Диагностика состояния стресса
(А.О. Прохоров)
Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Инструкция. Обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно
- Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.
- Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
- На работе и дома сплошные неприятности.
- Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
- Меня беспокоит будущее.
- Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
- Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.
- Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
- В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.
Обработка и интерпретация результатов Подсчитываете количество положительных ответов по всем 9 вопросам. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл (ответ «нет» оценивается в 0 баллов).
Результат 0 — 4 балла — означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях
5 — 7 баллов — умеренный уровень. Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).
8 — 9 баллов — слабый уровень. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе.
Источник
Диагностика состояния стресса (а.О.Прохоров)20
Описание методики.Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной
лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Инструкция:«Обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно».
Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.
Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
На работе и дома сплошные неприятности.
Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
Меня беспокоит будущее.
Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.
Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.
Обработка результатов Подсчитываете количество положительных ответов по всем 9 вопросам. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл (ответ «нет» оценивается в 0 баллов).
Результат 0—4 балла— означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях;5-7 баллов—умеренный уровень;8-9баллов — слабый уровень.
Интерпретация результатов Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях.Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.
Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях.Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).
Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях.Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе.
Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по т.А. Немчину и Тейлору)21
Тестирование может проводиться с помощью специальных карточек, которые откладываются в стопку «согласия» или «несогласия», но проще писать ответы «да» или «нет». Регистрационный бланк и желательные ответы на вопросы представлены в таблице.
Опросник, определяющий склонность к развитию стресса
Обычно я спокоен и вывести меня из этого состояния нелегко
Мои нервы расстроены не более, чем у других людей
У меня редко бывают запоры
У меня редко бывают головные боли
Я почти всегда чувствую себя счастливым
Я уверен в себе
Я практически никогда не краснею
Я человек смелый
Я краснею не чаще, чем другие
Я редко ощущаю сильное сердцебиение
Обычно мои руки теплые (не очень боятся холода)
Я застенчив не более, чем другие
Мне не хватает чувства уверенности в своих силах
Порою мне кажется, что я ни на что не годен
Бывают периоды беспокойства, не могу усидеть на месте
Меня часто беспокоит желудок
Не хватит духа вынести предстоящие трудности
Хочется быть счастливым, как другие
Кажется, передо мной трудности, которые мне не преодолеть
Мне снятся кошмарные сны
Когда волнуюсь, дрожат руки
У меня беспокойный сон, часто просыпаюсь
Меня часто тревожат возможные неудачи
Иногда испытываю страх, когда опасности нет
Мне трудно сосредоточиться на задании
Простую работу делаю часто с напряжением
Я легко прихожу в замешательство
Почти все время испытываю неясную тревогу
Я склонен принимать всерьез даже пустяки
Я часто переживаю и плачу
У меня бывают приступы тошноты и рвоты
Расстройство желудка у меня почти каждый месяц
Я боюсь, что при волнении сильно покраснею
Мне обычно трудно сосредоточиться на чем-то важном
Окончание табл. 2.6.
Меня постоянно беспокоит желание улучшить свое материальное положение, хотя оно не хуже других
Нередко думаю, о чем не хотел бы поделиться с другими, стыдно
Иногда из-за переживаний теряю сон
Когда волнуюсь, иногда сильно потею
Я иногда сильно потею, даже в холодные дни
Временами из-за волнения никак не могу заснуть
Я человек легко возбудимый
Иногда чувствую себя бесполезным человеком
Нередко из-за волнения могу легко выйти из себя
Я часто ощущаю смутную тревогу
Я чувствительнее многих своих товарищей
Почти все время испытываю чувство голода
Часто кажется, что меня преследуют болезни
Часто кажется, что за мной кто-то наблюдает
Ожидание всегда меня нервирует
Подсчитывается общее количество ответов «нет» на вопросы
1,2,3,4,5,6,7, 8,9,10,11, 12 и 13 и ответы «да» на все остальные вопросы, которые характеризуют уровень тревоги и вероятность развития эмоционального стресса. При 40-50 таких ответах вероятностно прогнозируется развитие дистресса. При определении их не более 5—15 можно предполагать низкий уровень тревоги и высокую стрессоустойчивость. Для прогноза эустресса рассматривается
количественная сторона утверждений до 25 баллов.
Опросник «Утомление — Монотония — Пресыщение — Стресс» 22
Опросник «Утомление — монотония — пресыщение — стресс» представляет собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II. Опросник предназначен для оценки выраженности вышеперечисленных компонентов актуального функционального состояния. Он состоит из сорока утверждений, которые необходимо оценить по 4-балльной шкале: «почти никогда» — 1 балл, «часто» — 2 балла, «иногда» — 3 балла, «почти всегда» — 4 балла. Обработка заключается в расчете коэффициентов утомления, монотонии, пресыщения и стресса в соответствии с ключами, а также в построении профиля из 4-х оценок текущего состояния. Если значение
коэффициента менее 18 баллов — то исследуемый компонент не выражен, от 18 до 29 баллов — выражен, более 30 баллов — сильная степень выраженности. Опросник «Утомление — монотония пресыщение — стресс» предназначен для индивидуального или группового использования. Состояния, исследуемые с помощью опросника «УМПС», определяются как:
Утомление —функциональное состояние организма, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении показателей деятельности и прекращающееся после отдыха.
Монотония —функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потерей интереса к работе. Продуктивность деятельности может лишь на некоторое время восстановиться за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического пресыщения.
Психическое пресыщение —психическое состояние, вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью. Признаком наступления пресыщения выступает потеря интереса к работе и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения. Раннее наступление психического пресыщения может рассматриваться в качестве симптома психического заболевания и невроза.
Стресс —это функциональное состояние организма, возникающее в результате отрицательного внешнего воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов.Ключидля обработки методики:
Кут = (Сумма (9, 11, 12, 21, 32) — Сумма (2, 10, 14, 27, 28)) + 25Км = (Сумма (5, 6, 16, 23, 24, 33, 35) — Сумма (3, 25, 30)) + 15Кпрес = (Сумма (4, 15, 19, 36, 39) — Сумма (1, 17, 20, 26)) + 20Кстр = (Сумма (7, 18, 22, 31, 34, 37, 40) — Сумма (8, 29, 38)) + 15 Где Кут — коэффициент утомления, Км — монотонии, Кпрес — пресыщения, Кстр — стресса.
Инструкция: Вам предлагается ряд высказываний,
характеризующих чувства и ощущения, которые могут возникнуть у Вас во время работы (учебы). Прочитайте, пожалуйста, внимательно каждое из них и оцените, насколько оно соответствует Вашим переживаниям во время рабочего (учебного) дня. Для оценки используйте 4-балльную шкалу: 1 — почти никогда, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — почти всегда
Работа доставляет мне удовольствие
Я с легкостью могу полностью сконцентрироваться на работе
Работа не кажется мне тупой или слишком однообразной
Я работаю почти с отвращением
Я чувствую себя неповоротливым и сонным
Хотелось бы, чтобы в моей работе было побольше разнообразных заданий
У меня возникает чувство неуверенности при выполнении работы
На возникающие помехи и неполадки в работе я реагирую спокойно и собранно
Чтобы справляться с выполнением рабочих заданий, мне приходится затрачивать гораздо больше усилий, чем обычно
Моя работа «идет» без особого напряжения
Я теряю общий контроль над рабочей ситуацией
Я чувствую себя утомленным
Я продолжаю работать и дальше, но без всякого интереса
Все, что происходит на моем рабочем месте, я могу контролировать без всякого напряжения
Я пытаюсь изменить деятельность или отвлечься, чтобы преодолеть чувство усталости
Я нахожу свою работу достаточно приятной и интересной
Бывает, что в некоторых рабочих ситуациях я испытываю страх
На работе я вялый и безрадостный
Работа не очень тяготит меня
Мне приходится заставлять себя работать
Мне приходится мгновенно собираться и принимать решения, чтобы предотвратить возможные неполадки и сбои в работе
Во время работы мне хочется встать, не много подвигаться и размяться
Я на грани того, чтобы заснуть прямо за работой
Моя работа полна разнообразных заданий
Я охотно выполняю свою работу
Мне кажется, что я могу легко справиться с любыми поставленными передо мной рабочими задачами
Я собран и полностью включен в выполнение любого ставящегося передо мной рабочего задания
Я могу без труда принять все необходимые меры для преодоления сложных ситуаций
Время за работой пролетает незаметно
Я уже привык к тому, что в моей работе в любой момент может случиться что-либо непредвиденное
Я реагирую на происходящее недостаточно быстро
Я ловлю себя на ощущении, что время как бы остановилось
Мне становится не по себе при любом незначительном сбое или помехе в работе
Моя работа слишком однообразна, и я был бы рад любому изменению в течении рабочего дня
Я сыт по горло этой работой
Я чувствую себя измученным и совершенно разбитым
Мне не трудно самостоятельно принять любое решение, касающееся выполнения моей работы
В последнее время работа не приносит мне и половину обычного удовольствия
Я чувствую нервозность и повышенную раздражительность
ДИАГНОСТИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ и ИНДИВИДУАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К СТРЕССУ
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Диагностика стресса, стрессоустойчивости и фрустрации: методы и техники
Диагностика стресса, стрессоустойчивости и фрустрации: методы и техники
Стресс – это приспособительная реакция организма на внешние факторы. Длительное пребывание в таком состоянии может нанести вред здоровью, поэтому его важно своевременно диагностировать.Существует множество методик, позволяющих оценить различные параметры стресса.
Основные группы методов психодиагностики стресса
Тесты. Стандартизированные, обычно ограниченные по времени и краткие испытания, которые предназначены для определения качественных и количественных индивидуально-психологических различий между людьми. Тесты состоят из заданий, на которые обследуемый должен дать правильные ответы. Они делятся на разные категории по содержанию. В рамках обследования могут проводить тесты интеллекта, способностей, достижений и личности.
Опросники. Такие инструменты психодиагностики используются для получения данных со слов испытуемого. Задания представлены в виде вопросов и утверждений. В отличие от тестов в них нет правильных и неправильных ответов.Они лишь отражают меру согласия или несогласия человека с теми или иными утверждениями. Опросники могут быть открытыми (предусматривают свободные ответы) или закрытыми (испытуемому предлагаются варианты ответов на каждый вопрос).
Метод наблюдения. Применяется для получения обширной информации об обследуемом, незаменим во всех случаях, когда не разработаны стандартизированные диагностические процедуры. Для наблюдения не требуется согласие испытуемых. Данный метод предполагает:
- постановку проблемы;
- выбор ситуаций для наблюдения;
- определение особенностей поведения и психологических качеств, которые будут объектом наблюдения;
- наличие разработанной системы записи результатов.
Беседа. Метод применяется для сбора первичных данных об испытуемом на основе вербальной коммуникации с ним. При соблюдении определенных правил беседа позволяет получить достоверную информацию о прошедших и актуальных событиях, мотивах, устойчивых склонностях, субъективных состояниях обследуемого.В рамках психодиагностики часто проводится интервью. По форме оно может быть стандартизированным (с разработанным планом беседы, списком вопросов и т. д.),свободным (без строгой детализации) или частично стандартизированным.
Методики оценки психического состояния и уровня стресса
Методика «Шкала психологического стресса PSM-25». Испытуемому предлагается дать оценку своему общему состоянию за последние 4–5 дней. Для каждого высказывания нужно выбрать число от 1 до 8. В опроснике нет ошибочных ответов. Для интерпретации результатов подсчитывают сумму баллов. Если обследуемый набрал 99 или меньше, у него низкий уровень стресса, 100–125 –средний, больше 125 – высокий.
Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин). Опросник включает список признаков нервно-психического напряжения, содержит 30 характеристик данного состояния. Они разделены на 3 группы по степени выраженности. Диагностику проводят индивидуально, важное условие – хорошее освещение и звукоизоляция в помещении. После того как испытуемый заполнит бланк опроса, специалист подсчитывает сумму набранных баллов. Слабому нервно-психическому напряжению соответствует результат от 30 до 50, умеренному– 51–70, чрезмерному – 71–90.
Методика определения доминирующего состояния (Л. В. Куликов). Опросник предназначен для диагностики относительно устойчивых состояний обследуемого. С помощью его субъективных оценок определяется настроение и некоторые другие характеристики личностного уровня психических состояний. В опроснике приводятся признаки, которые описывают отношение человека к разным явлениям, его поведение. Испытуемому нужно оценить, насколько эти признаки свойственны ему лично. При интерпретации результатов полученные числовые значения переводятся в стандартные Т‑баллы. Затем они оцениваются по нескольким шкалам: «спокойствие –тревога», «удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью» и др.
Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров). Методика применяется для выявления особенностей переживания стресса: степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в подобных ситуациях. Испытуемому предлагается обвести кружком номера вопросов, на которые он отвечает положительно. При интерпретации результатов каждому ответу «да» присваивается 1 балл, затем подсчитывают их сумму. Результат в диапазоне 0–4 балла соответствует высокому уровню регуляции в стрессовых ситуациях, 5–7 –умеренному, 8–9 – слабому.
Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору).
Испытуемому предлагается список утверждений, с которыми он должен выразить согласие или несогласие. При интерпретации результатов подсчитывается количество ответов «нет» на вопросы с 1-го по 13-й включительно и ответы «да» на все прочие вопросы, характеризующие вероятность развития стресса и уровень тревоги. Если обследуемый дал 40–50 таких ответов, это указывает на высокий риск развития дистресса. Результат от 5 до 15 соответствует высокой стрессоустойчивости и низкому уровню тревоги.
Что такое стрессоустойчивость. Это интегративное свойство личности,которое характеризуется таким взаимодействием интеллектуальных, волевых, мотивационных и эмоциональных компонентов психической деятельности, которое позволяет успешно достигнуть цели в сложной эмотивной обстановке. По данному признаку выделяют следующие группы людей:
- стрессоустойчивые – всегда готовы к переменам и легко принимают их, без труда преодолевают сложности в кризисные моменты;
- стрессонеустойчивые – тяжело адаптируются к изменениям, придерживаются устоявшихся взглядов и моделей поведения. Если что-то идет не так, такие люди впадают в состояниестресса;
- стрессотренируемые – готовы к изменениям, но не глобальным и не внезапным, склонны постепенно адаптироваться к окружающей обстановке. Если это невозможно, такие люди могут впасть в подавленное состояние. При повторении вызывающих стресс ситуаций реагируют на них более спокойно;
- стрессотормозные – не склонны к изменениям под влиянием внешних факторов, имеют твердые мировоззренческие установки, в разовом порядке могут пойти на изменение психотравмирующей сферы жизни. При постоянном повторении стрессов такие люди теряются.
Для чего оценивать стрессоустойчивость. Использование специальных диагностических методик является частью профилактической работы с пациентом.Оценка стрессоустойчивости позволяет обследуемому узнать о наличии у негоресурсов, чтобы при необходимости использовать их в сложных ситуациях и сохранять при этом удовлетворительное качество жизни.
Как определить уровень стрессоустойчивости
- Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Такой опросник часто используется для подбора сотрудников, которым необходимо работать в экстремальных ситуациях. Обследуемому предлагается прочитать утверждения и ответить на каждое «да» или «нет». Для интерпретации сверяют ответы с ключом и за каждое совпадение начисляют по 1 баллу. При подведении итогов сначала оценивают искренность респондента по соответствующей шкале (в задании есть вопросы-ловушки).
- Методика «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников). Опросник позволяет выявить признаки личностных нарушений и оценить риск нервно-психического срыва. Испытуемому нужно дать максимально честные ответы «да/нет» на каждый вопрос из списка. При интерпретации подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по шкале нервно-психической устойчивости.
- Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Испытуемому предлагается список вопросов. На каждый из них можно дать ответ «никогда» (0 баллов), «почти никогда» (1), «иногда» (2), «довольно часто» (3), «очень часто» (4). Для обработки результатов считают сумму баллов по всем вопросам. Стрессоустойчивость определяется с учетом полученного значения и возраста обследуемого.
Что такое фрустрация. Так называют негативное психическое состояние, связанное с неудовлетворением определенных личностных потребностей.Оно обычно выражается в переживаниях разочарования, тревоги, отчаяния и раздражительности. Фрустрация негативно сказывается на жизнедеятельности в целом.
Как определить уровень фрустрации
- Экспресс-методика В. В. Бойко. Обследуемому предлагается ознакомиться со списком утверждений и выразить свое согласие или несогласие. 1 балл начисляется за каждый положительный ответ. Затем подсчитывают их сумму. Результат от 0 до 3 означает отсутствие фрустрации, 4–5 соответствует незначительной фрустрации, 6–8 –выраженной, более 9 – сильно выраженной.
- Диагностика фрустрационных реакций по Розенцвейгу. Испытуемому предлагается интерпретировать ситуации, представленные на 24 рисунках. На 16 из них изображенному субъекту создается препятствие, на 8 – его обвиняют в чем-то.Интерпретация результатов состоит в количественной и качественной оценке направления реакции (агрессии) и ее типа. Дополнительно рассчитывается«показатель групповой конформности», по которому судят о социальной адаптации обследуемого.
Корвалол ФИТО при стрессе 1
В комплексной терапии последствий стресса может применяться Корвалол ФИТО. Это безрецептурный комбинированный препарат на растительной основе. В его состав входит масло перечной мяты, этилбромизовалерианат и экстракт пустырника. Концентрация компонентов зависит от формы выпуска – капли или таблетки. Препарат обладает седативным, спазмолитическим, умеренным кардиотоническим действием, умеренными гипотензивными свойствами.2
1 Имеет противопоказания. Перед применением препарата необходима консультация со специалистом.
2 Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения Корвалол ФИТО (таблетки, капли).
Источник