- Диагностика эмоционального развития дерманова
- Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Анкеты, опросники. Тесты, методики. Карты наблюдения. Программа для установки через Интернет
- Рекомендуем
- С этим товаром покупают
- Примеры документов
- Методика «Оценка уровня притязания ребенка»
- Информационный комментарий об актуальности применения диагностического инструментария
- Методика изучения представлений детей о нравственно-волевых качествах Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной
- Вопросник для выявления некоторых особенностей личности дошкольника (составитель Т. В. Драгунова)
- Стимульный материал
Диагностика эмоционального развития дерманова
В настоящее время особо остро стоит проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Современное образование в Российской Федерации делает акцент на возрождение базовых национальных ценностей в сознании граждан, что подтверждается в основных документах, регламентирующих образовательный процесс.
В соответствии с Законом «Об образовании» Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся рассматриваются как задачи первостепенной важности. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [1, с. 5]. В процессе проведения исследования была уточнена сущность понятий «ценность», «нравственные ценности».
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова понятие «ценность» рассматривается как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека или общества: благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы» [2, с. 617].
В пcихoлoгo-педaгoгичеcкoм cлoвapе Е.C. Paпaцевичa пoнятие «ценнocти» определяется с точки зрения иcтoлкoвaния oбъектoв, явлений, их cвoйcтв, a тaкже aбcтpaктных идей, вoплoщaющих в cебе oбщеcтвенные идеaлы и выcтупaющих блaгoдapя этoму кaк этaлoн дoлжнoгo [3, с. 843].
Ценности тесно связаны с нравственными категориями, а также с отношением человека к окружающему миру.
Современный образовательный процесс акцентирован на развитие сознания граждан, основой которого являются нравственные ценности. А.В. Кирьякова отмечает, что суть нравственных ценностей заключается в том, что они помогают руководствоваться человеку своим поведением в рамках основных категорий «добра и зла»; через их осознание формируется стойкое нравственное мышление, которое охватывает принципы и поступки личности. Имея свою систему ценностей, человек совершает основные оценочные действия и поступает так, как велит ему «совесть» [4, с. 139].
Авторы сходятся во мнении, что задачей нравственных ценностей является формирование таких составляющих, как сознание, поведение и чувства с опрой на нравственность. Ценности становятся во главу жизненной позиции человека, чем объясняется его поведение, действия и отношения. Педагогика раскрывает основные принципы формирования нравственного сознания и поведения [5, с. 65].
На основе анализа философско-этической и психолого-педагогической литературы (Т.Ю. Артюгина, Т.С. Каранченцева, Ю.В. Ларин, А.И. Титаренко) в нашем исследовании процесс овладения духовно-нравственными ценностями подразумевает структурные компоненты: мотивационный, когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный, совпадающие с компонентами формирования культуры поведения.
Мотивационный компонент рассматривает духовно-нравственные ценности с точки зрения мотива, потребности осуществлять конкретный тип поведения. Когнитивный компонент раскрывает смысловую составляющую ценностей для конкретной личности. Деятельностный компонент затрагивает использование ценностей в повседневной жизни, обуславливает выбор своего поведения по отношению к конкретному явлению, объекту окружающего мира. Эмоционально-ценностный отражает эмоциональное и оценочное отношение личности к духовно-нравственным ценностям.
Целью исследования стала диагностика сформированности эмоционально-ценностного критерия нравственных ценностей. В рамках данной работы «нравственные ценности» рассматриваются в качестве социального ориентира, основы нравственного поведения, определяющей поведение личности. Нравственные ценности выступают не просто в качестве ведущего компонента, но и проникают во все сферы деятельности человека. Л.М. Архангельский определяет ценностные ориентации как «фактор мотивации поведения личности, основой ее личностного выбора и социальных поступков» [6, с. 75].
Формирование нравственных ценностей происходит в разные возрастные периоды и является непрерывным многолетним процессом. Центральным звеном в формировании нравственных ценностей, несомненно, является семья и близкое окружение, но немаловажную роль играет образовательная среда того учреждения, где обучается ребенок. Каждый возрастной этап характеризуется своими новообразованиями в области нравственного воспитания.
В.Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «когнитивную» (познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны [7, с. 11]. Исходя из соответствия структуры ценностей и отношений, компоненты нравственных ценностей будут повторять название компонентов отношения.
Познавательный (оценочный) компонент нравственных ценностей показывает, насколько отношение к миру соответствует нравственному содержанию и оценке поведения другого человека. Поведенческий (конативный) компонент нравственных ценностей отражает выбор личности поведения по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе. В поведении сказывается сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом.
Эмоциональный компонент нравственных ценностей передает степень переживания человека по отношению к нравственным нормам и поведению, которое не соответствует им.
Эмоционально-ценностный компонент предусматривает не только выполнение младшим школьником норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении, но и осознанное эмоционально окрашенное восприятие явлений культуры. Косвенным показателем сформировавшегося ценностного отношения к явлениям культуры является способность младшего школьника не только действовать должным (надлежащим) образом, но и воздерживаться от неуместных в той или иной обстановке действий.
На эмоционально-ценностном уровне младший школьник демонстрирует оценочные реакции, поведение выстраивается в зависимости от позитивной, нейтральной или негативной эмоционально окрашенной оценки явления искусства и культуры, собственно творчество побуждает к ценностному отношению к обществу.
Таким образом, процесс формирования нравственных ценностей будет соответствовать данным компонентам и определение его эффективности обуславливает необходимость определения критериев диагностического аппарата.
Материалы и методы исследования
Приведем описание диагностики одного из компонентов нравственных ценностей – эмоционально-ценностного, поскольку именно он является центральным в силу возрастных особенностей младших школьников. На констатирующем этапе эксперимента в сентябре 2015 г. нами была проведена диагностика сформированности эмоционально-ценностного компонента нравственных ценностей младших школьников. В исследовании участвовали пять первых классов МБОУ СШ № 35 г. Ульяновска в количестве 120 человек.
Итак, каждому критерию были подобраны показатели, отражающие суть, учитывающие содержание каждого компонента и возрастные особенности младших школьников. Опираясь на данные критерии и показатели, мы можем выделить уровни развития нравственных ценностей у младшего школьника и их характеристику.
Выcoкий уpoвень cфopмиpoвaннocти нpaвcтвеннocти у млaдших шкoльникoв характеризуется наличием мoтивов, cвязaнных c чувcтвoм дoлгa, oтветcтвеннocти пеpед дpугими людьми. Pебенoк умеет aдеквaтнo oценить cвoй пocтупoк c тoчки зpения нpaвcтвеннocти, пpеoблaдaют тaкие кaчеcтвa личнocти, кaк caмoкpитичнocть, тpебoвaтельнocть к cебе. Хopoшo уcвoены нpaвcтвенные нopмы и cлoжилocь уcтoйчивoе oтнoшение к ним. В пoведении дocтaтoчнo пoлнo пpoявляютcя тaкие ценные кaчеcтвa, кaк oтветcтвеннocть, coвеcтливocть, чуткocть, пpинципиaльнocть, cпpaведливocть.
Cpедний уpoвень cфopмиpoвaннocти нpaвcтвенных ценнocтей у млaдших шкoльникoв включает чacтичнo cфopмиpoвaнные пoзнaвaтельные мoтивы и интеpеcы. Opиентиpoвaние нa cпpaведливoе pacпpеделение взaимoпoмoщи между людьми. Имеютcя знaния o нpaвcтвенных нopмaх, нo oтнoшение к ним недocтaтoчнo уcтoйчивoе. Pебенoк cпocoбен гoвopить o нpaвcтвенных ценнocтях, пoнимaет, чтo хopoшo, a чтo плoхo, нo не вcегдa ценнocть выcтупaет мoтивoм пoведения pебенкa.
Низкий уpoвень cфopмиpoвaннocти нpaвcтвенных ценнocтей у млaдших шкoльникoв характеризуется приблизительными знaниями o нpaвcтвенных нopмaх и пассивным отношением к ним. Не cлoжилиcь в пoлнoй меpе ocнoвные нpaвcтвенные кaчеcтвa, в пеpвую oчеpедь – oтветcтвеннocть, coвеcтливocть и cпpaведливocть, a еcли и пpoявляютcя, тo тoлькo cитуaтивнo. У pебенкa нaблюдaетcя непpaвильнoе пpедcтaвление o мopaльных нopмaх, a нpaвcтвенные нopмы не являютcя мoтивaми пoведения pебенкa.
В качестве диагностического инструментария была использована методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой, которая пpеднaзнaченa для изучения эмoциoнaльнoгo oтнoшения к нpaвcтвенным нopмaм [8, с. 9]. Психологи отмечают, что у детей 5–9 лет активно формируются представления о нравственных составляющих: доброте, уважении, дружбе, вежливости, честности. Отличительной чертой методики является то, что она затрагивает не только когнитивный аспект (знание моральных норм), но и эмоциональный (личное отношение ребёнка к соблюдению этих норм).
Ответы и эмоциональные реакции испытуемых оценивались по следующей шкале, разработанной автором методики:
0 баллов (низкий уровень)— ребёнок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют;
1 балл (ниже среднего) – ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны;
2 балла (средний уровень) – правильно раскладывая картинки, ребёнок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо;
3 балла (высокий уровень) – ребёнок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития.
Стоит обратить внимание на содержание «сюжетных картинок» Р.Р. Калининой:
1) на первой картинке изображены дети, которые вместе играют на детской площадке, делясь друг с другом кубиками, эмоции позитивные и доброжелательные. В противоположность ей картинка, где дети дерутся из-за игрушек, эмоции негативные и агрессивные;
2) на второй картинке представлены дети, которые делятся друг с другом сладостями за общим столом, демонстрируется чувство доброжелательности и открытости. Противоположная картинка отражает жадность ребенка, который ест сладости, пока никто из детей его не видит;
3) на третьей картинке изображен ученик за выполнением домашнего задания, который ленится и не хочет его делать; также демонстрируется картинка с ребенком, который старательно выполняет домашнее задание;
4) на четвертой картинке изображены взрослый и ребенок, при этом демонстрируется их взаимодействие в ходе совместной рыбалки: старший учит младшего. В противовес показана картинка, где старший дразнит маленького.
Кpитеpии и пoкaзaтели cфopмиpoвaннocти нpaвcтвенных ценнocтей млaдших шкoльникoв
– умение cфopмулиpoвaть ценнocть нa дocтупнoм языке;
Источник
Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Анкеты, опросники. Тесты, методики. Карты наблюдения. Программа для установки через Интернет
У данного товара существует несколько версий для покупки:
- Диск — компакт диск (CD или DVD) для использования на личном персональном компьютере (ПК).
- Версия для скачивания — программа для ПК, которую можно установить через Интернет сразу после оплаты.
- Онлайн-книга — вариант книги, доступный для просмотра через сайт. Разделы книги доступны для скачивания и редактирования на вашем компьютере.
Код | СИ-796.2 |
Авторы-составители | Доценко Е. В. |
Издательство | Учитель, 2021 |
Серия | В помощь психологу |
Электронная версия | скачать |
Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).
Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.
Заново скачивать программу не требуется.
Размер файла: 27 Мб.
В электронном пособии «Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» серии «В помощь психологу» представлены материалы, использование которых позволит провести диагностическую работу с дошкольниками и младшими школьниками в рамках выполнения ФГОС НОО и ФГОС ДО и обеспечить индивидуальный подход к развитию их эмоционально-волевой и личностной сферы.
Пособие содержит разделы:
— Диагностика эмоционально-личностной сферы детей.
— Диагностический инструментарий практико-ориентированного направления.
Электронное пособие адресовано воспитателям, педагогам-психологам, методистам, учителям начальной школы, заместителям директора дошкольных и школьных образовательных организаций; рекомендовано студентам педагогических колледжей и университетов, а также родителям, которым интересна проблема исследования эмоционально-личностной сферы детей.
Минимальные системные требования:
— операционная система — Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
— процессор — Pentium-II;
— оперативная память — 256 МВ;
— разрешение экрана — 1024х768;
— свободное место на жестком диске — 400 МВ.
Рекомендуем
С этим товаром покупают
Примеры документов
Методика «Оценка уровня притязания ребенка»
МЕТОДИКА «ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЯ РЕБЁНКА»
Данная методика направлена на исследование уровня притязания детей дошкольного возраста (составлена на основе методики Е. Норре, модифицирована Б. Е. Бежанишвили).
Уровень притязания – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую ребёнок считает себя способным. Уровень может быть адекватным возможностям его и неадекватным (заниженным или завышенным), что влияет на деятельность и поведение и, таким образом, связан с уровнем самооценки. Уровень притязания характеризует:
1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
2) выбор ребёнком цели очередного действия, формирующийся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (это уровень переживания в данный момент);
3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Предлагается два варианта исследования.
Методика . Детям предлагаются написанные на карточках цифры от 1 до 10. Предварительно спрашивают ребёнка, знает ли он значение цифр.
Инструкция для ребёнка. Посмотри, что это у меня (показываете 10 карточек с цифрами)? Правильно, это цифры. А ты можешь назвать их и разложить по порядку? Правильно. Молодец! (Если ребёнок затрудняется, то нужно помочь.) Но это не простые цифры, а волшебные. Каждая цифра указывает на какое-нибудь задание, которое ты должен выполнить. Цифра 1 указывает на самое простое задание. Цифра 2 – на более сложное задание. Цифра 3 – посложнее задание, 4 – более сложное и так далее. Самые трудные задания указывают те цифры, которые стоят с другого края ряда, – 8, 9, и самое трудное под цифрой 10. Ты мне укажи, какое задание ты хочешь выполнять: назови мне или покажи какую-нибудь цифру, а я тебе дам задание. Ты всё понял? (Если ребёнок не понял, нужно повторить инструкцию).
Если ребёнок колеблется, нужно стимулировать его действия («Я уверена, что ты с любым заданием справишься»), если указывает на цифру 1, не торопитесь давать задание, а попробуйте отговорить его, настоять на том, чтобы он выбрал задание потруднее («Это ведь самое лёгкое задание, его выполнить ничего не стоит, может быть, ты выберешь задание посложнее? А с тем и малыш справится»), но если ребёнок упорно настаивает, то называйте задание. Если же сразу указывает на цифру 10, то попытайтесь отговорить («А ты не боишься, что не справишься? Это ведь очень трудное задание. Может, выберешь что-нибудь полегче?»), но если настаивает, то предлагайте задание. После выполнения и по ходу выполнения нужно поощрять ребёнка, похвалить его, вселить в него уверенность.
В протокол заносите не только качество выполнения задания и порядок их выполнения (какое задание выбрал первым и так далее), но и все реплики ребёнка, поведение его во время исследования, реакции на ваши отговорки и на выполнение задания. Особенно отмечайте, как ребёнок вёл себя в ситуации неудачи.
Задание можно усложнить, установив время решения задач, об это нужно предупредить ребёнка. Тогда инструкция будет так звучать: «Время выполнения задания ограничено. Я буду следить по часам, сколько времени ты затратишь на выполнение заданий».
Каждая карточка содержит задание, сложность возрастает соответственно номеру карточки. Задания каждый психолог может подобрать сам. Они обязательно должны быть составлены заранее в одном или двух вариантах и записаны либо на отдельных карточках, либо на оборотной стороне карточки с цифрами.
Анализ полученных результатов.
Различают объективно-принципиальную и субъективно-личностную сторону притязания. (Мясищев Г. М). Объективно-принципиальная – та, которая действительно свойственна ребёнку и определяется данной методикой; субъективно-личностная – как сам ребёнок определяет свои возможности, на что указывает характер выбора задания.
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда ребёнок свободен в выборе степени трудности задания, приводит к конфликту двух тенденций – тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Есть дети, которые начинают выполнение задания с самого лёгкого и постепенно от цифры к цифре продвигается к решению более сложных. Останавливаются, если сталкиваются с заданием, которого выполнить не могут. Это, как правило, осторожные дети, у которых проявляется желание показать себя с лучшей стороны. Эти дети недостаточно уверены в себе, отсюда и осторожность.
Неуверенный в себе ребёнок, с высокой степенью тревожности, всегда выбирает первым задание под цифрой 1 или 2. Никакие уговоры не помогают.
Дети с высокой степенью уверенности выбирают сразу сложное задание. Дети, которые первым выбирают задание под цифрой 10, отличаются склонностью к риску. Неудачи при решении задачи их не смущают.
Информационный комментарий об актуальности применения диагностического инструментария
Информационный комментарий об актуальности применения диагностического инструментария
Дошкольный и школьный возраст являются сенситивными для морально-нравственного воспитания, формирования нравственных чувств, нравственной позиции, поведения.
Формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействуют более совершенному отношению человека к окружающему миру и обществу, способствуют становлению гармонически развитой личности.
Для педагога-практика становится очевидным, что именно межличностные отношения, их характер являются центральным образованием, которые определяют развитие морально-нравственной сферы ребенка. Проблемные отношения в детском коллективе школы или детского сада связаны с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. К онфликты порождают у ребенка тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), иногда даже ребенок отказывается посещать детский сад или школу. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога: вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их.
Проблема «трудных» детей все ещё сохраняет свою актуальность и остроту. Самым эффективным средством решения этой проблемы является профилактика этой «трудности» на самых ранних этапах, которая может осуществляться только на основе научно обоснованной диагностики аномалий.
Своевременная диагностика этих отклонений должна строиться на изучении особенностей эмоционально-личностной сферы для предотвращения появления и развития социально неприемлемых новообразований личности.
Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности. Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013 г. утвержден и введен в действие с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, регламентирующий и определяющий содержание и организацию образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, направленного на формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.
Данные диагностические методики применимы к любой образовательной программе, разработанной дошкольной образовательной организацией с учетом требований ФГОС ДО к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Образовательные задачи, определенные в каждой образовательной программе, будут конкретизировать достижения воспитанников в тех сферах, которые касаются знаний, умений и навыков.
Проводимая в ДОУ и начальной школе мониторинговая система имеет прогностический характер (способствует выявлению перспектив развития дошкольника и младшего школьника), а также профилактический характер, поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка.
Как известно, психология не только теоретическая дисциплина, изучающая человека, но и система прикладного знания, позволяющая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру) совершенствовать свою работу с детьми. Психолог способен оказать психологическую помощь родителям в воспитании детей и детям, у которых нарушен ход нормального психического развития. В какой бы форме ни осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического консультирования или в форме немедицинской психотерапии, она обладает общей характеристикой – индивидуализированностью своей направленности. Эта индивидуализация базируется на психодиагностике.
Методика изучения представлений детей о нравственно-волевых качествах Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной
Методика изучения представлений детей
о нравственно-волевых качествах
Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной
Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы. На-пример:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3–7 лет задают вопросы.
Обработка данных . Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:
– на обобщенное представление о качестве («Жадные. которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);
– на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает. Но я, конечно, быстрее. Никто его не догонит, даже Славик»);
– на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
– на самого себя («Меня можно назвать добрым, я никого не обижаю»);
– на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам всё ест». «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я не дам шоколадки кусочек, жвачки»);
– на конкретное действие («Жадный тот, кто не даёт попить»);
– на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный. он плохой. »);
– на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает всё только справедливое»).
Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например: объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»); название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Поэтому он и смелый», «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»); неправильная нравственная оценка качества («Скромный – это плохой»).
Вопросник для выявления некоторых особенностей личности дошкольника (составитель Т. В. Драгунова)
Вопросник для выявления некоторых
особенностей личности дошкольника
(составитель Т. В. Драгунова)
Желания и их направленность.
1. Чего тебе больше всего хочется (самое сильное желание)?
2. Если бы ты был волшебником, какие три желания ты бы задумал?
3. Если бы у тебя было много денег, на что бы ты их истратил?
4. Если бы ты стал таким же взрослым, как папа или мама, что бы ты сделал в первую очередь, прежде всего?
1. Какой самый радостный день в твоей жизни?
2. Какой самый плохой день в твоей жизни?
3. Чего ты боишься больше всего? Почему?
4. Какие сны ты видишь – приятные или страшные? Какие больше? Расскажи об этих снах (приятных и страшных), о чем они были?
1. Чем больше всего любишь заниматься? А чем еще?
2. О чем хочешь узнать? Почему об этом? Еще о чем?
3. Чему хочешь научиться? Зачем? Еще чему? Зачем (для чего)?
4. Что умеешь делать? Кто этому научил?
5. Чему можешь научить друга?
6. О чем интереснее всего разговаривать (вообще, а также с мамой, папой и др.; перечисление возможных собеседников в зависимости от задачи)?
1. С кем хотел бы (интереснее всего, лучше всего):
а) играть? Во что? б) гулять? Почему? в) разговаривать? О чем?
2. Кому приятнее всего и интереснее всего помогать? В чем помогать? Почему нравится?
3. Кто тебе лучше всех помогает в чем-то трудном? Как он это делает?
4. С кем тебе больше всех нравится быть вместе? Почему?
5. Кто к тебе лучше всех относится? Что именно тебе нравится?
6. Чье отношение тебе не нравится? Что именно не нравится?
Моральные представления и оценки.
1. Кто, по-твоему, самый справедливый? Почему ты так думаешь?
2. Кто, по-твоему самый несправедливый? Почему ты так думаешь?
3. Кто, по-твоему, самый добрый? Почему ты так думаешь?
4. Что тебя больше всего обижает?
5. Из-за чего ты раньше плакал? А сейчас из-за чего можешь заплакать?
6. За что тебя надо обязательно похвалить? Почему? Еще за что?
7. За что тебя можно наказать? Почему? Еще за что? Почему?
8. За что тебя нельзя наказать? Почему? Еще за что? Почему?
Стимульный материал
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ РОЗЕНЦВЕЙГА
Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н. В. Тарабриной) : диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С. 150–172.
Источник