Диагностика эмоциональный фон ребенка

Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Шустова Светлана Владимировна
Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Основными методами, которые позволяют оценить эмоциональное состояние и выявить особенности эмоционального развития,являются: наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Эти методики давно используются в повседневном наблюдении за ребёнком, давая возможность тщательно исследовать поведение детей в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет объективно оценивать состояние ребёнка при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками в детском саду, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.

Наблюдение за дошкольникамипроисходили в естественной ситуации: в группе и на прогулке, на протяжении всего дня, проведенного в детском саду. В ходе наблюдения я обратила внимание на основные параметры эмоциональных проявлений — эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, который бывает либо положительным, либо отрицательным. Эмоциональный фон, в первую очередь, даёт педагогу информацию о степени эмоционального благополучия ребёнка. Ещё один важный параметр – это выраженность эмоций. В основном дети такого возраста не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать многие эмоциональные проявления, такие как плачь, крик и другие. Очень важно смотреть за эмоциональным миром ребёнка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или же его эмоции являются отрицательными, «плохими», односторонними и невыраженными. Следующий немаловажный параметр — эмоциональная подвижность. Эмоции любого ребёнка более подвижны, чем у взрослого человека, что внешне выражается в частой и лёгкой смене настроения и состояния в целом. Однако чрезмерно частая смена настроения говорит о неустойчивости эмоциональной подвижности.

Важно наблюдать за ребенком в таких ситуациях, в которых эмоциональное состояние проявляется наиболее ярко, что даёт возможность оценить степень эмоционального реагирования ребёнка на данные воздействия.К таким ситуациям относят:

— приход в детский сад;

— сломанная любимая игрушка;

— негативное поведение (крик, плач) сверстника, друга;

— агрессия сверстника, друга;

— появление (приближение) незнакомых людей;

— запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

— незнакомая обстановка, помещение.

— уход матери, близкого взрослого;

— желание иметь то, что запрещено;

— желание иметь то, чем обладает другой ребенок;

— желание иметь то, чем обладает взрослый;

— сложная в использовании игрушка;

— ласковое внимание на другого ребёнка, а не на себя;

— сверстник забирает (прячет) игрушку, навязывает драку, оскорбляет;

— сверстники не принимают в игру;

— неудачи на занятиях;

— наличие какого-либо препятствия.

— нахождение в детском саду/дома;

— восприятие собственного отражения в зеркале;

— выполнение приятного задания, действия;

— положительная оценка, внимание другого человека при взаимодействии и общении;

— восприятие отражения другого ребёнка в зеркале;

— совместные игры, времяпрепровождение;

— сверстник дурачится, играется, смешит;

— смешные незнакомые звуки;

— воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

— уход матери, близкого взрослого;

— приход в детский сад;

— отсутствие внимания со стороны взрослого;

— наказание со стороны взрослого;

— игры, общение со сверстниками;

— трудности при выполнении задания;

— сверстники не принимают в игру.

— переход (приход) в новую группу;

— проявление интереса к окружающим предметам, явлениям природы;

— подготовка к праздникам.

— появление чего-либо/ кого-либо нового в группе;

— близкий взрослый общается иначе;

— услышанное или увиденное что-то нового;

— знакомый сверстник, необычное поведение знакомого.

Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей.

Предложенная классификация предполагает наблюдение за группой в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности.

Так как основным методом оценки эмоционального состояния детей является наблюдение, в основном используются таблицы фиксации результатов, оцениваются в баллах, применены цвета. Мы применяем различные цвета для наглядности и выделения тех ситуаций из жизни ребёнка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование различных оттенков позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку (деление их на «хороших» и «плохих»). В результате наблюдений выявляются причины неблагополучия и трудности, возникающие у ребёнка в различных ситуациях, оценить собственные ошибки, что поможет понять причины затруднений взаимодействия с ребёнком и преодолеть их.

У каждого ребёнка эмоции проявляются индивидуально, поэтому необходимо обращать внимание на степень их проявления у конкретного ребёнка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки. Для этого используем шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и комфорта (Таблица 1).

Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.

Наблюдая за ребёнком, за его эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия с родителями, с воспитателем, со сверстниками фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (Таблица 2).

Таблица 2. Оценка эмоционального состояния ребёнка в группе детского сада.

Код ребёнка _Василиса___ возраст_3 года___ № группы _7___

Формы и методы взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей в сохранении физического здоровья дошкольника «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Диагностики развития и определения уровня мелкой моторики Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения.

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта Картотека игр для развития эмоционального интеллекта. Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать.

Методики диагностики развития детей Методика «Что здесь лишнее?» Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления,.

Читайте также:  Злость это чувство психология

Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста 1. Психологическая диагностика (задача). Психодиагностика — это совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических.

Опыт работы «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в ФЭМП» Обмен опытом по «Познавательному развитию» «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в формировании элементарных.

Основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей дошкольного возраста Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования.

Проблема эмоционального развития в младшем возрасте Введение Как известно, в жизни человека эмоции играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их.

Разнообразные формы и методы нравственно-эмоционального воспитания дошкольников . Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько осуществляется этот процесс во многом.

Создание дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот Опыт создания дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот в мастерской.

Источник

Диагностика эмоциональный фон ребенка

Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также различные диагностические методики.

Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях — в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.

Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.

Представляю комплекс методик,

используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.

Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

— адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

— дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Методика «Волшебная страна чувств»

(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

Задачи:

• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.

• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика «Выбери нужное лицо»

Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Л. Беллак, О. Беллак)

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального раз вития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Источник

Диагностика эмоциональный фон ребенка

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, проявления эмоционального неблагополучия у детей стало наиболее распространенным явлением (А.И. Захаров, О.И. Бадулина, Ю.М. Миланич, А.Д. Кошелева и др.). В силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения эмоционального неблагополучия. Особенно данная проблема актуальна для старших дошкольников, поскольку в это время закладываются основные личностные механизмы, эмоции и чувства подчиняют себе все сферы жизни дошкольника, оказывают влияние на становление его личности, характера, поведенческих особенностей в будущем.

Эмоциональное благополучие дошкольника, а точнее эмоциональное мироощущение является одной из важнейших линий его эмоционально-мотивационного развития. Эмоциональное мироощущение А.Д. Кошелева и др. понимают как сложное и обобщенное чувство, возникающее у ребенка как результат взаимодействия множественных ситуативных эмоциональных переживаний. Складываясь в своих истоках как результат взаимодействия разных по своему предметному содержанию эмоций: субъективного самочувствия, эмоций, вызываемых близким взрослым (прежде всего матерью), эмоций, запускаемых успешностью освоения окружающего мира, эмоциональное мироощущение становится тем «базисом» сознания, который питает все проявления активности ребенка (в том числе и познавательной), усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее [5].

Таким образом, по своему генезу эмоциональное мироощущение может быть рассмотрено как сложное, обобщенное, иерархически организованное чувство ребенка к миру, возникающее прежде всего на основе взаимодействия переживаний, относящихся к разным уровням этого взаимодействия. На базе эмоционального мироощущения развивается такое эмоциональное состояние, как эмоциональное благополучие.

Читайте также:  Ирина рыжкова эмоциональный интеллект кто рулит твоими эмоциями

О.А. Шаграевой и С.А. Козловой эмоциональное благополучие ребенка расценивается как показатель оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья [8].

Как показатель оптимальности общего развития ребенка и психического здоровья расценивается эмоциональное благополучие в работах Г.Г. Филипповой, которая раскрывает его структуру. Эмоциональное благополучие ребенка, согласно этому автору, представлено следующими компонентами: эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения; переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживание успеха – неуспеха в достижении целей; переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживание оценки другими результатов активности ребенка. Все эти составляющие, подчеркивает автор, могут иметь разное содержание [8].

И.Б. Куркина и Т.К. Марченко к благоприятному нервно-психическому состоянию ребёнка относят: хорошую и быструю адаптацию, поведение и чувства ребенка адекватны окружающим условиям и событиям, социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения, положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию, доброжелательное отношение к другим людям, равномерное и своевременное развитие психических процессов.

Как отмечает А.Д. Кошелева, ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие [6].

Т.А. Данилина к параметрам эмоциональных проявлений дошкольников относит эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. Другой параметр – выраженность эмоций. Важно увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребёнка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные. Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Чрезмерно быстрая и частая смена настроений свидетельствует о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости [4].

Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста Е.И. Изотова предлагает выявлять по следующим показателям: эмоциональный опыт дошкольника; присутствие у ребёнка фактора эмоциональной напряжённости; наличие у него знаний и представлений о чувствах, эмоциях; эмоциональное поле ребёнка; его эмоциональный стиль; экспрессивность (мимическая выразительность) ребёнка [5].

Понятие «эмоциональное благополучие» невозможно раскрыть вне исследования понятия «эмоциональное неблагополучие», под которым авторы понимают отрицательное эмоциональное самочувствие детей.

Проблема эмоционального неблагополучия, по мнению А.Д. Кошелевой, может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «настроение», «эмоциональное самочувствие». Понятие «эмоциональное состояние» определяется как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта («мне хорошо», «мне плохо»), как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. А.Д. Кошелева отмечает, что это понятие соотносимо с понятием «настроение», которое она трактует как в разной степени осознаваемое психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. Соотносимо оно также и с понятием «эмоциональное самочувствие», определяемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни [6].

Положительный эмоциональный фон ребенка, по мнению О.И. Бадулиной, проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность. Он легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Отрицательный эмоциональный фон дошкольника характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью, грустным или индифферентным выражением лица [2].

Однако необходимо отметить недостаточную разработанность проблемы эмоционального неблагополучия дошкольников, отсутствие его определения в психолого-педагогической литературе, что позволяет ставить вопрос о необходимости уточнения критериев и показателей эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста, изучения особенностей его проявлений.

Анализ литературы показал, что для старших дошкольников с эмоциональным неблагополучием характерна неуверенность и мнительность, сверхтребовательность к себе, неудовлетворённость своим статусом и достижениями, защитно-агрессивное поведение, повышенная тревожность, страхи, заниженная самооценка. Следует отметить, что, как правило, те или иные отклонения в эмоциональном развитии наблюдаются у большинства детей в этом возрасте, но они не являются сами по себе свидетельством эмоционального неблагополучия. Оно характеризуется совокупностью определённых проявлений и поведением ребёнка, которое принимает ярко выраженный, отличный от поведения других детей, характер.

Таким образом, терминологический анализ дефиниции «эмоциональное неблагополучие» позволил разработать авторское определение данного понятия применительно к этапу дошкольного детства. Эмоциональное неблагополучие рассматривается нами как отрицательно окрашенное эмоциональное состояние детей, которое выражается в нестабильности и неадекватности эмоционального реагирования при взаимодействии с окружающей действительностью, в доминировании отрицательных по содержанию эмоций, в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в преобладании заниженной самооценки [7].

Исходя из данного определения эмоционального неблагополучия, можно охарактеризовать его основные проявления у старших дошкольников.

Нестабильность и неадекватность эмоционального реагирования. Поведение эмоционально неблагополучных детей плохо организовано, неуправляемо, эмоциональное реагирование не адекватно ситуации ни по форме, ни по интенсивности. Их эмоциональные реакции часто меняются на противоположные, характерен отрицательный эмоциональный фон. Эти дети не умеют ждать, нетерпеливы, несдержанны, вспыльчивы и раздражительны; у них легко возникают и быстро проходят обиды. У таких детей может возникать реакция упрямства по любому поводу, по интенсивности она мало соответствует причине, эту реакцию трудно угасить. Часто они непредсказуемы, у них могут возникать агрессивные проявления, имеющие защитную реакцию.

Наличие тревожности. При эмоциональном неблагополучии тревожное поведение ребёнка характеризуется повышенной возбудимостью, напряжённостью, скованностью; страхом перед всем новым, незнакомым, непривычным, неуверенностью в себе; ожиданием неприятностей, неудач, неодобрения старших; исполнительностью, развитым чувством ответственности; безынициативностью, пассивностью, робостью; склонностью помнить скорее плохое, чем хорошее. Ребёнок может испытывать постоянное беспокойство, раздражительность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо. Тревожность у эмоционально неблагополучных детей присутствует как постоянный скрытый фон их эмоциональной жизни. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным социальным ситуациям.

Читайте также:  Лето это мир радости любви

Наличие страхов, превышающих возрастную норму, не являющихся возрастными, которые мешают нормальной жизнедеятельности детей. Страхи как проявления эмоционального неблагополучия дошкольников связаны в большей степени со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка. В отличие от типичных возрастных страхов дошкольников, страх детей с эмоциональным неблагополучием, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме беспричинного, беспредметного страха.

Заниженная самооценка. Довольно часто эмоционально неблагополучные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое, сложное задание и, как следствие – в низкой мотивации деятельности. Они робки и нерешительны, обидчивы и малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях, считают себя хуже других детей. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников, имеют низкий социальный статус в группе, попадают в категорию отверженных.

Анализ научно-методических подходов к изучению эмоционального неблагополучия позволил нам определить его критерии и показатели относительно старшего дошкольного возраста: нестабильность эмоционального реагирования (частая смена эмоциональных реакций, преобладание неустойчивого настроения); неадекватность эмоционального реагирования (неадекватная ситуации форма эмоционального реагирования ребёнка, неадекватная ситуации интенсивность эмоционального реагирования); доминирование отрицательных по содержанию эмоций (частое проявление страха, печали, гнева; преобладание сниженного настроения); наличие эмоциональных отклонений (повышенная тревожность; наличие страхов, превышающих возрастную норму); преобладание заниженной самооценки (неуверенность в себе; повышенная ранимость, впечатлительность; склонность к самообвинению).

В исследованиях встречается также понятие «эмоциональное напряжение». В психологических словарях напряжение определяется как психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха.

В.Г. Алямовская к основным признакам эмоционально напряженного состояния у детей относит стойкое нарушение сна, которое проявляется в том, что ребенок плохо засыпает и очень беспокойно спит; устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему легко; становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным. На занятиях отмечается повышенная рассеянность, забывчивость. У ребенка пропадает уверенность в себе, в своих силах, он чаще ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется к ним». Становится непоседлив и беспокоен, проявляется ранее не наблюдаемое упрямство, кривляние [1].

Длительные переживания, как подчёркивают К.С. Лебединская, А.С. Спиваковская и другие исследователи, могут привести к неврозу. Для ребенка основной преградой неврозу, как отмечает Д. Гизатулина, служит эмоциональная устойчивость, и, соответственно, быстрой дорогой к нему является эмоциональная неустойчивость.

Как отмечают исследователи, ребёнок овладевает свойством эмоциональной устойчивости постепенно, по мере формирования сложных эмоций и образования функции эмоционального отражения, осмысления и управления деятельностью. По мнению Е.П. Ильина, не существует общей эмоциональной устойчивости. Устойчивость не одинакова по отношению к различным эмоциогенным факторам. Ссылаясь на данное положение, он вводит понятие «эмоциональной устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору» [9]. Такое понимание эмоциональной устойчивости пересекается с понятием «ситуативной эмоциональной реактивности» ребёнка на определённый раздражитель (объект, предмет, ситуация). Это позволяет развести эмоциональную устойчивость на общую, обусловленную функциональными и психофизиологическими особенностями детского возраста (созревание нервной системы, формирование механизмов регуляции и произвольности), и ситуативную, обусловленную индивидуальными психологическими особенностями (содержание эмоционального опыта, уровень эмоционального благополучия, личностно-эмоциональная значимость эмоциогенной ситуации, актуальное психологическое состояние).

Степень (уровень) общей эмоциональной устойчивости характеризует отсроченность времени эмоциональных проявлений по отношению к воздействию эмоциогенного фактора. Чем длиннее временной промежуток от воздействия до реагирования, тем выше эмоциональная устойчивость. При высокой индивидуальной значимости воздействия эмоционального фактора для ребёнка или актуализации его эмоционального опыта возникает возможность превышения пороговой величины эмоционального возбуждения, что дифференцирует степень ситуативной эмоциональной устойчивости. Необходимо отметить, что совокупность интенсивности, длительности и направленности негативного эмоциогенного воздействия, состояние эмоционального неблагополучия может снизить эмоциональную устойчивость ребёнка и способствовать его невротизации.

Стабильное функционирование эмоциональной устойчивости у детей, как отмечает Е.И. Изотова, может быть констатировано только в старшем дошкольном возрасте. Это связано с постепенным нивелированием эмоциональной лабильности и актуализацией механизмов эмоциональной регуляции [5].

Устойчивое преобладание положительных эмоций, состояние эмоционального благополучия является одной из главных эмоциональных детерминант эмоциональной устойчивости. Важный фактор эмоциональной устойчивости – содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в напряжённой обстановке. Эмоциональная устойчивость только частично зависит от типа нервной системы, некоторых свойств темперамента.

Терминологический анализ дефиниции «эмоциональная устойчивость» позволил разработать авторское определение данного понятия применительно к этапу дошкольного детства. Эмоциональная устойчивость рассматривается нами как один из компонентов эмоционального благополучия и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы детей, которая представляет собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью, обеспечивает его успешную адаптацию в социуме и находит выражение в адекватности эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью, в силе выраженности переживаемых эмоций и особенностях эмоционального реагирования [3].

Таким образом, в основе индивидуальных различий детской эмоциональной устойчивости лежат особенности функционирования нервной системы, механизмов эмоциональной саморегуляции, содержание эмоционального опыта ребёнка (негативного и позитивного), уровень эмоционального благополучия, а также уровень обеспечения психолого-педагогических условий развития эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении и семье.

Источник

Оцените статью