- Диагностика эмоционального состояния ребенка григорович
- Диагностика эмоционального состояния ребенка григорович
- Методическое пособие «Диагностика эмоционального состояния дошкольников»
- ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН деятельности педагога – психолога МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» на 2012 – 2013 учебный год рабочая программа по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
Диагностика эмоционального состояния ребенка григорович
Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также различные диагностические методики.
Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях — в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.
Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.
Представляю комплекс методик,
используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.
Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:
— адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
— дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методика «Выбери нужное лицо»
Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
Методика «Контурный САТ-Н
(Детский апперцептивный тест
Л. Беллак, О. Беллак)
Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального раз вития ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
Источник
Диагностика эмоционального состояния ребенка григорович
МЕТОДИКА «ДВА ДОМА»
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
МЕТОДИКА «ПАРОВОЗИК» (Велиева С.В.)
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников).
МЕТОДИКА «ТРИ ДЕРЕВА» (Э. Клессманн)
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «Три дерева».
Важно, что в тесте «Три дерева» изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным.
Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка.
Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто «приукрашивают» выбираемый образ из-за определенной «лояльности». Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации.
Почему в методике предлагается нарисовать именно три дерева?
Источник
Методическое пособие «Диагностика эмоционального состояния дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41
эмоционального благополучия ребенка дошкольника
педагог-психолог МБДОУ детский сад № 41
Для снижения влияния психотравмирующих факторов на эмоциональное состояние ребенка можно предложить следующее упражнение:
Массируем кончиками пальцев наиболее важные биологически активные точки:
1. Точка – в конце складки между большим и указательным пальцами руки. Массируем точку у основания большого пальца 2-3сек.
2. Точка — в промежутке посередине между бровями, над переносицей( третий глаз).
3. Точка – это макушка. Массируем легким вращательным движением.
4. Точка – под коленной чашечкой. Если положить руку на колено ладонью на чашечку, сомкнув пальцы вместе , то эта точка придется как раз под безымянный палец.
Т.Антонова и Е.Волкова. Предлагаю использовать в своей работе методику «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста», т ест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и диагностику эмоционального развития ребёнка, его привязанностей.
Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Цель : определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Материал : цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.
Порядок проведения : ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.
Далее задаются вопросы.
Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад?
Какого цвета твое настроение?
Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем?
Когда ты видишь своих друзей?
Какое у тебя настроение на занятиях?
Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.
Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.
Особенности выполнения методики . Чем более симпатичен человек или привлекательна ситуация, тем предпочтительнее цвет выбирает ребёнок.
Диагностика эмоционального развития ребёнка, его привязанностей.
1. Часто ли ребёнок плачет? (да, нет)
2. Какое обычно состояние у ребенка? (спокойное, плаксивое, возбужденное)
З. Как долго ребенок остается расстроенным?
4. Чего боится ребёнок?
5. Часто ли ребёнок бывает сердитым, агрессивным?
6. Быстро ли устает ребенок?
7. На кого в семье похож характером ребёнок?
8. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?
9. Как ребёнок относится к детям?
10. Как ребенок относится к животным?
11. Кто чаще воспитывает ребенка?
12.Кого в семье ребенок слушается? (всех, маму, папу, никого)
13. Помогает ли ребенок по дому?
14. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)
15.Существуют ли у ребенка следующие проблемы? (писает в постель ночью, днем, грызёт ногти, сосет палец и другие)
16. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку в том, что ему разрешают или запрещают?
14. Уверен ли ребенок в том, что послушание – его главное достоинство в детском саду?
15. Понимает ли ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?
16. Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?
Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то ребенок в Вашей группе испытывает эмоциональное благополучие, что является основой и физического, и психического здоровья.
Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 16, а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то ни о каком эмоциональном благополучии не стоит и говорить. Вероятно, Ваши дети часто плаксивы, обидчивы или агрессивны, раздражительны? Это результат травмирующей эмоциональной обстановки. Задумайтесь!
Диагностика эмоционального развития дошкольников
(Цветовой тест эмоциональных состояний на основе теста Люшера).
Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представлены на рисунке.
Предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.
Источник
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН деятельности педагога – психолога МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» на 2012 – 2013 учебный год
рабочая программа по теме
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
деятельности педагога – психолога
МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида
«Ромашка» на 2012 – 2013 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_pedagoga_-_psihologa.docx | 23.31 КБ |
anketa_dlya_roditeley.docx | 19.07 КБ |
mnogochislennymi_issledovaniyami_pedagogov_i_psihologov_dokazano.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
деятельности педагога – психолога
МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида
«Ромашка» на 2012 – 2013 учебный год
Задачи педагога – психолога:
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей и создание необходимых условий для их психоэмоционального развития.
2. Развитие у дошкольников психических познавательных процессов и формирование психологической готовности к школьному обучению.
3. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.
4. Осуществление взаимосвязи детского сада и семьи путем более тесного контакта; направление совместной работы на психическое развитие и становление личности детей.
5. Улучшение психологического самочувствия педагогического состава ДОУ путем психотренинговых занятий.
Основные направления работы:
2. Коррекционно – развивающее.
4. Просветительское и профилактическое.
С кем проводится
I младшая группа,
II группа раннего возраста
Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп.
Сентябрь – октябрь. По мере поступления.
Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении.
подготови — тельная к школе группы
Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей. Подведение итогов диагностики.
Средняя, старшая и подготови — тельная к школе группы
Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении (по Л.Г. Григорович, Т.С.Воробьевой), психологи-ческого благополучия в группе.
Индивидуаль – ная, групповая
Социально – личностная диагностика по методикам: «День рождения», «Кактус», «Лесенка» (автор М.А. Панфилова); «Страхи» (автор А.Л. Захаров); «Тест тревожности» (авторы М. Дорки, В. Амен); «Два дома», «Рисунок семьи». Подведение итогов диагностики.
Индивидуаль – ная, по запросу педагогов или родителей
Старшая, подготовитель – ная группы
Определение межличностных взаимоотношений в группах (Социометрия).
Подготови – тельная группа
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе («Учебная деятельность», «Беседа о школе» по
Средняя, старшая, подготовительная группы
Диагностика одаренности детей (Краткий тест творческого мышления Торренса. Фигурная форма). Подведение итогов диагностики.
Проведение психолого – педагогического анализа непосредственно образовательной деятельности во всех группах
Наблюдение по группам
Проведение психолого – педагогического анализа режимных моментов в группах детского сада
Наблюдение по группам
Проведение психолого – педагогического анализа прогулок в группах детского сада
Наблюдение по группам
Психодиагностика личности педагога
По запросам в течение года
Педагоги старшей и подготовитель -ной группы
Анкетирование воспитателей старших групп с целью определения дошкольников в «группы риска»
Анкетирование «Психолого – педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение»
По мере поступления
Анкетирование родителей с целью изучения изменений происходящих с ребенком в ходе адаптации
По мере поступления
Тестирование «А какой вы воспитатель?», «Черты вашего характера», опросник АСВ
По запросам в течение года
Психодиагностика личности родителей
По запросам в течение года
Викторина «Умники и умницы»
Коррекционная и развивающая деятельность
С кем проводится
Психологическое сопровождение процесса адаптации
Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы
Групповые коррекционно – развивающие занятия на развитие познавательных возможностей
1 раз в неделю; октябрь — май
Подготови-тельная к школе группа
Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению
Второе полугодие, 1 раз в неделю
Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально – личностной и познавательной сферах
1 раз в неделю, октябрь-декабрь
Вторая младшая и средняя группы
Проведение дня осенних каникул «День математики»: математический досуг «Необычная прогулка»
Старшая и подготови-тельная группы
Проведение дня осенних каникул: математический КВН «Королевство Математики»
Вторая младшая и средняя группы
Проведение дня весенних каникул «Очумелые ручки»:
— игровое развлечение с использованием конструирования из строительного и природного материала «Чем мы можем помочь ежихе?»
Старшая и подготови-тельная группы
Проведение дня весенних каникул «Очумелые ручки»:
— развлечение с использованием проектной деятельности детей «Город мастеров»
Психотренинговое занятие на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников (открытый показ)
Коррекционно-развивающие занятия, направленные на улучшение психологического самочувствия воспитателей в ДОУ.
В течение года, 1 раз в месяц
Психотренинговое занятие «Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте», «Как общаться с ребенком», «Безусловное принятие».
На родительском собрании по плану педагога
С кем проводится
Педагоги подготови-тельной , старшей группы
Консультации с воспитателями по результатам экспресс – диагностики познавательных процессов
Педагоги средней, старшей, подг. групп
Групповая консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении
Педагоги старших групп
Консультации с педагогами по результатам диагностики эмоциональной сферы
По запросам в течение года
Педагоги старшей и подготовитель-ной групп
Групповая консультация с педагогами по результатам социометрического исследования
Консультация для педагогов: «Механизмы психологической защиты у детей»
Педагоги подг. к школе группы, старшей группы
Консультация «Правила работы с гиперактивными детьми»
Медико – психолого – педагогический консилиум по вопросам адаптации детей в детском саду
Медико – психолого – педагогический консилиум по результатам диагностики психологической готовности к школе
Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам
Групповая консультация для родителей младшей группы «Мой малыш пошел в детский сад»
Младшая, средняя, старшая подготовит. группы
Индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития и эмоциональной сферы ребенка
По запросам в течение года
Старшая, подготовит. группы
Консультации «Выстраивание отношений с гиперактивным ребенком»
Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком, имеющим ЗПР
Индивидуальные консультации по результатам диагностики психологической готовности детей к школе
Консультация «Как подготовить ребенка к школе»
Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения
Психопрофилактическая и просветительская деятельность
С кем проводится
Педагоги всех групп
Оформление информационно – просветительской папки «Странички психолога»:
Выдача книг психологической библиотеки
Педсовет: выступление на тему: «Современная семья-какая она?»
Участие в семинарах, педсоветах, проводимых в детском саду.
по запросам в течение года
Оформление СТЕНДОВ «Уголок психолога» по темам:
-Как обратить внимание на хорошее поведение или конструктивные действия ребенка.
-Мальчики с Марса, девочки с Венеры.
-Сказка в жизни ребенка.
-В стране фантазий.
Оформление информационно-просветительской папки «Советы психолога» на актуальные темы в соответствии с ВО дошкольников.
Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах.
По запросу в течение года
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок впервые начинает посещать дошкольное учреждение. Он попадает в новую для него обстановку, в большой детский коллектив, сталкивается с незнакомыми для него взрослыми. Для того чтобы переход вашего ребенка в новые условия был более безболезненным, просим ответить на следующие вопросы:
Подчеркните, какое из перечисленных настроений преобладает?
— быстрое (до 10 мин);
-с дополнительными воздействиями;
-без дополнительных воздействий.
г) продолжительность сна:
— не соответствует возрасту.
Как засыпает ваш ребенок?
Что вы делаете, чтобы ребенок уснул?
Какова длительность сна?
Отношение к высаживанию на горшок:
Как ваш ребенок относится к этой процедуре?
-просится на горшок;
-не просится, но бывает сухой;
-не просится и ходит мокрый.
Сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д.
Проявление познавательных потребностей
а) в повседневной жизни:
-проявляет познавательные потребности;
б) дома и в новой обстановке интересуется игрушками, предметами:
Любит заниматься, внимателен, активен, усидчив:
-проявляет интерес, активность;
Инициативность в игре:
а) умеет сам себе найти дело:
б) фаза подготовки игры:
-с помощью взрослого.
в) проявляются элементы воображения:
Инициативность во взаимоотношениях с взрослыми:
-вступает в контакт по своей инициативе;
-сам не вступает в контакт.
Инициативность во взаимоотношениях с детьми:
-вступает в контакт по своей инициативе;
-сам не вступает в контакт.
-доводит начатое дело до конца;
Самостоятельность в игре:
-умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого;
Социальные связи с взрослыми и детьми:
а) идет на контакт с взрослыми:
б) вступает в контакт с детьми:
Наличие опыта совместной деятельности с взрослыми:
Уверенность в себе:
Адекватное отношение к оценке взрослыми деятельности ребенка:
Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница ):
-перенес разлуку сравнительно легко;
Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых (К кому именно?):
Анкета для родителей
Дата заполнения: _____________________________________________________________
Фамилия, имя ребенка: ________________________________________________________
Дата рождения: _______________________________________________________________
Ф.И.О. матери: ________________________________________________________________
Ф.И.О. отца: __________________________________________________________________
Жилищные условия: ___________________________________________________________
Телефон: домашний: ___________________________; рабочий: ______________________
Сведения о родителях
Возраст матери: ____________________________; отца: _____________________________
Состояние здоровья матери:
б) страдает заболеваниями:
— частые простудные и воспалительные заболевания;
Состояние здоровья отца:
б) страдает заболеваниями:
— частые простудные и воспалительные заболевания;
Образование : матери: ___________________________ ; отца
Профессия : матери: ___________________________ ; отца
Состав семьи (проживают вместе с ребенком):
Семья распалась (да, нет ), когда ребенку было лет
У ребенка не родные (мать, отец) (подчеркнуть).
Взаимоотношения в семье: хорошие, холодные, напряженные, частые ссоры.
Сведения о ребенке
Каким по счету родился
— лежала на сохранении;
— нервные потрясения во время беременности;
— частые простуды с высокой температурой.
Ребенок болел: редко /часто, легко /тяжело, с осложнениями.
Состоял/состоит на учете у врача: инфекциониста, окулиста, отоларинголога, ревматолога, невропатолога, психоневролога, аллерголога, дерматолога, хирурга и др.
Физическое состояние ребенка: хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.
Аппетит: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный.
Перечислите продукты, вызывающие аллергию, если есть такие:
в) бывают ночные страхи, во сне говорит, ходит.
д) бывает сонлив днем.
Утомляется: часто/редко, от общения, от физических нагрузок.
Частые жалобы: головная боль, повышенная потливость, повышенная обидчивость, плаксивость, страхи.
Индивидуальные особенности: привычка сосать соску, заикание, мочиться днем/ночью, памперсы, обмороки и др.
Спасибо за внимательное заполнение анкеты!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Сернурский детский сад общеразвивающего вида « Ромашка»
Методы и формы, направленные на развитие
собственной внутренней активности ребенка
Консультация для педагогов
Рукавишникова Л. Г.
Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и зону интереса.
Существуют методы активизации детей:
1.Метод творческих заданий.
Цель: стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность).
2.Метод развивающего дискомфорта.
Цель: стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность).
3.Метод экспериментирования в исследовательской ситуации.
Цель: стимулировать активно-преобразующую деятельность ребенка (поисково-познавательную активность).
Доказано, что игра-единственная сфера жизнедеятельности, в которой ребенок может проявлять собственную внутреннюю активную позицию. Поэтому в практику, наряду с методами активизации, внедряют и нетрадиционные формы организации игровой деятельности:
-«Бизнес-класс» для дошкольников-сюжетно-ролевую игру «Банк», направленную на развитие социальной активности;
-пространственную игру, реализующую потребность в движениях;
-режиссерскую игру, развивающую личностную активность с учетом индивидуально-типологических особенностей;
-игру-соревнование, направленную на формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения;
-игры по созданию образов с элементами ряженья и грима, способствующие развитию творческой активности.
Таким образом, все игры и методы ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества- основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.
Метод творческих заданий
При организации изобразительной деятельности используется творческое задание «Нарисуй не так, как я»
Цель: выполнить задание отличным от образца способом.
Педагог собирает вокруг себя детей и на чистом листе бумаги графически изображает хорошо известный предмет, например, елочку. Затем дается инструкция: «У меня есть елочка, вот такая. Нарисуйте как можно больше елочек, не похожих на мою». Детям раздаются листы чистой бумаги и простые карандаши. Время не ограничивается. Каждый ребенок рисует столько, сколько захочет. Когда все рисунки готовы, педагог совместно с детьми анализирует каждый из них.
Для более интересного выполнения творческого задания поэтапно включается элемент соревновательности.
Первый этап . Дается инструкция после демонстрации образца педагога: « победит тот, кто нарисует как можно больше необычных елочек. Время ограничивается. В конце проводится анализ каждого рисунка, количество оригинальных елочек подсчитывается в баллах.
Второй этап. Проводится среди детей, набравших наибольшее количество баллов (от 6-12 оригинальных изображений). Время сокращается. Задание усложняется: «Победит тот, кто нарисует как можно больше необычных солнышек». Трудность в том, что солнышко единственное в своем роде и вариантность его изображения достаточно мала, т.е. детям наряду с творческой задачей приходится преодолевать зону трудностей и тем самым стимулировать собственную поисковую активность.
После выполнения задания определяются три победителя с самым большим количеством оригинальных изображений, которые награждаются сладкими призами перед всей группой. Обязательно следует поддержать оставшихся детей: «У нас есть победители, но все участники соревнования очень старались и в следующий раз снова смогут попробовать свои силы». Такой прием стимулирует не только творческую, но и личностную активность, желание в дальнейшем добиваться лучших результатов деятельности.
Творческое задание можно усложнять путем:
— изображения простых предметов, имеющих малую вариативность в окружении, например, солнышка, цыплят в различных эмоциональных состояниях;
— увеличения количества образцов, предлагаемых детям, например, показать не один, а два, три образца;
— выполнения задания разными способами, например, с использованием цвета, разнообразных изобразительных материалов.
Результат – преодоление у ребенка стереотипов по отношению к другим, к себе, а также получение положительных эмоций.
Метод развивающего дискомфорта
Цель метода – стимулировать поисковую активность ребенка через создание ситуации затруднения.
Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации.
На творческом занятии по изобразительной деятельности дети садятся подгруппами (по 5-6 чел.) за два стола. Им предлагается следующий материал: чистая бумага, краски, цветные карандаши, природный материал. Создается проблемная ситуация – нарисовать малознакомый предмет: изобразить любыми средствами креветку, кальмара, хлебоуборочный комбайн, газонокосилку и т.д. В общем, ребенок имеет представление об этих вещах, но они у него недостаточно четкие. Поэтому сначала возникает ситуация тупика и непонимания. Затем включается собственная поисковая активность ребенка.
Кроме этого, нет опоры на наглядный образец, не проводится подводящая беседа со словесным описанием, не даются определенные способы выполнения задания, нет поэтапного инструктирования и оценивания возможных стратегий поведения ребенка в данной ситуации.
Таким образом, ребенок находится в ситуации самостоятельного поиска и выбора как самого изображения, так и способов выполнения задания.
В процессе рисования дети перенимают опыт друг друга, если не уверены в правильности своих представлений о заданном предмете. Например, кто – то из детей знает, какими бывают кальмары, и обсуждают эту информацию с другими. Каждый для себя делает вывод, как его изобразить. Результаты работы в данный момент не важен, даже если ребенок просидел все занятие в поиске и не выдал конечного продукта. Если поисковая активность включена, он будет пытаться добыть информацию об этом предмете дома, в книгах, по телевизору, у родителей и т.д.
На следующем занятии педагог интересуется у детей: «Кто что узнал нового?» Предлагается познавательный материал: видеозапись, литература, репродукции и т.д. После этого задания дается повторно, и дети рисуют с учетом полученного опыта.
Таким образом, результат работы – не создание рисунка, а возникновение поискового поведения ребенка. В процессе данной деятельности активизируется речевое и коммуникативное взаимодействие детей в подгруппе.
Метод экспериментирования в исследовательской ситуации
Данный метод способствует развитию познавательной активности детей, стимулирует их воображение, включает в творческую деятельнось.
Предлагается свободная деятельность экспериментирования по собственному усмотрению детей с заданными предметами.
Цель : активизировать внутреннюю исследовательскую позицию каждого ребенка.
Форма организации: свободная, без регламентации и отслеживания взрослым промежуточных результатов, может быть ограничена во времени.
Свободная деятельность экспериментирования ставит перед ребенком следующие задачи:
-самостоятельно определить цель и способы действия (манипуляция, модификация, операция, соотнесение и т.п.);
-отследить собственные результаты и соотнести с ними действия;
— зафиксировать конечный продукт (им может быть и новый способ действия, и новый достигнутый эффект).
1. Продумывается предметно-пространственная среда для подгруппы детей из 6-8 чел. ( можно брать две подгруппы одновременно ) . На столе располагается набор неоформленных и неопределенных предметов с разнообразными функциями и способами применения.
Стандартный материал для исследования: миска с водой, емкости с песком, землей, природный материал ( камушки, желуди, шишки, ракушки, веточки разной длины ), вата, бумага разной фактуры, пластилин, коробки разного размера и формы.
Необычный материал, стимулирующий интерес: например, две коробки из-под конфет. Одна завязана красивой ленточкой ( внутри мох ), а другая завернута в газету, обмотана нитками ( внутри конфеты ); пакет с вареными овощами и фруктами, конфетами-«пустышками» и т. д.
Материал с зоной затруднений: например, коробка с пластилином заклеена скотчем; необычные привлекательные предметы в пакете, завязанном на узел; отсутствие материалов для соединения предметов; одни ножницы на всю подгруппу; неприятные на ощупь предметы ( клейкие, скользкие и т.д.) .
Такой подбор материала стимулирует познавательно-поисковую активность детей.
2. Задание может быть сформулировано в двух целевых установках:
1) «Сделайте из этого что-нибудь». Результатом будет считаться определенный конечный продукт;
2) «Придумайте, что с этим можно сделать», здесь конечного продукта может не быть, а целевой акцент делается на изобретение способа действия с заданными предметами.
3. Детям предоставляется время для свободного экспериментирования (20-25 мин). Взрослый не принимает участия в процессе, даже если дети обращаются к нему за помощью. По ходу деятельности педагог может несколько раз акцентировать внимание на целевой установке для удержания поставленной задачи.
4. В конце деятельности, если установкой был предусмотрен продукт, проводится обсуждение, и каждый ребенок рассказывает, что он сделал. Если целью было изобретение различных способов действий, анализ с детьми не проводится, а подводится общий итог: «Если вам было интересно, в следующий раз мы еще вернемся к этой деятельности».
Результатом можно считать получение новой информации о свойствах объектов, возникновение вариативных способов действий с ними, собственную поведенческую активность ребенка.
Движение как способ жизни ребенка.
Пространственная игра дошкольников
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о дефиците двигательной активности детей и необходимости повышения ее роли в их развитии (В. Н. Артамонов, Е. В. Журавлева, Р.Г. Мотылянская).
Через спонтанную двигательную происходит стимуляция и самоактивизация всех психических функций (Н. А. Бернштейн, П. К. Ахонин, Е.П. Ильин), именно поэтому в детском саду родилась идея организации пространственных игр детей.
Пространственная игра относится к свободной деятельности. Ее главная цель -само движение ребенка в пространстве и реализация собственной двигательной потребности.
Создается свободное неорганизованное пространство (комната) и дается возможность детям действовать с ним по своему усмотрению.
Обязательно наличие в нем большого количества неоформленных предметов крупного размера, которые ребенок может свободно перемещать и трансформировать. Предметное наполнение следующее: легкие мягкие модули разного размера и формы, домик и лабиринты – трансформеры из модулей, раскладной домик и труба из ткани, сухой бассейн и маты из поролона, коврики, куски тканей больших размеров, прямоугольной и круглой формы.
Пространство должно быть абсолютно свободным и неструктурированным. Предметы должны находиться в комнате, сложенные наподобие конструктора. Они также могут варьироваться на разных занятиях (часть убираться, новая часть вноситься).
Педагог перед началом игры дает следующую установку: «Вы можете поиграть в этой комнате, как хотите и чем хотите. Но есть одно правило: не мешать и не делать больно друг другу. Нарушивший это правило выходит из игры.
Дети свободно перемещаются в пространстве, действуют с предметами: передвигают, перекатывают, залезают, подлезают, перепрыгивают, создают постройки и т.п.
Время условно не ограничено: от 10 – 15 минут в младшем возрасте, до 20 – 25 минут – в старшем.
По ходу игры педагог не вмешивается в ее процесс. За 5 мин до окончания игры необходимо предупредить об этом детей. В конце игры наводится порядок. Оценка действий детей и анализ не проводятся.
Пространственная игра процессуально может иметь несколько различных характеров протекания:
— освоение и трансформация пространства;
-строение как предметная деятельность;
— создание зон релаксации;
Пространственная игра заложена в самой природе ребенка и не требует дополнительных инструкций и пояснений. Результат игры — само движение, перемещение, постоянно изменяющаяся реорганизация пространства, требующая как внутренней, так и внешней согласованности усилий от каждого ребенка.
Создание игровых образов детьми
Создание игрового персонажа
Цель данной работы — расширить опыт ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым. Ребенок в паре принимает роль инициатора и руководителя действия, а взрослый намеренно «спускается» в пассивную позицию.
Формы организации : парная работа ребенка и взрослого. Может проводиться в виде творческой лаборатории для педагогов, психологов или семейного клуба для родителей.
Совместная деятельность по созданию образа решает следующие задачи:
— ребенок получает опыт и возможности перевоплощения;
— происходит реализация его собственных чувственных переживаний;
— развивается умение выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности;
— открывается новая позиция взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым.
Для организации данной работы необходимо свободное помещение с зеркалами в полный рост ребенка. Для создания образа необходим следующий материал: индивидуальные столики по количеству пар-участников. На каждом столе грим (обязательно), бумага для эскиза, ножницы, степлер, нитки с иголкой, скотч. Общий стол: бумага разного цвета и фактуры, старые детские костюмы и куски тканей, которые можно разрезать; ленты, веревки разной длины, мелкие украшения.
Педагог (ведущий) дает инструкцию детям : «Сегодня мы отправляемся в необычную страну, где можно превратиться в кого хотим. А ваши родители (педагоги) помогут вам в этом. Пусть каждый сейчас придумает свой образ, кем бы он хотел стать».
Инструкция дается родителям (педагогам): «Ваша задача помочь ребенку воплотить задуманный образ так, как хочется ему. Постарайтесь не навязывать своих мнений и представлений, а остаться на равных позициях. Вы обговариваете образ (можно создать эскиз), а затем воплощаете его. Сначала создается костюм, а грим на лице завершает образ. Брать можно приготовленные материалы (резать, сшивать, склеивать, украшать). Полный простор для творчества. Главное – это идея ребенка, сегодня он ваш руководитель».
Совместная работа по созданию образа. Каждая пара выбирает себе столик для деятельности. Ребенок объясняет взрослому, кем он хочет быть и как должен выглядеть его персонаж. Замысел воплощается в нескольких этапах:
— работа с гримом. Взрослый помогает ребенку перевоплотиться и ощутить себя другим. Грим на лице – эквивалентен «маске», за которой ребенок может чувствовать себя более уверенно;
— создание костюма. Ребенок придумывает, как будет одет персонаж. Обговаривают основные элементы костюма (например, корона, плащ, платье), вместе рассматривают имеющиеся материалы и решают, из чего это можно сделать.
— интервью. Ребенок должен представить и обозначить свой образ в словесном плане – составить рассказ. Педагог (ведущий) знакомится с каждым персонажем и берет у него интервью. Примерные вопросы могут быть такими: «Кто ты? Где живешь? Откуда к нам прибыл? Зачем? Что умеешь делать? Чем любишь заниматься? Есть ли у тебя друзья? Какая твоя самая заветная мечта?»
После составления рассказа результат должен быть обязательно зафиксирован в виде индивидуальных фотографий каждого персонажа и в конце – совместной (все персонажи с родителями). Затем в детском саду проводится фотовыставка «Создание образа».
Презентация игрового образа проходит в музыкальном зале. Родители и дети рассаживаются, а педагог (ведущий) сообщает: «Как много необычных героев приехало к нам из далекой страны превращений. Давайте познакомимся с ними. Встречайте». Далее он по очереди представляет каждый персонаж. Ребенок выходит к зрителям, зачитывает свой рассказ; звучит торжественная музыка и он проходит перед всеми, отражая походку, характер, настроение своего героя. Когда все персонажи представлены, они еще раз приглашают на «сцену», и педагог (ведущий) вносит необычную шкатулку со сладкими угощениями для детей. Можно устроить в конце небольшую дискотеку или чаепитие в группе.
Результатом данной работы для детей будут считаться: возможность проявить фантазию, творческое воображение, выразить себя через образ, получить удовольствие от совместной со взрослым как равным партнером по общению. Для родителей и педагогов такая деятельность помогает ближе узнать и увидеть своего ребенка, почувствовать особенность его и собственного внутреннего мира, ощутить возможность создания доверительных отношений в процессе совместной работы.
Игра – фантазирование «Кто ты?»
Цель: развивать творческое воображение ребенка через создание ( с помощью ряженья и грима ) и презентацию игрового образа.
Форма организации : самостоятельное придумывание образа детьми.
Создание предметной среды: грим, разнообразные элементы костюмов (шапочки животных, жилетки, юбки, плащи, платки), любые игровые атрибуты.
Игра может проводиться с целой группой, подгруппой детей. Педагог сообщает: « Сегодня мы с вами попали необычную страну превращений. В ней вы можете превратиться в кого захотите. Подумайте, кем бы вы хотели быть? А помогут вам в превращениях волшебный сундук (с элементами костюмов и мелких игровых атрибутов) и волшебная шкатулка ( грим )».
Работа по созданию образа во внешнем плане
Дети делятся по желанию на участников и зрителей ( обязательно ). Все участники проходят в недоступную для зрителей часть помещения ( н-р, за ширму ) и приступают к созданию собственного образа. Важно, чтобы персонаж каждого был сюрпризом для других. Педагог ни в коем случае не должен навязывать своих представлений об образе, задуманном ребенком. Он может оказать небольшую помощь в изготовлении костюма (завязать, пристегнуть и т. д.), если ребенок обращается за ней.
Обозначение образа в словесном плане
Когда все игровые образы готовы, педагог нацеливает детей на придумывание рассказа о себе «Кто ты?». Затем он объявляет зрителям: « Из сказочной страны превращений к нам прибыли необычные герои. Кто они такие, мы сейчас узнаем, когда они нам расскажут о себе, а вы можете задавать им свои вопросы».
Некоторым нелегко удается составить рассказ, поэтому педагог может помогать наводящими вопросами: «Кто ты? Откуда прибыл? Где живешь? Чем любишь заниматься? Есть ли у тебя друзья?» и т. д. В дальнейшем составление таких рассказов можно включать как часть в занятия по развитию речи.
Режиссерская игра «Построй свой мир»
Игра создана для осуществления собственных замыслов в режиссерских постройках. Ребенком создается мир как система, в которой:
— элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой;
— в них прослеживаются причинно-следственные связи, которые представляют единую замкнутую систему.
Ребенку предлагается мелкий игровой материал, расположенный на открытых полках в съемных пластиковых лотках. Все предметы на открытых полках в съемных пластиковых лотках. Все предметы группируются, чтобы облегчить детям выбор необходимого для создания собственного мира.
Выделяются следующие группы:
— обычные люди (небольшие куклы людей разных возрастов, в том числе национальные);
— необычные люди (роботы, персонажи современных мультфильмов);
— воины и военное снаряжение (солдаты, ковбои, индейцы, оружие, танки, пушки т.д.);
— домашние животные ( сельскохозяйственные и собственно домашние);
— дикие животные (в том числе некоторые насекомые увеличенного размера, чтобы они напоминали монстров, а также доисторические);
— мебель (кукольного размера);
— предметы домашнего обихода (тарелки с едой, кухонная утварь, вазы, часы, телевизоры, горшки с цветами, украшения, посуда и практически все, что можно представить у себя дома);
— элементы улицы (тротуары, фонарные столбы, дорожные знаки, светофоры);
— изгороди, деревья, транспорт (легковые автомобили, грузовики, мотоциклы, полицейские, пожарные машины, «скорая помощь»);
— поезда, пароходы, самолеты (в том числе полицейские, военные, а также вертолеты);
— здания (церкви, дома, архитектурные детали – маленькие и без соблюдения масштаба, но дети обычно не обращают на это внимания).
Кроме того, разнообразные предметы – заместители: природный материал (камушки, шишки, палочки, ракушки), мелкий конструктор (брусочки, дощечки разного размера, строительные блоки), бусины, кусочки тканей и т.д. Таким образом, ребенок имеет возможность создать собственное отражение недостающего предмета.
Для работы потребуется два стола, желательно круглой формы. Все дети делятся на две подгруппы (не более 5-6 чел.), каждая из них работает за своим столом.
Детям предлагается рассмотреть все лотки с предметами. Если они пытаются играть с ними, их останавливают. Этот запрет сохраняется на протяжении всей деятельности.
Создание миров может быть свободным и тематически заданным. В зависимости от этого даются инструкции: «Создай свой мир, такой, как ты захочешь» ил «Вы будете создавать детский городок, такой, какой хотите».
Тематика миров: природный – «В мире животных», «Мир насекомых», «Водный мир», «Мир растений»»; социальный – «Детский сад», «Моя группа», «Детская площадка», «Детский городок», «Детский парк»; необычный – «Мир после катастрофы», «Мир после наводнения», «Подземный мир», «Мир на другой планете».
Дети выбирают из предложенного материала предметы, нужные им для сотворения мира, с их помощью выстраивают его на столе. Время не ограничено. Ребенок воплощает свою идею без вмешательства со стороны взрослого. Очень важно значимость самой ситуации.
Составляется полный или частичный рассказ ос своем мире: ребенок может рассказать то, что хочет, или может отказаться от рассказа. Педагог может задавать ребенку вопросы о происходящем в мире: «Что есть в твоем мире? Что происходит здесь? (Указывает на конкретную сцену.) Что делает персонаж? А что будет потом?» и т.п. Благодаря этому ребенок осмысливает свою работу, взаимосвязи между отдельными элементами мира.
Результат должен быть обязательно сфотографирован . Фотография окончательного варианта мира, созданного ребенком, служит памяткой о его живом и динамичном творении. С ее помощью в дальнейшем можно делать отметки о происходящих в нем изменениях. К тому же ребенок ощущает удовлетворение от ценности созданного им мира и нашего желания сохранить о нем память.
-деление всех участников игры на две команды, которые соревнуются в выполнении заданий;
— ограничение во времени ( 25-30 мин ) .
Четко продумать предметно-пространственную среду. Необходимо свободное помещение, в котором дети могут двигаться без препятствий и задержек во время выполнения заданий.
Соревновательные мотивы могут быть:
— личностными, когда каждый ребенок зарабатывает фишки за выполнение заданий только для себя, а по их количеству определяется игрок-победитель;
— командными, когда за правильно выполненное задание очко получает вся команда, и по их количеству выявляется команда-победитель;
-личностно-командными, здесь реализуются как личностные, так и групповые мотивы: каждый ребенок по ходу игры зарабатывает фишки для себя, но затем очки всех игроков одной команды складываются, подсчитываются, и по их общему количеству выявляется команда-победитель.
Соревновательные задачи могут быть также личностными и командными. Игра начинается с деления команды: с помощью считалки, по симпатиям детей, могут быть команды мальчиков и девочек, а также педагог может сам спланировать деление по индивидуально-типологическим особенностям детей, степени их активности, используя раздаточный материал двух видов.
Игры-соревнования могут проводиться в рамках одной деятельности:
-развивающей с интеллектуальными заданиями;
— речевой с заданиями дидактического характера;
-познавательной с различными вопросами, заданиями на обобщение, классификацию предметов;
-двигательной с индивидуальными заданиями и в парах.
Подсчитывается общее количество фишек и определяются победители. Проводится награждение. Медали за первое и второе места даются всем участникам, а вот приз получает только победившая команда. Здесь решается личностная задача: формирование умения переживать опыт неудач.
Педагог может вводить и индивидуальные призы с целью поднять личный статус ребенка с низкой самооценкой или отметить какие-либо качества, проявленные в ходе игры: находчивость, целеустремленность, организованность, самостоятельность. Можно награждать самую дисциплинированную, самую дружную команду.
Источник