Диагностика эмоционально личностной сферы ребенка социометрия

Диагностика эмоционально-личностной сферы детей

Методики психологической диагностики

Краткое описание методики

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

«Человек под дождем»

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

«Домики» Ореховой О. А.

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;

актуальные для ребенка ценности;

предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);

варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Рисуночный тест Сильвер

(техника стимульного рисования)

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

ЦТО — Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Читайте также:  Страх эмоций других людей

Интервью «Волшебный мир»

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Тест животных

Рене Заззо

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.

Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

Источник

Методическая разработка «Социометрические методики, используемые в начальных классах»

Социометрический метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе.

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия

получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной социологии — микросоциологии.

При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам

предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном классе и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.

Социометрический опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных

и скрытых лидеров и аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также

понять причины, формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение

необходимых мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в

конечном счете, повышении качества обучения и успеваемости.

Для лучшего понимания таких причин и для повышения качества мониторинга,

предусмотрена возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе. Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.

Условия при проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием «Матрица» предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут лица, проводящие тест.

Особый интерес представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса.Также надо обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами, так и внутри групп.

Нужно отметить, что выводы, представленные психологом, должны иметь только

информативный (не рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям

принимает классный руководитель.

Опрос целесообразно проводить в ноябре — декабре, когда в классах уже

определились устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии

можно было на основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в классе.

1. Социометрическая методика «Капитан корабля».

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или

игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники,

2. когда отправился бы в дальнее путешествие?

3. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

4. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

5. Кто еще остался на берегу?

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и

2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие

отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или

2. Социометрический метод вербальных выборов

Дошкольники (5–7 лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие

1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Сумма отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его

социометрический статус. Статусы:

• популярные («звезды») – более четырех положительных выборов,

• предпочитаемые – один-два положительных выбора,

• игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных

• отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

3. Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений

в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них –

большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик

принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования: В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок

поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают

сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят

расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается

порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других

вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком,

позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить

среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным

ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

· «Популярные» («звезды») – дети, получившие в 2 раза больше

· положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

· «Предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения

· положительного выбора (до уровня показателя «звезды»).

· «Пренебрегаемые» или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего

· значения положительного выбора.

· «Изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни

· отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками)

· «Отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой

ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно

равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Читайте также:  Самолет высоких чувств кто поет

Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это

неверно, так как здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной

притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим,

показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников.

Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для

завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у «звезды».

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных

социометрических статусов, можно составить таблицу.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

· Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

· Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

· Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность

выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в

воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность.

Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер

отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного

единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение

общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких «союзов» она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы , которая делает

возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры,

набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в

количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов

в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из

взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в

социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов,

реже из 4 и более членов.

4. Социометрическая методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики

межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.

Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности

коммуникативных навыков у учащихся.

Задачи диагностического исследования:

1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам

симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.

Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для

измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой

индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).

Материалы для проведения диагностики.

Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая

разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть

важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,

гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.

Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

1. Количество выборов ограничивается 3—5;

2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее

С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.

Обработка данных и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают

лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие

выборов в количестве выше среднего показателя.

III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие

выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Читайте также:  Сколько может длиться депрессия после запоя

Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.

Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются

двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне,

целесообразно использовать более толстые линии.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который

определяется по формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать

отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является

коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в

общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество

взаимных выборов/Общее число выборов.

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.

Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 — 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.

Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 — 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.

5. Социометрическая методика «Наши отношения», анкета «Взаимоприемлимость» для учащихся 1 – 5 классов.

1. Наш класс очень дружный и сплоченный

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

2. Наш класс дружный

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

7. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

8. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

9. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только

самыми активными учащимися

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

10. В нашем классе не обращают внимания на нарушителей дисциплины и лодырей.

За свои поступки они отвечают только перед классным руководителем и учителями

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

11. Мы стараемся «не выносить сор из избы», т.е. делаем так, чтобы о наших

поступках как можно меньше знали классный руководитель, учителя

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

12 В нашем классе кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем

внимания ни друг на друга, ни на требования учителей.

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

13. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

14. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

15. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

16. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

17. В нашем классе не принято помогать друг другу

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

18. В нашем классе отказываются помогать друг другу

7 — абсолютно согласен

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

6 – абсолютная удовлетворенность жизнью классного коллектива

5 –удовлетворенность жизнью классного коллектива

4 – частична удовлетворенность, острое желание улучшить взаимоотношения в

3 – неудовлетворенность жизнью классного коллектива

2 — абсолютная неудовлетворенность жизнью классного коллектива

1 – полное равнодушие, нежелание менять жизнь классного коллектива

6. Социометрическая методика (болгарский вариант)

Обучающихся просят вписать фамилии своих одноклассников, выбранных в 1),2),3)

очередь, в предложенный лист с семью вопросами:

1.Кто в вашем классе добросовестнее всех относится к учёбе?

2.Кто в классе обладает огромными знаниями вне рамок учебного процесса?

3.Кто активнее всех проявляет себя в жизни класса?

4.Кто хорошо умеет сделать что-либо своими руками?

5.Кого бы ты пригласил на свой день рождения?

6.С кем тебе интереснее всего проводить свободное время, общаться?

7.У кого в классе наибольшее число отрицательных черт характера? (Каких?)

Результаты опроса заносят в социометрическую матрицу, где по вертикали

расположены номера по порядку и фамилии учащихся, а по горизонтали только их номера.

Пометки о выборе учащихся делаются напротив их фамилий на пересечении с номерами ими выбранных. Для пометок используются условные обозначения:

1 вопрос-красный кружок

2 вопрос-красный треугольник

3 вопрос-зелёный кружок

4 вопрос- зелёный треугольник

5 вопрос- синий кружок

6 вопрос- синий треугольник

7 вопрос-чёрный квадрат.

7. Социометрическая методика «Цветовая социометрия»

Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений

ребенка с окружающими.

Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядовквадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных:

– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного,

коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.

Инструкция дается по ходу выполнения задания:

1. «Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном

2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми

близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи

соответствующие фишки на зеленые квадраты.

4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе

боль; ты их боишься ), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

1. Не все квадраты могут быть заполнены.

2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут

быть обозначены несколько человек.

3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это

фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Источник

Оцените статью