Диагностика эмоционально- волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями
С эмоциональной сферой человека тесно связаны цветовые ощущения: конкретному эмоциональному состоянию соответствуют определённые цветовые предпочтения. В цветовых ассоциациях выражаются существенные характеристики невербальных отношений ребёнка к людям, самому себе. Применение проективных рисуночных и цветовых методов при исследовании эмоциональных состояний детей младшего возраста удобно, так как дети зачастую не могут адекватно выразить своё эмоциональное состояние с помощью речи. Эти тесты позволяют получить сведения об эмоциональном отношении испытуемого к членам семьи и сверстникам, эмоциональных состояниях в различных видах деятельности.
Практический интерес для психологов и педагогов детского сада представляют методики изучения эмоциональных состояний детей дошкольного возраста, разработанные С. В. Велиевой [1; с 94]. Методика «Паровозик» (для детей от 2,5 лет) основана на цветовом тесте Люшера. Она направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния. В качестве стимульного материала используются белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зелёный, синий, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный). Испытуемому предлагается построить необычный поезд. В зависимости от места вагончика в составе поезда ему присваивается определённое количество баллов. Сумма баллов определяет знак и степень выраженности эмоционального состояния ребёнка в данный момент.
Эмоциональное отношение ребёнка к членам семьи, сверстникам, их отношение к ребёнку позволяет определить методика «Цветик-восьмицветик». Материалом служат разноцветные лепестки (красного, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белая. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры-беседы. Ребёнку предлагается выбрать лепесток, который больше всего ему нравится, затем выбрать лепесток, цвет которого похож на, например, маму (папу, брата, дедушку, бабушку). Фиксируется цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребёнка. Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Как отмечает С. В. Велиева, лепестки, обозначающие значимых взрослых, ребёнок располагает около лепестка, который был выбран для него самого; лепесток, обозначающий неприятного человека — напротив или далеко от сердцевины. Результаты, полученные С. В. Велиевой в ходе обследования нормально развивающихся детей дошкольного возраста с помощью данной методики, показали, что за каждым цветовым тоном, независимо от возраста, в сознании дошкольника закреплены определенные личностные характеристики.
Методика «Часики» позволяет отследить эмоциональное состояние детей в течение дня, например, до и после занятия, до и после прогулки и т. д.
Целью методики «Кинотеатр» является изучение степени позитивного или негативного психического состояния детей. Методики, разработанные С. В. Велиевой, могут быть использованы для диагностики эмоциональных состояний школьников с интеллектуальной недостаточностью: они привлекают своей яркостью, необычностью, помогают психологу ввести испытуемого в игровую ситуацию.
Цветовые методики являются наиболее приемлемыми для диагностики эмоциональных состояний школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Для изучения эмоциональных состояний школьников с интеллектуальной недостаточностью старшего возраста, способных к пониманию содержания коротких текстов и фраз, возможно применение таких методик, как: «Сказки Дюсса (Десперт)» — тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье; тест «Сказка» для определения эмоциональных проявлений, сферы тревоги ребёнка; метод неоконченных предложений, описанный Р. В. Овчаровой, для выявления страхов детей в различных сферах общения и деятельности.
Широко распространено применение рисуночных тестов для диагностики эмоциональных состояний детей, эмоционального отношения ребёнка к сверстникам, определённым видам деятельности, родителям, педагогам. Это такие методики, как «Рисунок семьи» (проективная методика диагностики особенностей внутрисемейных отношений), графическая методика «Кактус» (цель: определение эмоциональных состояний ребёнка, наличие агрессивности, её направленность, интенсивность), методика «Обида» (для оценки степени выраженности состояния обиды у детей старшего школьного возраста). Данные методики также могут быть применены для изучения специфики эмоциональных состояний школьников с интеллектуальной недостаточностью старшего возраста, когда они уже овладели достаточным уровнем графических навыков, могут нарисовать и пояснить свой рисунок.
Следует отметить методы диагностики эмоциональных состояний детей старшего дошкольного, младшего школьного и школьного возраста, связанные с самооценкой детьми своих эмоций в данный момент. К таким методикам относится методика «Лесенка», где школьникам младших классов предлагается отметить своё место на эмоциональной лесенке (нарисовать себя). Ступени лесенки отражают степень выраженности: эмоционального состояния от ярко выраженного отрицательного состояния до ярко проявляющегося положительного. Методика Н. П. Фетискина «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» предназначена для экспресс-диагностики эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент [3; с 116]. Т. Д. Марцинковской описана методика «Маски», направленная на выявление эмоционального состояния ребёнка в коллективе сверстников [13; с 64]. Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина «Градусник» предназначена для выявления эмоциональных состояний в данный момент у школьников старшего возраста, может использоваться в процессе учебной и трудовой деятельности. Бланк методики представляет собой медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Школьникам необходимо отметить на какой-либо шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент эмоционального состояния [3; с 120].
Методика С. В. Велиевой «Эмоциональный дневник» позволяет исследовать эмоциональные состояния детей дошкольного возраста в течение длительного времени (более 1 месяца) [1; с 109]. Методика «Эмоциональный дневник» в упрощённом варианте может быть применима для диагностики эмоциональных состояний школьников с интеллектуальной недостаточностью. Она имеет большой психотерапевтический и познавательный эффект. Подготовительная и разъяснительная работа, сопровождающая заполнение школьниками эмоционального дневника, способствует формированию у них умения понимать и дифференцировать собственные эмоции и других людей.
Поскольку в проанализированной литературе не было найдено диагностического материала для исследования эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью наше внимание привлекли методы диагностики эмоций, применяемые для диагностики состояний детей с нормальным развитием дошкольного и младшего школьного возраста. Основанием для использования диагностических методик, предназначенных для дошкольников, является положение Л. С. Выготского об общих законах развития нормального и аномального ребёнка.
Одним из видов диагностики, которая может быть применима для исследования эмоциональных состояний школьников данной категории, является проективный метод, предназначенный для изучения личности. Поскольку эмоциональная сфера — это один из компонентов в структуре личности, то использование проективных методик является обоснованным. В программу психологического исследования эмоциональных состояний школьников с интеллектуальной недостаточностью может быть включена импрессивная цветовая методика.
Восприятие цвета — самое элементарное, школьники с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью к десяти годам различают основные цвета и часть оттенков, правильно воспринимают и называют их (в норме цветовосприятие формируется у ребёнка к 2,5 годам). Школьники указанной категории умеют пользоваться цветными карандашами (удерживают их в руке, раскрашивают формы и изображения, некоторые умеют самостоятельно рисовать). В возрасте 12 — 18 лет они способны дать элементарную оценку своим поступкам и действиям других людей, сказочных персонажей, используя обобщённые категории «хорошо — плохо», «добро — зло», «можно — нельзя», «веселый — грустный». Анализ современных исследований, цветовых и рисуночных методик диагностики эмоциональных состояний даёт право утверждать, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим тоном и насыщенностью.
В рамках психологического исследования может быть использована и методика О. А. Ореховой [2; с 85], предназначенная для диагностики эмоций детей в возрасте от 6 до 11 лет. В основу методики положено представление о личности как о структурообразующей системе отношений. Социальные эмоции составляют субъективно ценностную систему, и могут быть представлены в виде нескольких блоков личностных отношений:
1. Блок базового комфорта и благополучия («счастье — горе»). Известно, что человек ощущает себя счастливым или несчастным в зависимости от того,насколько удовлетворяются его потребности. В этом блоке можно оценивать эмоциональные состояния школьников с интеллектуальной недостаточностью в различных видах учебной деятельности. Рассмотреть степень удовлетворённости потребностей ребёнка в общении со сверстниками, эмоциональными отношениями в семье. Выявить эмоциональное отношение ребёнка к тому или иному учебному предмету, учителю, занятию, школе, коллективу сверстников.
2. Блок личностного роста («справедливость — обида»). Здесь отражается осознание человеком отношения окружающих к нему. Классный коллектив является для школьника с интеллектуальной недостаточностью одной из наиболее значимой (возможно, самой значимой) социальной группой, в которой школьник усваивает нормы общения и поведения в среде равных. Эмоциональное состояние школьника в процессе учебной деятельности во многом определяется отношением к нему сверстников и его отношением к одноклассникам. Для психолога важен эмоциональный настрой школьника по отношению к другим детям, испытывает он чаще состояния обиды, несправедливости, конфликта, раздражения, агрессии. Понимание этих особенностей эмоциональных состояний школьников позволит предотвратить конфликтные ситуации в ученическом коллективе.
3. Блок взаимоотношений или межличностного взаимодействия («дружба — ссора»). Здесь рассматриваются коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении, желания делиться переживаниями, найти отклик, чувства симпатии, расположения и уважения. В то же время ссора может рассматриваться как кратковременный стресс, когда школьник подвергается сильной психической нагрузке и последующей мобилизации защитных сил организма. Решающую роль здесь играет реакция участников ссоры, которая может сопровождаться не только состояниями и переживаниями агрессии, но и состояниями воодушевления. Потому отношение «дружба-ссора» — очень важная психологическая информация об уровне развития личности.
4. Блок потенциальной агрессии («доброта — злоба»). Дети очень хорошо отличают доброго человека от злого, при этом сами совершают как добрые, так и злые поступки. Часто проявления злости, агрессивности у школьников с интеллектуальной недостаточностью являются механизмом психологической защиты. Изучение эмоциональных состояний школьников данной категории может быть направлено на выявление их личностных предпосылок к проявлению злости, агрессии по отношению к окружающим и воспитание умения проявлять доброту, заботу.
5. Блок познавания мира («восхищение — скука»). У школьников с умственной отсталостью значительно снижены познавательные потребности и интерес к изучению окружающего мира. Однако есть масса вещей и явлений, которые вызывают у школьников неподдельный интерес, восхищение, удивление, радость.
Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Процедура предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям. Можно выбрать этот тест для диагностики эмоциональных состояний школьников с интеллектуальной недостаточностью, подразумевая, что эмоциональное отношение ребёнка к тем или иным школьным видам деятельности, выражаемое им в цвете, передаёт его эмоциональные состояния, которые он обычно испытывает в традиционных ситуациях учебной деятельности. Испытуемый определяет тем или иным цветом своё эмоциональное состояние, которое он может испытывать в процессе общения со сверстниками, членами семьи, психологом и педагогами. Анализ результатов методики «Домики» позволит определить, какие из видов деятельности, предлагаемые школьнику в учебно-воспитательном процессе, могут быть применимы в качестве методов регуляции его эмоциональных состояний.
Применение данного проективного теста даёт психотерапевтический эффект, который достигается использованием цвета в процедуре исследования. Методика отличается привлекательностью для школьников, вызывает у них интерес, смена заданий предупреждает возникновение утомления.
Цветовая диагностика — это лишь шаг на пути к выявлению особенностей эмоциональных состояний школьников с интеллектуальной недостаточностью. Применение цвето-ассоциативного эксперимента позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации школьников указанной категории.
С целью сопоставления данных, полученных в результате применения цветовой методики, целесообразным является включение в психологическое исследование дополнительных методов диагностики. Наблюдение за эмоциональными состояниями школьника в разных социальных ситуациях необходимо для подтверждения данных проективной методики, объяснения некоторых поведенческих фактов. Важным в ходе обследования является применение беседы на предмет понимания школьником своих состояний, его обоснования выбора того или иного цвета. Целесообразным является использование метода экспертных оценок (опрос, анкетирование педагогов и родителей) и беседы с родителями школьника о том,как проявляются эмоциональные состояния испытуемого дома, в общественных местах. Сведения, полученные в ходе анализа психолого-педагогической документации (дневники наблюдений за учащимися, протоколы ПМПК) позволяют выявить некоторые особенности развития эмоциональной сферы школьника в онтогенезе, объясняют специфику его эмоциональных состояний.
Велиева С.В., Психические состояния детей дошкольного возраста:дис…канд.психол.наук.\С.В. Велиева; Казанский технический ун-т-Казань:2001.-231 с.
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка: практикум по психодиагностике/ О.А. Орехова.- СПб.: Речь, 2002.- 480 с.
Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие/ авт.- сост. Г.А. Шалимова.-М.:АРКТИ, 2006.-232с.
Источник
Диагностический инструментарий для оценки абилитационного и реабилитационного потенциала ребенка дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в области эмоционального развития
Диагностический инструментарий для оценки абилитационного и реабилитационного потенциала ребенка дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в области эмоционального развития
Актуальность диагностирования абилитационного и реабилитационного потенциала ребенка дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в области эмоционального развития.
Инструментарий для оценки абилитационного и реабилитационного потенциала ребенка дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в области эмоционального развития.
Список используемых источников.
1.Актуальность диагностирования абилитационного и реабилитационного потенциала ребенка дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в области эмоционального развития.
2. Инструментарий для оценки абилитационного и реабилитационного потенциала ребенка дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в области эмоционального развития.
Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры эмоционального развития до школьника:
• адекватная реакция на различные явления окружающей среды;
• дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
• широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
• адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
С целью диагностики эмоционального развития детей с ОВЗ, инвалидов специалисты центра используют разные методики изучения эмоционального развития ребенка. В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты.
1. Адаптивная методика Кучеровой Е. В. для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка.
Ц е л ь : получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии ребенка по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми. Методика рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и проводится поэтапно с выполнением трех заданий:
• составление проективного рассказа;
• определение ребенком эмоционального состояния человека;
• работа с картинками.
1.1.Методика «Проективные рассказы»
Для участия в данном задании произвольно отбираются 6 детей группы. Задание проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Я хо- чу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиг- раем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй». Затем ребенку предлагается серия проективных рассказов. Имя ребенка должно совпадать с именем персонажа рассказа. В целом рассказы носят нейтральный характер. Взрослый с помощью интонации поддерживает интерес ребенка к деятельности.
Р а с с к а з 1. Имя ребенка должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение, надел нарядный костюм. А что случилось потом? 7
Р а с с к а з 2. Имя ребенка играет со своим другом в группе. Его позвал к себе воспитатель. А что случилось потом?
Р а с с к а з 3. Имя ребенка завтракает. Вот он уже все съел. А что случилось потом?
Р а с с к а з 4. Имя ребенка обедает. Больше ему есть совсем не хочется. А что случилось потом?
Р а с с к а з 5. Имя ребенка испачкал стол красками. А что было потом? Продолжение рассказа, которое придумывает сам ребенок, фиксируется в протоколе.
Взрослый дает лишь общую оценку продолжениям каждого из рассказов. Они могут носить положительный, нейтральный и отрицательный характер.
Например: «Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом. Начало рассказа (говорит взрослый) Продолжение рассказа (говорит ребенок) Оценка взрослого Саша должен вы ступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом. Потом он вышел выступать и лучше всех рассказал стихотворение. Потом, когда нужно было выступать, он все забыл. Мама расстроилась. Потом дети выступали на празднике, рассказывали стихи.
Положительное окончание рассказа
Отрицательное окончание рассказа
Нейтральное окончание рассказа
После заполнения протокола по каждому предложенному рассказу определяется общее количество положительных, отрицательных и нейтральных продолжений рассказов. Если по результатам опроса более 75 % носят отрицательный характер, это рассматривается как негативное эмоциональное самочувствие ребенка.
Протокол обследования эмоционального состояния ребенка
Фамилия, имя ребенка
Продолжение рассказа ребенком
(положительная +, нейтральная 0,
1.2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»
Для выполнения задания необходимы:
• набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях(радость, грусть);
• набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки);
• набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках – белое пятно;
• набор изображений лиц (веселых и грустных).
1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.
2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций:
а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;
б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) веселое лицо;
в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;
г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо
д)Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает?
Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое.
3.Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид.
Ситуации могут быть следующими:
а) Имя ребенка идет с мамой в детский сад.
б) Имя ребенка с детьми на прогулке.
в) Имя ребенка на занятиях.
г) Имя ребенка играет с детьми в группе.
д) Имя ребенка поет в музыкальном зале.
е)Имя ребенка бегает на физкультурных занятиях.
ж) Имя ребенка играет дома.
Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит ребенка рассказать, почему у персонажа такое лицо. После проведения обследования педагог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений ребенка. Если по результатам эксперимента более 60 % ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия ребенка.
Протокол обследования умения ребенка определять эмоциональные состояния человека
Фамилия, имя ребенка
2. Проективные графические (рисуночные) методы для выявления
эмоциональных особенностей дошкольников.
Выделенные параметры эмоциональной сферы (эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических тестов: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус», «Страхи в домиках», «Дом, дерево, человек». Комплексное применение этих методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу.
При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть пло хо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.
М а т е р и а л ы : лист белой бумаги (20 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик
Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников в рисуночных методиках.
Можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если:
• рисунок начинается с изображения ног и ступней;
• фигура человека на рисунке очень маленькая;
• в рисунке присутствуют облака;
• у нарисованного человека покатые плечи;
• в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).
О положительном эмоциональном фоне свидетельствует выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка. Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций. Однако необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя скорее всего, он достоверен только для правшей, то есть для детей с ведущим левым полушарием.
Об эмоциональной напряженности могут свидетельствовать:
• штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источни- ком негативных переживаний);
• штриховка, выходящая за контуры фигуры;
• стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут свидетельствовать об эмоциональной напряженности ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая деталь);
• предпочтение красных тонов. Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры – показатель чрезмерно нагрузочных, негативных переживаний, связанных с ними.
Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:
• выполнение изображения короткими штрихами;
• наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования;
• изменчивый нажим карандаша;
• отсутствие изображения шеи. Анализируя выполнения ребенком заданий рисуночных методик, можно получить информацию об уровне его самооценки. О высокой самооценке свидетельствуют:
• крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);
• сильный, уверенный нажим;
• длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.
На уровень низкой самооценки указывают:
• расположение рисунка в нижней части листа;
• слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка);
• изображение несоразмерно маленького туловища;
• отсутствие изображения ног.
Показатели противоречивой самооценки (высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах):
• расположение человека в верхней части листа;
• изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значи-мость, превозносить себя в воображении);
• уход от выполнения задания – ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого чело- века, какого хотел бы;
• штриховка ног, преувеличенный размер обуви.
Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прори совки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.
После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация
Протокол обследования эмоциональных особенностей дошкольника
Фамилия, имя ребенка
Особенности при выполнении задания ребенком( последовательность рисования деталей; паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием
3. Анкета-опросник для родителей «Выявление эмоциональной составляющей детско-родительских отношений»
Анкета-опросник для родителей «Выявление эмоциональной составляющей детско-родительских отношений» была разработана Е. И. Изотовой в рамках экспериментального исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста в 1994 г. В 2003 г. анкета-опросник была автором доработана и стандартизирована.
Диагностическая направленность: выявление представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка, индивидуальных особенностях его эмоциональной сферы, а также выявление эмоциональной составляющей детско-родительских отношений
• эмоциональный опыт ребенка (вопросы № 9, 10);
• присутствие у ребенка фактора эмоциональной напряженности (вопрос № 8);
• наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях (вопрос № 16);
• эмоциональное поле ребенка (вопросы № 3, 13, 14);
• эмоциональный (модальный) стиль ребенка (вопросы № 4, 5, 15);
• экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка (вопросы № п, 12).
Вопросы (№ 3, 6, 7, 14, 16, 17) выявляют позицию родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также определяют степень достоверности ответов.
Проведение данной анкеты-опросника может осуществляться в сочетании с беседой для прояснения некоторых позиций родителей, а также инициировать наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка.
1. Ф.И.О., возраст ребенка.
2. Кто из родителей заполняет анкету (мать/отец)?
3. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным (да/нет/не могу сказать)1 Почему?
4. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает: радость, печаль, гнев (злость), страх, обиду, стыд (вину), зависть, отвращение, презрение.
5. Как Вы думаете, что чаще является причиной появления той или иной эмоции у вашего ребенка (ситуация, человек, предмет):
6. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию? (всегда, иногда, никогда)_
7. Как часто (постоянно, по ситуации,редко, никогда) Вы наказываете
В чем чаще всего выражается наказание?_
8. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый?
Не наблюдается ли у Вашего ребенка ярких отрицательных реакций на определенную ситуацию, человека или предмет?
9. Случались ли в жизни Вашего ребенка трагические события (тяжелые болезни, смерть друзей и близких, расставание с ними, развод родителей, стихийные бедствия, несчастные случаи, физическое насилие, нападения и др.)?_
Особенности реакции ребенка на данное событие (шок, истерика, кома и др.):_
10. Какое событие (радостное/печалъное) своей жизни Ваш ребенок
вспоминает чаще всего?_
Какие причины (человек, ситуация, предмет) вызывают воспоминания о нем?_
11. Можно ли по лицу Вашего ребенка догадаться об испытываемых
им чувствах? (всегда, иногда, никогда)_
12. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (да/нет/не
13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам?
14. Принято ли у Вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (да/
нет)_Ваш ребенок похож на Вас в выражении своих чувств и эмоций? (да/нет)_
15. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого
или хорошего настроения Вашего ребенка?_
16. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях
между людьми? (часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда) _
Обращаете ли Вы его внимание на проявления чувств (эмоций) в жизни, литературе, кинофильмах?_
17. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка
Интерпретация результатов анкетирования (качественный и количественный анализ)
1. Качественный анализ
Качественный анализ полученных ответов осуществляется в следующем направлении:
• информация об особенностях эмоционального развития ребенка.
Эмоциональное проживание конкретного события или ситуации различного содержания (радостного, печального, страшного и пр.) является эмоциональным опытом человека. Необходимо обращать внимание на события, которые вызвали у ребенка бурную реакцию. Это может быть эмоциональное возбуждения или заторможенность.
Для анализа необходимо фиксирование наличия фактора эмоциональной напряженности у ребенка, дифференциация симптомов по трем типам эмоциональной напряженности: возбудимость, заторможенность, ситуативная реактивность (вопрос № 8).
Примечание: В некоторых случаях родители считают симптоматику фактора эмоционального напряжения результатом неправильного воспитания в семье. По этой причине их ответы на вопрос № 8 могут быть формальными. По возможности рекомендуем продублировать данный вопрос в беседе.
Для анализа необходимо фиксирование наличия у ребенка представлений о чувствах и эмоциях, а также заинтересованности родителей в формировании данных представлений (вопрос № 16).
Особенности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой является эмоциональным полем человека. Некоторые формы эмоционального реагирования могут быть ситуативного (временного) происхождения и связаны с сильными эмоциональными переживаниями: контрастные изменения эмоционального поля у ребенка диагностируют эмоциональные срывы и потрясения, симптомы поэтапной трансформации — развитие невротизации.
Для анализа необходимо фиксирование способности эмоционального сопереживания и «заражения», гибкости перехода из одного эмоционального состояния в другое (вопрос № 13), интенсивности эмоциональных проявлений (вопрос № 14), а также мнения родителей об «общей эмоциональности» их ребенка (вопрос № 3).
Примечание: Наблюдая за ребенком в повседневной жизни можно получить дополнительные сведения по определению его эмоционального поля
Эмоциональный стиль ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных состояний ребенка, их знака и модальности. Знак эмоциональных состояний дифференцирует эмоциональный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется деконструктивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется «отсутствием» выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение). Наряду с эмоциональным фоном учитывается модальное содержание преобладающих у ребенка эмоций. За основу модального ряда, валидного для детей дошкольного возраста, взят следующий перечень: радость, гнев, страх, печаль, презрение, отвращение, обида, стыд (вина), зависть. Преобладание одной или устойчивого сочетания модальностей позволяет говорить о закрепленном эмоциональном реагировании ребенка. Сочетание знака эмоциональных состояний и их модальности, в совокупности, определяют эмоциональный стиль ребенка.
Для анализа необходимо фиксирование модальности эмоций и частоту их проявлений (вопрос № 4), стимул-факторов, вызывающих определенные эмоциональные состояния (вопрос № 5), форм закрепленного эмоционального реагирования (вопрос № 15).
Примечание: При анализе эмоционального стиля важно исключить ситуативные эмоциональные проявления. Все интерпретационные единицы (знак, модальность, стимул-факторы) должны носить стабильный и продолжительный характер.
Под экспрессивностью понимается мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании. Игровая и коммуникативная деятельность ребенка дошкольного возраста является показателем экспрессивности ребенка . Мимика, ее выразительность в процессе общения с детьми и взрослыми во многом определяют социальный статус дошкольника. При интерпретации различается произвольная и непроизвольная экспрессия. В первом случае анализируются непроизвольные (спонтанные) экспрессивные реакции, во втором — произвольные мимические изменения по требованию.
Для анализа необходимо фиксирование доминирования открытой или закрытой формы экспрессивного реагирования (вопрос № 11, 12), степени произвольной регуляции мимической экспрессии (вопрос № 11).
2. Количественный анализ
Количественный анализ полученных ответов осуществляется по двум направлениям:
• информация о степени участия родителей в эмоциональном развитии ребенка;
• информация об особенностях детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.
Оценивается каждый ответ родителей в соответствии с представленными в таблице баллами (см. таблицу оценки ответов). В результате набранное количество баллов дифференцируется по следующим значениям:
1. Высокая степень участия — от 22 до 27 баллов (самое высокое количество баллов при однозначных ответах на все 18 вопросов);
2. Средняя степень участия — от 18 до 22 баллов;
3. Низкая степень участия — от 0 до 18 баллов.
Присутствие отрицательных значений (-1,-2) при любой комбинации баллов свидетельствует о проблемах детско-родительских отношений на эмоциональном уровне (эмоциональное непринятие или дистанцирование).
Источник