Диагностика развития эстетических чувств

Диагностика уровней эстетического развития ребёнка

Людмила Остроушко
Диагностика уровней эстетического развития ребёнка

Для диагностики уровней эстетического развития ребёнканеобходимо отметить следующее:

1. Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке,лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

2. Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону, это также радует ребенка.

3.Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношения к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение и т. д. Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, но может по преимуществу выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная.

Учитывая вышеизложенное, для анализа уровня эстетического восприятия и владения детьми изобразительной деятельностью мы использовали комплекс критериев и показателей умений и навыков.

форма передана точно;

есть незначительные искажения;

искажения значительные, форма не удалась.

части расположены верно;

есть незначительные искажения;

части предмета расположены неверно.

3.Передача пропорций предмета в изображении:

пропорции предмета соблюдаются;

есть незначительные искажения;

пропорции предмета переданы неверно.

В этом критерии выделили две группы показателей: «а» и «б»:

а)расположение на листе:

на полосе листа;

не продумана, носит случайный характер;

б)отношение по величине разных изображений:

соблюдается пропорциональность в изображении

есть незначительные искажения;

пропорциональность передана неверно.

В этом критерии мы также выделили две группы показателей:

«а» — характеризует передачу реального цвета предметов,

«б» — творческое отношение ребенка к цвету,свободное обращение цветом:

а)цветовое решение изображения:

реальный цвет предметов;

есть отступления от реальной окраски;

цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения,соответствующей замыслу и выразительности изображения:

преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

По всем критериям оценка дается по трехбалльной системе:

1-ый (по месту за критерием) — 3 балла, 2-ой — 2 балла, 3-ий — 1 балл. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью.

«Диагностика речевого развития детей раннего возраста» Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста В настоящее время проблемы диагностики речевого развития и возможной.

Диагностика художественно-творческого развития детей Анкета для родителей 1) Ф. И. ребёнка 2) Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий). 3) Какие кружки, клубы.

Диагностика особенностей развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста Диагностика направлена на изучение сформированности важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих ребенку успешно осуществлять.

Диагностика познавательного развития дошкольников Упражнение «Самое непохожее» (По тесту Л. А. Венгера для детей 4,5 — 7 лет) Цель: изучение уровня развития мышления детей, восприятия.

Диагностика развития дошкольника Диагностика развития дошкольника. В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения.

Диагностика развития познавательного интереса у детей средней группы Диагностика развития познавательного интереса у детей средней группы Цель: выявление уровней познавательного интереса дошкольников 4-5 лет.

Читайте также:  Диафрагмальное дыхание при стрессе

Презентация «Диагностика речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста» Представляю вашему вниманию наглядный материал к тестовой методике Т. В. Кабановой, по диагностике речевого развития ребенка старшего дошкольного.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей. Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей. Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна, учитель музыки Муниципального бюджетного.

Диагностика музыкального развития детей в детском саду С целью диагностики музыкального развития детей, музыкальные руководители ежегодно проводят индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками.

Педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего дошкольного возраста КРИТЕРИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 1. Проявление любопытства, любознательности и познавательного интереса к объектам окружающего мира: интересуется.

Источник

Диагностика развития эстетических чувств

Система ценностей является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Ценности нельзя отделить от личности, это ее необходимый её атрибут. Именно ценности придают личности устойчивость, а их качественные преобразования рассматриваются как центральный момент, сопровождающий кризисы возрастного развития.

С одной стороны, ценности отличает относительная устойчивость и стабильность во времени, а с другой, личностные ценности характеризуются динамичностью [2]. Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством, является старший дошкольный возраст. Выбор старшего дошкольного возраста в исследовании обусловлен данными психолого-педагогической науки, а именно: к пяти годам дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное, у детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость, старшие дошкольники быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру [3].

К эстетическим ценностям относятся ценность «Красота», т.е. понимание прекрасного, которое порождается явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельностью. Ценность «Красота» является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. Необходимо отметить, что ценность «Красота» не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности [4].

Целью нашей работы является диагностика развития ценности «Красота» у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня сформированности ценности «Красота» использовались следующие критерии и показатели:

  1. Критерием наличия эстетических знаний выступают объем эстетических знаний; способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык искусства; развитость оценочных суждений; умение отстаивать свои взгляды, убеждения, эстетические идеалы (в соответствии с возрастными возможностями).
  2. Способностью к эстетическому восприятию выступает адекватность восприятия воспринимаемому объекту; целостность; глубина восприятия; гармония интеллектуального и эмоционального.
  3. Способностью к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства) выступает проявление непроизвольной эмоциональной реакции при восприятии эстетического в жизни, искусстве (радость, восторг, умиление, негодование, чувство потрясения); характер эмоциональной реакции (длительность, устойчивость, интенсивность, глубина, искренность, сдержанность, выразительность); адекватность эмоциональных реакций содержанию художественного произведения, характеру происходящих явлений в природе и общественной жизни; умение чувствовать настроение людей, сопереживать; способность оценивать свое эмоциональное состояние, соотносить свои переживания.
  4. Проявлением эстетического вкуса выступает способность к оценке эстетических явлений действительности и произведений искусства; способность обоснования своей оценки; проявление эстетического вкуса в поведении, внешнем виде, эстетико-предметной деятельности.
  5. Ценностно-художественные ориентации характеризует степень устойчивости увлечений и эстетических интересов; сформированность системы эстетических предпочтений, характерная для данного возраста.
  6. Наличие эстетических интересов и потребностей определяет познавательная направленность на эстетические предметы и явления действительности; широта интересов в области искусства; проявление положительного отношения к овладению эстетико-предметной деятельностью; связь эстетического переживания с потребностью в действии (стремление участвовать в художественно-творческой деятельности, расширять эстетический кругозор); общественно-эстетическая активность.
  7. Способность к эстетико-предметной творческой деятельности показывает проявления художественно-творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу).
Читайте также:  Как лечат тяжелую депрессию

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни сформированности ценности «Красота» у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок проявляет самостоятельность в обследовании предмета, дает оценку основным эстетическим характеристикам предмета. Проявляет активность при рассматривании произведений искусства, демонстрирует в речи, жестах интериоризацию эстетических чувств, является инициатором искусствоведческой беседы. Задает много вопросов при рассматривании произведений искусства.

Средний уровень: Ребенок с помощью взрослого (по наводящим вопросам) выделяет основные эстетические характеристики предмета. Выражает заинтересованность к произведению искусства, однако затрудняется выразить свое отношение в речи, эпизодически демонстрирует эмоциональный отклик. Редко задает вопросы о произведениях искусства. Пытается изменить работу к лучшему.

Низкий уровень: Ребенок не выделяет эстетические характеристики предмета, не проявляет наблюдательность, поверхностно обследует предмет. Не проявляет эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, речь эмоционально не окрашена. Не задает вопросы о произведениях искусства. Не пытается изменить работу к лучшему.

Нами были подобраны следующие методики исследования:

1. Методика «Выбери музыку», автор Л.В. Школяр. Цель – выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах. В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений: 1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»; 2-я серия: А. Лядов «Прелюдия»; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история». Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

Л.В. Школяр предлагает следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:

  • высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);
  • средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
  • низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

2. Художественно-экспрессивный тест, автор Л.В. Школяр. Цель — определение уровня развития эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности. Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?

Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень – ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей; 2 балла – средний уровень – ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые; 1 балл – низкий уровень – ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

3. Методика «Пословицы» (С.М. Петрова), цель которой, определить уровень ценностных отношений к красоте, к прекрасному.

По результатам исследования по методике №1 было выявлено, что 3 детей (15%) имеют высокий уровень, 7 дошкольников (35%) имеют средний уровень и 10 детей (50%) – с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку.

На основе проведения методики №2 был выявлен уровень развития эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности у дошкольников. Было выявлено, что 3 ребёнка (15%) имеют высокий уровень, 8 детей (40%) имеют средний уровень и 9 детей (45%) – с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство.

Читайте также:  Как отличить биполярное расстройство от депрессии

Диагностика по методике №3 выявила, что 4 дошкольника (20%) имеют высокий уровень, 9 дошкольников (45%) имеют средний уровень и 7 детей (35%) – с низким уровнем ценностного отношения к прекрасному.

Итак, в результате проведения констатирующего эксперимента выявлено, что у 8 дошкольников (40%) наблюдается средний уровень сформированности ценности «Красота». Дошкольники с помощью взрослого (по наводящим вопросам) выделяют основные эстетические характеристики предмета. Выражают заинтересованность к произведению искусства, однако затрудняются выразить свое отношение в речи, эпизодически демонстрируют эмоциональный отклик. Редко задают вопросы о произведениях искусства. Низкий уровень сформированности представлений о красоте показали 9 детей (это 45%). Дети не выделяют эстетические характеристики предмета, не проявляют наблюдательность, поверхностно обследуют предмет. Не проявляют эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, речь эмоционально не окрашена. Не задают вопросы о произведениях искусства. Не пытаются изменить работу к лучшему. Лишь 3 дошкольника (15%) показали высокий уровень развития ценности «Красота». Дети проявляют самостоятельность в обследовании предмета, дают оценку основным эстетическим характеристикам предмета. Проявляют активность при рассматривании произведений искусства, демонстрируют в речи, жестах интериоризацию эстетических чувств, являются инициаторами искусствоведческой беседы. Задают много вопросов при рассматривании произведений искусства. Точно знают, как сделать работу еще красивее.

Таким образом, можно сделать вывод, о том что уровень сформированности представлений о ценности «Красота» у старших дошкольников на среднем и низком уровнях (85%). У детей слабая эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства, не осознают эстетические качества в произведениях искусства, они не в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова.

На основе полученных результатов, анализа литературных источников для развития ценности «Красота» у детей старшего дошкольного возраста можно дать следующие рекомендации [5].

  1. Дети очень восприимчивы к окружающему, и потому вся обстановка детского сада, предметно-развивающая среда имеют большое воспитательное значение. Если ребенок с раннего возраста будет находиться в эстетичной обстановке, слышать красивую речь, видеть красивые взаимоотношения, ухоженных людей — он будет воспринимать эстетику, как норму.
  2. Развивая ценность «Красота» у детей привлекать их к изобразительной, музыкальной, театральной и конструктивной деятельности, а так же к различным видам игр. Все дети любят творческую деятельность и очень часто занимаются ею по собственной инициативе. Задача взрослых — создать для этого благоприятные условия (дети должны знать, где можно взять нужные материалы и где можно, не мешая другим музицировать, рисовать или лепить).
  3. Немаловажное значение в развитии ценности «Красота» у детей должно отводиться разным формам работы, таким как экскурсии, просмотры фильмов, просмотры цирковых и театрализованных постановок, проведение праздников и развлечений, сочетающим разные виды искусств.

Рекомендации для родителей по развитию ценности «Красота» у дошкольников:

  1. Чаще бывать всей семьей на природе. Наблюдайте за всем, что происходит интересного в природе. Подберите образное описание увиденного или вспомните строки из любимых стихов.
  2. Побуждайте ребенка к изображению увиденного явления на листе бумаги, используя различные материалы.
  3. Обязательно оборудуйте место для творчества ребенка: пусть в нем удобно разместятся различные материалы для рисования (кисти, краски, цветные и простой карандаши, цветные мелки, фломастеры, трафареты и др.), для лепки (пластилин, глина, соленое тесто), для аппликации (наборы цветной бумаги, лоскутки, кусочки меха, кожи и многое другое).
  4. Обязательно рассматривайте с ребенком художественные альбомы, наборы открыток с изображением произведений искусства и изделий художественных промыслов. Лучше это делать под тихое звучание классической музыки.
  5. Желательно, что бы в интерьере дома находили место произведения изобразительного искусства и изделия народных умельцев, до которых ребенок обязательно должен дотрагиваться, чувствовать тепло души мастера, заряжаться его творческой энергетикой.

Источник

Оцените статью