Методическая разработка на основе пособия «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 18.87 КБ |
Для определения уровня развития гражданско — патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста руководствуюсь методическим пособием «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой. На основе данной методики разработала свою диагностическую карту.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родной страны, города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага России, города
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе страны и своего города. Может объяснить символику страны и города. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов, флагов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символике страны и родного города. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Патриотические чувства к стране»
Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
— Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?
— Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?
— Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?
— Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?
— Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?
Высокий уровень (3 балла)
Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее, испытывает чувство гордости за свою страну
Средний уровень (2 балла)
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение не достаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво.
Низкий уровень (1 балл)
На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
— Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?
— Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему?
— Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?
— Что тебе нравится в нашем городе?
— Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?
Высокий уровень (3 балла)
Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.
Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края и города, не знает географическое расположение родного края и города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о
географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок.
консультация для родителей.
Проект по нравственно — патриотическому воспитанию для старших дошкольников. В проекте правильно разработан паспорт проекта.
Формирование представления старших дошк.ольников о родном крае, городе.
Тематическое планирование НОД, развлечений, работа с родителями.
Презентация на тему » Квест — технологии".
В данном материале представлен фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на городское МО по образовательной области «Социально.
Источник
Материал включает. Диагностика чувств сострадания и сорадования., направленная на выяснение приоритетов, представлений и суждений о дружбе и дружеских взаимоотношений, на проявление альтруизма, выявление представлений о послушаниивзрослым и т.д.
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_sformirovannosti_u_starshih_doshkolnikov_nravstvennyh_chuvstv.docx | 21.1 КБ |
Диагностика сформированности у старших дошкольников нравственных чувств, представлений, навыков поведения.
(консультация для родителей и воспитателей ДОУ)
Белова Людмила Викторовна,
воспитатель детей дошкольного возраста ГБДОУ №120,
г. Санкт- Петербург.
Серия 1 – Диагностика чувств сострадания и сорадования.
Диагностика чувства сострадания .
Предложить детям ответить на вопросы:
Вопросы задаются в личной беседе или в подгрупповой игре (2 чел.- 2 ребенка+1 педагог) по технологии «Здравствуйте» (Т.А Берсенев).
Предложить детям картинку, на которой изображены 2 персонажа:
На картинке надпись, которую дети могут прочитать сами или им читает педагог: «У меня высокая температура и очень болит голова».
Инструкция: педагог обращается к ребенку: «Представь, что слова, которые говорит заболевшая мама, обращены к тебе. Чем ты можешь помочь ей? Какие слова сказать?»
Диагностика чувства сорадования .
Задать вопрос в личной беседе или в игре по технологии «Здравствуйте»
Предложить детям поиграть в игру «Кто быстрее выдернет скакалочку?».
Описание игры : Ставятся 2 стула на расстоянии, под ними протянута скакалка. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Дети под музыкальную запись бегают вокруг стульев; когда музыка заканчивается, дети должны сесть и выдернуть скакалку; кто выдернет скакалку, будет победителем и получит символический приз: дети аплодируют победителю. Педагог должен создать ситуацию, когда один и тот же ребенок оказывается победителем 2-3 раза. После каждой игры педагог наблюдает за поведенческой реакцией остальных детей.
Детям предлагались картинки, на которых изображены 2 персонажа.
Инструкция: вопрос педагога: « Представь, что слова, которые говорит девочка (мальчик), обращены к тебе, что ты ей (ему) скажешь?». На картинке изображена девочка (мальчик), которая держит в руках альбом; улыбаясь, она говорит: «Посмотри, как на этот раз я красиво нарисовала лес. Воспитательница сказала, что мой рисунок ей очень понравился».
Серия 2 – Диагностика, направленная на выяснение приоритетов детей в выборе игрушки.
Предложить детям нарисовать свою любимую игрушку, затем объяснить, почему они ее любят.
Предложить поиграть в игру « Добрые игрушки ». Для этого детям дается лист бумаги, на котором нарисованы игрушки: кукла барби, монстр, пушистый зайчик, клоун, кораблик, самолет — трансформер, кукла-пупс.
Инструкция: зачеркни те игрушки, которые ты считаешь злыми.
Серия 3 – Диагностика представлений и суждений детей о дружбе, дружеских взаимоотношениях.
Детям в личной беседе задаются вопросы:
Раздать детям специально подобранные картинки с изображениями детей, которые читают, играют, работают, помогают упавшей старушке, ссорятся, ухаживают за больным, ломают дерево, выручают другого ребенка, бросают камни в птиц. Затем задать вопросы:
Серия 4 – Диагностика проявления альтруизма.
Задать детям в личной беседе следующие вопросы:
После работы в фольклорной студии детям предложить не забирать своих рождественских ангелочков домой, а украсить ими зал, чтобы гости могли полюбоваться ими.
Предложить детям нарисовать свои «добрые дела».
Серия 5 – Выявить представления детей о послушании взрослым, определить мотивы послушания.
В личной беседе задать вопрос:
Предложить нарисовать сюжетный рисунок: «Непослушный мальчик».
Спросить: «Почему в сказке Иванушка превратился в козленочка?»
Обсудить с детьми ситуацию, когда ребенком не выполнена просьба или требование воспитателя, и из-за этого произошел неприятный (опасный) случай. Почему это произошло?
Предложить нарисовать детям то, чем они любят заниматься, когда остаются одни.
Серия 6 – Выявить представления детей о нравственных качествах, поступках людей. Выявить личностные нравственные качества детей.
Предложить поиграть детям в игру «Кулачок – ладошка».
Игра проводится с двумя детьми, которые сидят спиной друг к другу. Инструкция: детям поставлена задача:
«Если вы услышите доброе слово, то покажете ладошку, если злое – кулачок». Слова для игры: дразнить, угощать, разрушать, ругать, пугать, утешать, защищать, строить, верить, любить, охранять, думать , лечить, хитрить , запугать, спасать, верить, отдавать, показать, завидовать, мириться, украсть, простить.
Попросить детей назвать слова – « неприятели ».
Спросить в личной беседе:
( Выяснить представления детей о жадности – причине многих детских конфликтов.)
Спросить в личной беседе:
Серия 7 – Выявить элементарные представления детей о стране, в которой живут.
В личной беседе спросить :
Данный материал поможет инструктору по физической культуре, воспитателю определить физическую подготовленность детей 6 — 7 лет на основе тестов для определения скоростных качеств, скоростн.
Диагностика правовой культуры старших дошкольников.
В статье представлен опыт работы по активизации связной речи впроцессе формировани навыков безопасного поведения.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую ду.
Консультация в уголок для родителей «Воспитание чувства ответственности у детей".
Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоя.
Данная консультация позволит систематизировать знания педагогов по формированию у дошкольников с нарушением слуха навыков поведения в труде.
Источник