Диагностика эмоциональной сферы детей минаевой

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ. (В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»

«Психолог в дошкольном учреждении»

(методические рекомендации к практической деятельности)

М., Изд-во «Гном и Д» 2002 год

Скачать:

Вложение Размер
emotsii_testirovanie.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ.

(В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»

Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимике при демонстрации заданной эмоции.

(проводиться индивидуально в двух сериях)

Первая серия: Ребенку предлагается продемонстрировать веселого печального испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.

М — мимика, П — пантомимика.

Вторая серия : Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

М- мимика, П- пантомимика, Пр – персонаж

Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

Изучение выразительности речи .

Ребенку предлагают произнести фразу « У меня есть собака»

Радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.

Обработка данных : Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»

Обработка данных : Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.

(проводиться индивидуально, в двух сериях)

Первая серия . Ребенку предлагают ответить на вопросы:

  • Когда бывает интересно?
  • Когда человек удивляется?
  • Когда человек получает удовольствие?
  • Когда бывает страшно?
  • Когда человек злиться?
  • Когда бывает радостно?
  • Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.

Вторая серия: Ребенку предлагают ответить на вопросы:

  • Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
  • Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
  • Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
  • Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
  • Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
  • Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
  • Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Каждый последующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносят в таблицу.

Обработка данных: Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.

Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния .

(Проводиться индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две- три эмоции )

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных: Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

(Шадринский государственный педагогический институт)

составитель О. М. Попова

Цель: выявить особенности структуры эмоциональной сферы дошкольников

Оборудование: карандаши и стандартные листы для рисования сложенные пополам.

На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «дом» на второй и третьей страницах в вертикальных позициях сверху — «дерево» «человек».

Инструкция : «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше, дерево, дом и человек »

Появляются постепенно: глаза, нос, рот иногда намек на волосы, руки, пуговица (элементы одежды)

Рисунок двух размерный.

Появляется круг, квадрат, прямоугольник, туловище, голова без шеи, ноги далеко друг от друга

В рисунке появляются такие детали, как уши, волосы, шляпа, одежда прозрачна. Женские фигуры разделены в талии.

Уточнение пропорций: ноги сближаются, появляется намек на шею, совершенствуется изображение прически и одежды.

СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ТЕСТА ДДЧ

Рисунок в самом центре листа

Рисунок в верхнем углу листа

Дом- дерево с самого края

Рисунок внизу листа

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СОСТАВИТЬ ОБЩУЮ КАРТИНУ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Это более размытая, чем настроение, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния .

Приподнятое настроение, улыбка, жесты выражающие открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность.

Подавленность, плохое настроение, растерянность. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова, плечи опушены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. Ребенок часто плачет, легко обижается иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.

Т.е. насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир

Богатый и разнообразный эмоциональный мир ребенка, усвоены оттенки эмоций, обучен сдерживанию таких эмоций как плач, крик

Эмоциональные проявления невыраженные, эмоции плоские, односторонние (или плачет или улыбается) или не выражает никаких чувств. Использует крик или плач с целью воздействия на взрослого. Если ребенок вообще не выражает никаких чувств, то это может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.

Незаконченная миеленизация нервных волокон, приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот. Внешне проявляется в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью.

Чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

«Психолог в дошкольном учреждении»

(методические рекомендации к практической деятельности)

М., Изд-во «Гном и Д» 2002 год

СНИМАЕМ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.

Клюева Н.В. доктор пед. наук, психолог

Кряжева Н.Л. психолог

«Управление ДОУ» № 5, 2003 г.

Цель аутотренинга: Помочь педагогу оценить свое психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.

Обстановка: спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени, спокойная, мягкая музыка.

Время: 1-2 раза в день или 1-2 раза в неделю.

«Сеанс психофизической настройки»

Цель: расслабление, оздоровление, нервно-психическое равновесие, через дыхание активизация функций внутренних органов.

Продолжительность 10-12 минут.

  1. Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали… .Выдох удлиняется… после выдоха несколько секунд не дышите. Во время удлиненного выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения.
  2. Мышцы расслаблены, веки опущены. Вам приятно находиться в состоянии покоя Мозг отдыхает, нервы успокаиваются, силы восстанавливаются.
  3. Ваше сознание как мягкое облачко над лучезарным морем. Море красиво, волны катятся, бьются о берег. Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн. Белая чайка в небе спокойно кружит. Пахнет свежестью и морем.
  4. Вы — птица. Ваши крылья- это вера в себя, силу мозга, уверенность и жизнерадостность.
  5. Ваше сердце мерно стучит. Вам легко дышится. Медленно повторяйте следующие фразы: «Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей. Энергия восстанавливается с избытком. Мне становиться все лучше и лучше. Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым, добрым. Я бодр и творчески настроен. Я отдохнул Я полон энергии, я уверен в своих силах и призвании»

Сеанс подходит к концу: «Я считаю с трех до одного.

«Три- сонливость проходит, «два»- я потягиваюсь, «один»- я бодр и полон сил»

Потянитесь. Глубже подышите. Улыбнитесь! Встаньте.

Источник

Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Марина Сергеевна Ловцова
Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Цель: изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

2. Изучение выразительности речи

3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций

4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей

МОУ детский сад комбинированного вида №255 группа №5 (подготовительная.) Возраст детей 6 — 6,5 лет.

Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на мой взгляд, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С. Л.Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л. П.Стрелковой:

• Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

• Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

• Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

• Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из вышесказанного, были разработаны задания для изучения эмоциональной сферы ребенка.

Методики для изучения эмоциональной сферы ребенка

Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций, а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).

Цель: Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.

Ф. И. ребенка Веселый Печальный Испуганный Сердитый Удивленный

М П М П М П М П М П

М – мимика, П — пантомимика

Обработка данных: анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния.

Цель: Изучение выразительности речи

Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.

Ф. И. ребенка Радостно Грустно Испуганно Сердито Удивленно

Обработка данных: делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.

Цель: Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально)

Ребенку предлагаются карточки с графическими изображениями радости, горя, страха, гнева, удивления.Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»

Ответы детей записывают в таблицу.

Ф. И. ребенка Радость Грусть Страх Гнев Удивление

Обработка данных: выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Цель: изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.

Ребенку предлагается ответить на вопросы:

1. Когда бывает интересно?

2. Когда человек удивляется?

3. Когда человек получает удовольствие?

4. Когда бывает страшно?

5. Когда бывает стыдно?

6. Когда человек злится?

7. Когда бывает радостно?

8. Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.

Ф. И. ребенка Ответы ребенка

Обработка данных: оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам.

Ф. И. ребенка Веселый Печальный Испуганный Сердитый Удивленный

М П М П М П М П М П

Ф. И. ребенка Радостно Грустно Испуганно Сердито Удивленно

Ф. И. ребенка Радость Грусть Страх Гнев Удивление

Саша Д. веселое невеселое — злое —

Игорь К веселое грустное — недовольное —

Даша Г. радостное печальное испуганное сердитое —

Ф. И. ребенка Ответы ребенка

Саша Д. 1. когда со мной играют

3. когда мама игрушку покупает

4. когда что-то плохое сделал

6. когда плохие слова говорят

7. когда к бабушке еду. —

Игорь К. 1. когда играю в новую игру

2. когда видит что-то первый раз

3. когда что-то дарят

4. когда всем мешаю

5. когда снится страшный сон

6. когда кого-то ударят

7. когда Новый год или день рождения

8. когда дедушка умер

Даша Г. 1. когда с мамой в театр идем

4. когда что-то плохое сделала и не хочу признаваться

5. когда ветер дует и я одна дома

6. когда обзываются

7. когда с мамой гуляю. —

Анализ результатов проведенной диагностики позволяет сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом дети достаточно легко отличают радость, страх, злость и затрудняются в распознавании горя (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников, удовольствия (всего 30% детей дали правильные ответы, удивления (лишь 20%).

Дети правильно воспринимают графические изображения таких эмоций как злость, радость, грусть и затрудняются с ответом или путают эмоции удивления и страха.

Все опрошенные дети правильно используют мимику при демонстрации таких эмоций как радость, грусть и злость, и только 20% дошкольников – при демонстрации испуга и удивления. При этом дети практически не используют пантомимику при демонстрации заданных эмоций.

Анализ изучения выразительности речи показал, что дети адекватно передают в речи эмоции грусти, радости и злости и не могут предать эмоции испуга и удивления.

Таким образом, наиболее сложными для восприятия и понимания для детей старшего дошкольного возраста являются эмоции удивления, испуга и горя. Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам) и интонации.

1. Необходимо начинать изучение и развитие эмоциональной сферы у детей, начиная с раннего возраста, т. к. для полноценного развития личности важно развитие не только всех познавательных процессов, но и формирование положительного отношения к окружающим людям и действительности.

2. В своей работе психологи ДОУ должны использовать программы, направленные на

• Знакомство детей с основными эмоциями

• Обогащение эмоциональной сферы ребенка

• Понимание и выражение детьми собственного эмоционального состояния и распознавание эмоциональных проявлений других людей по мимике, пантомимике, интонации и пр.

1) Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

2) В. А. Петренко «Страна понимания»

3) Н. Яковлева «Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики ребенка-дошкольника»

4) В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»

3. Рекомендовать воспитателям использовать для занятий с детьми психогимнастические упражнения (этюды на выражение эмоций, игры на развитие эмоциональной сферы («Угадай эмоцию», «Лото настроений» и др.)

4. Привлекать родителей к работе с детьми по развитию эмоциональной сферы

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.

2. Психология эмоций. Тесты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1993.

3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб., 2001

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1998.

5. Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы конференции. / Сост. Т. Тулва. – Таллин, 1982.

6. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990.

7. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции — психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.

Конспект подгруппового занятия по развитию личностной сферы для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный замок» Программное содержание: Коррекционно-развивающие задачи: — помочь ребенку осознать свою индивидуальность, помочь понять, что он, как и.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства» «Эмоции и чувства» Цель: выявить имеющийся у детей запас знаний об эмоциях и чувствах Образовательные задачи: познакомить детей.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Введение Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной.

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через совместную с педагогом деятельность. 1 слайд: Визитная карточка. Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее — специальное образование.

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.

В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.

Взаимосвязь когнитивной сферы и развития речи детей старшего дошкольного возраста Введение Важность этой проблемы обусловливается большим количеством трудностей нынешнего создания. Формирование когнитивной области весьма.

Источник

Читайте также:  Битва при башни радости
Оцените статью