- Диагностика эмоционального интеллекта младшего школьника
- Эмоциональный интеллект ребёнка
- Елена Петрусенко
- Историческая справка
- Особенности эмоционального интеллекта детей
- Зачем развивать
- Как определить уровень эмоционального интеллекта
- Методика ЭмИн
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
- Тест Холла
- Тест SREIT
- Тест ЭмIQ–2
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Игры на развитие ЭИ
- «Кубик настроений»
- «Зеркало»
- «Я радуюсь, когда. »
- Упражнения на работу с эмоциями
- «Подушка злости»
- «Дневники добра»
- Какие книги можно почитать
- Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Если хотите почитать с ребёнком:
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
Диагностика эмоционального интеллекта младшего школьника
Е.В. Гайдук,
студентка 4 курса педагогического факультета
(научный руководитель — М.В. Пивоварчик, кандидат биологических наук, доцент)
ДИАГНОСТИКА И ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ИГРОВЫМИ СРЕДСТВАМИ
В статье представлено экспериментальное исследование таких компонентов эмоционального интеллекта младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, как понимание и воспроизведение эмоций. Описана роль игровых методов в диагностике и повышении изученных компонентов у учеников данной категории.
Вопрос об особенностях эмоциональной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью является одним из актуальных в педагогике и психологии. Одной из основных задач вспомогательной школы является социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретенных знаний по общеобразовательным предметам, но и от уровня сформированности эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Следует отметить, что эмоциональная сфера детей с интеллектуальной недостаточностью более сохранна, чем интеллект [3, с. 46]. Это факт признается особо значимым в плане опоры на потенциальные возможности ребенка, поскольку, стимулируя эмоциональную сферу, педагоги могут использовать ее как обходной путь развития учащихся в целом, подготовить их к самостоятельной жизни в обществе. Широкие возможности для диагностики и коррекции эмоций предоставляют именно игре. В связи с этим задачами нашего исследования явилось: изучить умения учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью понимать и воспроизводить эмоции, распознавать эмоциональные состояния другого человека игровыми средствами, и на основании полученных результатов для повышения компонентов эмоционального интеллекта подобрать соответствующие коррекционные игры.
Для реализации задач нами было организовано экспериментальное исследование на базе ГУО «Начальная вспомогательная школа № 2» г. Гродно. Всего было обследовано 5 учеников 4 класса I отделения. Исследование состояло из трех серий. Используемые для эксперимента методики были модифицированы, т.е. представлены в виде игры.
Первая серия была направлена на выявление особенностей понимания детьми эмоциональных состояний другого человека по экспрессии лица. Для этого использовалась модификация методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Эмоциональные лица» [2]. Детям предъявлялись картинки с изображением лица человека, который выражает определенную эмоцию (радость, горе (печаль), злость, удивление, страх), предлагалось определить и назвать эмоцию. Порядок предъявления картинок, время для идентификации не ограничивалось. Результаты выполнения задания представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Успешность определения различных эмоций по экспрессии лица (%)
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью
Анализ ответов показал, что разные эмоциональные состояния распознаются детьми неодинаково. У детей встречались ошибки в смешении эмоции «удивления» и «радости». Они идентифицировали эмоцию «удивление» как «веселое» (смеется, улыбается). Воспринимая эмоцию «страха», некоторые учащиеся называли данную эмоцию «плохое», «удивленное», или вообще затруднялись ответить. Наибольшее число правильных ответов было получено при определении состояния радости и злости, наименьшее – при оценке состояния страха и удивления.
Во второй серии эксперимента поставлена цель выявить особенности понимания детьми эмоционального состояния по мимике персонажей сюжетных картинок. Для этого мы использовали картинки с простым сюжетом и малым количеством персонажей (модификация методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной). Картинки были подобраны соответственно указанным выше пяти эмоциональным состояниям. [2]. Результаты выполнения задания представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Успешность понимания эмоций персонажей сюжетных картинок (%)
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью
Не смотря на наличие сюжета, который мог бы помочь детям разгадать эмоцию, испытуемым достаточно сложно было определить эмоцию «удивление» и «страха» т.к. они не до конца понимали сюжет или понимали неверно. Как и в первом случае, меньше затруднений вызвали эмоции «радость» и «злость». Ученики отличались бедностью словарного запаса, не объясняли свой выбор.
Проанализировав результаты двух серий экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью легче понять эмоциональное состояние другого человека по экспрессивности лица, нежели по ситуации, в которую попал человек.
В третей серии эксперимента поставлена цель выявить умение воспроизводить основные эмоциональные состояния (модификация методики Е.И. Изотовой «Эмоциональная идентификация») [1]. Для этого использовались пиктограммы со схематическим изображением основных эмоциональных состояний: радость, горе (печаль), злость, удивление, страх. Результаты выполнения задания представлены в таблице 3.
Таблица 3 — Успешность воспроизведение эмоциональных состояний с опорой на пиктограммы (%)
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью
Результаты, полученные в ходе проведения третей методики, показали, что у учащихся имеются значительные трудности в воспроизведении таких эмоций как «горе», «удивление», «страх». Эмоцию «удивление» воспроизвели только 20 % учеников, остальные ученики при попытке воспроизвести данную эмоцию просто открывали широко рот, что говорит о неосознанности ими данного эмоционального состояния. Эмоцию «горя» также показали только 20 % учеников. Эмоцию «страха» никому не удалось воспроизвести. Наиболее удачно ученики воспроизвели эмоции «радость» и «злость. Следовательно, по третей серии исследования можно сделать следующие выводы: младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности при воспроизведении основных эмоциональных состояний с опорой на пиктограммы.
Таким образом, проведенное исследование дает основание говорить, что младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие затруднения при ориентации в разных модальностях эмоций. А воспроизведение учениками эмоций, изображенных на пикторгамме, вызывает у их еще большие затруднения.
Следовательно, изученные компоненты эмоционального интеллекта учащихся данной категории необходимо развивать. С этой целью эффективно использовать в коррекционной работе игровые методы. Следует отметить, что наиболее популярно в педагогической практике использовать игры-драматизации, а именно сказки. С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме. Можно проводить такие коррекционные сказкотерапевтические игры как «Курочка Ряба», «Муха-цокотуха», «Путешествие в страну чувств», «Три поросенка» и др.
Таким образом, анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ проведенного эксперимента подтверждает актуальность данной темы. Широкие возможности для диагностики и коррекции эмоций предоставляют именно игре. Она создает особые условия для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
In article is presented the experimental research of such components emotional intelligence of younger schoolboys, as understanding and reconstruction of emotions. This is described the role of game methods in diagnostics and increase of the studied components at disciples of the given category.
1. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
2. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 136 с.
3. Хвойницкая, В.Ч. Технология эмоционального воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью / В.Ч. Хвойницкая // Дэфекталогія. – 2004. – № 1. – С.46 — 57.
Источник
Эмоциональный интеллект ребёнка
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
- восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
- понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
- управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
- использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
- непосредственны и откровенны;
- оптимистичны и позитивны;
- легко эмоционально отзываются на события;
- чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
- резко меняют эмоциональный настрой;
- незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
- нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
- осознают собственную исключительность и неповторимость;
- противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
- не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
- поможет в общении;
- повысит продуктивность в учёбе;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда. »
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
- «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
- «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
- «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
- обладает богатым эмоциональным словарём;
- не стремится к совершенству и перфекционизму;
- не позволяет другим портить себе настроение;
- способен переключаться от негатива к позитиву;
- наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
- умеет отказывать;
- может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
- Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
- Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
- Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
- Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
- Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
- М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
- серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник