Учебно-исследовательская работа на тему: «Проблема стресса у подростков»
Цель работы: изучение особенностей стресса у подростков, причины возникновения стрессовых состояний
Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»
Отличия между биологическим и психологическим стрессом
Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм
Социальное воздействие или собственные мысли
Реальный или виртуальный
На что направлено действие стрессора
На жизнь, здоровье, физическое благополучие
На социальный статус, чувство самоуважения и т. д.
Наличие реальной угрозы жизни или здоровью
Характер эмоциональных переживаний
«Первичные» биологические эмоции − страх, боль, испуг, гнев
«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом − беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.
Временные границы предмета стресса
Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим
Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)
Влияние личностных качеств
Выделяются 3 основные стадии развития стрессового состояния у человека:
нарастание напряженности (АВ);
собственно стресс (ВС);
снижение внутренней напряженности (СД);
АД – показывает уровень фоновой активности человека, находящегося в спокойном бодрствующем состоянии.
Тест на учебный стресс
(адаптированный вариант для школьников)
Разработан Ю.В. Щербатых.
Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса.
Суть этой методики состоит в том, что респондентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл − минимум, 10 баллов максимум. 2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 − открытый, обучающиеся вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.
1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в
общую картину стресса.
1.1 Строгие преподаватели _______баллов
1.2 Большая учебная нагрузка __________
1.3 Непонятные, скучные учебники _______
1.4 Неумение правильно организовать свой режим дня ________
1.5 Конфликт в классе, школе __________
1.6 Излишне серьезное отношение к учебе _________
1.7 Нежелание учиться ______
1.8 Стеснительность, застенчивость ________
1.9 Страх перед будущим ________
1.10 Иное (напишите, что именно) _____________
2. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10
бальной шкале признаки):
2.1 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами ______ баллов
2.2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей __________
2.3 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания _______
2.4 Раздражительность, обидчивость _________
2.5 Плохое настроение, депрессия ___________
2.6 Страх, тревога _________
2.7 Потеря уверенности, снижение самооценки_______
2.8 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени _________
2.9 Плохой сон ________
2.10 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении _______
2.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________
2.12 Затрудненное дыхание ________
2.13 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________
2.14 Напряжение или дрожание мышц ______
2.15 Головные боли______
2.16 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость ________
2.17 Иное (напишите сами и оцените) _________________
3. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (подходящее подчеркнуть):
· перерыв в учебе
· общение с друзьями
· поддержка или совет родителей
· прогулки на свежем воздухе
Тест самооценки стрессоустойчивости
С. Коухена и Г. Виллиансона
Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).
Методика включает 10 вопросов. При выполнении теста обучающимся было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).
1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?
Никогда − 0, почти никогда − 1, иногда − 2, довольно часто − 3, очень часто – 4.
2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?
Никогда − 0, почти никогда − 1, иногда − 2, довольно часто − 3, очень часто – 4.
3. Как часто вы чувствуете себя нервозным, подавленным?
Никогда − 0, почти никогда − 1, иногда − 2, довольно часто − 3, очень часто – 4.
4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?
Никогда − 4, почти никогда − 3, иногда − 2, довольно часто − 1, очень часто – 0.
5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?
Никогда − 4, почти никогда − 3, иногда − 2, довольно часто − 1, очень
6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?
Никогда − 4, почти никогда − 3, иногда − 2, довольно часто − 1, очень
7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?
Никогда − 0, почти никогда − 1, иногда − 2, довольно часто − 3, очень часто – 4.
8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?
Никогда − 4, почти никогда − 3, иногда − 2, довольно часто − 1, очень часто – 0.
9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?
Никогда − 0, почти никогда − 1, иногда − 2, довольно часто − 3, очень часто – 4.
10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?
Никогда − 0, почти никогда − 1, иногда − 2, довольно часто − 3, очень часто – 4.
Просмотр содержимого документа
«Проект»
«Стресс – это не то, что
с вами случилось, а то, как вы
Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.
Актуальность. Тема была выбрана нами не случайно, так как сегодня термин «стресс» получил очень широкое распространение. Стресс – это не только служебные, учебные или семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем. По мнению ученых, для подростков самый сильный стресс − это школьный стресс. В школе психика детей подвергается атаке со всех сторон.
В ходе работы нами была поставлена цель: изучение особенностей стресса у подростков, причин возникновения стрессовых состояний.
В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ и систематизировать научные представления по теме исследования.
2. Разработать комплекс диагностических методик.
3. Изучить особенности подросткового стресса.
4. Разработать рекомендации по преодолению стресса и тревожности у обучающихся. Подготовить информационный буклет.
Объект исследования: стрессовое состояние.
Предмет исследования: психологические особенности учебного стресса подростков.
Методы исследования: Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по проблеме учебного стресса в жизни подростков; стандартизированный комплекс психодиагностических методик:
тест на учебный стресс (Разработан Ю.В. Щербатых);
тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Представленная работа имеет практическую значимость, так как, во-первых, результаты проведенного исследования помогли обучающимся нашей школы лучше познать себя, оценить уровень тревожности, усталости, подверженности стрессам. Во-вторых, использованные в работе методики могут быть полезны для изучения стресса и у других старшеклассников, а составленные рекомендации по борьбе со стрессом будут актуальны не только для подростков, но и для других возрастных категорий людей, которых волнует вопрос собственного здоровья.
Глава 1. Теоретические основы проблемы стресса
1.1. История развития представлений о явлении стресса
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907-1982 гг.). Г. Селье еще будучи студентом, при подготовке к очередному экзамену, анализируя систематику заболеваний заметил, что начало болезней часто одинаково. Наш организм в начале разных заболеваний очень, похоже, реагирует на предъявленные ему болезнью требования. Селье взял технический термин «стресс», означающий «напряжение», «нажим», «давление», из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал.
Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах. Когда Селье открывал клетки, крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений.
Затем Селье поступил с крысами совсем некрасиво, и лаборатория стала чем-то напоминать застенки инквизиции, хотя сам Селье называл все это всего лишь «специальным созданием стрессовых ситуаций». Фантазия изобретателя стресса не знала границ. Иногда он внезапно подавал ток на клетку, от чего крысы подпрыгивали в воздух, иногда − пеленал их так, чтобы они не могли пошевелиться, иногда заставлял подолгу плавать или подвергал воздействию громких звуков. Затем Селье, проявив милосердие, стал предупреждать крыс о предстоящей подаче тока звонком, что, конечно же, снижало уровень стресса, поскольку большую часть времени крысы могли не опасаться электрического удара.
После всего этого крысы попадали под скальпель исследователя, и у них обнаруживались все те же патологические изменения, что и привело Селье к следующему выводу: неважно, какому именно воздействию подвергались крысы − вскрытие должно было показать одну и ту же патологию. Таким образом, стресс был определен как «неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие».
У Селье, естественно, были последователи, которые внесли значительный вклад в изучение явления стресса и его влияния на организм человека.
Ф. П. Ведяев на основании изучения нейродинамических и эндокринно-вегетативных системных коррелятов при стрессе установил, что «ключевой системой» мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений.
К. В. Судаков определил, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других − к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.
В. В. Давыдов обнаружил, что характер и интенсивность реакции различных звеньев гипоталамо-гипофизарно-кортикоадреналовой системы зависят от вида стрессорного фактора и от исходного функционального состояния этой системы.
Л. И. Какурин показал, что на первых этапах космического полета у космонавтов обнаруживается симпатоадреналовая направленность психовегетативных реакций.
М. И. Митюшов в многочисленных опытах на крысах установил, что содержание норадреналина в ответ на электрокожное раздражение изменяется фазно, практически во всех отделах мозга, и коррелирует с активацией гипофизарно-адреналовой системы.
Е. А. Громова на основании экспериментальных и клинических данных показала, что моноаминовая система мозга играет ведущую роль в организации уровня стрессовых реакций, оптимального для процессов фиксации и воспроизведения информации.
1.2. Сущность понятия «стресс»
Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
У большинства людей с термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле существует два основных вида стресса.
Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса − это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).
Для того, чтобы стресс был полезным должны выполняться некоторые условия:
позитивный прогноз на будущее.
одобрение наших действий другими людьми.
наличие желания и веры в свои силы для преодоления стресса.
При отсутствии вышеперечисленных условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс.
Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».
Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь. Однако этот процесс можно остановить, если вовремя распознать симптомы стресса и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию.
Основные виды вредного стресса (дистресса):
Психологический или эмоциональный стресс.
Психологические стрессы, как правило, появляются в ситуациях, связанных с переживанием сильных эмоций. Любая ситуация, которая внешне не имеет угрозы для человека, но вызывает сильные эмоции, становится причиной психологического стресса. Причем, не важно, положительные эмоции или отрицательные являются причиной – организм реагирует на отклонение от нормы в «плюс» или «минус» одинаково.
Сюда так же относиться стресс, не имеющий реальных причин, т.е. нафантазированный самим человеком. Причем, какими бы иллюзорными не были причины, сам стресс в таких случаях — абсолютно реален и с точки зрения организма и всех последствий ничем не отличается от стресса, вызванного реальными причинами. Более того, абсолютное большинство стрессов вызываются в той или иной мере выдуманными причинами.
Физиологические стрессы возникают в результате воздействия на человека внешних факторов, таких как, холод, жара, боль, жажда, голод и т.д. Очень показательный пример – реакция организма на диеты. Когда человек садится на диету, он тем самым сознательно ограничивает себя в той или иной привычной для себя пище или ее количестве. На ограничение питания организм реагирует единственным возможным для себя способом – стрессом, поскольку, он старается приспособиться к новым условиям. То же самое происходит, когда человек решает, что достаточно просидел на диете и возвращается к своему прежнему режиму и рациону питания, поскольку организм вынужден адаптироваться заново, а это возможно только через стресс.
Между биологическим и психологическим стрессом существует ряд отличий (Приложение 1).
Кратковременный стресс это самый естественный стресс – он тесно связан с инстинктами, например, реакция на резкий звук, внезапное движение. Для этого вида стрессов характерна внезапность и быстрое прохождение всех стадий стресса. Как правило, действие такого стресса очень коротко и никакой опасности не представляет.
Хронические стрессы – самый опасный вид стрессов. Многие его путают с посттравматическим стрессом или синдромом. Хронический стресс это такой стресс, которому вы подвержены постоянно, который идет с вами фоном по жизни и вы настолько к нему привыкли, что, вроде, как и не замечаете. Опасен хронический стресс тем, что часто приводит к нервным срывам, депрессиям и суицидам. Так же хронический стресс тесно связан со страхами и фобиями.
В основном это название является некоей компиляцией бытовых представлений уровня «все болезни от нервов» и «стресс вреден». А все болезни действительно от нервов, хотя бы потому, что в возникновении, течении и излечении любого заболевания важную роль играет нервная система. Нервный стресс может повлиять на здоровье человека при помощи различных механизмов. Особенностью нервного стресса является его способность накапливаться в организме, доводя человека до состояния хронического напряжения и усталости. В таком случае нервный стресс серьезно подрывает защитные силы иммунитета, а также оказывается способен подорвать баланс гормонов.
Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Если информационная нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности, говорят об информационной перегрузке.
Фазы (стадии стресса)
Разработав теорию стресса, Г. Селье выделил в нем четыре фазы.
Начинается стресс стадией тревоги, в ответ на действие раздражителя мобилизуются защитные силы организма, повышается функциональная деятельность клеток, органов и тканей, реализующих ответ благодаря накоплению энергетических и структурных защитных ресурсов: нарушается нормальный ритм клеточного деления. Если реакция оказывается слишком сильной, то организм может погибнуть уже на первой стадии. При длительном воздействии развивается вторая стадия − адаптация. Для этой стадии характерно устойчивое сбалансированное расходование адаптационных резервов в условиях изменяющейся окружающей среды. Поддержание работоспособности биологических систем происходит в большей степени за счет разрушения собственных жизненно важных структур и постепенного снижения общей устойчивости. Так наступает третья стадия стресса − состояние истощения. Начинаются прогрессирующее падение массы тела, некоторые типичные изменения в крови, снижение функции нейрогуморальной системы.
Последняя фаза − болезнь. Болезнь − развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий − тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.
Г. Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни».
1.3. Симптомы стресса
Можно выделить 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные.
К физиологическим симптомам относятся: стойкие головные боли, неопределенные боли, нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами, запор или диарея; спазмолитические, резкие боли в животе; сердцебиение (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто); чувство нехватки воздуха на вздохе; судороги; утомление; подверженность аллергиям; повышенная потливость; сжатые кулаки или челюсти; обмороки, тошнота; частые простудные заболевания; частое мочеиспускание; ощущение покалывания в руках и ногах; мышечное напряжение, частые боли в шее и спине; кожные сыпи; чувство комка в горле; затруднение в рассматривании предметов; двоение в глазах или расплывание образа.
Интеллектуальные признаки включают нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенную отвлекаемость, плохие сновидения, кошмары; ошибочные действия, потерю инициативы, постоянные негативные мысли, нарушение суждений, спутанное мышление; импульсивность, поспешные решения.
Поведенческие симптомы стресса: потеря аппетита, плохое вождение автомобиля, нарушение речи, дрожание голоса, увеличение количества проблем в семье, плохое распределение времени, избегание поддерживающих, дружеских отношений, неухоженность, антисоциальное поведение, лживость, неспособность к развитию, склонность к авариям, нарушение сна или бессонница; более интенсивное курение или употребление алкоголя, доделывание работы дома, повышенная занятость, отсутствие времени на отдых.
Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу. Динамика протекания стрессового состояния представлена в приложении 2.
На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.
Вашему вниманию представлен перечень систем органов, на которые влияет стресс:
1. Система кровообращения. Как известно, кровеносная система нашего организма носит кислород и другие полезные вещества ко всем органам и системам нашего организма. Когда человек находится в спокойном состоянии, сердце старается работать как можно меньше, чтобы меньше изнашиваться. В момент стресса сердце начинает качать кровь энергичнее и вместе с кровью оно перебрасывает к органам жиры для подпитки. Если на стадии сопротивления происходит отклик от этих систем, то жиры сжигаются и в крови больше не циркулируют. Если же стресс затягивается, то неиспользованный жир так и остается в кровеносной системе и при достаточном его количестве может привести к закупорке сосудов.
2. Мышцы и кости. Это вторая система, которая крайне подвержена влиянию стресса. Как уже было сказано, в результате выброса гормонов наши мышцы напрягаются и в любую минуту готовы отработать нужное движение. Если этого не происходит долго время, то мышцы из-за постоянной напряженности укорачиваются и в последствие это приводит к хроническим болям в мышцах.
3. Желудочно-кишечная система. Казалось бы, при чем здесь она? Организм – целостная система, а питание он получает именно из этой системы. Стресс сказывается на ускорении обмена веществ вследствие чего изнашиваются ворсинки для всасывания питательных веществ.
4. Иммунная система. Иммунная система – защитник нашего организма от разного рода болезнетворных микробов и бактерий. Под действием стресса она начинает работать хуже, сокращается выработка антител для большинства респираторных инфекций – простуды, гриппа, ОРЗ, ОРВИ и других.
1.4. Особенности стресса у подростков
Откуда же возникает стресс у подростков? Взрослые испытывают стресс от нелюбимой работы, неустроенной личной жизни, всех тех обязанностей, которые они должны выполнять. Возможно, подростки имеют меньшее количество обязанностей, но это совсем не значит, что они не испытывают стрессов.
Стресс у подростков – обширный круг состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела, и поиски индивидуальности, контрольные, зачёты и экзамены, давление родителей по поводу успеваемости в школе, проблемы в отношениях с противоположным полом. Все это давит на нашу психику.
Последствия стресса могут переходить в гораздо большее, чем в легкое недомогание. На нервной почве возникают синдром хронической усталости, депрессия, снижение интеллектуальных возможностей, быстрая утомляемость и раздражительность.
Особенно подвергнутыми стрессу являются подростки, сдающие экзамены. Школьники становятся подавленными, злыми, начинают друг с другом ругаться, много переживают и всё это ведёт к вредным заболеваниям нервной системы, которые проявятся либо во взрослой жизни, либо спустя некоторое время.
Симптомы подросткового стресса:
Стресс – опасное явление для подростка. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?
Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких.
Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние.
Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства.
Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса.
Признаком подросткового стресса являются вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.
Причины стресса у подростков.
В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией.
Видимой причиной стресса у тинэйджеров может стать и серьезная неприятность, и незначительная обида. Чаще всего это проявляется в опасных ситуациях (причем опасность может быть, как настоящей, так и мнимой), при проявлении насилия в любой форме. Собственно, для человека в любом возрасте подобные явления провоцируют стресс, но для подростка любая психическая травма болезненнее втройне.
Нами было предложено обучающимся 7-10 классов поделиться наиболее отрицательными жизненными событиями, которые они пережили за последние полгода. Ответы свидетельствуют о том, что подростки испытывали в среднем два негативных события за этот период. Наиболее распространенными из них были:
разрыв отношений с юношей/подругой;
постоянные споры с родителями;
проблема с братом или сестрой;
частые ссоры между родителями;
изменение финансового положения родителей;
серьезные заболевания или травмы члена семьи;
проблема с одноклассниками;
проблемы с родителями.
Эти события сосредоточены в двух важнейших областях жизни подростка: дома и в учебном заведении. Условно все причины делятся на возрастные и те, которые связаны с семейной обстановкой. Но они часто переплетаются, и рассматривать их приходится в совокупности.
Физиологические изменения тела.
Особенно часто стресс по такой причине встречается у тех девочек и мальчиков, чье половое созревание начинается раньше обычного.
Первую влюбленность подростки нередко воспринимают, как «любовь на всю жизнь». Разрыв отношений с юношей/девушкой.
Моральное и физическое давление со стороны сверстников.
Именно в подростковом возрасте чаще всего встречается жестокость по отношению к сверстникам, создание группировок и поиск «врагов».
Проблемы в семье.
Если в семье начинаются проблемы − развод, болезнь или смерть близкого человека, постоянные споры с родителями, проблема с братом или сестрой, частые ссоры между родителями
Изменение финансового положения родителей
Смена места жительства.
Из-за переезда подросток вынужден расстаться со старыми друзьями и на какое-то время остаться без общения с ровесниками.
Проблемы в учебном заведении.
Завышенные требования к успеваемости со стороны родителей и учителей − тоже стрессовая ситуация для подростка.
Глава 2. Исследование психологических особенностей учебного стресса
Анализ результатов исследования психологических
особенностей учебного стресса у обучающихся подросткового возраста
Исследовательская часть работы проводилась на базе МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области. В исследовании принимали участие обучающиеся 7в, 8 б, 9а, 9б, 10а классов, всего 94 обучающихся.
На первом этапе нашей работы мы изучали основные причины учебного стресса, выявили, в чем проявляется стресс, определили основные приемы снятия стресса обучающимися, с помощью теста на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых (Приложение 3).
Суть этой методики состоит в том, что испытуемым предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл − минимум, 10 баллов − максимум. На 2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 − открытый, обучающиеся вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.
Полученные результаты проведенного исследования можно представить в виде таблицы (Таблица 1).
Результаты исследования причин стресса обучающихся
Источник