Диагностика особенностей эмоциональной сферы детей с зпр

Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР

Ольга Головина
Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР

Методика изучения «Эмоционально-волевой и личностной сферы»

Цель: Выявить уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей, их умений общаться между собой и взрослыми с использованием вербальных и невербальных форм общения.

Входное обследование проходит с 1 сентября по 1 октября

Контрольное обследование проводится с 15 мая по 30 мая

Технологии:Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»

-Волгоград: Учитель, 2012.-91с.

Е. А. Алябьева «Коррекционно -развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста».

Формы: наблюдения, игровые задания, беседы.

«Адаптация, эмоциональный комфорт и психическое состояние в группе»

Оценка и критерии:

1 балл: адаптация тяжелая (больше 30 дней) проводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

2балла: адаптация средней тяжести (до 30 дней) в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

3 балла: успешная адаптация, у ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1 балл: депрессивный;

2балла: несколько повышен (появления возбудимости, расторможенности);;

«Обследование сформированности эмоционального общения с взрослыми и со сверстниками»

Цель: выявить уровень сформированности эмоционального общения с взрослыми и сверстниками.

Проведение обследования: Дети стоят в кругу.Педагог предлагает мяч ребенку: «Ваня! Возьми мяч, передай его другу и улыбнись». Игра продолжается, педагог передает мяч, каждому ребенку по очереди.

Контактность ребенка: (желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками)

1 балл: уходит от контакта, протестные реакции.

2 балла: контакт устанавливает с трудом (поверхностный)

3 балла: легкий, быстрый контакт.

1 балл: взгляд фиксирует (не фиксирует)

2 балла: устойчивое (неустойчивое)

3 балла: с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой.

Реакция на поощрение и порицание:

1 балл: отказ от деятельности при поощрении или порицании, агрессивная реакция.

2 балла: с повышением (понижением) результативности работы.

3 балла: адекватная.

Представления об эмоциональных состояниях

Цель: Изучение детьми восприятия графического изображения эмоций (проводится индивидуально)

Проведение обследования: Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, гнева, удивления. Детям предлагается подобрать пару соответствующую определенному эмоциональному состоянию, изображенному на картинке.

Оценка и критерии:

1 балл: не называет и не составляет в пары положительные и отрицательные эмоциональные состояния других детей.

2 балла: называет и составляет в пары основные положительные и отрицательные эмоциональные состояния других детей (радость, гнев, грусть, с помощью взрослого

3 балла: самостоятельно составляет в пары и называет положительные и отрицательные изображения эмоциональных состояний других детей.

«Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции».

Игра «Сделай как Я»

Цель: Изучение особенностей использование детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции сказочных героев. (Проводится индивидуально).

Читайте также:  Ты мой покровитель радостей

Проведение обследование: детям предлагается под текст стихотворения изобразить движения по показу взрослого (зайца, медведя, кошки, дерева).

Оценка и критерии:

1балл: не откликается и не изображает эмоции.

2балла: ребенку потребовалась содержательная помощь, эмоции изображает с помощью взрослого.

3балла: изобразил различные эмоциональные состояния, помощь ребенку не потребовалась.

Изучение умения понимать моральные представления (поступки людей): добро, зло, жадность.

Цель: Выявить умение выделять, анализировать и оценивать поведение с точки зрения эталонов и образов, представленных в культуре

Проведение обследование: Детям предлагаются картинки с изображением проблемных ситуаций, необходимо оценить ситуацию изображенную на картинке.

Оценка и критерии:

1балл: не проявляет эмоциональное отношение к героям, затрудняется в их эмоциональной оценке.

2балла: проявляет эмоциональное отношение к героям, с помощью взрослого дает им моральную оценку, но не может ее четко мотивировать.

3балла: проявляет эмоциональное отношение к героям, дает им моральную оценку, сочувствует и сопереживает положительным героям, негодует на поступки отрицательных героев.

Тест тревожности (Р. Тэммпл)

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь,какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Анализ результатов теста

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

• высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

Читайте также:  Препарат для уменьшения чувства голода

• средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

• низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Анкета: Лаврентьева Г. П. Титаренко Т. М. «Агрессивный ребенок»

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

«Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Коррекционно-развивающая программа Задачи программы: 1. развитие коммуникативных навыков. 2. развитие произвольного внимания; 3. развитие.

Диагностика детей раннего возраста ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) Диагностика развития познавательного уровня При исследовании фиксируется понимание инструкции,.

Диагностика коммуникативных умений дошкольников Диагностика коммуникативных умений дошкольников Коммуникативные умения: • Умения слушать и слышать другого; • Умение участвовать в свободной.

Диагностика конструктивной деятельности С 3-4 лет. Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами..

Диагностика конструктивной деятельности С 2-2,6 Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. (Башня, дом, дорога, ворота, машина, поезд, кровать, стол, заборчик,.

Диагностика педагогического взаимодействия по ФГОС в ДОУ Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы.

Диагностика ребенка. Моторные асимметрии. Функциональная асимметрия рук. Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. Результат: Во время выполнения.

Педагогическая диагностика Предлагаю вашему вниманию способ оформления педагогической диагностики в ДОУ на примере младшей группы. Для каждой образовательной области.

Педагогическая диагностика по программе «Детство» Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных — задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Педагогическая.

Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи.

Источник

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР

Многочисленные работы ученых медицины в последнее столетие показали, что в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста, степень развития эмоционального компонента личности имеет особенную ценность. Ее зрелость определяет адаптацию малыша к учебному процессу, обществу и социальной группе.

У детей с ЗПР, эмоциональная сфера развита слабее сверстников, из-за чего возникают проблемы с привычными нам видами деятельности. Ярко, отставание от сверстников становится заметным к последнему году пребывания в ДОУ.

Читайте также:  Лейкемия что чувствует человек

Особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР

Ученые давно доказали связь между эмоциональным развитием и прочими психическими процессами, что особо проявляется у детей с ЗПР. В их случае, неразвитость эмоциональной сферы влечет за собой неспособность оценивать собственные поступки и поведение, недостаточную критичность, внушаемость, стремление подражать. Кроме того, страдает внимание, способность к обучению, речь.

Эмоции таких детей поверхностны, ребята не могут облечь в слова свои ощущения, теряются и злятся. В первую очередь – на самих себя. Отмечается крайняя эмоциональная неустойчивость.

Особенности эмоциональной сферы у детей-дошкольников с ЗПР характеризуются типичными явлениями:

  • сложностями в становлении продуктивных контактов: им сложно понять правила общения между сверстниками, взрослыми и детьми, трудно придерживаться общепринятого алгоритма общения;
  • склонностью к эмоциональным расстройствам. Частые внезапные вспышки страха, тревожности, аффективных действий.
  • невозможностью надолго на чем-то сконцентрироваться, достичь поставленной цели.
  • инфантильность;
  • легкой утомляемостью;
  • отсутствием ярких эмоций;
  • гиперактивностью;
  • отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими.

Особенности эмоциональной сферы у малышей-дошкольников с ЗПР приводят к полной несамостоятельности и непоследовательности. Ребята не способны выполнить работу до логического конца, проконтролировать выполнение задачи, дать объективную оценку своим действиям.

Из-за этого снижается уровень их работоспособности при обучении, так как они не удерживают внимание на одном задании, им скучно и некомфортно. При переключении учебного процесса на игровую активность, соответствующую уровню развития эмоциональной сферы детей с ЗПР, результаты увеличиваются.

Сложности в детских коллективах

Таким ребятам сложно адаптироваться в коллективе из-за эмоциональной нестабильности и отсутствия способности к эмпатии. Они не способны понять, что чувствуют и ощущают другие люди. При этом у них нет внутреннего критика, они не подвергают сомнению высказывания окружающих. Из-за чего поддаются внушению, склонны к подражанию интересному для них человеку в компании. Впрочем, интерес этот быстро переключается. Из-за того, что окружающие дети не такие, как они, у ребят с ЗПР случаются аффективные вспышки.

Благодаря изучению эмоционально-волевой сферы, удалось установить, что наиболее сильно признаки ЗПР активизируются в старшем дошкольном возрасте и при подготовке к первому классу школы, когда в жизни малышей появляется не только игровая деятельность, но и обучающая, требующая зрелости психических процессов.

Коррекция

Исследования по развитию эмоциональной сферы детей с ЗПР проводятся не так и давно. Наиболее полные труды по этому вопросу были опубликованы в 1990 году В. В. Лебединским с соавторами.

Было проведено тематическое исследование, подобраны наиболее подходящие методы развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и младших школьников, позволяющие выровнять в кратчайшие сроки их уровень со сверстниками, развить способности к познавательной деятельности.

Регулировать развитие можно с помощью 4 направлений.

Полевая реактивность.

Правильный выбор места проведения занятий. Помещение должно быть обставлено максимально удобно, интересно для особых малышей. В нем не должно быть ничего, вызывающего отрицательные эмоциональные реакции. Детям должно быть комфортно подолгу находиться в помещении.

Аффективные стереотипы

Занятия, направленные на развитие разнообразной чувствительности. Ребенок должен научиться концентрироваться на испытываемых чувствах от различных действий, прикосновениях к чему-либо, вкуса, ощущения кожи и так далее. Кроме концентрации на ощущениях, малыша учат понимать, какие эмоции он испытывает от того или иного воздействия. И затем – формулировать их, высказывать вслух, выражать другим доступным способом (рисунки).

Источник

Оцените статью