Диагностика типов темперамента методика мерлина
Идите к хорошим индивидуалками, чтобы усладиться с ними соблазнительным сексом. Они симпатичные индивидуалки завсегда готовы удовлетворить ваши интимные потребности.
Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина |
Вольф Соломонович Мерлин родился в 1898 г. в г. Могилеве в семье учителя. В 1923 г. окончил Петроградский педагогический институт. Его научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики и продолжилась в Ленинградском пединституте им. А. И. Герцена, Саратовском и Свердловском (теперь Екатеринбургском) пединститутах. С 1947 по 1953 г. его научная и педагогическая деятельность была связана с Казанским университетом. Докторскую диссертацию защитил в 1950 г. Затем до конца своих дней работал в Пермском пединституте, основав там пермскую психологическую школу. Выдающийся специалист в области дифференциальной психофизиологии, психологии личности. Основные его труды: «Очерк теории темперамента» (М., 1964, автор и научный редактор); «Очерк психологии личности» (Пермь, 1959); «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (М., 1986). Умер В. С. Мерлин в 1982 г. Другой подход к темпераменту был у В. С. Мерлина, основателя пермской психологической школы, специфика которой заключалась в изучении частных проявлений темперамента — его свойств. Свойства темперамента — это такие природные психические свойства, которые характеризуют динамическую сторону психической деятельности: быстроту возникновения и устойчивость психических процессов, их интенсивность, направленность психической деятельности и т. д. Свойства темперамента характеризуют именно особенности психической деятельности, а не физиологические процессы, хотя и связаны с последними. Однако как и при установлении типов темперамента возникли существенные разногласия относительно и количества его свойств, и их качественного состава, хотя признается, что формально-динамические свойства темперамента связаны с эмоциями, энергией и вниманием. Именно различия в выраженности таких свойств у разных людей интересуют многих дифференциальных психологов. В. С. Мерлин (1973) выделил такие свойства темперамента, как сенситивность (чувствительность), реактивность (легкость возникновения реакции, побуждения к действию), пластичность (изменчивость) — ригидность (инертность) установок, тревожность (склонность к беспокойству), экстравертированность (открытость, общительность) — интровертированность (замкнутость), эмоциональную возбудимость, экспрессивность (энергичность проявления эмоций в жестах, речи), активность произвольной целенаправленной деятельности. В. С. Мерлин (1964) считал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории такового. В качестве же предпосылки следует описать признаки, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психологических особенностей. Автор полагал, что тип темперамента зависит от общего типа нервной системы по И. П. Павлову. Однако такую характеристику темперамента он считал недостаточной и выдвигал ряд других признаков. Первым, основным признаком темперамента В. С. Мерлин считал его обусловленность свойствами нервной системы. Далее исследователь назвал еще ряд особенностей, которые можно признать свойствами (характеристиками) темперамента. Это регулирование динамики психической деятельности в целом; проявление своеобразия динамики отдельных психических процессов; устойчивый характер на протяжении длительного времени; строго закономерное соотношение между ними, говорящее о типе темперамента. Иначе говоря, признаки темперамента — его врожденность, стабильность проявления, влияние на динамику психической деятельности человека, наличие определенного комплекса свойств (красиса), обусловливающего определенный тип темперамента. К таким свойствам В. С. Мерлин также относил особенности эмоционально-волевой сферы. Однако на практике все свелось к изучению отдельных свойств темперамента. В. С. Мерлин считал, что применяющиеся до сих пор способы исследования типов нервной системы нельзя считать достаточными. По его мнению, они в лучшем случае устанавливают фактически существующую совокупность типологических особенностей, наблюдающуюся у данного человека, или стохастическую связь (при использовании статистических методов на группе людей). Психологическую функциональную взаимозависимость свойств нервной системы таким путем установить нельзя. Поэтому существующие типологии нервной системы следует, по мнению В. С. Мерлина, считать лишь предварительными. Действительно, наличие у человека тех или иных типологических особенностей еще не означает, что все они входят в один и тот же типологический комплекс. Могут быть специфические черты, нейтральные по отношению к последнему. Поэтому надо знать, на что и каким образом оказывает влияние данная типологическая особенность и как это влияние согласуется с ролью других типологических особенностей, которыми характеризуется этот человек. Только тогда можно определить, существует ли у него какой-либо типологический комплекс, т. е. сочетание типологических особенностей, обусловливающих степень проявления того или иного психофизиологического феномена (склонности, способности, волевого качества и т. п.). С точки зрения В. С. Мерлина, под типом следует понимать не просто сочетание типологических особенностей, а сочетание, сопровождающееся закономерными связями между ними. При этом он считал наиболее вероятным, что не тип зависит от сочетания типологических особенностей, а, наоборот, свойства, особенности их проявления зависят от типа. Свою точку зрения исследователь подкрепляет ссылкой на факты связи типологических различий с биохимическими показателями, гормональной деятельностью, обменом веществ, с особенностями телосложения. Таким образом, В. С. Мерлин от типов высшей нервной деятельности переходит в своей концепции к конституциональным типам, в которых отражаются морфологические и биохимические особенности человека. Поэтому основным направлением в изучении свойств нервной системы и темперамента стало установление связи между какими-либо типологическими особенностями свойств нервной системы и отдельными характеристиками (свойствами) темперамента. Ученик В. С. Мерлина — В. В. Белоус (1981), используя математическую модель инварианта, выделил два интегральных типа темперамента, условно названных им А и Б. Субъекты типа А характеризовались сильным возбуждением, высокой или низкой динамичностью торможения, экстраверсией, беззаботностью, пластичностью, высокой или низкой эмоциональностью. Тип Б отличался слабым возбуждением, высокой или низкой динамичностью возбуждения, интровер-сией, ригидностью и тревожностью. Однако в этих комплексах, характеризующих типы, многое вызывает вопросы. Во-первых, настораживает сведение всего многообразия типов лишь к двум. Во-вторых, неужели субъекты с высокой эмоциональностью никак не отличаются от субъектов с низкой эмоциональностью? В-третьих, весьма сомнительной характеристикой служит динамичность возбуждения и торможения (как будет показано ниже (см. раздел 4.3), скорее всего такого свойства нервной системы, по крайней мере — монометричного, независимого от слабости нервной системы, не существует). Не случайно, очевидно, в более поздней работе (1982) В. В. Белоус убрал из характеристики этих типов свойство динамичности, а для типа А оставил только высокую эмоциональность, отказавшись от учета низкой. Кроме того, в характеристику типа А он добавил импульсивность, а типа Б — неэмоциональность и заторможенность. В-четвертых, как справедливо отмечает В. М. Русалов (1985), в этих объяснениях темперамента нет многих его важных характеристик; например, не упоминается активность. Вообще, выделение тех или иных типов с помощью математических процедур во многом зависит от набора изучаемых особенностей человека. В случае с одним каким-либо набором могут выявиться те или иные типы, а с другим — свои. Так что все они отражают истинное положение вещей лишь в относительной мере. Источник В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, которые можно посмотреть по физическим показат-ям (ээг, кгр):1) эмоциональная возбудимость; легкость возникновения эмоциональной реакции и процессов, связанных с изменением функционального уровня деятельности. При повышении эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние/внутренние воздействия. 2) возбудимость внимания; 5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность); быстрота реакции, непроизвольных движений (приспособление к непосредственно действующим раздражителям) + быстрота принятия решения и его исполнение 6) активность волевой, целенаправленной деятельности; 7) пластичность — ригидность; 8) резистентность (сопротивляемость); сопротивление стрессу, проявляется в отсутствии снижения функционального уровня деятельности. 9) субъективация (пристрастность). Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация — свойства характера Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Теория формально-динамических свойств личности. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент — психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека. 1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива; 2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе; 3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности; 4) может проявляться уже в детстве; 5) устойчив в течение длительного периода жизни человека; 6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.); 7) передается по наследству. В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, — В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента: В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента: 1. Предметная эргичность — желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил. 2. Социальная эргичность — открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей. 3. Предметная пластичность — вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию. 4. Социальная пластичность — сдержанность или расторможенность в общении. 5. Предметный темп — это скорость моторно-двигательных операций. 6. Социальный темп — речедвигательная активность, способность вербализации. 7. Предметная эмоциональность — мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого. 8. Социальная эмоциональность — ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении. На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ). Источник Современные теории темперамента1. Регулятивная теория темперамента Яна СтреляуСовременный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает следующие: реактивность — сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе; активность — интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий. Основные положения теории Я. Стреляу: Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект). Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления. Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться. Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Б.М. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, активность волевой деятельности и др. 2. Теория интегральной индивидуальности в. С. МерлинаВ отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина. В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента: 1) эмоциональная возбудимость; 2) возбудимость внимания; 3) сила эмоций; 4) тревожность; 5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность); 6) активность волевой, целенаправленной деятельности; 7) пластичность — ригидность; 8) резистентность (сопротивляемость); 9) субъективация (пристрастность). Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация — свойства характера. 3. Теория формально-динамических свойств личности Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент — психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека. 1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива; 2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе; 3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности; 4) может проявляться уже в детстве; 5) устойчив в течение длительного периода жизни человека; 6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.); 7) передается по наследству. В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость, эмоциональность (чувствительность). выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента: 1. Предметная эргичность — желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил. 2. Социальная эргичность — открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей. 3. Предметная пластичность — вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию. 4. Социальная пластичность — сдержанность или расторможенность в общении. 5. Предметный темп — это скорость моторно-двигательных операций. 6. Социальный темп – рече-двигательная активность, способность вербализации. 7. Предметная эмоциональность — мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого. 8. Социальная эмоциональность — ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении. На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ). Концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. В мировой психологии существует множество идей и концепций о характере человека, некоторые из которых содержат в себе диаметрально противоположные точки зрения, тем не менее, анализируя все имеющиеся теории, можно отметить, что подавляющее большинство психологов исходят из следующих основных идей: 1) характер довольно рано формируется и проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование; 2) входящие в характер сочетания черт не являются случайными, а представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров; 3) в соответствие с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы. В мировой психологической науке нет единой типологии характеров. На сегодняшний день все типологии характеров можно подразделить на следующие группы теорий: 1. Конституционные теории, которые связывают особенности характера с внешним видом, с конституцией человека (Э.Кречмер, У.Шелдон и др.). 2. Акцентуальные теории, связывающие особенности характера с его акцентуацией — чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и из совокупностей, представляющих крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатией (К.Леонгард, А.Е.Личко и др). 3. Социальные теории, в основе которой – отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Э.Фромм). Источник |