настроение (это затяжное, но относительно слабо выраженное, целостное эмоциональное состояние);
аффект (это эмоциональный пик переживаний; это кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, целиком «захватывающее, затопляющее, заполняющее» психику);
стресс (это эмоциональное состояние, возникающее в сложных, неожиданных, особо ответственных и значимых ситуациях, переживаемое как напряжение);
фрустрация (это переживание тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуациях, угрожающих достижению поставленной цели);
увлечение и страсть (это устойчивое, интенсивное стремление к какому-то объекту с сильным эмоциональным напряжением).
Воля – это регулирующая сторона сознания. Это высший уровень саморегулирования деятельности и поведения.
Волю рассматривают трояким образом:
1. Воля как свойство человека – это способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия в виде собственных желаний и стремлений. Воля – это поведение в ситуации конфликта 2-х мотивационных тенденций: более ценностная и сознательно принятая цель; эмоционально более привлекательна. Причем первая побеждает, подавляя вторую.
2. Воля как процесс. Это и есть сознательная саморегуляция, сознательная мобилизация имеющихся возможностей преодоления трудностей. Волевым является действие, направленное на достижение цели, не вытекающей непосредственно из него.
3. Воля как содержание сознания. Это и есть, созданные самим субъектом, дополнительные побуждения к действиям, собственной мотивации к которым не достаточно. Одним из механизмов воли является потребность в преодолении встретившейся преграды. Для волевых форм поведения осознания цели недостаточно, в них обязательно включено волевое усилие. Волевое усилие – это особое психическое напряжение, сознательно вызываемое в тех случаях, когда испытывается дефицит энергии и, когда необходимо мобилизовать имеющиеся психические ресурсы. Волевое усилие – это как бы действие по линии наибольшего сопротивления. Воля включает в себя: самодетерминацию; самоинициацию; самоконтроль; самомобилизацию. Целенаправленный характер волевых действий и их виды.
Действия – важнейшие звенья волевого акта. Действие, не имеющее плана, нельзя считать волевым. Волевое действие – это…сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: осознание цели и стремление достичь ее; осознание ряда возможностей достижения цели; появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения. Воля проявляется не только в совершении целенаправленного действия, но и в удержании импульсивного действия.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития.
Для диагностики эмоционально-волевой сферы мною были выбраны именно данные методики, так как они наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений.
1. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)
Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.
Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.
Метод проведения теста: детям показывали изображения лиц людей, задача детей определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагается определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие.
Сначала детям предлагаются изображения (фотографии), по которым легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний.
Детям предлагается соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называют и соотносят эмоции, педагог предлагает каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице.
Оценивается восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д).
Все данные заносятся в протокол и оцениваются в баллах.
1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.
0,5 – Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.
0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.
2. Цветовой тест (М. Люшер).
Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
набор карточек из 8 цветов:
оранжево – красный (3),
Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся – и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8.
Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2–3 минуты. Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность;
сине- зеленый – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
оранжево- красный – символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение;
светло -желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй – действительное. Выполнение теста оценивается в баллах при соотношении обоих выборов ребёнка:
1 – Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
0,5 – Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.
0 – Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 – 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.
3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич)
Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.
Метод проведения теста:
Детям предлагается на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём.
Оценивается расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.
Во время проведения экспериментального задания экспериментатор заносит данные в протокол.
Выполнение задания оценивается в баллах:
1 – Нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.
0,5 – Нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш. В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.
0 – Отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодоря развития эмоциональной сферы, ребенок может регулировать свое поведение, избегая тех поступков ,которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.
Источник
Программа по развитию эмоционально — волевой сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья
Социальная адаптация является основополагающим моментом при работе с подростков с ограниченными особенностями здоровья ведь большинство из них — это подростки из социально неблагополучных или мало обеспеченных семей. Эти дети имеют заниженную самооценку, недостаточно высокий уровень интеллектуального развития. Вес это, вместе с вышеуказанными факторами, формирует у них неуверенность в себе, своих силах, своем будущем. Поэтому основная задача психолога — помочь подросткам обрести уверенность в себе, в своих силах, показать возможности достижения желаемого.
Одна из причин уверенности в себе кроется в умении общаться с другими людьми. Именно поэтому большая часть программы акцентирована именно на умении общаться со сверстникам, родителями, учителями, знакомыми и незнакомыми людьми.
Используя программу при работе с подростками с ограниченными особенностями здоровья, следует учитывать особенности:
Каждый момент занятия следует подробно объяснить, при необходимости несколько раз;
Атмосфера занятия должна быть очень доброжелательной, подросток должен прочувствовать ситуацию успеха;
Любой успех подростка обязательно оценивается и поощряется (желательно не только психологом, но и членами группы).
Цель : адаптация к жизни во взрослом обществе, формирование уверенности в себе и в успешном поведении, приобретение практических навыков в общении, развитие эмоционально — волевой сферы.
Условия проведения: занятия проводятся 2 раз в неделю; — длительность одного занятия – 30 минут; количество участников 2-5 человек,
Задачи коррекционной программы включает в себя:
первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;
направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;
рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на детей;
заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.
Для определения результативности коррекционного воздействия п сиходиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.
Тес т на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина);
Тест «Автопортрет» — проективная методика, дающая представление о личности;
Тест «Несуществующее животное» — проективная методика, дающая представление о личности;
Тест «Рука» — проективная методика, выявляющая уровень агрессивности подростка;
Тест на выявление акцентуации характера— характера по Шмишеку .
Коррекция эмоционально — волевой сферы с помощью игровых упражнений формирование правил поведения . позволяющих добиться успеха в общении с людьми.
Осознание себя, определение своего типа с помощью психогеометрического теста
Осознание важности восприятия своего «Я» со всеми преимуществами и недостатками
Определение способа реагирования на конфликтную ситуацию, выявление тенденции взаимоотношений в трудных ситуациях.
Приобретение психологических навыков, которые способствуют взаимопониманию.
Продемонстрировать значение чувств в нашей жизни, необходимость их проявления для формирования дружеских взаимоотношений.
Как бороться со стрессом
Обучение приемам релаксации
Как управлять негативными эмоциями
Эмоции и поведение
Эмоции и поведение
Коррекционно — развивающие занятия для подростков с ограниченными возможностями здоровья
1.Упражнение «Герб и щит». Оно направлено на определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, помогает осознать собственную значимость. Ребенку дается лист с нарисованным шаблоном герба. В верхней части листа ребенок записывает и продолжает три предложения:
1. Я горжусь собой, потому что .
2. Я горжусь собой, потому что …
3. Я горжусь собой, потому что …
Ребенок записывает три разных повода гордиться собой.
Затем, работа с шаблоном. Он видит, что поле разделено на пять полей.
На первом поле герба рисует то, что умеет делать лучше всего.
На втором поле рисует место, где чувствует себя хорошо, уютно и безопасно.
На третьем – самое большое свое достижение.
На четвертом – трех людей, кому может доверять.
На пятом поле пишет три слова, которые хочет слышать о себе.
Далее идет обсуждение рисунка.
1. Я горжусь собой, потому что я люблю животных
2. Я горжусь собой, потому что я хожу в школу
3. Я горжусь собой, потому что я люблю учиться
Когда-то рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для
придания смелости, выкрикивали свой девиз. Твой личный девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой…», а также в трех словах, которые тебе хотелось бы слышать о себе. Когда тебе бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа
вспоминай и говори себе эти слова.
Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают тебе – ты не одинок. Есть кому тебя выслушать и помочь.
Напоминание о твоем самом большом достижении, которого ты добился сам, помогает, когда охватывает неуверенность.
Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет
восстановить силы, отдохнуть.
Первое поле герба поможет в ситуации скуки, бездействия.
Этот рисунок можно рассматривать и как щит с гербом, а щит – это оружие защиты и даже победы. С его помощью можно преодолеть какую-нибудь жизненную ситуацию.
Эта методика информативна: выделяет ли ребенок дом как место, где ему спокойно, безопасно, хорошо; являются ли его родители тем, кому он может доверять.
Цель: наладить контакт с подростками.
Упражнение хорошо проводить два раза в неделю: в начале недели — для позитивного настроя на рабочую или учебную неделю и в пятницу — для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю.
Материалы . Лист бумаги формата А4, цветные и простой карандаши, фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Положите на него кисть руки и обведите простым карандашом. Получилась ваша неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня, и нарисуйте соответственные мордашки каждому пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели» — ваш характер и эмоциональное состояние за всю неделю. Раскрасьте теми цветами, какими захотите.
Примечания . В конце недели все проводится по той же схеме.
После окончания работы обсудите рисунки с клиентом, обговорите сложные ситуации, которые произошли за неделю. Методика дает хороший психотерапевтический эффект, помогает клиенту раскрыться перед психологом.
Цель : коррекция эмоционально — волевой сферы с помощью игровых упражнений формирование правил поведения позволяющих добиться успеха в общении с людьми.
Оборудование и материалы : доска, мел. раздаточные карточки.
Средства : игра «выйди из круга «.
Добиться желаемого можно разными способами: можно вежливо попросить (психолог просит ученика правильно сесть за партой) можно приказать, а как можно еще ?
Ученики прехлагают различные варианты того, как можно добиться желаемого, а психолог записывает эти варианты на доске. Такими вариантами могут быть мольба, подкуп, приказ, шантаж, мотивация требуемого и т.д.
1.Игра «Выйди из круга». Психолог предлагает ученикам встать в круг и взяться за руки. Водящий становиться в круг, его задача — выйти из этого круга, используя либо те методы достижения желаемого, которые были обговорены и записаны на доске, либо используя свои варианты достижения успеха: Задача стоящих в кругу — не выпускать водящего просто так: он должен постараться понравиться настолько, чтобы стоящим в кругу захотелось его выпустить. Здесь же следует оговорить следующий момент: стоящие в кругу не являются «непробиваемой стеной», игра не должна быть жестокой, она должна быть жесткой. Следует объяснить детям, что проигрываемая здесь ситуация является моделью тех жизненных ситуаций, с которыми придется столкнуться каждому. Именно по этому задача крута — позволить водящему попробовать найти наиболее оптимальный вариант выхода из сложившейся ситуации.
На выполнение задание водящему дается 2 минуты. Если за это время он не успевает выйти из крута, группа поет ему «похоронный марш».
Следующий водящий входит в круг по желанию. Если группа небольшая, в кругу может побывать каждый ученик.
Обсуждение результатов игры. На этом этапе следует обговорить происходившее: кому из участников удаюсь выполнить задание, какие методы он при этом использовал, какие ощущения он испытывал при выполнении задания. Конечно же. следует отметить и тех учеников, которые участвовали, но не смогли выйти из крута, ведь тот. кто участвовал – уже выиграл: он приобрел опыт поведения в определенных условиях. Очень важно, чтобы в обсуждении участвовала вся группа, ведь мнение одноклассников очень важно хтя участников игры. В обсуждении следует отметить тех участников, которые сумели найти выход из ситуации и при этом сумели понравиться, сделать приятное тем. кто их выпустил, хотя, безусловно, похваты достоин и тот. кто сумел вырваться из круга любым другим путем. Пусть этот путь не всегда приятен для окружающих, но. во всяком случае, ученик не дат сделать из себя жертву.
Все участники поощряются аплодисментами.
Беседа “Как понравиться людям”
Психолог рассказывает о несколько способов, позволяющих
понравиться людям, а значит и добиться желаемого, добиться успеха.
Разговаривая с людьми, выказывать к ним искренний интерес:
Помнить, что имя человека — самый сладостный хтя него звук на любом языке:
Разговаривать с человеком следует на интересующие его темы:
Внимательно слушать своего собеседника:
Стремиться убедить собеседника в своей значимости.
Каждое правило психолог подробно объясняет, просит детей привести примеры к каждом) правилу. Если же дети затрудняются это сделать, психолог приводит примеры сам. лучше всего, если это будут примеры из его жизни.
Психолог прехтагает ученикам закрепить полученные знания на практике.
Группа разбивается на четыре команды ( разбивку на команды можно произвести следующим образом: ученики рассчитываются по номерам от 1 до 4. первые номера будут представлять первую команду, вторые — вторую и тд. ). каждая команда получает свое задание. На подготовку дается 5-7мин. Обязательно следует объяснить детям, что задание нужно не просто рассказать, но и проиграть.
Задание 1. Вы отправились на экскурсию в другой город. На одной из станций вы вышли купить воды и задержатись, поезд гем временем уехат. Вы остатись в незнакомом месте без одежды, еды и без денег. Ваша задача — найти выход из сложившейся ситуации.
Задание 2. Парень пригласил на дискотеку девушку, но у нее очень строгие родители и не хотят ее отпускать. Задача парня — повести разговор с родителями таким образом, чтобы родители не побоялись отпустить свою дочь вместе с ним.
Задание 3. Ученик без уважительной причины прогулял несколько дней занятий в школе.
Вследствие чего классный руководитель хочет вызывать в школу родителей. Естественно у ученика этот вариант решения проблемы неприемлем. Как ученику убедить учителя в том. что необходимости вызова родителей в школу нет ?
Задание 4. Девушке очень нравится парень из соседнего класса, но подойти к нему и познакомиться она не решается. Однажды, придя в кино, она видит, что интересующий ее мальчик сидит рядом с ней. Как ей использовать этот случай, чтобы молодой человек ею заинтересовался.
Ученики каждой команды проигрывают свою ситуацию, после чего происходит обсуждение увиденного. Психолог поощряет интересные находки, ребята отмечают наиболее понравившиеся моменты в выступлении команд. Возможно, кто-то из ребят хочет предложить свой вариант решения той или иной проблемы.
Психолог предлагает каждому ученику подумать, что нового, полезного он вынес из себя из этого занятия и высказать свои мысли вслух.
Цель: осознание себя, определение своего типа с помощью психогеометрического теста.
Оборудование и материалы: доска, мел, листы бумаги, ручки.
Средства: психогеометрический тест, упражнение «Угадай, чья это карточка».
Каждый из нас, людей, уникален и неповторим. Но как часто мы задумываемся об этом? Жизнь в обществе накладывает на поведение, мысли и мировоззрение человека свой отпечаток , заставляя его часто поступать не так, как хотелось бы, а таким образом, который соответствует выработанным в данном обществе правилам. Для того, чтобы быть успешным, чтобы чего — то достигнуть, человеку довольно часто приходиться забывать о том, какой он на самом деле, а ведь такая позиция очень часто приводит к нарушениям психического равновесия, которые, в свою очередь, могут вылиться в разнообразные психосоматические заболевания.
Психолог предлагает детям задумается о том, чем же каждый из них отличается от других, что есть в нем интересного, непохожего, неповторимого, присущего только ему. Ученики берут в руки листы бумаги и ручки. Их задача — после нескольких минут размышлений написать о себе несколько характеризующих их фраз. Важно напомнить детям, что характеристики должны быть очень точными, конкретными, емкими, содержать сведения, характеризующие только определенного человека. Если дети затрудняются с выполнением задания, психолог может привести пример. После того, как ученики справились с заданием, психолог собирает листочки и перемешивает их (листочки должны быть одинакового формата).
Теперь задание для детей следующее, психолог зачитывает характеристики, а группу должна угадать, кому они принадлежат (если психолог, разбирая записи учеников замечает, что некоторые характеристики содержат информацию слишком личного характера, он может не зачитывать эту информацию вслух) . Человеку, угадавшему автора, автор может пожать руку или просто поблагодарить. Следует отметить тех детей, которые составили о себе наиболее емкие и конкретные характеристики, позволившие участникам игры быстро отгадать хозяина. После того, как все карточки будут разгаданы, все участники благодарят себя за откровенность аплодисментами.
Для психологической разгрузки после эмоционального упражнения детям можно предложить психогеометрический тест, который позволяет лучше узнать и понять себя.
Цель: осознание важности восприятия своего «Я» со всеми преимуществами и недостатками.
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, доска, мел.
Средства: мини-лекция, упражнение «Изменение отрицательных мыслей на положительные», упражнение «положительный опыт».
Одним из способов восприятия себя является углубленное осознание своего «Я». Каждый человек имеет свои положительные черты и именно на них основывается общение с другими. Иногда человек даже не осознает то самое лучшее, что в нем заложено. Если ты выяснил это, значит этим ты увеличил самоуважение. Давайте сейчас каждый из вас по очереди зачитает те положительные качества, которые он в себе открыл в течений предыдущей недели.
Здесь следует напомнить детям правила работы в группе: каждый участник группы должен придерживаться правил взаимного уважения и терпимости относительности других участников, чтобы подчеркнуть уважение к независимости, неповторимости и оригинальности каждого участника; все, что происходит на занятии, является тайной для посторонних.
Каждый ученик называет свои положительные качества, а группа может дополнить этот список. Психолог подчеркивает, что с помощью этого упражнения каждый выступающий углубил восприятие себя другими людьми.
На втором этапе занятия разбираются отрицательные качества: больше или меньше их получилось по сравнению с положительными? Согласна ли группа с наличием тех качеств, которые приписывает себе выступающий?
То, как человек думает о себе, зависит от того, насколько он себя воспринимает, верит в себя и свои возможности. Люди, которые чувствуют себя счастливыми, считают, что их любят, что они нужны другим, что к ним хорошо относятся окружающие, что они способны и их ценят.
Ты сможешь чувствовать себя счастливее, поддерживать хорошие отношения с другими людьми, если научишься уважать себя сам.
Тот, кто научился уважать себя сам, как правило, воспринимает и других. То есть, если ты высокого мнения о себе, то так же ты будешь думать и о других, и наоборот.
Есть вещи, в которых трудно признаться даже себе. Поэтому люди, которые скрывают в себе враждебность, будут критиковать тех людей, которые демонстрируют эту враждебность. Если ты знаешь и воспринимаешь собственные чувства, даже те, которые ты считаешь не очень хорошими, то легче воспринимаешь их и у других людей, прощаешь им их слабости.
Восприятие своего «Я» создает понимание того, что воспринимают другие. Оно усиливается, если тебя воспринимают люди, которых ты уважаешь. Вспомни тех людей, которые тебя воспринимают и любят, и твое восприятие собственного «Я» усилится. Человек, который себя не ценит, подсознательно настраивается на то, что и другие его не будут ценить, и, как результат, ведет себя таким образом, что его действительно не за что ценить. Люди начинают отворачиваться от него, подтверждая ожидания. С другой стороны, человек, который ценит себя, настраивается на то, что и другие к нему тоже хорошо относятся.
Людей, которые считают, что их любят, ценят, что они нужны, нет в тюрьмах, психиатрических клиниках. Там находятся те, кто считает себя ненужными, неспособными и чувствуют, что к ним плохо относятся.
К сожалению, часто приходят мысли, которые часто причиняют нам боль. Мы теряют из-за них энергию, уверенность в себе. Иногда таких плохих мыслей бывает больше, чем хороших.
Ты можешь думать: «Я слабый», «Я некрасивая», «Я не решу этой проблемы», «Наверное, я ей не нравлюсь», «Всегда я все порчу». Но можно научиться изменять отрицательные мысли о себе и своей жизни на положительные.
Это можно сделать тремя способами:
Обращением к своим правам. Если ты думаешь, что ты какой-то не такой, ты можешь заменить эту мысль на другую, потому что ты имеешь право быть тем, кем ты есть. Например: «Всегда я все порчу!» — «Я имею право на ошибку».
Обращением к положительному опыту на данную тему. «Я нерешительный» — «Есть ситуации, в которых мне удается быстро принимать решения», «У меня нет способностей к математике» — «Были случаи, когда на уроках математики я получал хорошие оценки».
Изменением прилагательных. Можно заменить нехорошие прилагательные, которые унижают тебя, на положительные, но так, чтобы предложение не утратило своей правдивости. Например: «Я наивный» — «Я честный в контактах с людьми», «Я худая» — «У меня стройное тело».
После подробного объяснения правил психолог предлагает использовать их на практике, начиная с последнего: ученики должны попытаться заменить свои негативные качества (написанные ими дома) на положительные, следя за тем, чтобы не изменялся смысл определенной черты. Если задание вызывает затруднение, можно предложить работу в парах. Через несколько минут проверить полученные результаты.
Желающие могут поделиться с группой своими впечатлениями от этого упражнения.
Упражнение «Изменение отрицательных мыслей на положительные».
Детям предлагается вспомнить те неприятности, которые и сейчас влияют на их жизнь, поведение и самочувствие и написать 10 — 15 таких предложений. А теперь нужно попытаться изменить отрицательные мысли о себе на положительные, пользуясь приведенным раннее примером (пример должен быть записан на доске).
Если дети не понимают задания, психолог на примере нескольких учеников (по желанию) объясняет задание еще раз. Возможно потребуется индивидуальная помощь каждому ученику. В таком случае следует разобрать по 2-3 предложения, а остальные предложить для самостоятельного изучения в виде домашнего задания.
5. Прежде чем мы приступим к следующему упражнению, хочется сказать о том, что людей можно условно поделить на две группы, на тех, кто причину всех своих неудач видит во внешней среде, других людях, обстоятельствах, судьбе, расположении звезд и на тех, кто ищет причины всех происходящих с ним событий в себе.
Следует признать, что люди, их судьбы иногда бывают вовлечены в пучину исторических событий, которые один человек не может изменить, и которые влияют на его судьбу. Но больше шансов, к счастью, имеют те, кто верит, что в жизни много чего зависит от них самих. Полезно принять такую версию, что мысли человека имеют свойство притягивать события, обстоятельства, необходимые для его роста, самореализации, но они могут притягивать и то, что нежелательно, о чем вы будете думать и что с вами непременно произойдет. Поэтому важно научиться мыслить положительно, нести ответственность за свои поступки и даже в трудных обстоятельствах видеть и ценить опыт, который будет способствовать вашему росту.
Упражнение «Положительный опыт». Дети некоторое время вспоминают случаи из своей жизни, когда их несправедливо обидели. Желающий рассказывает свою историю, а все остальные должны доказать, что он мог бы избежать этого, если бы повел себя по другому. Кроме того, группа должна помочь понять рассказчику-, какой положительный опыт можно извлечь из данной ситуации.
Психолог предлагает ученикам подумать, что нового и важного они узнали на этом занятии, после чего высказать свои мысли вслух.
Домашнее задание: попытаться в течении следующей недели анализировать свои мысли и поступки используя предложенные на уроке правила; негативные мысли превращать в позитивные, отмечать свои хорошие черты характера, хорошие поступки; подумать, какой положительный опыт можно извлечь из трудных или неблагоприятных ситуаций.
Цель: определение способа реагирования на конфликтную ситуацию, выявление тенденции взаимоотношений в трудных ситуациях.
Оборудование и материалы: листы бумаги, ручки, доска, мел.
Средства: тест оценки способов реагирования в конфликте, выполнение заданий в группах.
А теперь нужно определить, кто же чаще всего вступает в конфликтные ситуации. Варианты также следует записать и обсудить, почему же именно эти люди конфликтуют (возможные варианты: родители и дети, муж % и жена, учитель и ученик, начальник и подчиненный — это варианты с ярко выраженным неравенством по какому — либо признаку, а также конфликты между равными по социальному, половому и возрастному признакам по разнообразным причинам). Конфликтная ситуация — это всегда ситуация неприятная, стрессовая, но есть ли люди, которые никогда не попадали в такие ситуации? Конечно же нет. Живя в обществе человек, желая или не желая того, вынужден разрешать возникающие во взаимоотношениях проблемы и очень важным является то, какой способ он избирает для их решения.
Психолог предлагает детям ответить на вопросы теста определить, какой же способ реагирования на конфликтную ситуацию характерен для каждого конкретного ученика.
После подсчета и объяснения полученных результатов следует обговорить, какой из способов реагирования (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание конфликта или приспособление — суть каждого способа необходимо подробно объяснить), по мнению детей, позволяет обеим конфликтующим сторонам найти выход, устраивающий всех. Психологу необходимо отметить, что не один из способов не должен осуждаться, но, возможно, после обсуждения кто -то отметит для себя более продуктивный путь разрешения конфликта.
Для того, чтобы убедиться в эффективности каждого способа, психолог предлагает детям разбиться на группы и разыграть предложенные конфликтные ситуации, используя следующие способы: соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание конфликта и приспособление. Названия способов записываются на отдельных карточках и раскладываются на столе названием вниз. Из группы выходит по одному участнику и выбирает одну из карточек, определяющую тот способ, который будет показывать группа. После проигрывания каждой ситуации карточки возвращаются на место и перемешиваются, чтобы каждая труппа испробовала для себя разные способы реагирования на конфликтную ситуацию.
Парень опоздал на встречу с девушкой на 30 минут. Она злиться, обижается, не хочет разговаривать или говорить зло, причем объявляет, что она все’- таки дождалась парня для того, чтобы сказать ему о разрыве отношений (условие: девушка при всех обидах в парне все — таки заинтересована и желала бы решить конфликт, не доводя до разрыва).
Супружеская пара. Жена требует вынести мусор, а муж в это время смотрит по телевизору интересную передачу и не хочет никуда выходить. Жена же требует вынести мусор немедленно.
Родители и ребенок. Ребенок хочет принести в дом домашнее животное. Родители э/се не разрешают этого делать, аргументируя это тем, что животное испортит мебель, ковры, будет требовать к себе много внимания и причинять беспокойство.
Учитель, по мнению ученика, несправедливо оценил его ответ на уроке, причем на возмущения ученика по этому поводу и требования объяснить оценку учитель никак не отреагировал. Результатом является демонстративный отказ ученика от выполнения домашних заданий и угрозы учителя поставить плохую оценку за полугодие.
Двум родным сестрам мама купила новые платья, но младшая считает, что у старшей платье красивее, и вообще ее больше любят, все лучшее достается ей, ей разрешают позже ложиться спать, дольше гулять на улице, смотреть взрослые программы по телевизору (примечание: желательно, чтобы роль сестер сыграли и девочки и мальчики).
6. Обсуждение увиденного. Дети отмечают наиболее интересные и понравившиеся
выступления, благодарят всех участников аплодисментами. Психолог предлагает
детям отметить те способы реагирования в конфликтной ситуации, которые им
больше всего понравились и которые позволили обеим сторонам достичь
взаимопонимания и разрешить проблему никого не обидеть.
При подведении итогов психологу еще раз следует подвести детей к мысли, что полностью от конфликтной ситуации уйти нельзя, да и не нужно, ведь правильно разрешенный конфликт помогает дать выход накопленным эмоциям, дает возможность найти новое и правильное решение проблемы, позволяет взаимоотношениям между обеими сторонами выйти на новый виток развития.
Психолог предлагает детям задуматься о том, что нового и полезного они узнали для себя на этом уроке и высказать свои мысли вслух.
Домашнее задание: детям предлагается провести наблюдение за тем, какими способами выхода из конфликта пользуются их родители, друзья, учителя. Эффективны ли эти способы? Результаты наблюдений записать.
В случае возникновения конфликтной ситуации попытаться использовать те способы реагирования, которые, как было отмечено на уроке, являются наиболее эффективными.
Цель: приобретение психологических навыков, которые способствуют взаимопониманию.
Оборудование и материалы: листы бумаги, ручки, доска, мел.
Средства: тест на определение коммуникативных способностей, упражнение «В большом кругу», упражнение «Сумей продать ненужную вещь».
Определение процесса общения (наиболее удачный вариант, предложенный детьми, записывается на доске).Общение — это двухсторонний процесс, во время которого люди обмениваются мыслями, идеями, чувствами. В случае, когда одна из сторон передает информацию, а другая — пассивно слушает и не имеет права ставить вопросы, уточнять содержание сообщения (а такое иногда происходит на уроках), общающиеся стороны не могут проверить, насколько хорошо они поняли друг друга.
В процессе двухсторонней коммуникации тратится больше времени, но благодаря этому повышается уровень понимания сторон. Участники общения имеют возможность проверить, насколько точно они поняли собеседника, а именно:
ставить вопросы таким образом, чтобы на них не отвечали «Да» или «Нет» ;
перефразировать, то есть повторить мысль собеседника, но другими словами («насколько я понял, вы. », «другими словами. »), а также использовать обратную связь, то есть сообщать, как воспринимаются мысли того, кто говорит.
Во время обратной связи следует помнить, что следует описывать поведение человека и свои чувства, которые вызывает это поведение, а не оценивать самого человека (например: «когда ты себя так ведешь, я становлюсь раздражительным»). 3. Упражнение «В большом кругу».
Детям предлагается сесть в круг и обдумать вопросы, которые они зададут друг другу. Это могут быть вопросы на тему: любовь, друзья, учеба и другие. Упражнение можно проводить в виде соревнования, в котором побеждает тот, кому удалось получить в ответ на свой вопрос наиболее полный, исчерпывающий ответ и использовать при этом обратную связь.
Предыдущее упражнение показало, что кому-то процесс общения дается легче, кому-то немного труднее. Из опыта прошлых уроков мы знаем, что это во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Предлагаемый тест позволяет выявить наличие коммуникативных способностей
Безусловно, полученные в ходе тестирования результаты не нужно считать окончательными и неизменными. Будучи уже знакомым с правилами Д. Карнеги, используя советы, полученные на сегодняшнем уроке каждый из присутствующих может успешно общаться с окружающими и добиваться в процессе общения желаемых результатов.
Вам, наверняка, приходилось сталкиваться с распространителями той или иной продукции, продавцами. Бывали ли случаи, что вы покупали у них абсолютно ненужные вам или некачественные вещи только потому, что им удалось уговорить вас вделать покупку? Пользуясь имеющимися у вас знаниями, подумайте какими правилами общения пользовались эти люди? Несколько минут дети делятся своими мыслями и впечатлениями по этому поводу.
А теперь психолог предлагает ученикам попробовать себя в качестве продавцов неходового товара. Группа разбивается на более мелкие объединения по 3-4 человека и несколько минут обдумывает, как она будет продавать свой товар. «Товар» для продажи должен быть действительно «неходовым»:наполовину исписанные ручки, заячьи хвостики и т. д.
После показа продажи своего «товара» все участники участвуют в обсуждении. Особо следует отметить наиболее оригинальные, удачные находки.
Психолог предлагает детям подумать над тем, что нового и полезного они вынесли для себя из сегодняшнего урока и высказать свои мысли по этому поводу вслух.
Цель : продемонстрировать значение чувств в нашей жизни, необходимость их проявления для формирования дружеских взаимоотношений.
Оборудование и материалы: листы бумаги, ручки, доска, мел, игральные карты.
Средства : упражнение «игра в карты», упражнение «воспроизведи интонацию», упражнение «куртка для Вани».
Эмоции сопровождают нас всю жизнь, демонстрируют наше отношение к себе, к другим людям и к окружающему миру. Однако, очень часто мы можем видеть, что люди не умеют проявлять свои чувства, считают их не уместными, стараются спрятать их. Понятно, что такого же поведения они ожидают и от других.
жизни мы очень часто встречаемся с ситуациями, когда человеку, который пребывает под влиянием сильных эмоций, советуют не переживать. Когда у пас горе, нам говорят: «держись, выше голову», «перестань», «из — за этого не следует плакать». Тому, кто страдает, говорят: «не плачь, подумай о чем — то приятном», а тому, кто сердится: «успокойся, не нужно сердится», тому, кто радуется: «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».
Другой проблемой является то, что чем ближе для нас человек (в прямом и переносном смысле), тем труднее говорить ему про свои чувства. Кроме того, нам легче проявлять те чувства, которые уже переживали в прошлом. Чувства любви, симпатии к другим людям, и, даже, злости — все это является для человека ценным опытом.
В нашем обществе бытуют мысли, что чувства мешают преодолевать трудности, которые возникают во время общения.
Если кто — то не осознает свои чувства или не умеет выражать их. Он проявляет их следующим образом: 1) навешивает ярлыки; 2) начиняет обвинять другого. Эмоции и переживания являются нормальными и естественными. Человек, лишенный эмоций был бы похож на машину.
1. Упражнение «Угадай интонацию».
Каждому ученику предлагается произнести слово «Я» с двенадцатью различными интонациями. Список возможных интонаций психолог диктует ученикам, а они записывают их себе на листочек. Характер интонаций может быть следующий: нежный, грустный, демонстративный, обиженный, восхищенный, недовольный, радостный и т.д.. Можно дать детям время подготовиться к выполнению задания и поработать в парах.
При выполнении задания поощрять тех детей, которые выполняют задания свободно, не стесняясь. Особо обратить внимание на тех детей, Для которых задание представляет трудность. Следует попросить их объяснить причину своих затруднений, а группу — помочь преодолеть эти затруднения.
4. Хочется отметить, что существует, как минимум 4 способа словесной передачи своих чувств:
Называть или описывать свои чувства: «Я злюсь», «Я волнуюсь». «Ты мне нравишься». Но очень часто у нас нет слов для проявления своих чувств. Тогда мы можем использовать следующие способы.
Использовать сравнения, метафоры: «Чувствую себя как заново родившийся», «У мне как будто крылья выросли», «У меня душа поет».
Использовать крылатые выражения, фразы, хорошо известные нам из полюбившихся кинофильмов.
— Описание действия, к которым я хочу обратиться в связи с тем, что чувствую: «Я так хочу обнять тебя», «У меня возникло желание накричать на тебя».
Большинство людей не прислушивается к своим чувствам и полиостью не осознает их. Когда мы начинаем их описывать, то можем лучше их осознать. При этом следует еще помнить, что в каждой ситуации следует проявлять собственные чувства, а не оценивать личность другого человека. Поэтому для успешного общения следовало бы избегать навешивания ярлыков и обвинений. Некоторые люди стесняются демонстрировать свои чувства, у некоторых возникают трудности, когда он проявляет свои чувства к конкретным людям.
Психолог предлагает детям подумать, почему же* так трудно высказывать и проявлять свои чувства. Объяснения этого явления он записывает на доске. Затем он еще раз напоминает детям, что записав эти объяснения на доске, мы тем самым еще раз осознали их, а значит, теперь нам будет легче преодолевать трудности в выражении своих чувств.
Выражая свои чувства, человек тем самым дает выход переполняющим его эмоциям, а ведь мы знаем, что долго сдерживаемые внутри себя эмоции могут привести к неврозам, психическим расстройствам и различным психосоматическим заболеваниям. Поэтому проявлять свои эмоции и чувства необходимо, но, конечно же, нам гораздо приятнее проявлять и воспринимать положительные эмоции.
2.Упражнение «Куртка для Вани»
Детям предлагается разбиться на группы по три человека и распределить роли папы, мамы и семилетнего сына Вани. Каждая группа должна подготовить и разыграть следующую ситуацию: двое из вас — родители семилетнего Вани. Он хочет надеть новую куртку на прогулку во дворе, а вы хотите, чтобы он ее поберег и надел старую куртку в которой всегда гулял. Ваша задача: обратиться к Ване с различными интонациями — с мольбой, с уговорами, просьбой, приказом и т.д.. Вторая задача — подумать, каким образом следует обратиться к Ване, чтобы уговорить его надеть старую куртку и при этом не испортить настроение ни себе, ни Ване. Всех участников группа поощряет аплодисментами. Следует отметить особо интересные находки.
КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ
Каждый участник должен сделать комплимент соседу без слов, жестами. После того, как комплимент сделан, «получателю» задается вопрос: «Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?»
Участникам говорят: «Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними». Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз.
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах.
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам.
Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем экзаменационном стрессе.
Откровенно говоря, когда я прихожу домой.
Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов.
Откровенно говоря, когда у меня свободное время.
Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку.
Откровенно говоря, когда я волнуюсь.
Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями.
Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах.
Откровенно говоря, когда я прихожу на консультацию.
Откровенно говоря, когда я участвую в тренинге.
При обсуждении участникам задаются следующие вопросы :
Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?
Каковы ваши жизненные важнейшие цели на настоящий момент?
Все участники делятся на пары. В паре один человек – «слепой» (ему завязываются глаза), а второй – «поводырь». Задача поводыря – провести своего «слепого» по комнате. Затем участники меняются ролями.
По окончании занятия – обсуждение.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ РЕЛАКСАЦИИ
Участникам сообщается : «Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече.
По завершении упражнение — обсуждение:
Трудно ли было написать приветствие?
Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?
Готовы ли вы продолжать наше тренинговое занятие?
Обучение приемам релаксации через использование воображаемых образов
Участникам сообщается следующее: « Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях».
После этого – обсуждение эффективности и чувств участников.
КАК УПРАВЛЯТЬ НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ
1.Упражнение «Следствия вели…»
Участвуют все присутствующие. Ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого участника, почему это хорошо. Первый участник отвечает. Ведущий спрашивает второго участника, почему то, что сказал первый участник, плохо и.т.д. (чередуя плохие и хорошие следствия)
ЭМОЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ
В группе передается клубок ниток. Тот, кому клубок достался первым, оставляет кончик нитки у себя, передавая клубок любому участнику группы. Передавая клубок, участник говорит, что ему не нравится в его жизни. Таким образом, к концу упражнения, получается паутинка. В конце все участники вместе выкидывают эту паутинку, а вместе с ней и свои проблемы.
Участникам сообщают: «Оцените, насколько характерны для вас следующие реакции. На бланке для ответов обведите номера тех вопросов, на которые вы отвечаете «да». Отметьте количество обведенных номеров (баллов) по каждому виду эмоциональных реакций и построй график».
1. Если я разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые могут довести меня до того, что захочется драться.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
22. Довольно много людей мне завидует.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.
32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Участникам сообщается: «Сейчас я вам раздам листы, на которых изображены лица. Дорисуйте картинки так, как предложено. А теперь поговорим о том, что у нас получилось». После этого проводится анализ-обсуждение по следующим вопросам:
Когда у тебя бывает такое лицо?
Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно?
Как бы ты выразил свои переживания?
Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства или держать их в себе?
ЭМОЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ
Участникам сообщают: Вам необходимо разделиться на 2 подгруппы по принципу: небо — земля. Встаньте друг за другом. Тот, кто стоит последним, придумывает танцевальное движение, трогает за плечо стоящего впереди, тот поворачивается и запоминает движение, которое ему показывают. После этого он трогает за плечо следующего игрока и так далее. Затем смотрим, что было сначала и что получилось. Последний участник, который придумывал движение, становится первым, и игра продолжается.
После завершения – обсуждение:
Поделитесь своим настроением.
Трудно ли было придумывать и повторять движения?
В чем смысл игры?
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Давайте проделаем подобную работу. Если захотите, можете потом прочитать нам свои памятки. Заполненные памятки останутся у вас.
На доске рисуют большую таблицу, изображенную на бланках.
БЛАНК ПАМЯТКИ «Мои лучшие качества»
Мои способности
и таланты
Инструкция: «Мои лучшие черты» — в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты» — сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться. «Мои достижения» — в этой графе записываются достижения в любой области.
После того, как все запишут что-то в свои бланки, происходит обсуждение:
Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения?
Что вы взяли себе на заметку и будете использовать?
Участникам сообщается: Я сейчас прочитаю вам «Декларацию моей самоценности». Это своеобразный гимн самому себе. А теперь я попрошу вас прочитать вслух, все вместе. «Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я — это Я, и Я — это замечательно!»
После этого проводится анализ по следующим вопросам:
Как вы себя чувствуете?
Поделитесь с участниками группы своим настроением, душевным состоянием.
Что дало вам это упражнение?
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. М.: «Ось-89»,2002.
Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: «БАХРАХ»,1999.
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков — М.: «Соц. здоровье России»,1999
Ильин. Е.П. Психология воли.-СПб.:Питер,2002
Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика.
Учебно-практическое пособие. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.,1995.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003
Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. — М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.
Источник