Методика определение уровня эмоционального интеллекта
Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность).
Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14).
Распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).
Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта
Инструкция
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.
Обозначение баллов:
Полностью не согласен (–3 балла).
В основном не согласен (–2 балла).
Отчасти не согласен (–1 балл).
Отчасти согласен (+1 балл).
В основном согласен (+2 балла).
Полностью согласен (+3 балла).
Высказывание
Балл (степень согласия)
–3
–2
–1
+1
+2
+3
Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.
Источник
Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла
Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению, отношение к жизни и поиски гармонии.
Уже является неоспоримым фактом то, что эмоциональный интеллект не менее, и даже более чем классический IQ способствует успеху и психическому и физическому благополучию человека. Радует то, что EQ поддается развитию в отличие от IQ. Пройдя тест EQ, вы узнаете о себе много интересного, сможете эффективнее добиваться своих целей и при этом жить в мире с самим собой и окружающими.
Описание шкал:
1. Эмоциональная осведомленность — это осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций. Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем у другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.
2. Управление своими эмоциями — это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость и т.д., другими словами, произвольное управление своими эмоциями
3. Самомотивация — управление своим поведением, за счет управления эмоциями.
4. Эмпатия — это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.
5. Управление эмоциями других людей — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Источник
Тестирование на определение эмоционального интеллекта по методике Холла
статья
Последние 20 лет в мировой психологии всё большее значение приобретает
интерес к развитию эмоционального интеллекта. Многие психологи приходят к пониманию неоспоримой пользы изучения этой проблемы, как у взрослых, так и у детей. Работая в детском образовательном учреждении, и мы хотели бы уделить достаточное внимание развитию эмоционального интеллекта (EQ) у детей, так как понимаем актуальность и необходимость этого в условиях современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Последние 20 лет в мировой психологии всё большее значение приобретает интерес к развитию эмоционального интеллекта. Многие пси | 345.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестирование на определение эмоционального интеллекта по методике Холла
- Что такое эмоциональный интеллект. Его отличии от психотипа человека.
- Опросник Холла.
- Методики, помогающие в развитии эмоционального интеллекта.
Последние 20 лет в мировой психологии всё большее значение приобретает
интерес к развитию эмоционального интеллекта. Многие психологи приходят к пониманию неоспоримой пользы изучения этой проблемы, как у взрослых, так и у детей. Работая в детском образовательном учреждении, и мы хотели бы уделить достаточное внимание развитию эмоционального интеллекта (EQ) у детей, так как понимаем актуальность и необходимость этого в условиях современного мира. Но считаем, что любой взрослый, задумавший помочь детям в столь важном вопросе, должен не только изучить научную сторону вопроса, но прежде всего помочь себе, применяя эти психологические практики, оценить и развить собственный EQ.
Если понятие коэффициента интеллекта (IQ) существует больше ста лет, то об EQ заговорили только в 1990 году, когда в научном журнале появилась небольшая статья, которая так и называлась — Emotional Intelligence. Ее написали исследователи Джон Майер и Питер Саловей, которые нашли доказательства того, что эмоциональный интеллект можно рассматривать как отдельный вид интеллекта и считать разумной формой подхода к тем данным, которые мы получаем посредством эмоций. Статья вышла, но ее почти никто не прочитал, поэтому вся слава досталась Дэниэлю Гоулману — журналисту The New York Times, который в 1995 году переработал статью и написал книгу «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ».
У психологов накопилось довольно много претензий к исследователям EQ. Во-первых, четкого определения эмоционального интеллекта не существует, а без этого понятие нельзя назвать научным. Во-вторых, EQ сильно пересекается с теорией психотипов. В-третьих, общепринятого способа измерить эмоциональный интеллект нельзя, что тоже вызывает сомнения в его объективности.
Но мы попробуем рассмотреть EQ с точки зрения принятых позиций. Согласно Д. Гоулману эмоциональный интеллект есть «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей». Более современный подход определяет EQ как сумму навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Актуальность формирования этих навыков в современном мире не вызывает сомнений. Хотим мы этого или не хотим, но мы испытываем различные эмоции ежедневно 24 часа в сутки, в любых ситуациях, а значит, применяем свой эмоциональный интеллект и очень важно насколько высок его уровень. И можно говорить о высоком EQ когда вы уравновешаны в любой ситуации и можете положительно влиять на эмоции других людей. Из уровня развития именно эмоционального интеллекта можно извлечь много успешного в своей жизни, карьере, отношениях в семье, с окружающими, здоровье.
Как же определить разницу между привычным уже понятием психотип и рассматриваемым нами эмоциональным интеллектом. Психотип – это комплекс психических характеристик, составляющих обобщенную модель поведения человека и его реакций на внешние раздражители. Эти особенности врождённые, изменению не подлежат, в течении жизни возможна лишь коррекция некоторых моментов в своём поведении. EQ возможно развивать.
Как мы уже знаем, такого чёткого и полного теста определения уровня EQ как IQ пока не существует, есть приближенный к истине тест, состоящий из 141 вопроса. Конечно, в данной статье мы не будем приводить его, но предложим более короткий и доступный тест Холла, состоящий из 30 вопросов, ответ на каждый можно оценивать по 6 — бальной шкале.
Прохождение анкетирования позволит тестируемому понять:
- Осознает ли он испытываемые эмоции и причину их появления.
- Может ли он контролировать чувства.
- Имеет ли влияние на других людей.
- Каков его уровень эмпатии.
- Возможности к самомотивации.
Ставим себе оценки по такому принципу:
- категорически не согласен: — 3;
- скорее не согласен: — 2;
- частично не соглашусь: — 1;
- частично соглашусь: 1;
- скорее согласен: 2;
- абсолютно согласен: 3.
- Любые эмоции (и плохие, и хорошие) являются основой для понимания того, как действовать.
- Негативные эмоции вынуждают меня произвести изменения в жизни.
- Мое спокойствие не страдает в случае давления на меня.
- Я могу понять, как изменяются мои чувства.
- Если это нужно, я буду спокойным и уверенным в себе.
- При необходимости я в состоянии быть веселым, оптимистичным.
- Я обращаю внимание на свое эмоциональное самочувствие.
- Если я расстроился, то могу быстро прийти в норму.
- Я способен выслушать жалобы от человека.
- Я стараюсь быстро избавиться от разрушительных эмоций.
- Я проникаюсь чувствами других.
- Со мной люди ощущают себя спокойно.
- Я упорно преодолеваю трудности.
- Мне нравится креативно решать проблемы.
- Настроения и потребности других людей вызывают у меня адекватные реакции.
- Я с легкостью ввожу себя в состояние гармонии.
- Если есть время, я анализирую свои отрицательные эмоции.
- Я недолго переживаю.
- Осознание эмоций важно для хорошего самочувствия.
- Я умею считывать чувства людей, даже если они их маскируют.
- Я вижу эмоции по мимике.
- Если нужно «идти в бой», я держу эмоции в узде.
- Я без слов улавливаю истинные желания людей.
- Окружающие считают меня способным к сопереживанию.
- Человек, понимающий причины эмоций, способен управлять течением жизни.
- Я могу развеселить и вдохновить людей.
- Друзья советуются со мной по вопросам личной жизни.
- Мне легко поставить себя на место другого человека.
- Я помогаю другим разобраться в себе.
- Я не зацикливаюсь на переживаниях.
Теперь посчитайте общий балл, который говорит об уровне EQ:
высокий – свыше 70;
Что же делать, если полученный результат нас не устраивает? Можно, по желанию воспользоваться предложенными методами развития эмоционального интеллекта.
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей. Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен».
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная?
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, с их подавлением. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму. Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем). Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь. Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей.
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора .
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать? Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен? И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник