- Диагностика эмоционального состояния младших школьников и психологического климата в детском коллективе с помощью цвета. статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника план-конспект урока (1,2,3,4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика эмоционального состояния младших школьников и психологического климата в детском коллективе с помощью цвета.
статья на тему
Цвет, как отражение эмоционального состояния ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика эмоционального состояния младших школьников и
психологического климата в детском коллективе с помощью цвета.
«Цвет — продукт света, вызывающий эмоции».
Особенности эмоционального мироощущения младших школьников связаны с их возрастными особенностями развития, изменением социальной ситуации. В этот период процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость. Интенсивное развитие эмоциональной сферы влияет на эмоциональное мироощущение ребенка: формирует первую ярко-эмоциональную модель мира, переживания приобретают смысл, возникает их обобщение; развивается произвольность и понимание своего собственного эмоционального состояния, появляются более адекватные эмоциональные оценки окружающего. Этот возрастной период характеризуется как «эмоционально насыщенный» (В.В.Ковалев).
На переживания и настроение детей младшего школьного возраста большое влияние оказывает школьная ситуация обучения. Ребенок вступает в новую «социальную систему развития», что требует от него довольно сложной психологической перестройки. Ведущим становится мотив долженствования, хотя мотив желания еще очень силен у многих. Конфликт мотивов “хочу — надо” может вызвать у ребенка, как проявление агрессии, так и другие неблагоприятные состояния: страх, тревожность, эмоциональную напряженность. Отрицательные эмоциональные состояния негативно влияют на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе и учебную.
Важно учитывать, что любая эмоция, вызывает физиологические (соматические) изменения в организме, которые часто остаются незамеченными внешним наблюдателем, но продолжительность воздействия эмоции может быть очень долгой и влиять на настроение. Как следует из теорий Линдсли, Кеннона –Барда, Гельгорна и др., эмоциональный тонус зависит от общего уровня активизации мозга. Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию энергетических ресурсов – в ситуациях напряжения, деятельности, стресса, фрустрации, угрозы, либо, в благоприятных ситуациях, демобилизацию, расслабление и покой. Избегать пролонгированных негативных эмоций, даже низкой интенсивности – значит заботиться не только о психологически комфортной атмосфере в учебной деятельности, но и о физическим и психическом здоровье всех участников педагогического процесса.
Поэтому особое внимание нужно уделяется, в первую очередь, определению и коррекции негативных эмоциональных состояний наших воспитанников. Разобраться во всей гамме своих эмоциональных переживаний – это трудная задача для ребенка. В своей практике я часто сталкиваюсь с трудностями у детей дошкольного возраста в понимании эмоционального состояния другого ребенка по его мимике, изменению его голоса. Наблюдается у современных детей и сложность в объяснении своего эмоционального состояния. В младшем школьном возрасте некоторые дети с трудом могут объяснить, распознать чувства других детей, педагогов, родителей, это для них слишком трудная задача. Так рождается непонимание, нарушается психологический климат в коллективе.
Пытаясь найти для своих воспитанников более естественный и легкий способ выражения своего эмоционального состояния, мы обратились к неиссякаемым возможностям психологии цвета (цветопсихологии). Для большинства детей изобразительная деятельность одна из любимых
В своих исследованиях многие ученые (Гете Н.В., Драгунский В.В., Купер М., Мэтьюз А., Люшер М., Собчик Л.Н., Лутошкин А. Н,Элькин В.М., Яншин П.В. и др.) уделяли большое внимание физиологической и психологической составляющим воздействия цвета на человека. Отметим, что данные составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение и замедление пульса, изменение ритма дыхания, и т.д. Воздействие теплых цветовых оттенков повышает давление, частоту пульса и дыхание, а воздействие черного, синего цвета понижает эти показатели.
Интуитивный выбор ребенком определенного цвета отражает его актуальное психологическое состояние, представляет педагогу и психологу информацию о его эмоциональном состоянии.
Часто бывает, что ребенок затрудняется объяснить, что с ним происходит, что он чувствует, попав в новые для него условия.
Использование цветового выбора дает ему возможность «высказаться», а педагогам увидеть его психолого-педагогическую проблему. После корректной и тактичной беседы с педагогом или психологом ребенку становится легче понимать собственное эмоциональное состояние и адекватно выражать свои чувства. Таким образом, ребенок входит в мир сложных человеческих эмоций, проживает определенные эмоциональные состояния, понимает, что они обозначают, может дать ему словесное наименование. Наблюдая за цветовыбором своих сверстников, учителей, у ребенка возрастает способность к эмпатии и более глубокому пониманию эмоционального мира окружающих его людей. Рассмотрим более подробно на одном из примеров изучения и возможностей использования цвета в работе воспитателя, психолога и учителя.
В контексте психолого — педагогических исследований, под эмоциями будем понимать своеобразное личностное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоциональные состояния как ручейки питают психологический климат и психологическую атмосферу коллектива. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад — преобладающее настроение отношения к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе.
А.Н.Лутошкин под понятием «психологический климат» понимает общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, окружающим событиям.
Примыкает к понятию психологического климата понятие психологической атмосферы. Последнее – динамичное явление, определяемое преобладающими в коллективе эмоциональными состояниями за сравнительно небольшой отрезок времени.
Поиск путей исследования эмоциональных явлений в коллективе связан с целым рядом трудностей, потому что эмоциональная сфера, одна из интимнейших областей психики человека, куда проникнуть чрезвычайно сложно. Одним из таких путей исследования связан с использованием методик цветописи (тест Люшера, цветопись эмоциональной атмосферы коллектива А.Н. Лутошкина).
Суть ее – в оценке учениками своих эмоциональных состояний, а также в оценке общей эмоциональной атмосферы класса за определенный отрезок времени, выражаемый при помощи цвета. Цветопись применялась также для оценки воздействия различных ситуаций на настроение детей, для изучения некоторых форм обучения и воспитательного процесса. Исходным в применении цвета является установленное в цветопсихологии соответствие определенных цветовых оттенков различным проявлениям эмоциональных состояний человека, “тональностям” этих состояний. Для того чтобы точнее понять “работу” цветосимволов также проводилось интервьюирование детей иногда до цветотестирования, в других случаях – после. В целом, эта работа дает положительный эмоциональный настрой ребенку и развивает его самоанализ, самооценку, умение рефлексировать свою деятельность и деятельность окружающих.
Важно отметить, что пара «эмоция – цвет» не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе.
Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции.
Влияние цвета на психологическое и физиологическое состояние – лишь один аспект сложных взаимосвязей цвета и человека.
Сопоставление двух аспектов взаимодействия человека с цветом: закономерностей воздействия цвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимости от психологического состояния, — с другой, — приводят к выводу о тесной и однозначной связи между характеристиками психологического состояния и характером различных цветов. Видимые вовне цвета изменяют наше психологическое состояние аналогично тому, как наше психологическое состояние изменяет колорит нашего образа мира. Следовательно, то, что субъективно переживается как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов. Что, то же самое: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение). Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции.
Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в- третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтении. Подобная полифункциональность цвета, с одной стороны, делает его уникальным средством изучения эмоциональной сферы человека, но с другой, — лежит в основе неоднозначности в оценках наблюдаемых феноменов, что требует от исследователей особой тщательности при принятии решения относительно того, на каком конкретном уровне он рассматривает и анализирует эти феномены.
Методика исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других .
Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка.
Материал и оборудование : «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А.Н. Лутошкина, в который входят: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный цвета. Магнитики с именами учащихся. У педагога/ психолога тоже есть свой магнитик, и дети могут видеть настроение своего учителя.
Методика исследования : на магнитной доске «Климатический круг» и магнитики с именами детей. Дети получают инструкцию о том, что означает каждый цвет в круге. Учащиеся должны поставить свой магнитик на тот цвет, который соответствует их настроению сегодня.
Шкала цветового диапазона.
Красный — зона бодрого, мажорного настроения.
Желтый — зона приятного, благодушного настроения.
Зеленый – зона спокойного, уравновешенного тона.
Фиолетовый – зона неудовлетворенности, тревожности.
Черный – зона пессимизма, уныния, упадка.
Педагог/ психолог фиксирует определенное испытуемым настроение в таблице с помощью цветных карандашей или фломастеров. Чтобы сравнить настроение участников исследования подготавливаю таблицу настроений.
Источник
Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) на тему
Методика экспресс — диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_emoc.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика экспресс — диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
- Исследование динамики межличностных отношений учащегося младших классов в сфере эмоциональных процессов происходящих с ним в течении года, проводилось совместно с педагогом-психологом ЦПМСС «Лабиринт» Кузьминой И.А.(методика экспресс — диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»)
Цель: исследование эмоциональных проявлений и взаимоотношений учащихся в детском коллективе (начальные классы).
Методика: индивидуальные беседы с учащимися, наблюдение на занятии и в классе, беседа с учителями.
Количество обследуемых учащихся 25:
Индивидуальные бланки изучения эмоционально-волевой и социальной сферы младшего школьника .
Дата рождения, возраст _________________________________________
Дата обследования _ 2008 – 2009; 2009 – 2010; 2010 – 2011г.г.________
Отношение со взрослыми
Отсутствие отношений (отрешенность)
Отношение со сверстниками
Отсутствие отношений (отрешенность)
Общее количество баллов
Результаты диагностики по методике доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника» классов СОШ №12, г. Волжска (в %)
Диаграмма к разделу диагностики профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника» Эмоционально-волевое развитие.
По итогам диагностики прослеживаются положительные изменения в структуре эмоциональных процессов у учащихся 2-3 классов в течении года. Возросло количество учащихся со средним и высоким уровнем социализации и эмоциональности (см.таб№1, диаг.№1;таб№2,диаг№2 ):
Отсутствие отношений (отрешенность)
Диаграмма к разделу диагностики профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника» Социальное развитие.
Таким образом, в ходе онтогенеза в эмоции постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). Познавательные процессы развиваются и обогащаются чувством и словесным образом. Учащийся осознано и более охотно включается в общение с взрослыми и сверстниками, становится активнее и увереннее на занятиях, уроках. От того, нравится или не нравится учащемуся в школе, насколько высок у него интерес к занятиям (в данном случае к развитию речи и ознакомлению с окружающим), зависят его успехи в развитии речевых и познавательных процессов. Ведущим фактором, повлиявшим на развитие эмоциональной сферы учащихся в 2010-2011г.г., явилась совместная деятельность на занятиях логопеда, уроках и группы продленного дня, что повлекло улучшение межличностных отношений между учащимися, учителями и родителями. Таким образом, можно сделать вывод, что совместная деятельность (учителей, родителей, логопеда, психолога) положительно повлияла на изменение личностных показателей у учащихся начальных классов.
Педагог-психолог первой категории Кузьмина И.А..__________________
Акцентуации характера у подростков
Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения подростков и определении его причин являются акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки как бы вдруг, неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
Как отмечают специалисты , акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Так, у 70% подростков с отклоняющимся поведением обнаруживаются изначальные нарушения характера, у 60% — установлены различные типы акцентуаций, у 21-28% беспризорников поставлен диагноз психопатии, у 40% госпитализированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями были отмечены прогулы уроков, воровство, драки со сверстниками.
Ряд типов акцентуации характера как бы провоцируют отклоняющееся поведение школьников.
Гипертимный тип акцентуаций характера дает 36% случаев отклоняющегося поведения. Подростки этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. В школе за этими детьми замечают неусидчивость, недисциплинированность, но в то же время живой ум и быстрая реакция позволяют им схватывать информацию на лету. Поэтому на уроке они могут получить неудовлетворительную оценку за ответ и тут же отличную при фронтальном опросе. У них всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, верховенству, если же их активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии. Этих подростков влечет риск, игра с опасностью, тянет вступить в конфликт, подраться, если им перечат. Если такой подросток оказывается в группе сверстников с асоциальной направленностью, то может стать вдохновителем и организатором каких-либо правонарушений, направленных на изощренные «развлечения», на поиск дополнительных средств на них.
Циклоидный тип как трансформация гипертимного типа проявляется в виде фазового состояния после завершения в рамках полового созревания. Для него характерны резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность, упадок сил. Такие подростки тяготятся людским обществом, стремятся от него скрыться. Учебные занятия, да и другие виды деятельности теряют для них интерес, настроение приобретает пессимистическую окраску. На замечания взрослых или сверстников по поводу их состояния могут отреагировать раздражением, агрессией. На этой почве возможны тенденции к суициду. Другие виды девиантного поведения у циклоидного типа не наблюдаются. Еще одной разновидностью гипертимного типа акцентуации характера является лабильный тип — сверхподвижный, неустойчивый в эмоциональной сфере. Исследователи отмечают крайнюю изменчивость настроения таких подростков — от чрезмерной веселости до глубокой печали. Столь же неустойчивы и диаметрально противоположны оценки прожитой жизни, совершенных дел, а также перспектив своего будущего: от радужной уверенности в счастливой дальнейшей жизни до пессимистической безысходности. Такие подростки довольно остро реагируют на нелестное замечание, строгое требование, так же как и на интересную новость, похвалу и положительную оценку со стороны взрослых. При наличии такой чувствительности возможны аффективные, неадекватные реакции. Формой отклоняющегося поведения у подростков этого типа может быть склонность к побегам как реакция на несправедливое отношение к нему.
Истероидный тип акцентуации характера отмечен у 52% подростков с девиантным поведением. Для данной категории детей характерны беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, которое может проявляться как восхищение, удивление, почитание, на худой конец — негодование, даже ненависть, но только не равнодушие. Ради привлечения к себе внимания истероидные подростки готовы на все. В ход идет ложь, приукрашивание, даже вызывающее поведение, они могут решиться на крайние меры, чтобы вызвать к себе сочувствие, жалость . Не обладая способностями, достаточными волевыми возможностями, они готовы прогуливать уроки, опаздывать, отказываться от поручения, лишь бы вызвать соответствующую реакцию у сверстников, на конфликт со взрослыми, учителями могут пойти по одной причине — приковать к себе внимание.
В целях создания ореола славы могут выбрать объект для подражания с негативной направленностью, хвастая и приукрашая его подвиги и похождения. Девиантное поведение чаще всего имеет высокий уровень асоциальной опасности .
Шизоидный тип акцентуации наблюдается у 44% подростков с девиантным поведением. Для них характерны замкнутость, отгороженность, некоммуникабельность, они любят проводить время одни, в своем придуманном мире фантазий, в который никого не пускают, а если кто пытается «влезть в душу», то это может вызвать у них эмоциональный взрыв. Исследователи отмечают у данной категории подростков сочетание противоречивых черт характера: холодности и утонченной чувствительности; упрямства и податливости; настороженности и легковерия; апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности; необщительности и неожиданной назойливости; застенчивости и бестактности; чрезмерной привязанности и немотивированной антипатии; рациональных рассуждении и нелогичных поступков. Все это делает поступки подростков данного типа неожиданными для окружающих. Если они воруют, то в одиночку, если совершают какое-либо противоправное действие, то с особой утонченностью. Для этих подростков характерны устойчивость и необычайность увлечений.
Эпилептоидный тип акцентуации проявляется у 61% подростков с девиантным поведением. Для данной категории детей характерна склонность к дисфории — злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью, доходящей при определенных обстоятельствах или в результате длительного накопления этих чувств до взрыва гнева и агрессии. Уже в детстве их поведение вызывает внимание со стороны взрослых. Эти дети капризны, себялюбивы, готовы нарочно изводить окружающих своими капризами и плачем. У них рано обнаруживают и садистские наклонности — мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших. В кругу сверстников они не просто претендуют на лидерство, а стремятся занять место властелина, диктатора, предъявляя свои правила игры или характер взаимоотношений. Не терпят несогласия или неподчинения.
В таких случаях идут на конфликт, драку, причем в аффекте проявляется безудержная ярость при неспособности реально учитывать силы противника. Если они не справляются с обидчиком, то, затаив обиду, ждут случая отомстить, причем жестоко и изощренно. Они испытывают наслаждение, наблюдая за мучениями противника. Им присуща склонность к пиромании, азартным играм, теряя контроль над собой, могут проиграть все и вся.
Неустойчивый тип акцентуации характера дает до 76% частоты девиантного поведения подростков, поскольку им свойственны слабоволие, неустойчивость интересов и потребностей, огромная тяга к развлечениям, безделью. Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации отличается избирательностью. Они подражают тем моделям поведения, действия которых сулят немедленные наслаждения, поэтому они довольно рано пытаются все попробовать . Не умея организовать и занять самих себя, они тянутся в группы несовершеннолетних, где занимают место безвольных исполнителей желаний лидера и членов стихийных групп.
При жесткой позиции взрослых, при умелом направлении деятельности в положительное русло проблема отклоняющегося поведения уменьшается или исчезает. При попустительстве, безответственности взрослых проявляются безделье, безнаказанность, правонарушения.
Подростки с явными акцентуациями характера составляют группу повышенного риска, поскольку достаточно случайного стечения обстоятельств или непреднамеренного «удара» по слабому месту представителя того или иного типа акцентуации, как возникают условия для перехода акцентуации в психопатии или психопатические реакции или же непсихопатические детские неспецифические подростковые реакции. Детские поведенческие реакции:
реакция отказа — реакция на внезапное перемещение из привычной среды в необычную обсреакция оппозиции желание вернуть утраченные условия, как реакция на чрезмерные претензии к ребенку ;
реакция имитации — стремление подражать кому-нибудь, имитируя его поведение, манеру одеваться;
реакция компенсации — желание восполнить неудачи, недостатки в одной области успехами в другой ;
реакция гиперкомпенсации — отчаянные, безрассудные действия, направленные на замещение недостатка .
В подростковом возрасте эти реакции могут сохраниться, и к ним прибавляется так называемый подростковый комплекс — специфически подростковые поведенческие модели как реакция на воздействия окружающей социальной среды:
реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, борьба за самостоятельность. Крайняя форма эмансипации может проявиться в побегах из дома, бродяжничестве, желании пожить «свободной жизнью»;
реакция группировки со сверстниками как потребность найти поле для самоутверждения, самовыражения, осознания собственного Я;
реакция увлечения проявляется через интересы и потребности подростков; выделяют несколько типов увлечений как с положительной, так и отрицательной направленностью ;обстановку ;
сексуальные влечения-реакции, связанные с половым созреванием несовершеннолетних; при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти влечения могут превратиться в перверзии .
Итак, за каждым действием и поступком подростка необходимо видеть не только желание сделать что-то неприятное, навредить, но и обычную реакцию ребенка, связанную с желанием себя защитить, обратить на себя внимание, найти опору и поддержку среди сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоциональн.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ.
План-конспект развивающего занятия«Лаборатория дружбы»Уровень образования: ü начальное общее образование;ü специальное (коррекционное) образование.Обучающихся в группе: 8-10 чело.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы возд.
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе, к новому коллективу и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С первого дня пребывания в школе необходимо укреплять психику ребе.
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра.
Источник