Диагностика формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1-2 классов
Работу над воспитанием патриотизма и гражданственности лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов мною были использованы анкета «С чего начинается Родина?», методика «Незаконченные предложения», метод индивидуальной беседы с каждым учащимся, методика «Я – патриот».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_grazhdansko-patrioticheskih_kachestv.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика формирующихся гражданско-патриотических качеств у
учащихся 1-2 классов
Благополучие и мощь Российской Федерации зависит, от граждан — людей, которые будут безраздельно любить свою Родину и стремиться к ее процветанию и развитию. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм, а важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является гражданско-патриотическое воспитание. Именно гражданско-патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.
Работу над воспитанием патриотизма и гражданственности лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов мною были использованы анкета «С чего начинается Родина?», методика «Незаконченные предложения», метод индивидуальной беседы с каждым учащимся, методика «Я – патриот».
Первой проведенной диагностикой была анкета «С чего начинается Родина?» (автор: В.М. Хлыстова). Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из десяти вопросов (См. в Приложении 1). Ответы на эти в опросы показывают, какие знания, представления о стране, своей семье и городе сформированы у учащихся 1-х и 2-х классов ГПД.
Оценивание гражданско-патриотических качеств у младших школьников по результатам анкетирования проводилось по полноте представлений о патриотизме. Поскольку полнота определяется показателем объема фактического знания, на основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены следующие уровни:
1. 8-10 баллов – высокий уровень;
2. 5-7 баллов – средний уровень;
3. 0-4 балла – низкий уровень.
Следующей проведенной диагностикой была методика «Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова). Она предполагала выявление объёма патриотических знаний младших школьников. Методика состоит из 13 незаконченных предложений (См. в Приложении 2), которые учащиеся должны дописать, так как они посчитают нужным. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учащимся. Вопросы задавались устно, а ответы записывались.
За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 13. Затем по полученным учащимися баллам определялся уровень патриотической воспитанности по когнитивному компоненту:
11-13 баллов – учащийся обладает высоким уровнем знаний об Отечестве и малой Родине;
7-10 баллов – учащийся показал средний уровень знаний об Отечестве и малой Родине;
5-6 баллов – уровень патриотических знаний учащегося ниже среднего;
0-4 балла – низкий уровень патриотических знаний учащегося.
Третьим методом, который я использовала для диагностики гражданско-патриотических качеств, было проведение индивидуальных бесед с учащимися по предложенным ситуациям (автор ситуаций: В.С. Горбунов). Целью этих бесед было выявление эмоционально-чувственного отношения младшего школьника к своей семье, родному городу и своей стране. В ходе беседы учащимся были предложены три ситуации, целью которых было выявление отношения к своей семье, родному городу и Родине, установление эмоционального переживания через данные ситуации.
Ситуации, предложенные школьниками, в ходе индивидуальной беседы:
1. Мама несет из магазина тяжелую сумку. Сын гуляет с друзьями во дворе. Сын подбежал к маме, попросил что-нибудь вкусное и побежал гулять с друзьями дальше. А мама понесла тяжелые сумки домой, на 7 этаж. Как бы ты повел себя в такой ситуации? Почему?
2. Ты гуляешь по улицам родного города и видишь, что какие-то дети портят памятник павшим героям в годы Великой Отечественной войны. Как ты поведешь себя в этой ситуации? Почему?
3. Разговор о художественном произведении «Девочка из города» Л.Ф. Воронкова (Глава «Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве»). Как вы относитесь к девочке Вале? Почему женщина из села Нечаева решила оставить девочку у себя? Как жила деревня во время войны? Какие эмоции вызвал рассказ?
Оценивание проводилось по глубине эмоциональной реакции школьника на конкретную ситуацию и в соответствии с результатами беседы были выделены следующие уровни сформированности гражданско-патриотических чувств:
7-9 баллов – это высокий уровень;
4-6 балла – это средний уровень;
0-3 балла – это низкий уровень.
Последней проведенной диагностикой для выявления уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств была методика «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова). С ее помощью я определила уровень патриотической воспитанности младших школьников по деятельностному компоненту.
Методика состоит из 20 вопросов (См. в Приложении 3). В качестве ответа учащимся предлагается выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не знаю». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому для чистоты педагогического эксперимента опрос учащихся проходил индивидуально.
Оценивание результатов проводилось по следующим критериям:
За ответ «Да» начислялось 2 балла;
За ответ «Нет» начислялось 0 баллов;
За ответ «Не знаю» начислялся 1 балл.
Количество баллов подсчитывалось, и определялась сумма баллов за ответы каждого участника исследования. Максимально количество баллов, которое можно получить, равняется 40. Затем, результаты переводятся в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности младшего школьника по деятельностному критерию:
1. 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье, дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины» и Отечества;
2. 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности проявляются только под контролем учителя; испытывает чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает желание заботиться о других людях;
3. 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая; историей страны и родного края интересуется только по заданию учителя; чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет слабо;
4. 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей Отечества и родного края не интересуется; чувства уважительного отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.
Критерии оценки гражданско-патриотических качеств обучающихся.
В итоге, на основе аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были взяты три уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств обучающихся: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень: младший школьник проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи и своего Отечества. Знает некоторые сведения об истории своей страны, города, его достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет гордость за свое Отечество. Активно выражает готовность помочь другим людям и положительное отношение к миру, всему живому. Проявляет стремление к патриотической деятельности. Осознает себя гражданином и патриотом своей страны. Желает служить в армии. Уважает традиции других народов.
Средний уровень: младший школьник имеет представление об истории Отечества и родного края, о его природных богатствах и достопримечательностях. Историей родного края и страны интересуется только по заданию учителя. Гордость за Родину проявляется непостоянно. Характерна недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие и сопереживание. Национальные традиции знает, но не стремится соблюдать. Не проявляет особого желания служить в армии.
Низкий уровень : младший школьник имеет лишь обрывочные и поверхностные сведения о прошлом своего народа, своей стране и культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории родного края и Отечества, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. В патриотической деятельности участвует неохотно. Иногда наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру. Служить в армии не желает. Не уважает традиции других народов.
Анкета «С чего начинается Родина?»
- Что такое Родина?
- Как называется твоя Родина?
- Как ты понимаешь выражение «малая родина»?
- Как называется твоя малая родина?
- Какие города России ты знаешь?
- Какие реки России ты знаешь?
- Какая птица изображена на гербе нашей страны?
- Какие цвета присутствуют на нашем государственном флаге?
- Назови самые известные памятники своего города?
- Какие стихотворения и песни о Родине ты знаешь?
Методика «Неоконченные предложения»
- Патриот – это …
- Настоящий патриот обладает качествами …
- Гражданин – это …
- Гимн – это …
- Флаг – это …
- 9 мая Россия отмечает …
- Президент Российской Федерации – …
- Какие интересные места есть в России, где ты хотел бы побывать? Я
хотел бы побывать …
- Любить свою Родину значит …
- Защищать свою Родину значит …
- Чем знаменит город Вязьма? Вязьма знаменит …
- Марки отечественных машин …
- Русские народные сказки …
- Русские писатели и поэты …
Методика «Я – патриот»
- Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше?
- Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о своем родном городе и стране?
- Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего города?
- Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?
- Ходишь ли ты в музеи своего города?
- Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории своей «малой родины» и своей страны?
- Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?
- Любишь ли ты читать о нашем городе, о нашей стране?
- Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Отечеству?
- Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома и сады нашего города?
- Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
- Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?
- Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?
- Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?
- Участвуешь ли ты в них?
- Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?
- Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
- Любишь ли ты свою семью?
- Заботишься ли ты о своих близких?
- Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?
Источник
Разработка на тему «Диагностика уровня сформированности патриотизма»
Диагностика уровня сформированности патриотизма у младших школьников.
Сплочение граждан России, обеспечивающее единение человека и Отечества, предполагает адекватную стратегию деятельности педагога по созданию условий для воспитания патриотизма. Исходным пунктом решения этой важной социально-педагогической задачи является изучение представлений детей о патриотизме как личностном качестве, структурными компонентами которого являются когнитивный (знания), мотивационный (мотивы) и практический (поступок-слово, поступок-дело, ценностное отношение) компоненты. Описывая каждый структурный компонент патриотизма отдельно, реализуется структурно-функциональный подход к изучению патриотизма как личностного качества ребёнка. Каждый компонент патриотизма выполняет свои, присущие только ему функции. Так, когнитивный компонент выполняет рефлексивную, оценочную функции. Ребёнок размышляет, осмысливает своё отношение к Родине на основе того знания о стране, патриотизме и т.д., которое есть в его сознании. Мотивационный компонент выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции. Из этого следует, что речь идёт о нравственных чувствах любви к Родине, которые и побуждают, и направляют поступки детей. Практический или поведенческий компонент выполняет оценочную и ценностную функции. Оценке подвергаются поступки детей и их знаний. Обобщенными критериями моральной оценки являются этические категории, которые являются критериями моральной оценки. Что касается ценностной функции поведенческого компонента патриотизма, то здесь знание входит уже в структуру ценностей, какой является патриотизм, но не в структуру оценки. Реализация ценностной функции поведенческого компонента патриотизма позволяет выявить ценностное отношение ребёнка к Родине, к защитнику Родины, к героям в своей собственной семье. В ходе диагностики детям можно предложить вопросы необходимые для определения уровня сформированности патриотизма, выявления у детей способности к осмыслению своего отношения к Родине. Цель исследования заключается в выявлении уровня сформированности патриотизма до проведенной работы по его формированию, и после её окончания. Патриотическая работа должна проводиться в три этапа. Первый этап по формированию патриотизма (диагностика) включает в себя первоначальное накопление эмпирического материала, позволяющего увидеть достаточно полную картину, ясно представить себе на каком уровне сформированности патриотизма находится класс .
Второй этап по формированию патриотизма представляет собой процесс организации и проведения мероприятий военно-патриотической направленности. На этом этапе определяются механизмы формирования и развития личностных качеств учащихся и свойств патриота как ценности. На третьем этапе определяются результаты работы, итоги формирования и развития у учащихся личностных качеств патриотизма.
Виды диагностики исследования патриотической направленности личности
Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. Метод наблюдения позволяет изучить и проанализировать когнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты уровня сформированности патриотизма .
Задача: определить уровень сформированности чувства патриотизма;
Объект: ученики класса;
1. Общее представление о Родине (имеет представление или нет?).
2. Эмоциональное отношение к Родине. Активно-положительное отношение. Спокойно-положительное отношение. Пассивно-положительное отношение. Конфликтное (амбивалентное). Равнодушное. Отрицательное отношение.
3. Особенности мотивации при обсуждении патриотических тем Степень мотивации и ее содержание. Типы мотивов: общение; игровые; познавательные; мотивы достижения
Степень вовлеченности ребенка в изучение данной темы
4. Оценка ребенком своих знаний о Родине и патриотизме выявление критичности. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оценки? Реакция на одобрение; реакция на замечание; реакция на трудности; реакция капитуляции; реакция мобилизации.
5. Особенности эмоциональных реакций, общий эмоциональный фон в процессе патриотической работы. Отдельные эмоциональные реакции. Эмоциональная лабильность.
6. Обучаемость способность воспринимать и адекватно реагировать на данный материал по патриотическому воспитанию
— Принятие помощи ребенком.
— Самостоятельное использование предложений помощи.
7. Особенности речевого развития способствующие формированию патриотизма как ценности личности.
— Правильность (фонетическая) речи.
— Уровень развития связной контекстной речи. Какого типа предложения у ребенка.
— Фиксированный словарный запас (богат, беден, вычурность).
— Динамичные характеристики речи: интенсивность речевого потока.
— Легкость и точность выражения мыслей или затруднения в речи (заикание).
Когнитивный компонент патриотизма ребёнка изучается с помощью метода понятийного словаря и анализа детских работ, например рисунков. Детям могут задаваться следующие вопросы: Что ты понимаешь под словами: «Родина», «семья», «родной дом», «родная улица», «родной город», «родная страна», «патриотизм»? Использование данного метода даёт также представление о мотивационном и поведенческом компонентах патриотизма. В суждениях ребёнка выявляются не только его представления о Родине, о патриотизме, но и во-первых, его чувства (экспрессивность речи), которые являются мотивами, побуждающими детей к совершению поступков. Во-вторых, по высказываниям ребёнка можно судить о его ценностном отношении к Родине. Более того, становится возможным прогнозировать его поведение, отношение к людям и к самому себе. Осмысление суждений детей о Родине, о патриотизме показывают, что они обладают фрагментарными представлениями. Однако у детей присутствует довольно заинтересованное отношение, значит, в какой -то мере развит и мотивационный компонент патриотизма. Изучение представлений детей о Родине, о патриотизме даёт возможность делать выводы и о поведенческом компоненте патриотизма. Это объясняется тем, что из мыслей складывается вербальное поведение ребёнка. В основе оценки, совершаемых людьми поступков находится эмоциональное отношение к ним. Активно участвуя в исследовательской деятельности, в мероприятиях патриотической направленности, дети получают удовольствие, что свидетельствует о формировании поведенческого компонента патриотизма. Реализация системного подхода к изучению представлений детей о Родине, о патриотизме требует наряду с этими методами использовать и другие методы, с помощью которых становиться возможным, изучать структурные компоненты патриотизма ребёнка в их взаимосвязи. К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов. Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых исследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Тестирование нужно проводить в начале года, в середине и в конце, что позволит увидеть довольно четкую картину процесса формирования патриотических ценностей личности. Тесты двух видов: с вопросами, требующими самостоятельных ответов детей и с вариантами готовых ответов. Тесты содержат одинаковые вопросы, но к концу года количество вопросов увеличивается, что станет возможным в связи с проведенной работой.
Тесты с вопросами, требующими самостоятельных ответов, могут быть построены на основе предполагаемых знании детей и уровня сформированности у них личностных патриотических ценностей
Вопросы теста: 1. Что такое Родина? 2. Как называется наша страна?
3. Что такое война? 4. Кто защищает Родину? 5. Кто такой ветеран?
Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Опрос- метод исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также беседа, социометрические методики, сравнительные исследования.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников, возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов. Именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Главную проблему составления качественных анкет, можно обозначить так: какой вопрос — такой ответ. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые завуалированные вопросы. Можно разрешить давать расширенные ответы на общие вопросы. Анкетирование непременно сочетается с другими методами исследования. В процессе диагностического исследования класса проводится анкетирование несколько раз и с различной направленностью.
В начале года дети отвечают на вопросы анкеты следующего содержания:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется страна, в которой ты живёшь?
3. Назови свой адрес (город, улица, дом, квартира).
4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…
5. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом)
7. Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
В конце года к выше представленным, были добавлены следующие вопросы:
Что ты узнал в этом году про войну, про свой город, свою семью?
Нужно ли было заниматься этой работой, если нужно, то зачем?
Закрытые анкеты, в которых ученикам нужно выбирать один из готовых ответов, выполняются в промежуточные периоды проведения патриотической работы с целью определения положительной динамики процесса формирования патриотизма, как ценности. В анкетах закрытого типа дети должны были ответить на следующие вопросы.
1.Наша страна называется (Россия; Москва; Смоленск)
2.Великая Отечественная Война проходила в (1941-1945; 2001-2005)
3.Во время войны на нас напали (китайцы, американцы, немцы)
4.Сталинградская битва закончилась ( 9 мая, 1 сентября, 2 февраля)
5.В войне победила (Россия, Америка, Германия)
6.Ветеран это (участник войны, тот, кто лечит животных)
7. День Победы отмечают (1мая, 9мая. 23 февраля).
После участия в целой серии мероприятий патриотической направленности, дети без особых затруднений отвечают на данные вопросы, показав тем самым, что пробелы в знаниях ликвидированы. Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма проявляется в реальном поведении школьников. Поэтому разработанные методики имеют направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения. При исследовании патриотического опыта младших школьников используется ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу и метод незаконченных рассказов. При использовании беседы по сюжетному рассказу, ученику предлагается прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему патриотической направленности. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задают вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях детей проявлялись отношения, знания о способах поведения в критической ситуации. Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченного рассказа, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или, поступая, как патриот, или нет. Каждого испытуемого просят представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывая их. Для этого могут быть использованы рассказы о пионерах-героях, совершающих подвиги в годы войны, но тексты сокращены. При определении особенностей уровня сформированности патриотизма младших школьников используются следующие критерии: степень соответствия знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости. Для оценки когнитивно-интеллектуального компонента патриотизма детей выделяются такие проявления, как понимание ими содержания норм личностных ценностей патриотизма, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения этих норм. О эмоционально-чувственном компоненте патриотизма можно узнать по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам. Данная работа является очень сложной и важной одновременно. Нельзя сформировать патриотизм всего лишь за год, этот процесс кропотливый и длительный.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник