию.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок? Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Пример- «квадрат имеет 4 стороны». Такое понимание критерия истинности опирается на веру в силу логики своего мышления, достоверность восприятия им реальности. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Со временем оказалось, что ясность и отчетливость- субъективные состояния сознания, они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». Это уверенность в достоверности мыслимого. Но и уверенность в истинности мысли способна ввести в заблуждение. Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость. Истинно то, что соответствует мнению большинства. Принцип прагматизма , определяющий значение истины ее практической полезностью. Критерий истины заключается в практике: «Вопрос о том. обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,- вовсе не вопрос теории, а вопрос практический. В практике человек должен доказать истинность, т. е. действительность и мощносторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть вопрос оторванный от жизни»(Маркс, Энгельс, сочинения, т. 42).Но и практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было знание.

Читайте также:  Что такое безусловная радость

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ограниченно верное знание о чем-либо; форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая ее степень точности, строгости, полноты, которая достигнута на данном уровне познания. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо предмете или явлении, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. (УЧЕБНИК. СПИРКИН)

28. Научное познание, его специфические признаки. Лит-pa: Рузавин Г. И. «Методы научного исследования»

Научное познание представляет исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное- методами получения и проверки новых знаний. Науч. Зн. предполагает наличие некоторых необходимых условий, при которых осуществл. фактическая реализация различных методов и форм научного познания. Важно наличие самой проблемы, фактов, научных описаний и объяснений. Отсутствие какого-либо из этих элементов делает науч. Позн. Либо невозможным, либо бессмысленным(Кочергин А. Н. «Методы и формы научного познания»). Есть особенности, которые отличают научное знание от обыденного, а утверждения науки- от мнений «здравого смысла»:

1. Науч. Зн. Всегда отличается последовательным и систематическим характером;

2. Науч. Зн. представляет собой не совокупность «сведений» о мире, «набор»информации, а определенную систему знаний. Науч. исследов. является целенаправленным познанием, результативность которого выступает в виде системы понятий, законов и теорий.

3. Стремится к достижению объективно истинного знания, опираясь на факты, ане на веру.(Факты- это зарегистрированные нашим сознанием реальныесобытия и явления. (Учебник. Спиркин А. Г.)

4. Наука не ограничивается нахождением новых фактов и результатов, а либо стремиться объяснить их с помощью существующих гипотез, законов и теорий, либо специально вырабатывает для этого новые теор. представления.

5. Создает новые понятия, законы и теории. Именно с их помощью можно не только объяснить уже известные факты, но и предсказывать факты и явления неизвестные, т. е. выражением научного познания является открытие, т. е.обнаружение ранее неизв. существенных свойств, явлений или законов.(Учебник. Спиркин А. Г.)

6. Раскрытие сущности исследуемых явлений (вводятся абстракции иидеализации, обращаются к гипотезам и теориям)

7. Наука отличается наибольшей надежностью и проверяемостью

8. Науч. исследование не ведется вслепую, оно не сводится к непрерывной цепи догадок. Ученые руководствуются определенными приемами, правилами, методами.

9. Результат научного познания обладает проверяемостью, и он фальсифицирован (опровергаем), это объективно истинное знание.( Лекция)

10. Научное познание всегда рационально (Лекция)

ЗАКОН- существенно необходимое, повторяющаяся связь (отношение) сторон, моментов действительности(объективной и субъективной) (Лекция) Метод- основа научного познания, он предусматривает тот предел достоверности, до которого мы обязаны исчислять. (Лекция)

29. Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Лит-pa: Кочергин А. Н. «методы и формы научного познания»

Для научного знания характерно наличие двух уровней: эмпир-го. и теор-го. Различение этих форм познания осуществляется разными способами:

1. Эмпир. форма познания связана с наблюдением, а теоретическая- с ненаблюдаемымуровнем познаваемой действительности.

2. С помощью понятия теории: вторая связана с теорией, а первая нет;

3. через понятия сущности и явления: эмпир. форма связывается с явлением, теор.- ссущностью (выявление содержания познаваемой реальности);

4. по осуществляемым познавательным процедурам: первая связана с наблюдением иэкспериментом, вторая- с построением картины исследуемого объекта из элементов, недоступных чувственному восприятию;

5. направленность исследования: первая направлена на установление связи теоретическойформы с реальностью, вторая- на развитие концептуальных средств науки, на построение «теор.мира»

6. Эмпир. исследование предполагает предварительную теор. оценку, т. е. оно возможнолишь на базе теор-го. Поэтому трудно выделить, что главнее, первичнее. Это зависит от точкизрения при рассмотрении реальной ситуации, сложившейся в науке.

В науке основными формами эмпир. исследования являются наблюдение и эксперимент. НАБЛЮДЕНИЕ- целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Связь набл. с чувственным познанием очевидна: любой процесс восприятия связан с переработкой и синтезом тех впечатлений, которые познающий субъект получил от внешнего мира(ощущения). Активная роль деятельности сознания проявляется еще и в том, что наблюдатель не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или опытом.

Всякое набл. предполагает наличие некоторого наблюдаемого объекта(отдельные лица, группы) и воспринимающего его субъекта, который осуществляет набл. в конкретных условиях времени и места. В научном набл. добавляются спец. средства(микроскопы, телескопы. ). Набл. имеет свои недостатки: психологическое состояние, личностные особенности набл-ля, установки, интересы могут весьма ощутимо влиять на результаты набл. Во избежание этого важны необх. условия: требование, чтобы данные имели интерсубъективный характер(приборы); выдвижение гипотез и последующая их критическая проверка. Функции набл.(Рузавин Г. И. «Научная теория»)

1. обеспечение эмпир. информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки;

2. проверка гипотез и терий, которую нельзя осуществить с помощью эксперимента;

3. в терминах набл. осуществл. сопоставление результатов, полученных в ходе теор. исследов., проверяется их адекватность и истинность.

ЭКСПЕРИМЕНТ. (Кочергин) Обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Здесь исследователь сознательно вмешивается в естественный ход протекания событий (отличие от набл.!)путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменяет условия, в которых проходит процесс. В структуру экспер. Входят не только объект и субъект, но и определенные материальные средства воздействия на объект. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой- дает данные для новых гипотез.(Учебник. Спиркин А. Г.) Функции экспер. — опытная проверка гипотез и теорий

формирование новых гипотез и теор. представлений.

Теория — это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система науч. зн. ,дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности и т. д. Теория-система верных, проверенных практикой научных знаний. <Учебник. Спиркин А. Г.)

Источник

Оцените статью