Диагностика ладового чувства у младших школьников

Диагностика музыкальных способностей у детей.

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

Начало года.
Ладовое чувство
Задание N 1: Прослушать произведение Грига «В пещере горного короля» — «Пер Гюнт» (фрагмент), определить характер произведения, выражая свои мысли полными фразами..
«3» — внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли.
«2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер.
«1» — нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание N 2: Прослушать песню «Просто, просто мы маленькие звёзды», определить характер и содержание песни.
«3» — внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки.
«2» — слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер.
«1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Конец года.
Ладовое чувство
Задание N 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение. Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз.
«3» — внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание.
«2» — слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно
«1» — нет заинтересованности, задание выполняет не верно.

Задание N 2: Предложить детям сочинить историю или сказку, после прослушивания произведения «В пещере горного короля» Григ, обогатить свой рассказ движениями под музыку.
«3» — внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя.
«2» — слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке..
«1» — нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.

Музыкально-слуховое представление.
Задание N 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.
«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» — поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.
«1» — интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание N 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне.
«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» — поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.
«1» — интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Музыкально-слуховое представление.
Задание N 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.
«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» — поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.
«1» — интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание N 2: Петь циклично акапелла, выбранную песню не останавливаясь при выключении сопровождения педагогом, чётко и верно интонируя.
«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.
«2» — поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может.
«1» — интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Чувство ритма.

Задание N 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно»
«3» — точное выполнение ритмического рисунка.
«2» — не совсем точное.
«1» — не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание N 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с изменяющимся жанром музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.
«3» — смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» — есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» — мала двигательная реакция на музыку

Чувство ритма.
Задание N 1: Прохлопать ритм предложенной попевки из сборника Железновых «Кошкин дом»
«3» — точное выполнение ритмического рисунка.
«2» — не совсем точное.
«1» — не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание N 2: Самостоятельно инсценировать предложенную песню. Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу.
«3» — выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» — есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» — мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Читайте также:  Бен шулер стрессе аут

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования и интонирования, четкости дикции.
Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
  3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  4. Развитие умений различать звуки по высоте;
  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
  7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
  8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЯТ СТУДИИ «ВАСИЛЁК»

сентябрь

N

Ф.И. ребенка

Ладовое
чувство

Муз.-слуховое представление.

Чувство
ритма

Источник

Диагностика развития музыкальных способностей младших школьников
учебно-методический материал по теме

Диагностика развития музыкальных способностей младших школьников

Скачать:

Вложение Размер
muzykalnye_sposobnosti.docx 16.45 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Музыкальные способности — это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

ДИАГНОСТИКА музыкальных способностей – важное условие правильного построения музыкально-воспитательной работы с детьми. Она даёт возможность достаточно точно установить не только объём усвоенных знаний, умений и навыков, но и качество усвоения. Благодаря систематическому учёту педагог видит недостатки и достижения в своей работе. Систематически проверяя уровень музыкального развития детей, учитель в конце учебного года может иметь чёткое представление о музыкальности в широком смысле слова не только каждого ребёнка, но и всего классного коллектива.

Данная диагностика дает возможность педагогу выяснить в целом уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку каждого учащегося как главного компонента музыкальности, а также когнитивного и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Примерные задания для определения ладового чувства,

музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений:

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)

Ответить, на каком слове, изменилась мелодия.

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

Для установления уровня развития чувства ритма:

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав разнохарактерные и разножанровые пьесы дети должны изобразить в движении соответствующий характер. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

В зависимости от возрастной группы задания для диагностирования даются более или менее сложные.

Параметры диагностирования вокальных способностей

(согласно возрастным и физиологическим особенностям учеников).

Музыкальный слух : чистое интонирование по всему диапазону.

Способность звукообразования, тембр: умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса.

Диапазон : владение голосом в определённом диапазоне.

Дикция : чёткая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывчатые.

Дыхание: умение брать спокойное, тихое дыхание. Умение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и диафрагмальное – в старшем возрасте.

Музыкальная эмоциональность : яркое, выразительное исполнение песни. Умение прочувствовать содержание исполняемой песни и артистично донести смысл слушателю.

Диагностирование проходит в начале и по окончании учебного года.

Критерии оценивания диагностических заданий:

Высокий уровень — (оценка 5):

творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, когда ребёнок точно выполняет предложенное задание без ошибок.

Средний уровень — (оценка 4) : эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Ребёнок понимает, что ошибается и исправляет свою ошибку.

Ниже среднего уровень — (оценка 3) : мало эмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности, очень редко выполняет задание правильно, в большинстве случаев ошибается и не видит своей ошибки, не может исправить её.

Критический уровень- (оценка 2) : – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи). Он не справляется с заданием.

Источник

Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.

Татьяна Стрелкова
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.

Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №14 им. И. М. Смоктуновского г. Красноярска.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.

Диагностика уровня музыкальности детей включает определение комплекса способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.

Определить степень развитости определенных элементов общей музыкальности – отдельных музыкальных задатков и способностей можно,исходя из следующих параметров:

музыкальный слух;

Традиционная проверка музыкальных способностей предельно проста: все сводится к проверке у ребенка слуха, ритма и музыкальной памяти, то есть ребенок должен спеть какую-нибудь песню на слух, повторить голосом сыгранный на фортепиано мелодический отрывок (память) и простучать вслед за взрослым ритмический рисунок.

Сегодня при проверке слуха ребенок, кроме пения какой-либо песни, должен узнать несколько общеизвестных песен, сыгранных или спетых учителем музыки; найти на фортепиано сыгранный звук; указать, сколько звуков в прозвучавшем аккорде; попытаться подобрать знакомую мелодию (если он занимался подобной деятельностью раньше).

При проверке памяти испытуемый должен повторить голосом сыгранный или спетый мелодический отрывок; спеть звуки аккорда; начать петь мелодию про себя, а затем продолжить вслух.

При проверке ритма предлагается не выстукивать карандашом предложенный ритмический рисунок, а дается задание простучать или прохлопать акценты и доли, а также ритмические фигурации мелодии, исполняемой на инструменте.

К сожалению, следует заметить, подобные приемы музыкальной диагностики не отличаются точностью оценки. В самом деле, как отличить действительно музыкально-способных детей от «натасканных» на пение, подбирание на инструменте и выстукивание? У таких детей практически оцениваются не столько музыкальные способности, сколько определенные знания.

Таким образом, очень часто в практике школ и детских садов проверяются и оцениваются не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения голосом мелодии; не музыкальная память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра.

В этом и состоит главный недостаток традиционной методики выявления музыкальных способностей, чреватой весьма частыми ошибками.

Однако, нам известен и положительный опыт проведения диагностики музыкальных способностей детей, который в достаточной мере накоплен в воспитательных и образовательных учреждениях России. В детских садах и школах делаются благотворные попытки расширить временные рамки диагностики при помощи предварительных пробных музыкальных занятий, проверок в группе, пробных уроков.

Так, используется так называемый экзамен-процесс, когда на приемных испытаниях в музыкальную школу вызывается не один ребенок, а сразу группа детей и, предложив умеющему исполнить выученную пьесу, педагог наблюдает за поведением остальных; или же приемные испытания проводят в виде коллективного урока, на котором стремятся выявить инициативность, общее развитие, сообразительность и интересы детей. После самого испытания проводится еще несколько проверочных занятий, уточняющих полученные данные. Конечно, такой экзамен-процесс организационно осуществить не очень просто, но зато музыкальный руководитель, учитель музыки получат достаточные основания для того, чтобы судить о динамике развития способностей, как музыкальных, так даже и общих.

Ниже приведем описание приемов диагностики музыкальных способностей, имеющих форму тестов.

Методику тестирования рекомендуется дополнить педагогическими наблюдениями за музыкальной деятельностью ребенка. Это является залогом того, что подобная разносторонняя проверка будет содержать в себе необходимый запас объективности.

Тесты для диагностики уровня развития музыкальных способностей:

1. Ощущение музыкальной высоты. Ответить, какой из предложенных на фортепиано звуков выше, ниже?

2. Узнавание мелодии. Где, на каком слове изменилась мелодия, дважды проигранная взрослым? Различить песенки «Василек» и «Петушок» при звучании в разных тональностях.

3. Различение ладовых функций звуков мелодии. Отличить мажор от минора (если была проведена предварительная работа); какие слова относятся к какому варианту мелодии, которая играется в миноре, а затем в мажоре и наоборот.

4. Непроизвольные слуховые представления. Повторить спетую или сыгранную мелодию.

5. Гармоническое восприятие музыкальной высоты. Прослушать каждый из голосов двухголосной песни по отдельности, а затем и оба вместе; указать, где неточность. Проверка проводится на простом материале и лишь с теми ребятами, которые уже ознакомлены с предлагаемой методикой проверки.

6. Ощущение верной гармонизации. Отметить фальшивый аккомпанемент. Взрослый играет фрагмент мелодии, время от времени изменяя верную гармонию на фальшивую.

7. Интонирование голосом. Проинтонировать максимально точно фрагмент мелодии.

8. Произвольное оперирование музыкально-слуховыми представлениями. Допеть до конца несколько мелодий.

9. Воспроизведение временного хода музыкального движения. Прохлопать или простучать ритмическую основу предложенных ребенку мелодий.

Поиски рациональных методик диагностики музыкальных данных детей продолжаются.

Список использованной литературы:

1. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.

2. Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. – М., 1982.

Диагностика Е. Е. Туник для выявления уровня развития навыков исследовательской деятельности у младших школьников В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии исследовательской деятельности, общих и специальных способностей.

Диагностика музыкальных способностей ребенка Диагностика музыкальных способностей ребенка Развитие музыкальных способностей детей Определить наличие музыкальных способностей ребенка.

Диагностика уровня овладения действием замещения представлений о нерукотворном мире Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Лукояновский детский сад №6 Тема: «Диагностика уровня овладения действием.

Диагностика уровня знаний воспитанников средней группы вариативного компонента с использованием методик ТРИЗ Уважаемые коллеги! Хотелось бы представить Вашему вниманию разработанную воспитателем нашего детского сада диагностику уровня знаний воспитанников.

Исследование «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме.

Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание.

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Видео Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников «Русский народ не должен терять своего нравственного.

Особенности развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста Средний дошкольный возраст — это наиболее благотворный период для первоначального целенаправленного развития музыкальных способностей. Уже.

Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Формирование музыкальных способностей – одна из главных целей художественно-эстетического, музыкального воспитания дошкольников. Существенным.

Семинар-практикум для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей» Семинар-практикум для родителей Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка» Выполнила.

Источник

Читайте также:  Времена года вивальди эмоции
Оцените статью