- Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
- Эмоциональный интеллект ребёнка
- Елена Петрусенко
- Историческая справка
- Особенности эмоционального интеллекта детей
- Зачем развивать
- Как определить уровень эмоционального интеллекта
- Методика ЭмИн
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
- Тест Холла
- Тест SREIT
- Тест ЭмIQ–2
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Игры на развитие ЭИ
- «Кубик настроений»
- «Зеркало»
- «Я радуюсь, когда. »
- Упражнения на работу с эмоциями
- «Подушка злости»
- «Дневники добра»
- Какие книги можно почитать
- Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Если хотите почитать с ребёнком:
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Любовь Александровна Зеленина
Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.
Представленная диагностическая психолого-педагогическая программа предназначена для сопровождения процесса эффективной реализации основной Программы дошкольного учреждения. Она позволяет исследовать уровень развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, чтобы скорректировать эмоциональное взаимодействие каждого ребенка со сверстниками и взрослыми; выявить, создание каких условий необходимо, чтобы приблизить социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка к целевым ориентирам.
Эмоциональный интеллект – понятие интегративное и включает множество разнообразных способностей, знаний и умений. Исследователи предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта. Нам наиболее близка позиция Р. Бояцис и Д. Гоулман, которые выделяют следующие компоненты эмоционального интеллекта:
1) самосознание (эмоциональное осознание себя, точная самооценка, уверенность в себе);
2) социальное осознание (эмпатия, организационное осознание, ориентация на обслуживание);
3) самоуправление (самоконтроль, адаптивность, инициатива, ориентация на достижение);
4) социальные навыки (развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация изменений, разрешение конфликтов, работа в составе группы, создание связей).
В связи с этим в программе используются те стандартизированные методики современных авторов, которые, по нашему мнению, обладающие прогностической значимостью для дальнейшего развития социально-коммуникативной сферы детей и позволяют выявить уровень развития каждого показателя. В результате мы получаем данные, которые дают основания для проведения развивающих, коррекционных мероприятий.
Диагностическая программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и соответствует современным требованиям психолого-педагогической науки и передовой психологической практики; учтены возрастные возможности и особенности воспитанников.
Программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий, рабочую тетрадь, описание тестовых методик, опросников.
Содержание программы рассчитано на диагностический курс, состоящий из 8 занятий, 2 раза в неделю по 30 минут. Предварительная работа представляет собой анкетирование родителей и педагогов. Вопросы анкеты направлены на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям.
Материалы программы могут оказаться полезными для практических психологов системы образования при изучении ими эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, составления индивидуального коррекционно-развивающего маршрута.
Программа и методические материалы к ней были рассмотрены педагогическим советом СП д/с «Золотой петушок» ГБОУ СОШ №2 п. г. т. Усть-Кинельский г. о. Кинель Самарской области, утверждены и рекомендованы к использованию в практической деятельности.
Программа проходила апробацию в данном детском саду в течение 2013-14уч. г., количество участников программы – 56 детей.
II. Учебный план программы
Цель: Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Категория обучающихся: Дети старшего дошкольного возраста.
Срок обучения: 1 месяц.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.
Наименование тем Всего часов В том числе Форма
1. 2 Самосознание 2 0,5 1,5 Тестирование,
анализ детской работы
2. Социальное осознание 2 0,5 1,5 Тестирование,
анализ детской работы
3. Самоуправление 2 0,5 1,5 Тестирование,
анализ детской работы
4. Социальные навыки 2 0,5 1,5 Тестирование,
анализ детской работы
Итого 8 2 6 Аналитическая справка
III. Учебно-тематический план
Цель: Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Категория обучающихся: Дети старшего дошкольного возраста.
Срок обучения: 1 месяц.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.
№ Наименование тем Всего часов В том числе Форма
1. 2 Самосознание 2 0,5 1,5 Тестирование,
анализ детской работы
1.1 «Мой характер» 0,25 1,75 Рисунок по сказке «Деревья-характеры»
1.2 «Какой Я?» 0,25 1,75 Определение эмоционального уровня самооценки
2 Социальное осознание 2 0,5 1,5 Тестирование,
анализ детской работы
2.1 «Мы можем думать по-разному» 0,25 1,75 Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
2.2 «Какие чувства мешают дружить» 0,25 1,75 Методика «Страна эмоций»
3. Самоуправление 2 0,5 1,5 Тестирование,
анализ детской работы
3.1 «Как научиться дружить» 0,25 1,75 Тест «Кактус»
3.2 Исследование адаптивных способностей ребенка 0,25 1,75 Тест «Домики»
4. Социальные навыки 2 0,5 1,5 Тестирование,
анализ детской работы
4.1 «Как стать выше себя» 0,25 1,75 Тест «Три желания»
4.2 «Я и мое окружение» 0,25 1,75 Тест «Я и группа»
IV. Учебная программа:
Введение ФГОС предъявляет требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования в дошкольном учреждении. Работа в данном направлении требует дополнения и обновления мониторинга, обеспечивающего результаты развития универсальных учебных действий обучающихся.
В настоящее время все острее стоит проблема развития эмоционального интеллекта воспитанников.
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.
Цель программы:
Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
1. Выявить адекватность самооценки ребенка.
2. Выявить уровень развития эмпатийных способностей и умения их проявлять.
3. Выявить уровень развития адаптивных возможностей и наличие агрессивных тенденций в поведении.
4. Определить направленность ребенка и самоощущение его в группе сверстников.
Дети старшего дошкольного возраста.
Структура и содержание программы:
Реализация программы осуществляется непосредственно педагогом-психологом дошкольного учреждения.
Предлагаемые темы занятий с детьми соответствуют возрастным и индивидуальным психологическим особенностям.
Реализация программы происходит по четырем блокам.
Форма организации: 2 занятия по 30 минут.
Задачи: Выявить адекватность самооценки ребенка.
2 блок: «Социальное осознание»
Форма организации: 2 занятия по 30 минут.
Задачи: Выявить уровень развития эмпатийных способностей и умения их проявлять.
Форма организации: 2 занятия по 30 минут.
Задачи: Выявить уровень развития адаптивных возможностей и наличие агрессивных тенденций в поведении.
4 блок: «Социальные навыки»
Форма организации: 2 занятия по 30 минут.
Задачи: Определить направленность ребенка и самоощущение его в группе сверстников.
Диагностические результаты каждого блока обрабатываются и анализируются педагогом-психологом.
По окончании программы психолог составляет сводную таблицу результатов диагностической работы.
• Приветствие, постановка проблемы.
• Основная часть (слушание и обсуждение сказки, проективные техники, упражнения, направленные на регуляцию поведенческих и эмоциональных реакций, упражнения, направленные на принятие другого, на развитие чувства сплоченности и единства).
Методы и формы обучения:
• Методы активного обучения (АМО) – тренинг, метод процедуры обсуждения, методы эмоционально-личностной направленности.
• Современные образовательные технологии – ИКТ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный.
Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.
Источник
Эмоциональный интеллект ребёнка
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
- восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
- понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
- управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
- использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
- непосредственны и откровенны;
- оптимистичны и позитивны;
- легко эмоционально отзываются на события;
- чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
- резко меняют эмоциональный настрой;
- незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
- нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
- осознают собственную исключительность и неповторимость;
- противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
- не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
- поможет в общении;
- повысит продуктивность в учёбе;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда. »
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
- «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
- «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
- «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
- обладает богатым эмоциональным словарём;
- не стремится к совершенству и перфекционизму;
- не позволяет другим портить себе настроение;
- способен переключаться от негатива к позитиву;
- наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
- умеет отказывать;
- может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
- Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
- Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
- Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
- Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
- Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
- М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
- серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник