Работу над воспитанием патриотизма и гражданственности лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов мною были использованы анкета «С чего начинается Родина?», методика «Незаконченные предложения», метод индивидуальной беседы с каждым учащимся, методика «Я – патриот».
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_grazhdansko-patrioticheskih_kachestv.docx | 26.74 КБ |
Диагностика формирующихся гражданско-патриотических качеств у
учащихся 1-2 классов
Благополучие и мощь Российской Федерации зависит, от граждан — людей, которые будут безраздельно любить свою Родину и стремиться к ее процветанию и развитию. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм, а важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является гражданско-патриотическое воспитание. Именно гражданско-патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.
Работу над воспитанием патриотизма и гражданственности лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов мною были использованы анкета «С чего начинается Родина?», методика «Незаконченные предложения», метод индивидуальной беседы с каждым учащимся, методика «Я – патриот».
Первой проведенной диагностикой была анкета «С чего начинается Родина?» (автор: В.М. Хлыстова). Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из десяти вопросов (См. в Приложении 1). Ответы на эти в опросы показывают, какие знания, представления о стране, своей семье и городе сформированы у учащихся 1-х и 2-х классов ГПД.
Оценивание гражданско-патриотических качеств у младших школьников по результатам анкетирования проводилось по полноте представлений о патриотизме. Поскольку полнота определяется показателем объема фактического знания, на основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены следующие уровни:
1. 8-10 баллов – высокий уровень;
2. 5-7 баллов – средний уровень;
3. 0-4 балла – низкий уровень.
Следующей проведенной диагностикой была методика «Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова). Она предполагала выявление объёма патриотических знаний младших школьников. Методика состоит из 13 незаконченных предложений (См. в Приложении 2), которые учащиеся должны дописать, так как они посчитают нужным. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учащимся. Вопросы задавались устно, а ответы записывались.
За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 13. Затем по полученным учащимися баллам определялся уровень патриотической воспитанности по когнитивному компоненту:
11-13 баллов – учащийся обладает высоким уровнем знаний об Отечестве и малой Родине;
7-10 баллов – учащийся показал средний уровень знаний об Отечестве и малой Родине;
5-6 баллов – уровень патриотических знаний учащегося ниже среднего;
0-4 балла – низкий уровень патриотических знаний учащегося.
Третьим методом, который я использовала для диагностики гражданско-патриотических качеств, было проведение индивидуальных бесед с учащимися по предложенным ситуациям (автор ситуаций: В.С. Горбунов). Целью этих бесед было выявление эмоционально-чувственного отношения младшего школьника к своей семье, родному городу и своей стране. В ходе беседы учащимся были предложены три ситуации, целью которых было выявление отношения к своей семье, родному городу и Родине, установление эмоционального переживания через данные ситуации.
Ситуации, предложенные школьниками, в ходе индивидуальной беседы:
1. Мама несет из магазина тяжелую сумку. Сын гуляет с друзьями во дворе. Сын подбежал к маме, попросил что-нибудь вкусное и побежал гулять с друзьями дальше. А мама понесла тяжелые сумки домой, на 7 этаж. Как бы ты повел себя в такой ситуации? Почему?
2. Ты гуляешь по улицам родного города и видишь, что какие-то дети портят памятник павшим героям в годы Великой Отечественной войны. Как ты поведешь себя в этой ситуации? Почему?
3. Разговор о художественном произведении «Девочка из города» Л.Ф. Воронкова (Глава «Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве»). Как вы относитесь к девочке Вале? Почему женщина из села Нечаева решила оставить девочку у себя? Как жила деревня во время войны? Какие эмоции вызвал рассказ?
Оценивание проводилось по глубине эмоциональной реакции школьника на конкретную ситуацию и в соответствии с результатами беседы были выделены следующие уровни сформированности гражданско-патриотических чувств:
7-9 баллов – это высокий уровень;
4-6 балла – это средний уровень;
0-3 балла – это низкий уровень.
Последней проведенной диагностикой для выявления уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств была методика «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова). С ее помощью я определила уровень патриотической воспитанности младших школьников по деятельностному компоненту.
Методика состоит из 20 вопросов (См. в Приложении 3). В качестве ответа учащимся предлагается выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не знаю». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому для чистоты педагогического эксперимента опрос учащихся проходил индивидуально.
Оценивание результатов проводилось по следующим критериям:
За ответ «Да» начислялось 2 балла;
За ответ «Нет» начислялось 0 баллов;
За ответ «Не знаю» начислялся 1 балл.
Количество баллов подсчитывалось, и определялась сумма баллов за ответы каждого участника исследования. Максимально количество баллов, которое можно получить, равняется 40. Затем, результаты переводятся в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности младшего школьника по деятельностному критерию:
1. 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье, дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины» и Отечества;
2. 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности проявляются только под контролем учителя; испытывает чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает желание заботиться о других людях;
3. 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая; историей страны и родного края интересуется только по заданию учителя; чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет слабо;
4. 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей Отечества и родного края не интересуется; чувства уважительного отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.
Критерии оценки гражданско-патриотических качеств обучающихся.
В итоге, на основе аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были взяты три уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств обучающихся: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень: младший школьник проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи и своего Отечества. Знает некоторые сведения об истории своей страны, города, его достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет гордость за свое Отечество. Активно выражает готовность помочь другим людям и положительное отношение к миру, всему живому. Проявляет стремление к патриотической деятельности. Осознает себя гражданином и патриотом своей страны. Желает служить в армии. Уважает традиции других народов.
Средний уровень: младший школьник имеет представление об истории Отечества и родного края, о его природных богатствах и достопримечательностях. Историей родного края и страны интересуется только по заданию учителя. Гордость за Родину проявляется непостоянно. Характерна недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие и сопереживание. Национальные традиции знает, но не стремится соблюдать. Не проявляет особого желания служить в армии.
Низкий уровень : младший школьник имеет лишь обрывочные и поверхностные сведения о прошлом своего народа, своей стране и культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории родного края и Отечества, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. В патриотической деятельности участвует неохотно. Иногда наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру. Служить в армии не желает. Не уважает традиции других народов.
Анкета «С чего начинается Родина?»
Методика «Неоконченные предложения»
хотел бы побывать …
Методика «Я – патриот»
Источник
Методическая разработка на основе пособия «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 18.87 КБ |
Для определения уровня развития гражданско — патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста руководствуюсь методическим пособием «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой. На основе данной методики разработала свою диагностическую карту.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родной страны, города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага России, города
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе страны и своего города. Может объяснить символику страны и города. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов, флагов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символике страны и родного города. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Патриотические чувства к стране»
Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
— Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?
— Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?
— Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?
— Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?
— Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?
Высокий уровень (3 балла)
Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее, испытывает чувство гордости за свою страну
Средний уровень (2 балла)
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение не достаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво.
Низкий уровень (1 балл)
На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
— Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?
— Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему?
— Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?
— Что тебе нравится в нашем городе?
— Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?
Высокий уровень (3 балла)
Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.
Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края и города, не знает географическое расположение родного края и города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о
географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок.
консультация для родителей.
Проект по нравственно — патриотическому воспитанию для старших дошкольников. В проекте правильно разработан паспорт проекта.
Формирование представления старших дошк.ольников о родном крае, городе.
Тематическое планирование НОД, развлечений, работа с родителями.
Презентация на тему » Квест — технологии".
В данном материале представлен фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на городское МО по образовательной области «Социально.
Источник