Домики. (Орехова)
методическая разработка
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domiki._orehovava.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Для проведения методики необходимы следующие материалы:
- Лист ответов
- Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:
Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:
Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.
При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.
Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:
с положительным отношением к школе
с амбивалентным отношением
с негативным отношением
Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.
Далее заполняется сводная таблица . Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:
достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)
частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)
недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)
Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.
И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.
Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:
недостаточный (или дезадаптация)
Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:
первоклассников с недостаточным уровнем адаптации
первоклассников с частичной адаптацией
Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.
Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.
Источник
ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ (по О.А. Ореховой)
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Для детей старшего дошкольного возраста
Психологическая диагностика проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми и определяется нормой (не больше 20 минут).При групповом занятии дети рассаживаются по одному. Перед каждым на столе лежат набор цветных карандашей и лист с заданием. Если ребенок при выполнении первого задания выражает желание использовать несколько карандашей и настаивает на этом, нужно отметить, какой цвет он использовал в начале раскрашивания. Этот факт говорит о том, что чувства ребёнка сложны и неопределённы. Групповой вариант проведения методики рекомендован для детей 6-7 лет, индивидуальный — для дошкольников 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetovaya_diagnostika_emotsiy.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ (по О.А. Ореховой) Для детей старшего дошкольного возраста
Психологическая диагностика проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми и определяется нормой (не больше 20 минут).При групповом занятии дети рассаживаются по одному. Перед каждым на столе лежат набор цветных карандашей и лист с заданием. Если ребенок при выполнении первого задания выражает желание использовать несколько карандашей и настаивает на этом, нужно отметить, какой цвет он использовал в начале раскрашивания. Этот факт говорит о том, что чувства ребёнка сложны и неопределённы. Групповой вариант проведения методики рекомендован для детей 6-7 лет, индивидуальный — для дошкольников 5-6 лет. ИНСТРУКЦИЯ ПО РАСКРАШИВАНИЮ Первое задание.
-Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная. Взгляните на карандаши — какие разные красивые цвета! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравиться вам больше остальных? Не смотрите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. КАРАНДАШОМ, КОТОРЫЙ ВЫ ВЫБРАЛИ, РАСКРАСТЕ ПЕРВУЮ КЛЕТОЧКУ. (Дети выполняют задание.) Как красиво получилось!
-ОТЛОЖИТЕ КАРАНДАШ В СТОРОНУ, В ЭТОМ ЗАДАНИИ ОН БОЛЬШЕ НЕ ПОНАДОБИТСЯ. Какой среди оставшихся карандашей вам нравится больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону. И т.д. Необходимо проследить, чтобы дети закрашивали клетки слева направо. Если ребёнок отказывается выбирать другой карандаш, можно стимулировать его следующим образом: «Другим карандашам грустно, потому что их не выбирают». В конце задания полюбуйтесь, какой необычной, разноцветной стала дорожка. Второе задание.
-Посмотрите на лист. На что похожи эти фигуры? (На домики.) Здесь целая улица (10 домиков). Она такая бесцветная, неинтересная, нужно домики раскрасить. Но, прежде чем начинать раскрашивать, послушайте, как правильно это сделать. НА ЭТОЙ УЛИЦЕ В ДОМИКАХ ЖИВУТ РАЗНЫЕ ХОЗЯЕВА. Я СКАЖУ, КТО ЖИВЁТ В КАЖДОМ ДОМИКЕ, А ВЫ ПОКРАСИТЕ ЭТОТ ДОМИК В ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ЭТОГО ХОЗЯИНА ЦВЕТ.
— В первом домике живёт Счастье. Выберите карандаш, цвет которого, как вам кажется, подошёл бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик. Молодцы! КАРАНДАШ НЕ НУЖНО ОТКЛАДЫВАТЬ. ДОМИКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ КАРАНДАШЕЙ, А ИХ ХОЗЯЕВА МОГУТ БЫТЬ ПОХОЖИМИ.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Все слова следует произносить чётко, выразительно (с эмоциональной окрашенностью). Если детям непонятно , что обозначает названное слово, его надо объяснить. Необходимо избегать объяснения через родственное понятия (например, счастье — это радость). Лучше использовать глаголы, прилагательные и наречия, выражающие чувства и настроения.
СЧАСТЬЕ — когда нам весело, всё хорошо получается и мы всем довольны. ГОРЕ — когда у человека случилось что-то плохое и он сильно расстроился. СПРАВЕДЛИВОСТЬ — когда по-честному, поровну, по правилам. ОБИДА — когда кого-то незаслуженно обидели, огорчили, обманули, что-то отняли. ДРУЖБА — когда мы помогаем друг другу, защищаем друг друга. ССОРА — когда кто-то раздружился и ругается. ДОБРОТА — когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный; жалеет тех, кому плохо.
ЗЛОБА — когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо. СКУКА — когда неинтересно, нечего делать, всё надоело, мамы дома нет. ВОСХИЩЕНИЕ — когда мы восхищаемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от этого и мы чувствуем удовольствие. Следует ещё раз напомнить детям, что домиков много и их хозяева могут быть похожими. Значит, цвет домиков может быть одинаковым и карандаш после его использования нужно положить к остальным. После выполнения задания надо похвалить детей, полюбоваться получившейся весёлой улицей. Этим достигаются позитивное отношение к процедуре исследования и психотерапевтический эффект. Третье задание.
-Чтобы выполнить это задание, нужно познакомиться С ОДНТМ ПРАВИЛОМ. НА ЛИСТЕ ИЗОБРАЖЕНА УЛИЦА, НА КОТОРОЙ ЖИВЁМ МЫ. В КАЖДОМ ДОМИКЕ МЫ ДЕЛАЕМ ЧТО-ТО ОСОБЕННОЕ, И В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ЧТО МЫ ТАМ ДЕЛАЕМ, ДОМИК НУЖНО РАСКРАСИТЬ В ПОДХОДЯЩИЙ ЦВЕТ.
-Обозначение домиков: первый — наш детский сад, второй — здесь мы рисуем, третий — здесь танцуем, четвёртый — музей, пятый — здесь поём, шестой — считаем, седьмой — читаем, восьмой — играем, девятый — наблюдаем за природой.
-В десятый домик поселите хозяина и придумайте, что он там делает. Выберите для этого домика подходящий цвет и раскрасьте его.
-Когда закончите закрашивать, пусть каждый тихонько скажет мне на ушко, кто в этом домике живёт и что он там делает. Результаты тестирования анализируют следующим образом. *ХАРАКТЕР РАСКРАШИВАНИЯ. Предпочтение ребёнком тёплых тонов (жёлтый, оранжевый, красный, розовый, красно-коричневый, светло-коричневый) означает внутренний подъём, активность. Он настроен на действие и подвижные игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии. Если ребёнок предпочёл холодные тона (голубой, синий, сине-зелёный, фиолетовый), он склонен к созерцанию, размышлению, его психологическое состояние достаточно стабильно. Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации. Если линии плавные, округлые, то ребёнок ищет «золотую середину», стремиться к цельности и гармонии. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привести их к замкнутости. Если ребёнок, раскрашивая рисунок, выходит за границы его контура, он стремиться к свободе и независимости до упрямства. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для них необходимо «внести» сказку в обыденные дела.Если ребёнок не выходит за контуры рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут, не уверен в себе. Он может стать вечно ведомым, обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.
* ВЫБОР ЦВЕТА. Информация для консультирования — это инверсии, наблюдаемые при выполнении первого задания. Психолог должен насторожиться, если раскрашивание дорожки начинает с чёрного или коричневого цвета, а заканчивает основными (синим, зелёным, красным, жёлтым). Присутствие коричневого и черного в начале цветового ряда может начать негативное отношение к жизни.
* СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. Безошибочно выполненное задание (раскрашивание домиков) Указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость эмоциональной сферы, способность отличать добро от зла. Важно проследить, каким цветом ребёнок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если позитивные социальные объекты он закрасил основными цветами, а негативные — коричневым и черным. Если дети обозначают все объекты одним цветом, это говорит о возможных проблемах в общении и деятельности.
* РЕКОМИНДАЦИИ. Указывается необходимый комплекс коррекционных работ и дополнительных исследований на основании выявленных у ребёнка проблем.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЙ Синий цвет (1) предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в тоже время спокойные и уравновешенные дети. Они эстетически развиты, испытывают потребность в эмоциональном общении. Зеленый цвет (2) предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.
Красный цвет (3) предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто не сдержаны.
Жёлтый цвет (4) предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовы активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию. Этот цвет свидетельствует о том, что у ребёнка хорошее светлое настроение.
Фиолетовый цвет (5) предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Взрослые обращаются с таким ребёнком как с маленьким, умиляются его капризам и строят отношения с ним на принципах гиперопеки. Коричневый цвет (6) предпочитают тревожные в дети, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, страх.
Чёрный цвет (7) отражает негативное отношение ребёнка к себе, активное, резкое неприятие окружающего мира, протест. Если ребёнок отводит этому цвету первое место, он внутренне, скорее всего, согласился с отрицательной оценкой себя, которую часто получает от окружающих («Да, я, плохой»).
Серый цвет (0) связан с инертностью и безразличием ребёнка. Какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в его жизни отсутствует.
ТЕСТ М. Люшера (упрощенный вариант) Психолог выкладывает перед ребёнком цветные карточки, предлагает внимательно рассмотреть их и выбрать одну, цвет которой ему больше всего нравиться. Психолог убирает карточку из поля зрения ребёнка и предлагает произвести аналогический выбор среди оставшихся цветов. Выбор продолжается до тех пор, пока цвета не будут названы. Последовательность предпочтения цветов записывается.
ПРИМЕР. Ребёнок выбрал цвета в следующем порядке Порядок выбора цвета в аутогенной норме Разница между данными показателями СО (сумма) СО больше 20 указывает на преобладание отрицательных эмоций. У ребёнка доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о наличие проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно. СО 18-19 — эмоциональное состояние в норме, поводов для беспокойства нет.
Если среди оставшихся двух-трёх цветов ребёнок не может выбрать лучший (все не нравятся), следует изменить инструкцию и спросить: «Какая из карточек по цвету не нравиться больше всего (имеет самый неприятный цвет) ?». В этом случае ответы надо записывать в обратном порядке, начиная с последней страницы. Процедура ранжирования цветов (от самого приятного до самого неприятного) производится один раз и позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения (СО) от аутогенной нормы. Значение СО рассчитывается по формуле, разработанной А.И. Юрьевым и приведённой в «Кратком руководстве по использование текста М. Люшера» (В.И. Тимофеева, Ю.И. Филимоненко. СПб.: ИМАТОН, 1995).
За аутогенную норму — индикатор нервно-психологического благополучия — был принят определённый порядок выбора цветов — 34251607. Для расчётов СО от аутогенной нормы необходимо сравнить порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребёнка, с их идеальным расположением. С начало вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем полученные разности (их абсолютные величины без учёта знака) суммируются. 3 0 2 1 5 7 4 6
3 4 2 5 1 6 0 7
0 4 0 4 4 1 4 1 0 + 4 + 0 + 4 + 4 + 1 + 4 + 1 = 18
СО 8-0 — преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел, счастлив, настроен оптимистично. Л.Д. ПОСТОЕВА, педагог-психолог СОВМЕСТНАЯ С ДЕТЬМИ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Невозможно представить себе решение задач программы и достижение ее главной цели без нашей совместной с детьми творческой деятельности, без выражения детьми своих впечатлений, мыслей и чувств. которые у них возникают в процессе занятий, и жизни вообще. Часто дети хотят нарисовать или слепить увиденное или услышанное — то, родилось в их воображении, как-то высказать свои впечатления, мысли. Эту возможность необходимо дать каждому ребенку. Причем обмен мнениями, обсуждения, размышления — такой же творческий процесс, как и рисование или лепка. В процессе обсуждения с детьми занятия или увиденного ими в жизни, сочинительства сказок и рассказов, фантазирования, размышление о чем-либо новом, необычном у детей развивается способность индивидуально творчески мыслить. И это имеет огромное значение в становлении творческой личности, потому что творческое воображение и мышление есть основа любого творчества. поэтому мы называем подобную нашу деятельность мыслетворчеством. С этого начинается любой творческий процесс. Для того чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, необходимо наполнить их яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставив равнодушными. В нашей совместной творческой деятельности не должно быть слабых и сильных, умелых и не умелых, талантов и бесталанных — все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим. Дело не в том, чтобы научить рисовать, лепить и т.п., — это не главная наша задача. Ребенок должен с самого раннего возраста почувствовать вкус творчества, полюбить его, мы должны вызвать к жизни его желание творить и это самое главное. Без этого всякое обучение. всяческая техника и технические приемы будут бесплотны, они не будут одухотворены творческим огоньком и принесут желаемых плодов. Причем творить — значит делать что-то по своему. РИСОВАНИЕ Дети любят рисовать. порой они начинают это делать раньше, чем говорить. Как важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести первую формулу образования: «Ты все можешь!»
Первое поощрение требует продолжения. Ребенок растет, а вместе с ним его опыт, потребность создать мир и себя самого. Очень важно, чтобы ребенок поменьше слышал слово «нет!», которое гасит огонек познания. Мы предлагаем как можно раньше познакомить детей с красками, карандашами, восковыми мелками, глиной, пластилином. Все это средства выражения, работа с которыми, и даже игра, помогают приобрести незаменимый опыт. С самого раннего возраста мы разрешаем рисовать по следующим причинам:
Мы убеждены, что детей до семи лет нецелесообразно учить рисовать (в академическом смысле), это приводит к огорчительным результатам: закрепощению личности, неискренности, отсутствию фантазии, воображения, самостоятельного мышления.
«А почему собственно взрослые так спешат уподобить себе детей? Разве мы так уж счастливы и довольны
собой?» (Фридл Диккер-Брандесова педагог, художник).
Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки, но главное — помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту. вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества. Напитывая детей красотой природы, искусства, человеческого благородства мы помогаем им выразить себя в рисунке. Красивая, мелодичная, образная, музыка сопровождает наши занятия. Рисунки в группах получаются яркие, разнообразные, смелые, выразительные. Дети в возрасте 5-6 лет с удовольствием рисуют сюжеты сказок, легенд, изображают свои впечатления, более точно передают свои наблюдения. Здесь мы больше совершаем наблюдений за природой, сравниваем, сопоставляем, а затем рисуем не исключая фантазии и воображения. Ребята в этом возрасте способны заметить большее колличество оттенков разного цвета. ЛЕПКА
Для чего мы лепим с детьми?
Ради процесса, во время которого рождается что-то тонкое, радостное, еле уловимое. Оно рождается внутри каждого из нас, создавая то, что называем атмосферой творчества. Ради этого прекрасного чувства, ради этой тихой и тонкой радости мы лепим. В это время и мы и дети забываем обо всем, от чего-то освобождаемся, очищаемся, а может и оздоровляемся. Для того, чтобы это происходило, мы недолжны ребенку диктовать, запрещать, заставлять — тут же уйдет это тонкое, радостное, ребенок тут же закроется. Что же нам делать, если мы вместе с детьми сели за общий стол, чтобы лепить? Только одно — увлечь их, быть примером. Но для этого мы сами должны и конечно что-то уметь делать. мы предпочитаем единственный метод, когда педагог, воспитатель, увлеченный в творчеством естественно и без всяческого насилия увлекает за собой детей. Дети старшего возраста уже намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов. Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе: необходимо развивать у детей любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представление о форме предметов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве. Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность. Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способам вытягивания из одного куска глины. Ограничивать детей в их стремлении сделать лепку более выразительной за счет выразительных предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и полного изображения формы основных предметов и плотного соединения частей. Если на данном этапе обучения не обращать на это внимания, то дети привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению предметов на подставке, а это будет большим тормозом в развитии дальнейших умений детей и их творчества.
теория и методика изобраз. деят. в дет.саду В.Б. Косминская и т.д., семецветик Ашиков В.И. Ашикова С.Г.
Источник