Сумма отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его
социометрический статус. Статусы:
• популярные («звезды») – более четырех положительных выборов,
• предпочитаемые – один-два положительных выбора,
• игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных
• отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.
3. Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской)
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений
в группе, выявление симпатий к членам.
Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них –
большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик
принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Ход исследования: В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.
Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок
поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают
сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.
Обработка и интерпретация результатов:
Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят
расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается
порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других
вариантов социометрического исследования
Условные обозначения для социоматрицы:
+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)
– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)
Определение социометрического статуса.
Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком,
позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить
среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным
ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:
Выделяют следующие типы социометрического статуса:
· «Популярные» («звезды») – дети, получившие в 2 раза больше
· положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
· «Предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения
· положительного выбора (до уровня показателя «звезды»).
· «Пренебрегаемые» или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего
· значения положительного выбора.
· «Изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни
· отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками)
· «Отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы.
Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой
ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно
равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.
Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это
неверно, так как здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной
притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим,
показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников.
Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для
завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у «звезды».
Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных
социометрических статусов, можно составить таблицу.
Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:
· Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
· Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
· Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).
При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность
выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:
Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7
Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в
воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими
Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность.
Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер
отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного
единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение
общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких «союзов» она состоит.
На основе социоматрицы возможно построение социограммы , которая делает
возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I) Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры,
набравшие максимальное количество выборов.
II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в
количестве ниже среднего показателя.
III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов
в количестве ниже среднего показателя.
IV)Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и
взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из
взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в
социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов,
реже из 4 и более членов.
4. Социометрическая методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено
Методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено
Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики
межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.
Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности
коммуникативных навыков у учащихся.
Задачи диагностического исследования:
1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам
симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.
Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для
измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).
Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой
индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).
Материалы для проведения диагностики.
Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая
разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть
важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,
гарантировать сохранение тайны ответов.
Инструкция для учащихся:
«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.
Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.
Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
1. Количество выборов ограничивается 3—5;
2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее
С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Обработка данных и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают
лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие
выборов в количестве выше среднего показателя.
III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие
выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и
взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.
Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются
двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне,
целесообразно использовать более толстые линии.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который
определяется по формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать
отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является
коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в
общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество
взаимных выборов/Общее число выборов.
Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.
Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 — 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.
Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 — 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.
5. Социометрическая методика «Наши отношения», анкета «Взаимоприемлимость» для учащихся 1 – 5 классов.
1. Наш класс очень дружный и сплоченный
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
2. Наш класс дружный
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
7. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
8. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
9. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только
самыми активными учащимися
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
10. В нашем классе не обращают внимания на нарушителей дисциплины и лодырей.
За свои поступки они отвечают только перед классным руководителем и учителями
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
11. Мы стараемся «не выносить сор из избы», т.е. делаем так, чтобы о наших
поступках как можно меньше знали классный руководитель, учителя
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
12 В нашем классе кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем
внимания ни друг на друга, ни на требования учителей.
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
13. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
14. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
15. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
16. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
17. В нашем классе не принято помогать друг другу
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
18. В нашем классе отказываются помогать друг другу
7 — абсолютно согласен
6 – согласен во многом
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
1 – абсолютно не согласен
6 – абсолютная удовлетворенность жизнью классного коллектива
5 –удовлетворенность жизнью классного коллектива
4 – частична удовлетворенность, острое желание улучшить взаимоотношения в
3 – неудовлетворенность жизнью классного коллектива
2 — абсолютная неудовлетворенность жизнью классного коллектива
1 – полное равнодушие, нежелание менять жизнь классного коллектива
6. Социометрическая методика (болгарский вариант)
Обучающихся просят вписать фамилии своих одноклассников, выбранных в 1),2),3)
очередь, в предложенный лист с семью вопросами:
1.Кто в вашем классе добросовестнее всех относится к учёбе?
2.Кто в классе обладает огромными знаниями вне рамок учебного процесса?
3.Кто активнее всех проявляет себя в жизни класса?
4.Кто хорошо умеет сделать что-либо своими руками?
5.Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
6.С кем тебе интереснее всего проводить свободное время, общаться?
7.У кого в классе наибольшее число отрицательных черт характера? (Каких?)
Результаты опроса заносят в социометрическую матрицу, где по вертикали
расположены номера по порядку и фамилии учащихся, а по горизонтали только их номера.
Пометки о выборе учащихся делаются напротив их фамилий на пересечении с номерами ими выбранных. Для пометок используются условные обозначения:
1 вопрос-красный кружок
2 вопрос-красный треугольник
3 вопрос-зелёный кружок
4 вопрос- зелёный треугольник
5 вопрос- синий кружок
6 вопрос- синий треугольник
7 вопрос-чёрный квадрат.
7. Социометрическая методика «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений
ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядовквадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного,
коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция дается по ходу выполнения задания:
1. «Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном
2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми
близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи
соответствующие фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе
боль; ты их боишься ), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
1. Не все квадраты могут быть заполнены.
2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут
быть обозначены несколько человек.
3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это
фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Источник