Диагностика личностной сферы дошкольников
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Приведены методики диагностики личностной сферы дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика личностной сферы дошкольников | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: определение особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Стимульный материал : белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный).
Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция : «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.».
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются : позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
«Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!».
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5.Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш.
Агрессия – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, в центре листа.
Зависимость, неуверенность – маленькие рисунок внизу листа. .
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков, необычность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.
Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.
Женственность – наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
Экстровертированность – наличие других кактусов, цветов.
Интровертированность – изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.
Стремление к одиночеству – изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
Цель: изучение особенностей самооценки дошкольников.
Стимульный материал : рисунок лестницы, состоящий из 7 ступенек.
Посередине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Диапазон применения : дети, начиная с трех лет.
Инструкция : «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей показывают еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель?
Проведение методики : Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок выше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов : Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие дети» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из них ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, ассоциальности у детей. Это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитетным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то естественно, дети в условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а воспитатель ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но воспитатель меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Методика «Сюжетные картинки» Р. Р. Калинова
Цель : выявление уровня ориентаций дошкольников на ценности: доброта, щедрость, трудолюбие, правдивость, эмоциональное отношение к ним.
Описание : Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Инструкция : «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Обработка результатов в баллах (низкий, средний, высокий уровни).
Источник
Диагностика эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста
Мингалиева Марина
Диагностика эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста
Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-6 лет (старшая группа, а также определенные изменения (если после проведения экспериментальной работы еще раз выполнить с детьми эти же задания).
Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)
Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы
ребенка Веслый Печальный Испуганный Сердитый Удивленный
М П М П М П М П М П
Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным.
Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего. В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок.
Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
ребенка Веслый Печальный Испуганный Сердитый Удивленный
Пр М П Пр М П Пр М П Пр М П Пр М П
Пр – персонаж, М – мимика, П – пантомимика.
Обработка данных: Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии.
Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуально.)
Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 3.
ребенка Радостно Грустно Испуганно Сердито Удивленно
Обработка данных: Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передаче разных эмоциональных состояний.
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.)
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления.Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»
Ответы детей записывают в таблицу 4.
ребенка Радость Грусть Испуг Гнев Удивление
Обработка данных: Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)
Первая серия. Ребенкупредлагают ответить на вопросы:
— Когда бывает интересно?
— Когда человек удивляется?
— Когда человек получает удовольствие?
— Когда бывает стыдно?
— Когда бывает страшно?
— Когда человек злится?
— Когда бывает радостно?
— Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.
Ответы заносятся в таблицу 5.
ФИО ребенка Ответы ребенка
Вторая серия. Ребенкупредлагают ответить на вопросы:
— Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
— Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
— Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
— Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
— Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?
— Что почувствует мальчик, если ему подарят компьютерную игру?
— Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.
Ответы заносятся в таблицу 6.
ФИО ребенка Ответы ребенка
Обработка данных: Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серий исследования.
Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально)
Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
Обработка данных: Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.
Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.
Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.
Источник