Диагностика эмоционально волевой сферы ребенка с зпр

Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР

Ольга Головина
Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР

Методика изучения «Эмоционально-волевой и личностной сферы»

Цель: Выявить уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей, их умений общаться между собой и взрослыми с использованием вербальных и невербальных форм общения.

Входное обследование проходит с 1 сентября по 1 октября

Контрольное обследование проводится с 15 мая по 30 мая

Технологии:Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»

-Волгоград: Учитель, 2012.-91с.

Е. А. Алябьева «Коррекционно -развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста».

Формы: наблюдения, игровые задания, беседы.

«Адаптация, эмоциональный комфорт и психическое состояние в группе»

Оценка и критерии:

1 балл: адаптация тяжелая (больше 30 дней) проводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

2балла: адаптация средней тяжести (до 30 дней) в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

3 балла: успешная адаптация, у ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1 балл: депрессивный;

2балла: несколько повышен (появления возбудимости, расторможенности);;

«Обследование сформированности эмоционального общения с взрослыми и со сверстниками»

Цель: выявить уровень сформированности эмоционального общения с взрослыми и сверстниками.

Проведение обследования: Дети стоят в кругу.Педагог предлагает мяч ребенку: «Ваня! Возьми мяч, передай его другу и улыбнись». Игра продолжается, педагог передает мяч, каждому ребенку по очереди.

Контактность ребенка: (желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками)

1 балл: уходит от контакта, протестные реакции.

2 балла: контакт устанавливает с трудом (поверхностный)

3 балла: легкий, быстрый контакт.

1 балл: взгляд фиксирует (не фиксирует)

2 балла: устойчивое (неустойчивое)

3 балла: с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой.

Реакция на поощрение и порицание:

1 балл: отказ от деятельности при поощрении или порицании, агрессивная реакция.

2 балла: с повышением (понижением) результативности работы.

3 балла: адекватная.

Представления об эмоциональных состояниях

Цель: Изучение детьми восприятия графического изображения эмоций (проводится индивидуально)

Проведение обследования: Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, гнева, удивления. Детям предлагается подобрать пару соответствующую определенному эмоциональному состоянию, изображенному на картинке.

Оценка и критерии:

1 балл: не называет и не составляет в пары положительные и отрицательные эмоциональные состояния других детей.

2 балла: называет и составляет в пары основные положительные и отрицательные эмоциональные состояния других детей (радость, гнев, грусть, с помощью взрослого

3 балла: самостоятельно составляет в пары и называет положительные и отрицательные изображения эмоциональных состояний других детей.

«Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции».

Игра «Сделай как Я»

Цель: Изучение особенностей использование детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции сказочных героев. (Проводится индивидуально).

Проведение обследование: детям предлагается под текст стихотворения изобразить движения по показу взрослого (зайца, медведя, кошки, дерева).

Оценка и критерии:

1балл: не откликается и не изображает эмоции.

2балла: ребенку потребовалась содержательная помощь, эмоции изображает с помощью взрослого.

3балла: изобразил различные эмоциональные состояния, помощь ребенку не потребовалась.

Изучение умения понимать моральные представления (поступки людей): добро, зло, жадность.

Цель: Выявить умение выделять, анализировать и оценивать поведение с точки зрения эталонов и образов, представленных в культуре

Проведение обследование: Детям предлагаются картинки с изображением проблемных ситуаций, необходимо оценить ситуацию изображенную на картинке.

Оценка и критерии:

1балл: не проявляет эмоциональное отношение к героям, затрудняется в их эмоциональной оценке.

2балла: проявляет эмоциональное отношение к героям, с помощью взрослого дает им моральную оценку, но не может ее четко мотивировать.

3балла: проявляет эмоциональное отношение к героям, дает им моральную оценку, сочувствует и сопереживает положительным героям, негодует на поступки отрицательных героев.

Тест тревожности (Р. Тэммпл)

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь,какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Читайте также:  10 профессий когда работа действительно радость

8. Выговор. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь,какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Анализ результатов теста

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

• высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

• средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

• низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Анкета: Лаврентьева Г. П. Титаренко Т. М. «Агрессивный ребенок»

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

«Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Коррекционно-развивающая программа Задачи программы: 1. развитие коммуникативных навыков. 2. развитие произвольного внимания; 3. развитие.

Диагностика детей раннего возраста ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) Диагностика развития познавательного уровня При исследовании фиксируется понимание инструкции,.

Диагностика коммуникативных умений дошкольников Диагностика коммуникативных умений дошкольников Коммуникативные умения: • Умения слушать и слышать другого; • Умение участвовать в свободной.

Диагностика конструктивной деятельности С 3-4 лет. Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами..

Диагностика конструктивной деятельности С 2-2,6 Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. (Башня, дом, дорога, ворота, машина, поезд, кровать, стол, заборчик,.

Диагностика педагогического взаимодействия по ФГОС в ДОУ Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы.

Диагностика ребенка. Моторные асимметрии. Функциональная асимметрия рук. Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. Результат: Во время выполнения.

Педагогическая диагностика Предлагаю вашему вниманию способ оформления педагогической диагностики в ДОУ на примере младшей группы. Для каждой образовательной области.

Педагогическая диагностика по программе «Детство» Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных — задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Педагогическая.

Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи.

Источник

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития

Дарья Фомина
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития

Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Нами были выделены следующие критерии и показатели для изучения эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития:

Когнитивный компонент

— представления детей о эмоциональных состояниях человека;

1)«Мимический тест» (Автор Изард. К.)

— понимание ребенком собственных эмоций

2)Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»

Поведенческий компонент

— умение ребенка реагировать на эмоциональное состояние другого;

Читайте также:  Двойняшки когда чувствуешь шевеление

3)Методика «Что – почему – как».

— умение определять и называть свои эмоции;

4)Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (

— способности к прогнозированию эмоциональных

5)Методика «Ситуация без лица»

Методики исследования:

1. «Мимический тест» (Автор Изард. К.).

Цель методики: выявить степень (уровень) адекватности определения детьми старшего дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия).

Материал: 12 карточек со схематическим изображением лиц, на которых зафиксированы различные степени выраженности фундаментальных эмоций. (приложение 2)

Инструкция: «Посмотрите на изображение лица и определите, какое чувств каждое оно выражает».

Обработка и интерпретация:Правильные ответы:

1 – нейтральное, 2 – огорчение, 3 – радость, 4 – удивление, 5 – гнев,

6 – злость, 7 – сомнение, 8 – хитрость, 9 – усталость, 10 –страх, 11 –жалость, 12 –обида.

Оценка осуществляется на основе положения о зонном характере выраженности эмоций и «смысловых полях» категорий, обозначающих эмоцию:

1 балл – неправильный ответ (название не входит в смысловое поле данной эмоции);

2 балла – частично правильный ответ (косвенная, приблизительная характеристика эмоционального состояния);

3 балла – правильный ответ (но не дифференцирующий данную эмоцию по степени выраженности);

4 балла — ответ правильный (точный, полный, аргументированный, составляющий «смысловое поле данной эмоции»).

Уровень адекватности определения эмоционального состояния:

Низкий уровень – 12 – 18 баллов;

Средний уровень – 19 – 30 баллов;

Высокий уровень – 31– 48 баллов.

2. Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»

Цель: изучение понимания собственных эмоций.

Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.

Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.

Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.

Уровень понимания собственных эмоций:

Низкий уровень – ребенок не смог объяснить нарисованного;

Средний уровень – ребенок рассказал о нарисованных эмоциях частично;

Высокий уровень – ребенок дал полную характеристику своих эмоций на рисунке.

Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.

3. Методика «Что – почему – как»

Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.

Инструкция.Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ.Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».

Текст для девочек:

«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.

На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»

Текст для мальчиков:

«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.

В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»

Обработка результатов: ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.

Читайте также:  Чувственное поздравление с новым годом мужчине

Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера).

Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?

• 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».

• 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;

• 2 балла – конструктивное решение проблемы.

Варианты конструктивного решения:

— старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;

— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;

— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.

«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил?»

• 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.

• 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».

• 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются»

Как бы ты поступил (а) в такой ситуации?

• 0 баллов – ответ отсутствует.

• 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».

• 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.

Уровни развития эмоционального интеллекта:

Низкий: 0 – 2 балла;

Средний: 3 – 4 балла;

Высокий: 5 – 6 баллов.

4. Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»

Цель: умение определять и называть эмоций.

Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций (приложение 3).

Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления,с вопросом: «Какое это лицо?».

Низкий уровень – ребенок не определил не одной эмоции (о баллов)

Средний уровень – ребенок определил 3 эмоции (2 балл)

Высокий уровень – ребенок определил все эмоции (4 балла)

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже — гнева и удивления.

5. Методика «Ситуации без лица».

Цель методики: выявление уровня предикативной эмпатии; способности к прогнозированию эмоциональных состояний героя в разных ситуациях (без изображения лица).

Материал: художественные картинки с изображением человека (детей) без лица в эмоционально значимых для дошкольника ситуациях (приложение 4).

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и ответь на вопрос: что случилось с мальчиком (девочкой) Как ты думаешь, какое настроение (эмоция) сейчас должно быть у него (нее? Выбери одно лицо, которое больше подходит к этой картинке».

— правильность определения эмоциональной ситуации и выбор адекватного выражения лица (эмоции) – 1 балл;

— предвосхищение эмоционального состояния в соответствии с ситуацией – 1 балл.

Уровень эмпатии:

Низкий уровень – 0-10 баллов;

Средний уровень – 11-20 баллов;

Высокий уровень – 21-30 баллов

«Что такое дружба?» Проект для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Авторы: Колпаносова М. В. Дюжева Т. Н Воспитатели Тип проекта: творческий По содержанию: педагог – ребёнок — родитель По числу участников.

Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.

Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно.

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие.

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Видео Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам,- осознаётся.

Источник

Оцените статью