СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИКА разработана на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
M16. ДИАГНОСТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА
Диагностика проводится у учащихся 9 и 11 кл ассов с целью выявить устойчивость к экзаменационному стрессу или потенциальную склонность к его возникновению
Внимательно ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу.
Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.
Больше всего на свете я боюсь получить «двойку».
Я готов на все, чтобы получить «пятерку».
Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
У меня бывает ощущение, что я все забыл.
Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
Мне трудно выступать перед классом.
Объявления оценок я всегда жду с волнением.
Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.
Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.
Сложите набранные баллы
Интерпретация результатов
Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс. Постарайтесь освоить техники самообладания, самовнушения, которые рекомендованы в этом случае.
Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям, психологу.
Источник
Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»
За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу.
1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.
2. Больше всего на свете я боюсь получить «двойку».
3. Я готов на все, чтобы получить «пятерку».
4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.
6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
8. Мне трудно выступать перед классом.
9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.
10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.
12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.
Сложите набранные баллы.
0 — 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
5 — 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.
9 — 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к психологу. Не держите все в себе.
Упражнение 1. Экзамен и здоровье (А.В. Микляева, П.В. Румянцева)
Для выполнения этого упражнения тебе понадобятся белый лист бумаги А4 и простой карандаш, цветные карандаши. На одной из сторон листа необходимо нарисовать контурный рисунок человека.
Задание: цветными карандашами вам предстоит отметить на рисунке «зоны экзаменационного риска» для здоровья (например, голова(мозг), «глаза» и т.д.). А теперь попробуем ответить на вопрос «Как помочь заштрихованным частям организма в период подготовки и сдачи экзамена?» Результат фиксируем на листе.
Подумайте и ответьте на вопрос «Где мое волнение живет?», отметь это на контуре человека. Как обычно ты справляешься с волнением и/или тревогой? Зафиксируй это на листе.
Упражнение 2. Лесенка
Для выполнения этого упражнения тебе понадобятся белый лист бумаги А4 и простой карандаш. Подумай и напиши 5-10 ответов на вопрос «Что меня беспокоит и заставляет волноваться перед экзаменом?» (Например, «Большой объем материала по предмету», «Экзаменационная оценка», «Ситуация экзамена: ответ на вопросы билета перед преподавателем», «Боюсь все забыть и перепутать» и т.д)
На обратной стороне листа нарисуйте лесенку, состоящую из 5-10 ступенек (сколько ответов — столько и ступенек). Расположите на ступенях свои ответы по силе переживаемого вами в связи с ними волнения (тревоги).
А теперь предлагаю попробовать подниматься по воображаемым ступенькам и учиться справляться с волнением. Для этого закройте глаза, визуально представьте ситуацию и попытайтесь расслабиться. Интересно кто сумеет добраться до самой верхней ступеньки, и справиться с волнением?
Упражнение 3. Воздушная медитация (Майк Джордж)
Это простое медитативное упражнение поможет Вам восстановить спокойное дыхание.
Его можно порекомендовать как профилактическое в любых эмоционально сложных ситуациях. Оно вообще способствует восстановлению полного контроля над голосом.
Удобно устройтесь в кресле и закройте глаза. Кругом не должно быть посторонних звуков. Медленно выдыхайте воздух через рот. Представьте себе, что ваши мысли – это мыльные пузыри, которые стайками покидают Вас при каждом выдохе. Ветерком их относит прочь, и Вы ощущаете успокоение и расслабление.
А теперь начинаем дышать носом. Не спеша, делаем глубокий вдох и выдох. Сосредоточьте свое внимание на этом процессе. Постарайтесь увидеть внутренним взором воздух, послушно входящий и выходящий из ваших легких.
Теперь полностью сосредоточьтесь на выдохе. Он должен быть длинным и плавным. О вдохе вообще думать не надо.
Возможно, Вы вскоре почувствуете, что внимание начинает рассеиваться. Соберите его снова на струе воздуха, проходящей через нос. Переживайте процесс дыхания как можно ярче всем своим существом.
Продолжайте до тех пор, пока вам не надоест. Повторяйте это упражнение каждый день, и вскоре Вы вернетесь к естественному дыханию.
Психологическая техника«Созидающая визуализация».
Она проста в применении. В период подготовки к экзамену нужно представлять себе (визуализировать) процесс сдачи этого экзамена.
Визуализацию лучше всего делать перед сном, в расслабленном состоянии, лежа в постели, соблюдая следующие правила:
Представляемая сдача устного экзамена должна доставлять удовольствие. Это возможно только в том случае, если Вы представляете себе, что Вы отвечаете уверенно, красиво; выглядите при этом тоже уверенно, и речь Ваша звучит гладко, без запинки; слова находятся легко, а мысли появляются быстро.
Вы видите и слышите не только себя (и нравитесь себе!), но и экзаменаторов: они поощряют Ваш ответ изменением мимики, жестами, сдержанными кивками головы, может быть, даже улыбками. Вы должны представлять себе, что им нравится Ваш ответ.
Вы визуализируете весь процесс каждый раз по-разному: изменяете место действия (знакомая обстановка класса, незнакомые аудитории, залы), меняете расположение столов и места Вашего ответа, меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели).
Этот пункт упражнения очень важен. Он позволяет закрепить настрой на удачный результат, таким образом психологический эффект продолжает работать и в незнакомой обстановке, например, при поступлении в вуз.
У Вашей визуализации должен быть «хэппи энд»: Вы представляете, что в конце Вашего ответа экзаменаторы выражают Вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку Вы также должны увидеть и услышать.
При самостоятельном выполнении это упражнение не составит для Вас трудностей.
Источник
Итоговый индивидуальный проект «Выявление и профилактика экзаменационного стресса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
Индивидуальный итоговый проект
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ
учащаяся 9А класса
Глава I. Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов . 5
1.2. Причины и признаки экзаменационного стресса ….………………..5
1.4. Реакция человеческого организма на стресс…………………………8
Глава II. Изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-х классов…….9
2.1. Организация исследования…………………………………………. 9
2.2. Анализ и интерпретация результатов………………………………. 9
Глава III. Как справиться с экзаменационным стрессом……………………12
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………16
Стресс – это не то, что с вами случилось,
а то, как вы это воспринимаете.
Тема стресса актуальна в наше время, т.к. на каждом отрезке жизненного пути мы сталкиваемся с препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одним из таких препятствий является экзамен. Возникает вопрос — все ли ученики испытывают стресс на экзамене, какова природа стресса и как его избежать?
Эта тема актуальная для меня в первую очередь потому, что я сама учусь в 9 классе, и в этом учебном году мне предстоит сдавать экзамены, от которых во многом зависит мое будущее.
Мысль о том, что экзамены совсем скоро, порой приводит меня в замешательство, и кажется, что совсем ничего не знаешь, не помнишь, а самые простые задания оказываются непосильными.
«Кто предупрежден – тот вооружен» — гласит русская народная пословица. Вот я и хочу узнать как можно больше об «экзаменационном стрессе», о его преодолении при подготовке и на экзамене. Узнать самой и поделиться с одноклассниками.
Поэтому темой исследования является одна из современных и актуальных проблем — это выявление и профилактика экзаменационного стресса у выпускников 9-х классов.
Цель моей исследовательской работы: выявление и профилактика экзаменационного стресса среди старшеклассников.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи :
4. Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам
Объект исследования — учащиеся 9-х классов.
Предмет исследования — психоэмоциональное состояние выпускников.
Гипотеза — если экзамен является фактором стресса, то это неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии школьников.
В данной работе мы применяли следующие методы :
— работа с литературными и интернет источниками,
Что такое стресс? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов я и попытаюсь ответить в своей работе.
В ходе исследования приняли участие 74 обучающихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9 г. Амурска.
Глава первая. Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов
Слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Стресс – это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды [1].
Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. «Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма». Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Ганс Селье разделил стресс на эвстресс (эустресс) – «хороший», конструктивный и дистресс – вредный, деструктивный. Эустресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно [4].
Причины и признаки стресса
Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:
1.Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод. ).
— информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);
— эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);
— рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в трудовой среде);
3. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.
4.Повседневные раздражители : отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.
5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.
6. Тяжелые жизненные ситуации : болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.
7. Переломные этапы жизни : свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.
8. Материальная необеспеченность.
9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.
Среди причин, вызывающих стресс являются эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуация экзамена [1].
Признаки проявления стресса:
Неприятные ощущения в животе;
Невозможность принять решение;
Сомнение в правильности своих действий;
Чувство беспомощности и безнадежности;
Стресс многолик в своих проявлениях. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание [3].
Отрицательное влияние стресса на организм проявляется в следующем:
-С трудом осуществляется целенаправленная деятельность;
-Затруднено переключение и распределение внимания;
-Может наступить общее торможение или полная дезорганизация деятельности;
— Возможны ошибки восприятия, памяти;
-Неадекватные реакции на неожиданные раздражители;
По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.
Симптомы экзаменационного стресса
Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп:
Усиление кожной сыпи;
Углубление и учащение дыхания;
Перепады артериального давления.
Чувство общего недомогания;
Чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
Неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
Воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
Снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.
Стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
Избегание любых напоминаний об экзаменах;
Уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период;
Вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
Увеличение употребления кофеина и алкоголя;
Ухудшение сна и ухудшение аппетита [7].
Реакция человеческого организма на стресс
В нормальных условиях, в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс – даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются – вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее – готовность противостоять.
Остановимся более подробно на такой причине стресса, как эмоциональные нагрузки, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуации экзамена [10].
Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:
Активное реагирование . Перед нервным событием у части школьников происходит учащение пульса, повышается артериальное давление.
Пассивное реагирование. У некоторых школьников, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает артериальное давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус.
Рассмотрим откуда берется экзаменационный стресс.
Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками или компьютером, также нарушения режима сна и отдыха.
Но главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости [8].
Глава II. Изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-х классов
2.1. Организация исследования
Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах. 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается.
Мы провели исследование с целью выявления экзаменационного стресса среди школьников.
Исследование проходило в 2 этапа: в октябре 2017 г. и феврале 2018 г.
В ходе исследования приняли участие 74 обучающихся 9-х классов МБОУСОШ № 9 г. Амурска.
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Первое анкетирование было проведено в октябре. В ходе исследования приняли участие обучающиеся МБОУ СОШ №39 г. Хабаровска (74 девятиклассника).
Исследование показало то, что в октябре у подавляющего большинства подростков низкий уровень стресса. То есть на тот момент, когда до экзаменов ещё чуть более полугода подростки спокойны, рассудительны, умеют управлять своими эмоциями. Они готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У них все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
Второе анкетирование было проведено в феврале. В ходе исследования приняли участие обучающиеся МБОУ СОШ № 9 г. Амурска (74 девятиклассника).
Исследование показало то, что чем ближе экзамены, тем больше стресса.
Кроме того, приближающиеся экзамена влияют и на уровень тревожности старшеклассников.
Динамика уровня школьной тревожности девятиклассников
Мы видим, что в феврале уровень школьной тревожности растёт. У подростков достаточное беспокойство возникает в ситуациях выполнения контрольной работы, домашнего задания, выступления перед большой аудиторией, предстоящие экзамены. Выпускники волнуются, когда за ними наблюдают во время работы, решения задачи, когда оценивается их работа (контрольные работы, экзамены).
Также мы спросили ребят, знают ли они как бороться со стрессом.
Знаете ли вы способы нейтрализации стресса?
Проанализировав полученные результаты, нами был сделаны следующие выводы:
· большая часть выпускников — имеет определённую информацию о стрессе и его признаках,
· из 70% учащихся, знают некоторые способы нейтрализации стрессовых состояний, но большинство не применяет их, и испытывают сильные отрицательные эмоции при мысли об экзаменах.
Глава III.Как справиться с экзаменационным стрессом
Так, что же делать, когда стресс перед экзаменами не дает сосредоточиться и ухудшает самочувствие? Как справиться с волнением? Существует множество способов, которые помогут успешно справиться с экзаменационным стрессом.
1.Релаксация.
Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение [5].
Приведу пример релаксационного упражнения «Озеро»
«Представьте себе, что вы идете по густому лесу. У каждого из вас есть свой лес, в котором вы предпочитаете бывать, и которым у вас связаны приятные воспоминания. Кругом – деревья, под ногами трава или сухие иголки. Вы оглядываетесь вокруг- стволы деревьев тянутся высоко вверх. Постепенно деревья расступаются и за ними появляется большая поляна, посреди которой лежит большое озеро, наполненное удивительно чистой, прозрачной водой. Оно сверкает как драгоценный камень. Оно очень спокойное и глубокое. А теперь представьте, что вы превратились в это озеро. Ощутите свою глубину, спокойствие. Позвольте себе побыть некоторое время тихим лесным озером, скрытым от людских глас в густом лесу. Если вы хотите, вы можете оставить себе это чувство. Оно есть в Вас и останется с Вами столько, сколько вы захотите».
2. Дыхательные техники.
Существует множество дыхательных техник, они отвлекают человека от волнения, стресса, насыщают мозг кислородом и позволяют выровнять эмоциональное состояние. Наиболее популярные упражнения
«Полное дыхание». Одну руку необходимо положить на живот, а вторую на область груди. Вдох начинается с живота, его полностью заполняют воздухом. После того как достигнут максимальный уровень, надо заполнить воздухом верхние отделы легких. После двухсекундной задержки на вдохе следует медленно выдыхать – сначала втягивая живот, а после опуская грудь. Практиковаться в таком дыхании можно начинать по пять минут, а затем увеличивать время, длину выхода и задержку дыхания. Если освоить это способ, то его можно применять перед экзаменами и любыми сложными ситуациями. После полного дыхания уменьшается тревога, можно спокойно оценивать ситуацию.
«Активирующее дыхание». Если при полном дыхании можно успокоиться и снять стресс, то активирующая техника предполагает мобилизацию. Расслабляющий эффект получается, когда выдох длиннее вдоха. А чтобы собраться и сконцентрироваться, нужно выполнять технику в другой последовательности – замедленный вдох и резкий выдох [7].
3.Диета при стрессе
На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Для поддержания хорошего настроения можно использовать следующие продукты:
Паприка — чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья» — эндорфина.
Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.
Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал:- «Вы счастливы».
Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы.
Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости.
15- «радость жизни» — раздражительность, утомляемость, рассеянность, психологический дискомфорт, сердце. Точка отвечает за бодрость и оптимизм (Приложение 6) [2] .
Гимнастика для мозга
Помогает активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга, так необходимого при интеллектуальной нагрузке.
Для выполнения этого упражнения необходимо положить одну руку на область пупка, а другой слегка нажимать на точки под ключицами между ребрами, слева и справа от грудины . Это стимулирует приток крови к мозгу. Начинаем их аккуратно массировать
2. «Перекрестные шаги»
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
3. «Ленивые восьмерки»
Начертить правой рукой на листе бумаги карандашом восьмерку, затем – левой рукой. Затем правой и левой одновременно. А теперь начертить восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. При этом следим взглядом за пальцами.
Вначале упражнения скрестите лодыжки, как удобно . Затем вытянуть руки вперед ,скрестить ладонями друг к другу,сцепив пальцы в замок , вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз . Перекрестно менять положение рук и ног [6].
Запахи способны вызывать мгновенную эмоциональную реакцию, и таким образом они оказывают на наш организм непосредственное воздействие.
При помощи запахов можно управлять нашим эмоциональным состоянием, и некоторые из наиболее сильных ароматов встречаются в мире растений. Ароматические растения содержат эфирные масла, которые в течение многих столетий применяются как расслабляющие, успокаивающие, освежающие или стимулирующие средства.
Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды экзаменов в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях — вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.
Проводя анализ моих исследований, я узнала, что большой процент обучающихся МБОУ школ при подготовке и во время экзаменов подвержены неблагоприятным эмоциональным состояниям: волнению, тревоге, сомнениям в своей успешности при подготовке и сдаче экзаменов, большинство не знают приемов активизации умственной деятельности. Это позволяет сделать вывод о том, что достаточно высокий процент учащихся (68%) подвержены экзаменационному стрессу. 40 % учащихся имеют высокий уровень школьной тревожности. То есть, наша гипотеза подтвердилась .
В практической части работы предложено несколько способов, которые помогают уменьшить воздействия экзаменационного стресса: релаксация, дыхательные техники, диетотерапия. ароматерапия, точечный массаж, гимнастика мозга, позволяющая улучшить межполушарное взаимодействие. В приложении представлены памятки, которые помогут школьникам при подготовке к экзаменам улучшить работоспособность, узнать приемы успешного запоминания и поведения.
Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех!