Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)
консультация
Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)
Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) коллектива.
Социально-психологический климат — это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Социально-психологический климат (Б.Д. Парыгин) — важный показатель уровня развития коллектива.
В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет квантифицировать (изучать) не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–).
высокая степень благоприятности социальнопсихологического климата
средняя степень благоприятности социальнопсихологического климата;
низкая степень (незначительная) благоприятности;
начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивается по полярным профилям: 3 2 1 0 -1 -2 -3.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым
б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива
(положительно), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Приведенная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые заложены в опросном листе). Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
/3 2 1 0 –1 -2-3/
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
Преобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
Конфликтность в отношениях и антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание
Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности
Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива
Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению друг друга
Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.
Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные
Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива
В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного»
В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения
Чувство гордости за коллектив, если
К похвалам и поощрениям
его отмечают руководители
коллектива здесь относятся равнодушно
Коллектив активен, полон энергии
Коллектив инертен и пассивен
Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту
Коллектив заметно разделяется на
«привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_otsenki_urovnya_psihologicheskogo_klimata_kollektiva.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)
Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) коллектива.
Социально-психологический климат — это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Социально-психологический климат (Б.Д. Парыгин) — важный показатель уровня развития коллектива.
В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет квантифицировать (изучать) не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–).
высокая степень благоприятности социальнопсихологического климата
средняя степень благоприятности социальнопсихологического климата;
низкая степень (незначительная) благоприятности;
начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивается по полярным профилям: 3 2 1 0 -1 -2 -3.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым
б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива
(положительно), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Приведенная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые заложены в опросном листе). Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
Преобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
Конфликтность в отношениях и антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание
Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности
Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива
Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению друг друга
Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.
Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные
Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива
В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного»
В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения
Чувство гордости за коллектив, если
К похвалам и поощрениям
его отмечают руководители
коллектива здесь относятся равнодушно
Коллектив активен, полон энергии
Коллектив инертен и пассивен
Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту
Коллектив заметно разделяется на
«привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат.
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму.
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму.
КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %).
В данной работе собраны различные методики, помогающие определить уровень психологической готовности к школе.
Методики изучения оценки психологического климота и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада.
ldquo;Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе. Описание:Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психол.
Источник
Диагностики оценки психологического климата в классе
тест на тему
Диагностики оценки психологического климата в классе для разных возростов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostiki_otsenki_psihologicheskogo_klimata_v_otryade.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ (Ф. Фидлер)
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Пример заполненного бланка методики :
В таблице 2 приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре ты поставишь знак *, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА «ЦВЕТОПИСИ» (А.Н.Лутошкин)
Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, предложенный А.Н.Лутошкиным, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый цвета. Комплект цветов составляют из цветной бумаги в виде квадратов размером 3х3 см.
Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования. Шкала цветового диапазона настроений:
крайне неудовлетворенное, унылое, упадочное
Инструкция учащимся: «Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня». Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются в течение месяца, четверти или более.
Задача педагога – зафиксировать определенное каждым ребенком настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей или фломастеров. Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим образом
Оперативная цветоматрица настроений
Ф.И.О. участника исследования
Воробьева Мария Викторовна
Зябликов Виктор Тимофеевич
Петров Андрей Борисович
Сидорова Валентина Андреевна
Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, находящейся на пересечении его номера или фамилии с днем, соответствующим дате исследования.
Обработка результатов
Результаты подлежат обработке в случаях, когда проводится самодиагностика настроений учеников проводится на каждом занятии. Цель обработки результатов – высчитать индивидуальные и групповые показатели настроений. Для получения индивидуальных показателей настроений подсчитывают частоту встречаемости каждого цвета представленного в шкале цветового диапазона настроений. Чтобы сравнить настроения всех участников исследования, подготавливают итоговую цветоматрицу настроений.
Итоговая цветоматрица настроений
Ф.И.О. участника исследования
Воробьева Мария Викторовна
Зябликов Виктор Тимофеевич
Петров Андрей Борисович
Сидорова Валентина Андреевна
В цветоматрице или буквами или посредством закраски соответствующего количества клеточек цветом, обозначающим настроение, фиксируют количество дней, когда имело место то или иное настроение. При этом начинают с восторженного (красный цвет), затем – радостного (оранжевый цвет), приятного (желтый цвет) и т.д.
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
6-7лет
Диагностическая рисуночная методика «Мои друзья» Цель: Диагностика межличностных отношений детей в классе. 19 Детям предлагается нарисовать своих друзей, как им хочется: или как людей, или в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После рисования можно обсудить рисунки детей, спросить, кто здесь нарисован, почему нарисованы именно эти дети и др.
Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне —
С друзьями мне —
Дома мне —
8 лет
Диагностическая методика «Пьедестал» Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ (А.Н.Лутошкин)
Отметь знаком «+» ту оценку некоторого свойства коллектива твоего класса, которая, по-твоему, является правильной. +3 – положительное свойство, описанное слева, проявляется в коллективе всегда; +2 – свойство, описанное слева, проявляется в большинстве случаев; +1 – свойство, описанное слева, проявляется достаточно часто; 0 – затрудняюсь ответить, т.к. противоположные свойства, описанные справа и слева проявляются одинаково часто; — 1 – отрицательное свойство, описанное справа, проявляется достаточно часто; — 2 – свойство, описанное справа, проявляется в большинстве случаев; — 3 – свойство, описанное справа, проявляется в классном коллективе всегда. Итак, оцени состояние вашего классного коллектива в баллах по следующим свойствам
Источник