Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика»
Наталия Зайцева
Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика»
Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика«
Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками, но о работе не забываем. Хочу напомнить вам очень важную проблему. Познакомить Вас с диагностикой и профилактикой эмоционального выгорания педагогов. Информация будет полезна психологам, методистам и всем педагогам ДОУ.
На протяжении последних лет остро встала проблема психологического здоровья педагогов и, как основная часть-эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» следует понимать синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Возникает он как следствие накопления негативных эмоций. У педагогов снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм. Из этого следует, что психологическая поддержка педагогов ДОУ является одной из важных сфер в работе психолога ДОУ.
Факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания:
-специфика профессиональной педагогической деятельности, которая характеризуется наличием высокой эмоциональной загруженности.
-необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье детей,
-.однополый состав коллектива,
— наличие конфликтов по вертикали и горизонтали,
-низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование выбранной профессией.
Симптомы эмоционального выгорания :
• пессимизм, апатия, депрессия;
• напряженность в отношении к людям;
• заниженная самооценка, негативное восприятие себя,
• психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства);
Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, следует ознакомиться с известным тестом на выявление эмоционального выгорания. Тест позволяет определить степень выгорания.
«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
Просим Вас ответить на приведенные вопросы,используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка и интерпретация результата
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
• «никогда» – 0 баллов;
• «очень редко» – 1 балл;
• «очень часто» – 5 баллов;
• «каждый день» – 6 баллов.
• «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
• «Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
• «Редукция личных достижений» (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов,). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.
Профилактика эмоционального выгорания:
1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте эмоции и обсуждайте их.
2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
3. Обсуждайте ситуацию «здесь и сейчас»
4. Необходимо побыть некоторое время в одиночестве.
5. Будьте внимательны к себе и своим эмоциям: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
9. Не ищите в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Способы саморегуляции для снятия эмоционального напряжения:
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Необходимо представить, что вы — глыба льда.Напрягите все мышцы вашего тела по очереди: ладони, плечи, шею, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Заморозьте себя в этой позе. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Постепенно расслабляйте все мышцы. Запомните ощущения в состоянии расслабления.
Цель: Стабилизация эмоционального состояния.
Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по горе, а, выдыхая — съезжаете с нее. Повторяйте несколько раз.
Цель: снятие мышечных зажимов
Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросьте, руку расслабьте. Проделать такую процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Описание:Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Представьте, что на ваше лицо садится комар. Он садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза.Ваша задача в упражнении: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.
Любите себя и будьте в гармонии с самим собой.
Консультация для воспитателей «Праздники в ДОУ» «ПРАЗДНИКИ В ДОУ». (по программе «Ладушки»). Консультация для воспитателей. Яркие, радостные праздники оставляют в душе ребенка неизгладимый.
Консультация для воспитателей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Составитель: Жаровских Екатерина Геннадьевна Болезни.
Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.
Консультация для воспитателей «Профилактика простудных заболеваний в ДОУ» Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности ребенка. Не смотря на усилия педагогической и врачебной.
Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ» Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ» Тестопластика – это один из видов художественного творчества, популярный способ создания.
Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.
Почему происходит эмоциональное выгорание педагога 25.09.2017. авторы Евстафьева С. А. Кушнерева Г. Ю. Проскурникова Е. А. Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального,.
Консультация для педагогов «Профессиональное выгорание» Профессиональное выгорание Введение В настоящее время во всех развитых странах, в том числе и в России актуальной.
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 79 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.
Тренинг «Эмоциональное выгорание» Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста и его профилактика 1. Упражнение «Приветствие» Цель: приветствие.
Источник
Диагностика психоэмоционального состояния педагогов
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
В материале представлены различные методы диагностики психоэмоционального состояния педагогов, необходимые для составления списка участников занятий по музыкотерапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_prilozhenie_1.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика психоэмоционального состояния педагогов .
Личностная шкала проявлений тревоги.
Опросник предназначен для измерения уровня тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 минут.
1.Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически, я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более, чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Моё материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я – человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Порой мне кажется, что мне не верят, что я болен.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Ожидание всегда нервирует меня.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельсвующих о тревожности.
Каждый ответ «да» на высказывания 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50 и ответ «нет» на высказывания 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 оценивается в один бал.
Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов – о низком уровне тревоги.
Оценка нервно-психической предрасположенности педагога
Методика предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов позволит уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.
Предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому долго их обдумывать не нужно. Если ответ затруднителен, его нужно просто пропустить. На выполнение задания отводится 30 минут.
- Иногда мне в голову приходят такие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
- Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем)
- Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
- Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.
- У меня часто болит голова.
- Иногда я говорю неправду.
- Я замечаю, что мой голос изменился.
- Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
- Бывает, что я сержусь.
- Я боюсь повысить голос.
- Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Я охотно принимаю участие в собраниях или других общественных мероприятиях.
- Самая трудная борьба для меня — борьба с самим собой.
- Для меня не имеет значение мнение других о красоте моего голоса.
- Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
- Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
- В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
- Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
- Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.
- У меня часто исчезает голос.
- В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
- В игре я предпочитаю выигрывать.
- Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
- Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).
- Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей — это как бы придает мне вес в собственных глазах.
- Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.
- С моим рассудком творится что-то неладное.
- Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
- Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
- Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
- Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
- Я не люблю, когда мне указывают на мои недостатки.
- Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
- Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
- Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
- Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.
- В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
- Моя внешность меня в общем устраивает.
- Я вполне уверен в себе.
- Раз в неделю или чаще я бываю взволнованным или возбужденным.
- Кто-то управляет моими мыслями.
- Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
- Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.
- Счастливее всего я бываю, когда я один.
- Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
- Я люблю слушать похвалу в свой адрес.
- Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
- Меня злит, когда меня торопят.
- Меня легко привести в замешательство.
- Я легко теряю терпение с людьми.
- Часто мне хочется умереть.
- Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
- Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
- К вопросам религии я отношусь равнодушно, она не занимает меня.
- Приступы плохого настроения, по поводу нарушения голоса, бывают у меня редко.
- Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
- У меня были очень необычные мистические переживания.
- Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
- У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.
- Я человек нервный и легковозбудимый.
- Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других (не хуже).
- Я переживаю, когда у меня появляется охриплость
- Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
- Большую часть времени я чувствую себя устало.
- Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
- Меня очень раздражает, что я забываю куда кладу вещи.
- Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
- Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
- Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы; переход к новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.
- Мне кажется, что по отношению именно ко мне очень часто поступают несправедливо.
- Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
- Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
- Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
- На меня обращают внимание чаще, чем на других.
- У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
- Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
- Мне трудно проснуться в назначенный час.
- Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
- В детстве я был капризным и раздражительным.
- Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.
- Иногда я принимаю валериану, кодеин, элениум и другие успокаивающие средства.
- Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.
- У меня были приводы в милицию.
- В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.
Оценка предрасположенности к нервному срыву
Инструкция. Ответить на вопросы теста, выбрав ответ, соответствующий поведению испытуемого.
- Трудно ли вам обратиться с просьбой о помощи к кому–либо?
Да, всегда (3), очень часто (4), иногда (0), очень редко (0), никогда (0)
- Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?
Очень часто (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0)
- Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
Да, всегда (5), очень часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0)
- Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?
Да, всегда (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0)
- Сколько времени вы уделяете себе вечером?
Больше трёх часов (0), два-три часа (0), один — два часа (0), меньше часа (2), ни минуты (4)
- Перебиваете ли вы, не дослушав объясняющего вам что-либо с излишними подробностями?
Да, всегда (4), часто(3), в зависимости от обстоятельств (2), редко (1), нет (0)
- О вас говорят, что вы вечно спешите…
Да, это так (5), часто спешу (4), спешу, как и все, иногда (1), спешу только в исключительных случаях (0), никогда не спешу (0)
- Трудно ли вам отказаться от вкусной еды?
Да, всегда (3), часто(2), иногда (0), редко (0), никогда (0)
- Приходится ли вам делать несколько дел одновременно?
Да, всегда (5), часто (4), иногда (3),редко (1)
10. Случается ли, что во время разговора ваши мысли витают где-то очень далеко?
Очень часто (5), часто (4), случается (3), очень редко (0), никогда (0)
11.Не кажется ли вам порой, что люди говорят о скучных и пустых вещах?
Очень часто (5), часто (4), иногда (1), редко (0), никогда (0)
12. Нервничаете ли вы, стоя в очереди?
Очень часто (4), часто (3), иногда (2), очень редко (1), никогда (0)
13. Любите ли вы давать советы?
Да, всегда (4), очень часто (3), иногда (1), очень редко (0), никогда (0)
14. Долго ли вы колеблетесь, прежде чем принять решение?
Всегда (3), очень часто (2), часто (1), очень редко (3), никогда (0)
15. Как вы говорите?
Торопливо, скороговоркой (3), быстро (2), спокойно (0), медленно (0), важно (0)
Обработка. Сложить баллы, указанные после выбранных ответов.
От 45 до 63 очков – нервный срыв – реальная угроза. Рекомендуется изменить образ жизни.
От 22 до 44 очков – рекомендуется относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение.
До 19 очков – этим людям удается сохранять спокойствие и уравновешенность. Рекомендуется и впредь избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматические любые неудачи.
0 очков – единственная опасность для этих людей – это чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.
Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе. Инструкция. Оценит, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в данном коллективе. Для этого прочитать сначала предложения слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине.
3- свойство проявляется в коллективе всегда
2- свойство проявляется в большинстве случаев
1- свойство проявляется нередко
0- проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство
3 2 1 0 – 1 – 2 – 3
1.Преобладает бодрый, 1.Прелбладает подавленное
жизнерадостный тон настроение.
2.Доброжелательность в 2.Конфликтность в
отношениях, взаимные симпатии отношениях и антипатии
3.В отношениях между 3.Группировки конфликтуют
группировками внутри между собой.
4.Членам коллектива 4.Проявляют безразличие к
нравится вместе проводить более тесному общению,
время, участвовать в выражают отрицательное
совместной деятельности. отношение к совместной
5.Успехи или неудачи товарищей 5.Успехи или неудачи
вызывают сопереживание товарищей оставляют
искреннее участие всех членов равнодушными или
коллектива. вызывают зависть,
6.С уважением относятся к мнению 6.Каждый считает свое
друг друга. мнение главным, нетерпим
к мнению товарищей.
7.Достижения и неудачи коллектива 7.Достижения и неудачи
переживаются как свои коллектива не находят
собственные. отклика у членов
8.В трудные минуты 8.В трудные минуты
для коллектива происходит коллектив «раскисает»,
эмоциональное единение возникают ссоры, растерен
«Один за всех и все за одного» ность, взаимные
9.Чувство гордости за коллектив 9.К похвалам и поощрениям
если его отмечают руководители. коллектива относятся
10.Коллектив активен, полон 10.Коллектив инертен и
11.Участливо и доброжелательно 11.Новички чувствуют себя
относятся к новым членам чужими.
коллектива, помогают им освоиться
12.Совместные дела увлекают всех, 12.Коллектив невозможно
велико желание работать коллективно. поднять на совместное
дело, каждый думает о
13.В коллективе существует 13.Коллектив заметно
справедливое отношение разделяется на
ко всем членам, «привилегированных»;
поддерживают слабых, пренебрежительное
выступают в их защиту. отношение к слабым.
Обработка полученных данных. Осуществляется в несколько этапов. Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем или большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого педагога, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально — психологического климата; от (-8) до (-10) – средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность.
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
А) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;
Б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.
Источник