Диагностика эмоциональной сферы у детей с рас

Схема изучения личности ребенка с РАС. Диагностика и постановка коррекционных задач

Наталия Кудрявцева
Схема изучения личности ребенка с РАС. Диагностика и постановка коррекционных задач

В настоящее время в отечественной педагогике и психологии остро стоит проблема диагностики и оценки функциональных навыков у детей с РАС, и нет единого подхода к вопросам обучения и коррекции детей с аутизмом. Диапазон выраженности нарушений в развитии у таких детей невероятно широк, что значительно осложняет создание единых стандартов помощи для них. Поэтому многое зависит от постановки диагноза РАС. При вынесении диагноза в РФ психиатры и неврологи используют критерии при оценке людей с РАС из Международной Классификации Болезней — 10 (адаптированной для практики в РФ в 1999 г.) и Диагностическое и статистическое руководство по психическим болезням (DSM-5). При этом необходимо заключение не менее двух экспертов, это могут быть специалисты разных профилей (например, психиатр и невролог или консилиум двух психиатров).

Но на сегодняшний день нет высокой совместимости МКБ – 10 и DSM -5! Поэтому уже достигнуто соглашение между Всемирной Организацией Здравоохранения и Национальным институтом психического здоровья США, в соответствии с которым должна быть достигнута высокая совместимость DSM-5 и МКБ — 11, над пересмотром которой сейчас работают сотрудники ВОЗ.

Так как диагноз РАС является многомерным, то и психологическое тестирование проводится сразу по нескольким параметрам.

Среди них — тест интеллекта и стандартизованный тест развития языка и речи, оценка интеллектуального функционирования.

Для выявления специфического отставания в развитии проводятся различные тесты на аутизм для детей.

— Скрининговые (M-CHAT, CARS, ASSQ);

Диагностические (ADOS, ADI-R, ABC);

— Оценка контрольных показателей заболевания (ATEC).

1 группа – скрининговые, — предназначены для объективной самодиагностики и определения необходимости обращения к специалисту.Среди них: M-CHAT – Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста. Используется для обследования на выявление детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет.

CARS – Диагностическая шкала раннего детского аутизма. Служит для начального скрининга признаков заболевания и степени тяжести.

ASSQ – используется для обнаружения признаков аутизма у детей и подростков с 6 до 16 лет. На вопросы отвечают родители или пациент для самодиагностики.

2 группа – диагностические, – это тесты на аутизм для определения степени заболевания и общего нарушения уровня развития и навыков речевого общения. Для всех возрастных групп.

ADOS – Шкала наблюдения для диагностики аутизма. Данная методика рекомендуется для диагностики заболевания независимо от возраста пациента и его развития речевого общения. Тест ADOS состоит из 4 модулей, на выполнение каждого из них необходимо около 40 минут.

ADI-R – интервью для диагностики аутизма. Для проведения процедуры нужен опытный психолог и представитель пациента (родители, опекун, воспитатель). Ограничением проведения интервью является уровень умственного развития (не меньше 2 лет). На проведение интервью и подведение итогов требуется 1,5–2 часа.

И 3 группа — оценка результатов: ATEC – тест для оценки эффективности лечения аутизма. Был разработан Институтом изучения аутизма, США. Он используется родителями, врачами, психологами для проведения оценки того или иного метода терапии аутизма. Вопросы АТЕС разделены на 4 части (речь и коммуникативность, социализация, сенсорика и познавательные способности, здоровье и поведение, баллы набираются в зависимости от ответа на них.

Ранее уже отмечалось, что диапазон выраженности нарушений в развитии у таких детей невероятно широк. В МКБ -10 РАС введены в рубрику F84 «Общие расстройства психологического развития».

F84.0 Детский аутизм

F84.1 Атипичный аутизм

Атипичный детский психоз

Умственная отсталость с чертами аутизма

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера

Шизоидное расстройство в детском возрасте

F84.8 Другие общие расстройства развития.

После постановки диагноза у ребенка с РАС, он проходит психолого-педагогического обследование в ОО,основными формами которого являются: первичный прием родителей — сбор анамнестических сведений, анализ медицинской документации и заключения ПМПК, беседа с родителями, определение основных трудностей, сильных и слабых сторон ребенка.

Знакомство с обучающимся. Диагностическое наблюдение за спонтанным поведением ребенка — 1-2 встречи.

Читайте также:  Перестала чувствовать себя уверенной

Многоуровневая диагностика специалистами школы — психолого-педагогическое обследование поведения и коммуникации. Заполнение представления на учащегося каждым специалистом.

Наблюдение и сбор анамнеза специалистами школы в течение учебного года. Текущая диагностика.

Итоговая диагностика.

Что касается непосредственно психологического обследования ребенка с РАС,то здесь выделяют несколько этапов:

I и основной этап — экспериментально-психологическое (патопсихологическое) исследование (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко).

Для исследования когнитивных функций:

— памяти, внимания, мышления, восприятия и т. д.

эмоционально – волевой сферы и регулятивных функций у ребенка:

-тонус, равновесие, двигательная активность согласованность движений, зрительно-моторная координация, проявления общей и мелкой моторики, двигательное подражание, стереотипии, истощаемость и т. д.

графические пробы (рисунок себя, семьи, РНЖ и др. варианты,

сюжетные картинки, моделирующие житейские ситуации,

— распознавание мимической экспрессии основных эмоций человека, поз и жестов.

II этап — Протокол для ППк школы.

III этап — Комплексная характеристика состояния развития ребенка (для составления СИПР).

IV этап — Анализ поведения — по Карте «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка» (По И. И. Мамайчук, доктор псих. наук, профессор).

V этап – Мониторинг.

В ГКОУ РО ТСШ № 19 дети с РАС получают комплексную коррекционную поддержку, целью которой является максимально возможная интеграция ребенка с РАС в адекватную для него образовательную среду.

Задачи следующие: проведение комплексного диагностического обследования с целью определения уровня развития ребенка с РАС и построения дальнейшего оптимального образовательного маршрута (СИПР);

развитие познавательной деятельности в рамках Адаптированной основной общеобразовательной программы; формирование социально-приемлемого поведения, содействие адаптации ребенка с РАС в детском коллективе; включение ребенка с РАС в индивидуальную и групповую психокоррекционную работу, формирование коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы; оказание психологической и педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС.

В соответствии с ФГОС и с учетом примерной АООП ОО для детей с РАС разрабатывает и утверждает самостоятельно СИПР. При этом Стандарт не содержит перечня компетенций.

В ГКОУ РО СТШ №19 были разработаны следующие направления работы по СИПР для детей с РАС:

1. Формирование навыков самообслуживания,

2. Формирование восприятия,

3. Формирование моторики,

4. Формирование речи,

5. Формирование коммуникативных навыков,

6. Формирование социальных навыков.

По данным направлениям специалисты школы, члены ППк школы оценивают уровень сформированности действий, операций и представлений, внесенных в СИПР. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

Мониторинг динамики развития ребенка с РАС, обучающегося по СИПР состоит из Карты наблюдений специалистов (первичные,

протоколов специалистов для ППк школы,

листов наблюдений (I и II полугодие,

итоговой таблица по каждому направлению.

На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Имеющийся на сегодняшний день практический опыт школы обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей разработанный вариант СИПР отвечает требованиям целостной системы психолого-педагогического сопровождения.

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Читайте также:  Смутное чувство что это

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка» В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Источник

Расстройство аутистического спектра у детей: причины РАС, симптомы, виды и диагностика

Что такое расстройство аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

В МКБ-10 расстройства аутистического спектра не выделены в отдельную категорию, но они входят в раздел: Общие расстройства психологического развития (F84). В новой версии классификатора (МКБ-11) для РАС введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра».

Основные причины развития

Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации до старшего возраста отца или матери ребенка. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.

К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.

Есть и другие причины РАС:

  • Хромосомные и обменные болезни. Возникновение расстройства аутистического спектра связывают с генезом синдрома Дауна, ломкой X-хромосомы, фенилкетонурии.
  • Недоношенность плода. Есть определенная связь между этим нарушением и патологическими факторами, воздействующими на центральную нервную систему в кризисные периоды. Поэтому, если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.
  • Возраст родителей. Есть прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических нарушений. В группу риска входят дети, отцам которых более 50 лет (матерям – 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у младенцев, рожденных несовершеннолетними мамами.

Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Был выявлен определенный перечень потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные дифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопной трубы автомобилей. Но пока не доказано точная связь этих веществ и развития РАС.

Классификация расстройств аутистического спектра

В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:

  • Аутизм. Развивается в раннем возрасте, но ряд случаев может диагностироваться позже. Симптоматика характерна для большинства аутистических расстройств – регресс речи, проблемы в социальных взаимодействиях и стереотипии.
  • Синдром Аспергера. Клиническая картина выглядит лучше, чем при аутизме. Среди симптомов выделяются однообразность в поведении, неуклюжесть, проблемы с восприятием юмора, непонимание сарказма, а также некоторая эксцентричность.
  • Синдром Ретта. Это генетическая патология, которая диагностируется у девочек. Симптоматика яркая – однообразные круговые движения руками, нарушение речевой функции, олигофрения. Некоторые специалисты не относят это заболевание к аутистическим расстройствам по причине того, что у детей с синдромом Ретта сохранен интерес к общению.
  • Атипичная форма аутизма. Отличается от обычной формы детского аутизма тем, что проявляется в более позднем возрасте, при этом могут не присутствовать все симптомы, характерные для аутизма.
  • Дезинтегративное детское расстройство (синдром Хеллера). Для этого состояния характерны проявления, как при аутизме. Не все специалисты относятся эту патологию к числу РАС.

Проявления расстройств аутистического спектра

РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.

Читайте также:  Кто что чувствуете после пересадки

У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.

Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.

К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:

  • Проблемы с коммуникацией. Дети с этим расстройством не могут сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу. Они не способны сопереживать и делиться своими эмоциями.
  • Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми. Дети не принимают участие в общих занятиях, играх, либо они делают это, но без особого вовлечения в процесс.
  • Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику. Как правило, они избегают зрительного контакта.
  • Сильная привязанность к неодушевленным предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т.д.).
  • Нездоровая реакция на внешние раздражители. При этом есть некоторая парадоксальность в том, что нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.
  • Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности. Дети могут монотонно бегать по кругу, стучать кружкой по твердой поверхности. У взрослых часто наблюдается патологическая педантичность к расположению вещей и мебели в комнате. Многие испытывают сильную потребность в некоем постоянстве и цикличности – строгий распорядок дня, прогулка по единому маршруту, определенное время приема пищи и т.д.
  • Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии – многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.

Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.

Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основе данных клинического обследования. В ряде случаев достаточно собрать семейный анамнез, сделать опрос родителей и провести анализ поведенияребенка: его способность налаживать связь, поддерживать зрительный контакт и т.д.

Как правило, используются следующие средства диагностики:

  • Тесты со специальными опросниками.
  • Электроэнцефалография. ЭЭГ проводится для выявления эпилепсии, т.к. аутистическое расстройство может сопровождаться эпилептическими припадками.
  • Ультразвуковое исследование головного мозга. Обследование может выявить аномалии строения мозга, которые провоцируют симптоматику РАС.
  • Обследование у отоларинголога. Это один из способов дифференциальной диагностики, позволяющий исключить тугоухость у ребенка.

Родители сами могут увидеть проявления в поведении своего ребенка, характерные для аутистического расстройства. При этом некоторые симптомы можно заметить уже до 1 года. В первые месяцы жизни малыши недостаточно подвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, есть определенная скудность мимики.

В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот несколько признаков, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:

  • У ребенка проблемы с концентрацией внимания, он постоянно растерян и забывчив.
  • Он не любит любые перемены в своей жизни. Испытывает дискомфорт при смене привычной для него ситуации, предпочитая выполнять монотонные и хорошо знакомые ему действия. Отсутствие интереса к общению, к познанию чего-то нового.
  • Игнорирование обращения к себе, проявление агрессии и отказ в выполнении просьб.
  • Ребенок избегает зрительного контакта, испытывает раздражение при повышении голоса и любых прикосновений к нему.

Источник

Оцените статью