Диагностика эмоционального отношения школе

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе
тест (1 класс) по теме

Несложная по проведению процедура исследования позволяет выявить эмоциональное отношение первоклассников к различным аспектам школьной жизни.

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_emocionalnogo_otnosheniya_pervoklassnikov_k_shkole.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Спецификой работы практического психолога образования я в ляется широкое поле деятельности, включающее, с одной стор о ны, сложный и многоаспектный функционал (диагностическая, коррекционно-развивающая, профилактическая, просветительская, консультативная работа), с другой — большое количество субъектов профессионального взаимодействия (ученики, учителя, родители). Многие психологи тратят чрезмерные усилия на диагностическую р а боту в ущерб другим видам работ. Отчасти это связано с характер и стиками диагностических методик, предназначенных для индивид у ального обследования и выявления отдельных частных психологич е ских показателей. Поэтому очень важно для практического психол о га иметь в своем арсенале диагностический инструментарий, отвеча ю щий следующим принципам:

  1. экономичность (минимальные временные затраты на провед е ние тестирования и обработку результатов);
  2. информативность (возможность с помощью одной методики получить многообразную психологическую информацию);
  3. экологичность (обследование наиболее естественным обр а зом встраивается в привычные условия жизнедеятельности респо н дентов);
  4. прогностичность (возможность не только получения информации о наличном состоянии исследуемых психологических характеристик, но и прогнозирования дальнейшего их развития, что дает ориентиры для осуществления профилактической работы).

Одной из задач педагога-психолога является отслеживание пр о цесса адаптации первоклассников к школе. Именно в этой сфере особенно важно соблюдение всех перечисленных выше принципов диагностики. Психологу необходимо иметь представление об общей картине адаптационных процессов всего контингента первоклассн и ков и одновременно удерживать в поле зрения каждого ученика. Сама процедура отслеживания этого процесса не должна отвлекать детей от учебной деятельности и не быть для детей чрезмерно нагрузочной. Важнейшим интегральным показателем адаптации первоклассника к школе является его эмоциональное отношение к различным аспектам школьной жизни. Поэтому для диагностики эмоциональной соста в ляющей школьной адаптации мы предлагаем методику экспресс-диа г ностики «Лица».

Данная методика позволяет выявить эмоциональное отношение к любым предложенным объектам и получить информацию об эмоци о нальном самочувствии каждого ученика и класса в целом. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Процедура проведения занимает не более 30 минут.

На первом этапе психолог знакомит детей с условными обознач е ниями эмоционального отношения.

Инструкция: «Ребята, давайте научимся с помощью изображений показывать свое отношение к разным вещам и событиям. Для этого мы будем рисовать веселые, грустные или спокойные лица. Если вам что-то нравится, вы рисуете вот такое веселое лицо:

Если вам что-то очень-очень нравится, вы рисуете два таких вес е лых лица:

Если вам что-то не нравится, вы рисуете вот такое грустное лицо

Если вам что-то очень-очень не нравится, вы рисуете два таких грустных лица:

Если вы равнодушны (вам все равно), нарисуйте вот такое сп о койное лицо:

На втором этапе на специально заготовленном бланке ученики оценивают вышеописанным способом свое эмоциональное отнош е ние к следующим объектам:

  1. Детский сад.
  2. Школа.
  3. Учитель.
  4. Класс (ученики).
  5. Учебные предметы (перечисляются все учебные предметы, к о торые дети изучают).

При обработке первичных данных рисунки детей переводятся в цифровые значения следующим образом:

Источник

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»
тест по психологии (5 класс) на тему

Определение эмоционального фона в классе, отношение к учебным предметам 11-14 лет

Скачать:

Вложение Размер
oprosniki-po-adaptatsii-v-5-klasse.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников?

Опросник «Чувства в школе»

Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, « которые ты наиболее часто испытываешь в школе» . Ответы анонимны.

Класс__________ Дата опроса ______________ Пол ______ Возраст___________

Отметь значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Я испытываю в школе

Уверенность в себе

Тревогу за будущее

Симпатию к учителям

Желание приходить сюда

После обработки анкет получаем сумму баллов (в %), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45–50%. Если чувство набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.

По наблюдениям, в начале года мальчики испытывают беспокойство, а у девочек дезадаптация выражается в том, что они чувствуют тревогу за свое будущее. Если на фоне одного-двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезадаптации и начать глубже исследовать ее причины.

Опросник «Отношение к учебным предметам»

Класс _______ Дата опроса _____________ Пол _____ Возраст________

Изучаю с интересом

Пятиклассникам предлагается напротив предмета в одной из трех граф поставить «+» и выразить тем самым свое отношение. Ответы анонимны.

Данный опросник уточняет список «проблемных» предметов, т.е. тех, которые могут вызывать дез-
адаптацию.

Если в начальной школе предмет не вызывал отторжения, неприятия, а в средней он получает максимальное число негативных выборов, то очевидно, он — причина временной дезадаптации. Далее можно попытаться выяснить, чем вызван «негатив» при изучении данного предмета: трудностью в изучении или проблемами, возникающими при взаимодействии педагога с классным коллективом. В этом нам может помочь опросник «Черты идеального учителя».

Опросник «Черты идеального учителя»

Класс _______ Дата опроса _____________ Пол _____ Возраст________

Отметь знаком «плюс» те общие черты учителей, которые вызывают у тебя симпатию (нравятся тебе, внушают уважение). Нужно выбрать только пять черт из десяти.

1. Хорошо знает предмет

2. Строгий, дает прочные знания

3. Относится ко мне по-человечески

4. Считается с моими возможностями

5. Общается с нами после уроков

6. Не требует многого

7. Интересно на уроках

8. Дает работать самостоятельно, сделать что-то свое

9. Выделяет меня из класса (относится ко мне иначе, чем к другим)

10. Допускает короткую дистанцию между собой и учениками

Опросник о чертах идеального с точки зрения школьников учителя позволяет выявить еще несколько причин дезадаптации, связанных с деятельностью учителя.

В итоге, имея перед собой результаты всех трех опросников можно делать выводы:

1) об отсутствии или наличии временной дезадаптации, характерной для периода перехода из начальной школы в среднюю, и силе ее проявления (опросник 1);

2) об отсутствии или наличии «проблемных» предметов (опросник 2);

3) об ожиданиях детей по отношению к педагогам (опросник 3).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок предназначен для изучения темы «Органы чувств. Орган зрения». В доступной форме с использованием презентации идет изучение новой темы.

Формирование чувства национальности при изучении литературы в школе.

Занятие для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII видаТема: Восприятие мира. Наши органы чувств.Цель: знакомство с различными каналами восприятияЗадачи:- актуализация зрительног.

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол) .

Опросник для учителя «Адаптация первоклассников в школе».

Несколько лет работаю педагогом-психологом в школе. Ежегодно провожу диагностику детей к школьному обучению. В ходе беседы выясняю, его знания о себе, о семье, о родителях. Обратила.

Данное методическое руководство адресовано школьным психологам, классным руководителям, социальным педагогам для проведения профориентационной работы с учащимися 8—11 классов Представленные в кн.

Источник

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
учебно-методический материал

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 9- 14 лет

Форма проведения: фронтальный письменный опрос.

Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация

Скачать:

Вложение Размер
metodika_diagnostiki_po_a.d._andreevoy.docx 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ.

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 9- 14 лет

Форма проведения: фронтальный письменный опрос.

Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.

Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.

2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути.

4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе.

6. Я испытываю любопытство.

7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу.

8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки.

10. Мне интересно.

12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе.

13. Меня волнуют возможные неудачи.

14. Мне кажется, что урок никогда не кончится.

15. Мне хочется на кого-нибудь накричать.

16. Я стараюсь все делать правильно.

17. Я чувствую себя неудачником.

18. Я чувствую себя исследователем.

19. Мне хочется что-нибудь сломать.

20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием.

24. Я горжусь своими школьными успехами.

25. Я чувствую себя совершенно свободно.

26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.

28. Я решаю самые трудные задачи.

29. Мне не хватает уверенности в себе.

31. Мне хочется что-нибудь сломать.

32. Я стараюсь не получить двойку.

33. Я уравновешен.

34. Мне нравится думать, решать.

35. Я чувствую себя обманутым.

36. Я стремлюсь показать свои способности и ум.

38. Я чувствую уныние и тоску.

39. Меня многое приводит в ярость.

40. Я хочу быть среди лучших.

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:

На бланке 1 2 3 4

Вес для подсчета 4 3 2 1

Такими «обратными» пунктами являются:

По шкале познавательной активности: 14,30,38

По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33

По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Оценка и интерпретация результатов.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г), где

ПА- балл по шкале познавательной активности;

МД- балл по шкале мотивации достижения;

Т- балл по шкале тревожности;

Г- балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

Источник

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
методическая разработка

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся

МАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание.

Ход: предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.

Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10-15 минут.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_diagnostiki_motivatsii_ucheniya_i_emotsionalnogo_otnosheniya_k_ucheniyu.doc 105.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ

В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Цель : исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся

МАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание.

Ход: предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.

Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10-15 минут.

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл.1)

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 1 2 3 4

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 4 3 2 1

Такими «обратными пунктами являются:

по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;

Источник

Читайте также:  Numis med шампунь стресс релиф сенситив
Оцените статью