- Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет»
- Прикреплённые файлы:
- Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета. Заместитель директора по УВР Борисова О.В Учитель начальных классов Никонова А.П. Педагог-психолог. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета. Заместитель директора по УВР Борисова О.В Учитель начальных классов Никонова А.П. Педагог-психолог.» — Транскрипт:
Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет»
Полина Ножова
Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет»
Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5-7 лет.
По данным медицинской статистики последних лет увеличилось число детей с нарушениями эмоциональной сферы. В 50% случаев у детей, окончивших младшую школу, это выражается уже в развитии нервных заболеваний. Своевременное решение
эмоциональных проблем у детей дошкольного возраста имеет большое значение и может помочь решить ряд проблем в дальнейшей жизни. Среди них можно отметить некоторые проблемы кризиса 7 лет, трудности адаптации к школе, страх отвечать у доски.
Какие же задачи и цель ставит перед собой педагог-психолог, для решения проблем при нарушении эмоциональных состояний у детейстаршего дошкольного возраста:
• изучение эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
• выделить эмоциональные нарушения, наиболее часто встречающиеся в дошкольном возрасте;
• подобрать диагностический инструментарий для выявления эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
• показать эффективные упражнения для коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.
Для начала вспомним, что же такое «Эмоция»— (от лат. — emoveo) –волнение, возбуждение, потрясение.
Исходя из выше сказанного, отслеживать и корректировать эмоциональное состояние ребенка важно на дошкольном этапе.
Существует множество диагностических методик, нацеленных на выявление эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Большинство из них – проективные, имеющие как ряд преимуществ, так и недостатков. Главным преимуществом, делающим данные методики незаменимыми в работе с детьми, является возможность выразить свои чувства и свой внутренний мир через рисунок, сказку или игру даже тогда, когда словами это выразить невозможно. В частности, тогда, когда рисунок дошкольника еще не стал стереотипным, как у взрослого, дети действительно рисуют чувства, рисуют свое состояние «здесь и сейчас».
Но, тем не менее, отсутствие единых стандартов и, главным образом, субъективность интерпретации проективных методик, являются большим недостатком использования их в диагностике.
И здесь большим подспорьем могут стать обязательные беседы, проводимые после каждой методики, а также анкеты, заполняемые родителями и воспитателями, тесты. Кроме того, эмпатийное слушание, безоценочность, наблюдательность и интуиция психолога являются инструментами, помогающими проводить диагностику.
Рассмотрим три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы:
• Усиление эмоциональности:
• Понижение эмоциональности:
— эмоциональная тупость
— паратимии, или неадекватность эмоций
— Агрессивное поведение: нормативно-инструментальная агрессия, пассивно-агрессивное поведение, инфантильная агрессивность, защитная агрессия, демонстративная агрессия, целенаправленно-вражбедная агрессия.
— Амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;
— Гипомимия (легкое понижение выразительности мимики);
— Гипокинезия (понижение моторной активности);
— Акинезия (полное отсутствие движений);
— Паракинезии (ненужные, бессмысленные, часто стереотипные движения, внешне весьма сходные с сознательными произвольными двигательными актами (напр. : перебирание пальцами, сжимание их в кулак, поглаживание, поколачивание);
— Гиперкинезия (большая группа расстройств самого различного происхождения (тремор, фибриллярные подергивания, тики).
Как уже раннее было сказано, что существует множество диагностических методик.Мы сейчас рассмотрим некоторые из них:
1. Методика «Волшебная страна чувств» (Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов).
Цель: исследование психоэмоционального состояния (возраст: от 5 до 13 лет) Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.
2. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»
Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.Задачи метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне (возраст: от 4 до 7 лет)
3. Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак)
Методика “Контурный САТ-Н” выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы, основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми (родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.
Методика может быть полезна для определения динамичных факторов, которые обусловливают реакции ребенка в группе, в школе (детском саду) и дома. Она может использоваться непосредственно в терапии или в качестве игровой техники (возраст: от 3 до 10 лет)
4. Цветовой тест Люшера (возраст 0т 3 до 12 лет)
Области применения.Данная методика может быть использована:
— при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;
— при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
— при диагностике ситуации в семье;
— для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;
— для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
5. Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур)
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, в семье (возраст от 3 до 7 лет).
6. Методика «Два дома»
Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад, предназначена для диагностики сферы общения ребенка.
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.
(возраст от 3,5 до 6 лет).
7. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева)
Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам.
Проведение обследования: ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7 7 см и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется три раза.
8. «Рисунок Человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф)
Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.
Процедура проведения.Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
После того, как мы провели диагностику и выявили причину эмоционального нарушения, начинаем подбирать для дальнейшей работы с ребенком наиболее подходящие методы психологической коррекции эмоциональных нарушений.
Можно выделить два метода психологической коррекции:
К традиционным методам относят:
— упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
— мимические и пантомимические этюды;
— элементы психологического тренинга.
— арт-терапия (рисование под музыку);
А теперь дорогие педагоги-психологи предлагаем вам попробовать выполнить упражнение на эмоции традиционного метода психологической коррекции.
Упражнение «ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ» (для детей от 4 лет)
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоциональные состояния.
(перед выполнением упражнения можно повторить эмоции по пиктограмме или картинкам)
— как хитрая лиса;
— как радостный ребенок;
— как будто ты увидел чудо.
— ребенок, у которого отняли мороженое;
— два барана на мосту;
— как человек, которого ударили.
— ребенок, потерявшийся в лесу;
— заяц, увидевший волка;
— котенок, на которого лает собака;
— мама после работы;
— человек, поднявший тяжелый груз;
— муравей, притащивший большую муху.
— турист, снявший тяжелый рюкзак;
— ребенок, который много потрудился, но помог маме;
— как уставший воин после победы.
Сейчас перейдем с вами к выполнению задания нетрадиционного метода психологической коррекции.
Задание из области Арт-терапии «ДЕРЕВО ПОЖЕЛАНИЙ»
Цель: создать положительный эмоциональный фон, повысим сплоченность всех участников мероприятия, развитие способности выражать свои чувства и эмоции.
Предлагаем вам выбрать цветную бумагу, обвести на ней свою ладонь, вырезать ее, написать на ней пожелание (например: себе, коллеге и т. д.) и украсить ее с помощью фломастеров или цветных карандашей. Затем свои ладошки мы будем приклеивать к заранее нарисованному на ватмане макету дерева.
Прикреплённые файлы:
k-gmo-07-11_fes2p.pptx | 1696,56 Кб |
Агрессивное поведение дошкольников. Причины, диагностика, коррекция Проявление агрессивности у дошкольника является следствием разнообразных причин, из которых можно выделить наиболее значимые: 1) сложности.
Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний Цель: коррекция эмоциональной сферы. Задачи: 1) гармонизация внутреннего.
Презентация «Диагностика по ФЭМП». Пятый год жизни Предназначена для выявления знаний детей пятого года жизни по разделу «Формирование элементарных математических представлений.» Выявление.
Консультация для родителей в младшей группе «Стимулирование эмоциональных контактов взрослых и детей» Консультация для родителей «Стимулирование эмоциональных контактов взрослых и детей». К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится.
Презентация «Коррекция школьных страхов. Проблемы и рекомендации» Коррекция школьных страхов Сегодня практически каждый российский ребенок в возрасте 6-10 лет посещает начальную школу. Задача взрослого.
Презентация «Особенности развития детей 5–6 лет» Как стремительно бежит время. И вот ваш малыш уже почти школьник. Чем же должен овладеть ребенок в этот возрастной период, чтобы можно было.
Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии.
Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет Актуальность проблемы в том, что ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима.
Презентация «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 — ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» Доклад на педагогическом.
Тренинг для педагогов «Снятие негативных эмоциональных состояний» Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний. Цель: Формирование благоприятного психологического.
Источник
Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета. Заместитель директора по УВР Борисова О.В Учитель начальных классов Никонова А.П. Педагог-психолог. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАлёна Ипатова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета. Заместитель директора по УВР Борисова О.В Учитель начальных классов Никонова А.П. Педагог-психолог.» — Транскрипт:
1 Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета. Заместитель директора по УВР Борисова О.В Учитель начальных классов Никонова А.П. Педагог-психолог Савченко С.Н.
2 Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности.
3 Мы в своей работе под эмоциями будем понимать своеобразное личностное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Мы в своей работе под эмоциями будем понимать своеобразное личностное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе.
4 «Психологический климат» — это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, окружающим событиям. «Психологический климат» — это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, окружающим событиям.
5 Методика «Климатический круг» направлена на исследование: настроения настроения ситуативной тревожности ситуативной тревожности личной тревожности личной тревожности эмоциональной отзывчивости на переживания других эмоциональной отзывчивости на переживания других
6 Работа с климатическим кругом
7 Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Материал и оборудование: «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А.Н. Лутошкина, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный цвета. Материал и оборудование: «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А.Н. Лутошкина, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный цвета.
8 Шкала цветового диапазона – зона бодрого, мажорного настроения – зона бодрого, мажорного настроения – зона радостного настроения – зона радостного настроения – зона приятного, благодушного настроения. – зона приятного, благодушного настроения. – зона спокойного, уравновешенного тона. – зона спокойного, уравновешенного тона. – зона печального, грустного настроения – зона печального, грустного настроения – зона тревожности и неудовлетворенности – зона тревожности и неудовлетворенности – зона пессимизма, уныния, упадка – зона пессимизма, уныния, упадка
10 Анализ данных таблицы настроения можно проводить: ежедневно (ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого) ежедневно (ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого) конце каждой недели конце каждой недели в конце каждого месяца. в конце каждого месяца.
12 Замеры настроения детей в начале и в конце учебного дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе. что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.
13 Условная характеристика психологического климата коллектива До коррекционной работы После коррекционной работы До коррекционной работы После коррекционной работы
Источник