Диагностика эмоционально волевой сферы младший школьник

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
статья на тему

Понятие об эмоциях и чувствах. В эмоциональной сфере отражаются не свойства раздражителя, а их отношения к потребностям индивида. Эмоциональное отражение – это отражение соответствия реальности задачам выживания.

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_emotsionalno.docx 1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика экспресс — диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника».

Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальн.

Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоциональн.

Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н.

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации.

Существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии. А именно – 4 основные методики: методика «Контурный САТ-Н (Детский аппе.

Источник

Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) на тему

Методика экспресс — диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_emoc.doc 114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика экспресс — диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

  1. Исследование динамики межличностных отношений учащегося младших классов в сфере эмоциональных процессов происходящих с ним в течении года, проводилось совместно с педагогом-психологом ЦПМСС «Лабиринт» Кузьминой И.А.(методика экспресс — диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»)

Цель: исследование эмоциональных проявлений и взаимоотношений учащихся в детском коллективе (начальные классы).

Методика: индивидуальные беседы с учащимися, наблюдение на занятии и в классе, беседа с учителями.

Количество обследуемых учащихся 25:

Индивидуальные бланки изучения эмоционально-волевой и социальной сферы младшего школьника .

Дата рождения, возраст _________________________________________

Дата обследования _ 2008 – 2009; 2009 – 2010; 2010 – 2011г.г.________

Отношение со взрослыми

Отсутствие отношений (отрешенность)

Отношение со сверстниками

Отсутствие отношений (отрешенность)

Общее количество баллов

Результаты диагностики по методике доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника» классов СОШ №12, г. Волжска (в %)

Диаграмма к разделу диагностики профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника» Эмоционально-волевое развитие.

По итогам диагностики прослеживаются положительные изменения в структуре эмоциональных процессов у учащихся 2-3 классов в течении года. Возросло количество учащихся со средним и высоким уровнем социализации и эмоциональности (см.таб№1, диаг.№1;таб№2,диаг№2 ):

Отсутствие отношений (отрешенность)

Диаграмма к разделу диагностики профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника» Социальное развитие.

Таким образом, в ходе онтогенеза в эмоции постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). Познавательные процессы развиваются и обогащаются чувством и словесным образом. Учащийся осознано и более охотно включается в общение с взрослыми и сверстниками, становится активнее и увереннее на занятиях, уроках. От того, нравится или не нравится учащемуся в школе, насколько высок у него интерес к занятиям (в данном случае к развитию речи и ознакомлению с окружающим), зависят его успехи в развитии речевых и познавательных процессов. Ведущим фактором, повлиявшим на развитие эмоциональной сферы учащихся в 2010-2011г.г., явилась совместная деятельность на занятиях логопеда, уроках и группы продленного дня, что повлекло улучшение межличностных отношений между учащимися, учителями и родителями. Таким образом, можно сделать вывод, что совместная деятельность (учителей, родителей, логопеда, психолога) положительно повлияла на изменение личностных показателей у учащихся начальных классов.

Педагог-психолог первой категории Кузьмина И.А..__________________

Акцентуации характера у подростков

Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения подростков и определении его причин являются акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки как бы вдруг, неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.

Как отмечают специалисты , акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Так, у 70% подростков с отклоняющимся поведением обнаруживаются изначальные нарушения характера, у 60% — установлены различные типы акцентуаций, у 21-28% беспризорников поставлен диагноз психопатии, у 40% госпитализированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями были отмечены прогулы уроков, воровство, драки со сверстниками.

Ряд типов акцентуации характера как бы провоцируют отклоняющееся поведение школьников.

Гипертимный тип акцентуаций характера дает 36% случаев отклоняющегося поведения. Подростки этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. В школе за этими детьми замечают неусидчивость, недисциплинированность, но в то же время живой ум и быстрая реакция позволяют им схватывать информацию на лету. Поэтому на уроке они могут получить неудовлетворительную оценку за ответ и тут же отличную при фронтальном опросе. У них всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, верховенству, если же их активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии. Этих подростков влечет риск, игра с опасностью, тянет вступить в конфликт, подраться, если им перечат. Если такой подросток оказывается в группе сверстников с асоциальной направленностью, то может стать вдохновителем и организатором каких-либо правонарушений, направленных на изощренные «развлечения», на поиск дополнительных средств на них.

Циклоидный тип как трансформация гипертимного типа проявляется в виде фазового состояния после завершения в рамках полового созревания. Для него характерны резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность, упадок сил. Такие подростки тяготятся людским обществом, стремятся от него скрыться. Учебные занятия, да и другие виды деятельности теряют для них интерес, настроение приобретает пессимистическую окраску. На замечания взрослых или сверстников по поводу их состояния могут отреагировать раздражением, агрессией. На этой почве возможны тенденции к суициду. Другие виды девиантного поведения у циклоидного типа не наблюдаются. Еще одной разновидностью гипертимного типа акцентуации характера является лабильный тип — сверхподвижный, неустойчивый в эмоциональной сфере. Исследователи отмечают крайнюю изменчивость настроения таких подростков — от чрезмерной веселости до глубокой печали. Столь же неустойчивы и диаметрально противоположны оценки прожитой жизни, совершенных дел, а также перспектив своего будущего: от радужной уверенности в счастливой дальнейшей жизни до пессимистической безысходности. Такие подростки довольно остро реагируют на нелестное замечание, строгое требование, так же как и на интересную новость, похвалу и положительную оценку со стороны взрослых. При наличии такой чувствительности возможны аффективные, неадекватные реакции. Формой отклоняющегося поведения у подростков этого типа может быть склонность к побегам как реакция на несправедливое отношение к нему.

Истероидный тип акцентуации характера отмечен у 52% подростков с девиантным поведением. Для данной категории детей характерны беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, которое может проявляться как восхищение, удивление, почитание, на худой конец — негодование, даже ненависть, но только не равнодушие. Ради привлечения к себе внимания истероидные подростки готовы на все. В ход идет ложь, приукрашивание, даже вызывающее поведение, они могут решиться на крайние меры, чтобы вызвать к себе сочувствие, жалость . Не обладая способностями, достаточными волевыми возможностями, они готовы прогуливать уроки, опаздывать, отказываться от поручения, лишь бы вызвать соответствующую реакцию у сверстников, на конфликт со взрослыми, учителями могут пойти по одной причине — приковать к себе внимание.

В целях создания ореола славы могут выбрать объект для подражания с негативной направленностью, хвастая и приукрашая его подвиги и похождения. Девиантное поведение чаще всего имеет высокий уровень асоциальной опасности .

Шизоидный тип акцентуации наблюдается у 44% подростков с девиантным поведением. Для них характерны замкнутость, отгороженность, некоммуникабельность, они любят проводить время одни, в своем придуманном мире фантазий, в который никого не пускают, а если кто пытается «влезть в душу», то это может вызвать у них эмоциональный взрыв. Исследователи отмечают у данной категории подростков сочетание противоречивых черт характера: холодности и утонченной чувствительности; упрямства и податливости; настороженности и легковерия; апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности; необщительности и неожиданной назойливости; застенчивости и бестактности; чрезмерной привязанности и немотивированной антипатии; рациональных рассуждении и нелогичных поступков. Все это делает поступки подростков данного типа неожиданными для окружающих. Если они воруют, то в одиночку, если совершают какое-либо противоправное действие, то с особой утонченностью. Для этих подростков характерны устойчивость и необычайность увлечений.

Эпилептоидный тип акцентуации проявляется у 61% подростков с девиантным поведением. Для данной категории детей характерна склонность к дисфории — злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью, доходящей при определенных обстоятельствах или в результате длительного накопления этих чувств до взрыва гнева и агрессии. Уже в детстве их поведение вызывает внимание со стороны взрослых. Эти дети капризны, себялюбивы, готовы нарочно изводить окружающих своими капризами и плачем. У них рано обнаруживают и садистские наклонности — мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших. В кругу сверстников они не просто претендуют на лидерство, а стремятся занять место властелина, диктатора, предъявляя свои правила игры или характер взаимоотношений. Не терпят несогласия или неподчинения.

В таких случаях идут на конфликт, драку, причем в аффекте проявляется безудержная ярость при неспособности реально учитывать силы противника. Если они не справляются с обидчиком, то, затаив обиду, ждут случая отомстить, причем жестоко и изощренно. Они испытывают наслаждение, наблюдая за мучениями противника. Им присуща склонность к пиромании, азартным играм, теряя контроль над собой, могут проиграть все и вся.

Неустойчивый тип акцентуации характера дает до 76% частоты девиантного поведения подростков, поскольку им свойственны слабоволие, неустойчивость интересов и потребностей, огромная тяга к развлечениям, безделью. Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации отличается избирательностью. Они подражают тем моделям поведения, действия которых сулят немедленные наслаждения, поэтому они довольно рано пытаются все попробовать . Не умея организовать и занять самих себя, они тянутся в группы несовершеннолетних, где занимают место безвольных исполнителей желаний лидера и членов стихийных групп.

При жесткой позиции взрослых, при умелом направлении деятельности в положительное русло проблема отклоняющегося поведения уменьшается или исчезает. При попустительстве, безответственности взрослых проявляются безделье, безнаказанность, правонарушения.

Подростки с явными акцентуациями характера составляют группу повышенного риска, поскольку достаточно случайного стечения обстоятельств или непреднамеренного «удара» по слабому месту представителя того или иного типа акцентуации, как возникают условия для перехода акцентуации в психопатии или психопатические реакции или же непсихопатические детские неспецифические подростковые реакции. Детские поведенческие реакции:

реакция отказа — реакция на внезапное перемещение из привычной среды в необычную обсреакция оппозиции желание вернуть утраченные условия, как реакция на чрезмерные претензии к ребенку ;

реакция имитации — стремление подражать кому-нибудь, имитируя его поведение, манеру одеваться;

реакция компенсации — желание восполнить неудачи, недостатки в одной области успехами в другой ;

реакция гиперкомпенсации — отчаянные, безрассудные действия, направленные на замещение недостатка .

В подростковом возрасте эти реакции могут сохраниться, и к ним прибавляется так называемый подростковый комплекс — специфически подростковые поведенческие модели как реакция на воздействия окружающей социальной среды:

реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, борьба за самостоятельность. Крайняя форма эмансипации может проявиться в побегах из дома, бродяжничестве, желании пожить «свободной жизнью»;

реакция группировки со сверстниками как потребность найти поле для самоутверждения, самовыражения, осознания собственного Я;

реакция увлечения проявляется через интересы и потребности подростков; выделяют несколько типов увлечений как с положительной, так и отрицательной направленностью ;обстановку ;

сексуальные влечения-реакции, связанные с половым созреванием несовершеннолетних; при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти влечения могут превратиться в перверзии .

Итак, за каждым действием и поступком подростка необходимо видеть не только желание сделать что-то неприятное, навредить, но и обычную реакцию ребенка, связанную с желанием себя защитить, обратить на себя внимание, найти опору и поддержку среди сверстников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоциональн.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ.

План-конспект развивающего занятия«Лаборатория дружбы»Уровень образования: ü начальное общее образование;ü специальное (коррекционное) образование.Обучающихся в группе: 8-10 чело.

У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы возд.

Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе, к новому коллективу и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С первого дня пребывания в школе необходимо укреплять психику ребе.

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра.

Источник

Читайте также:  Снимает чувство напряжения тревоги
Оцените статью