Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР
Ольга Головина
Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР
Методика изучения «Эмоционально-волевой и личностной сферы»
Цель: Выявить уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей, их умений общаться между собой и взрослыми с использованием вербальных и невербальных форм общения.
Входное обследование проходит с 1 сентября по 1 октября
Контрольное обследование проводится с 15 мая по 30 мая
Технологии:Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»
-Волгоград: Учитель, 2012.-91с.
Е. А. Алябьева «Коррекционно -развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста».
Формы: наблюдения, игровые задания, беседы.
«Адаптация, эмоциональный комфорт и психическое состояние в группе»
Оценка и критерии:
1 балл: адаптация тяжелая (больше 30 дней) проводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
2балла: адаптация средней тяжести (до 30 дней) в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
3 балла: успешная адаптация, у ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
1 балл: депрессивный;
2балла: несколько повышен (появления возбудимости, расторможенности);;
«Обследование сформированности эмоционального общения с взрослыми и со сверстниками»
Цель: выявить уровень сформированности эмоционального общения с взрослыми и сверстниками.
Проведение обследования: Дети стоят в кругу.Педагог предлагает мяч ребенку: «Ваня! Возьми мяч, передай его другу и улыбнись». Игра продолжается, педагог передает мяч, каждому ребенку по очереди.
Контактность ребенка: (желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками)
1 балл: уходит от контакта, протестные реакции.
2 балла: контакт устанавливает с трудом (поверхностный)
3 балла: легкий, быстрый контакт.
1 балл: взгляд фиксирует (не фиксирует)
2 балла: устойчивое (неустойчивое)
3 балла: с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой.
Реакция на поощрение и порицание:
1 балл: отказ от деятельности при поощрении или порицании, агрессивная реакция.
2 балла: с повышением (понижением) результативности работы.
3 балла: адекватная.
Представления об эмоциональных состояниях
Цель: Изучение детьми восприятия графического изображения эмоций (проводится индивидуально)
Проведение обследования: Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, гнева, удивления. Детям предлагается подобрать пару соответствующую определенному эмоциональному состоянию, изображенному на картинке.
Оценка и критерии:
1 балл: не называет и не составляет в пары положительные и отрицательные эмоциональные состояния других детей.
2 балла: называет и составляет в пары основные положительные и отрицательные эмоциональные состояния других детей (радость, гнев, грусть, с помощью взрослого
3 балла: самостоятельно составляет в пары и называет положительные и отрицательные изображения эмоциональных состояний других детей.
«Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции».
Игра «Сделай как Я»
Цель: Изучение особенностей использование детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции сказочных героев. (Проводится индивидуально).
Проведение обследование: детям предлагается под текст стихотворения изобразить движения по показу взрослого (зайца, медведя, кошки, дерева).
Оценка и критерии:
1балл: не откликается и не изображает эмоции.
2балла: ребенку потребовалась содержательная помощь, эмоции изображает с помощью взрослого.
3балла: изобразил различные эмоциональные состояния, помощь ребенку не потребовалась.
Изучение умения понимать моральные представления (поступки людей): добро, зло, жадность.
Цель: Выявить умение выделять, анализировать и оценивать поведение с точки зрения эталонов и образов, представленных в культуре
Проведение обследование: Детям предлагаются картинки с изображением проблемных ситуаций, необходимо оценить ситуацию изображенную на картинке.
Оценка и критерии:
1балл: не проявляет эмоциональное отношение к героям, затрудняется в их эмоциональной оценке.
2балла: проявляет эмоциональное отношение к героям, с помощью взрослого дает им моральную оценку, но не может ее четко мотивировать.
3балла: проявляет эмоциональное отношение к героям, дает им моральную оценку, сочувствует и сопереживает положительным героям, негодует на поступки отрицательных героев.
Тест тревожности (Р. Тэммпл)
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь,какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.
Анализ результатов теста
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
• высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
• средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
• низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Анкета: Лаврентьева Г. П. Титаренко Т. М. «Агрессивный ребенок»
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.
«Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Коррекционно-развивающая программа Задачи программы: 1. развитие коммуникативных навыков. 2. развитие произвольного внимания; 3. развитие.
Диагностика детей раннего возраста ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) Диагностика развития познавательного уровня При исследовании фиксируется понимание инструкции,.
Диагностика коммуникативных умений дошкольников Диагностика коммуникативных умений дошкольников Коммуникативные умения: • Умения слушать и слышать другого; • Умение участвовать в свободной.
Диагностика конструктивной деятельности С 3-4 лет. Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами..
Диагностика конструктивной деятельности С 2-2,6 Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. (Башня, дом, дорога, ворота, машина, поезд, кровать, стол, заборчик,.
Диагностика педагогического взаимодействия по ФГОС в ДОУ Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы.
Диагностика ребенка. Моторные асимметрии. Функциональная асимметрия рук. Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. Результат: Во время выполнения.
Педагогическая диагностика Предлагаю вашему вниманию способ оформления педагогической диагностики в ДОУ на примере младшей группы. Для каждой образовательной области.
Педагогическая диагностика по программе «Детство» Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных — задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Педагогическая.
Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи.
Источник
Диагностики эмоционально волевой сферы детей зпр
1. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:
а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.
2. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.
3. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.
4. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга.
5. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий. От экспериментатора требуется известная доля проницательности и разумной настойчивости, чтобы отличить «симулянта» от действительно утомленного ребенка. С целью предотвращения излишнего утомления необходимо заранее разделить процедуру исследования на более или менее самостоятельные задания. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с психологом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. Это может быть фраза: «Смотри, сколько я сегодня про тебя написала — целую страницу!» Или: «Ты сегодня очень хорошо рассказывал, мне понравилось, я тебя снова приглашу. Ты согласен?» и т.п. В среднем длительность одного этапа диагностической процедуры для одного ребенка не превышала 10 минут.
7. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!» Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять диагностическую процедуру как занятие или испытание. Желательно предлагать это как игру. Очень успешным оказался опыт предъявления диагностических заданий в качестве попытки лучше узнать ребенка. Фразы вроде «Мне очень нравится с тобой разговаривать», «Мне сказали, что только ты можешь мне помочь», «Я собираюсь написать про тебя книгу» воспринимаются детьми с ЗПР некритично и, как правило, приводят к тому, что ребенок начинает сам стремиться к установлению контакта с экспериментатором. Возможным объяснением этой особенности детей с ЗПР является тот факт, что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
Эти общие черты могут стать и ориентиром при диагностике задержки психического развития (чем больше таких черт наблюдается у ребенка, тем вероятнее наличие у него ЗПР), и критерием эффективности коррекционной работы (в результате правильно организованной коррекции некоторые черты должны, очевидно, исчезать или сглаживаться, а другие — трансформироваться). Наконец, понимание общей логики поведения этих детей существенно облегчает работу с ними.
Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.
При этом следует учитывать, что при ЗПР нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и (или) степень несформированности психических функций может быть различной, возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется многообразие проявлений ЗПР в дошкольном возрасте.
Если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении со взрослыми (при этом активно работают механизмы саморазвития), то при ЗПР каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния.
Итак, эмоционально-волевая сфера у детей с задержкой психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы личности в целом (преобладают игровые интересы). Эти особенности необходимо учитывать при обучении таких детей с целью правильной подачи им учебного материала и уменьшения возникающих у деток трудностей в обучении.
Источник