Диагностика дифференциаций эмоциональной сферы домики

Тест «Домики»

Ответный лист

­­­Ф.И. реб. ________________________ дата __________

Группа _________________ Д/С № __ «_____________».

«Ребята! Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Посмотрите, что ле­жит у вас на столах: лист, который мы будем раскрашивать. На листе вы ви­дите три задания, обозначенные римскими цифрами. Начнем с первого.

I задание

Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная. Взгляните на карандаши (возможна беседа: сколько карандашей, какого цвета), какие разные, красивые цвета! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравится вам больше осталь-ных? Не смот­рите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. Каранда­шом, ко-торый вы выбрали, раскрасьте первую клеточку. Как красиво получилось! Отложите карандаш в сторону, в этом задании он больше не пона­добится. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них еще один карандаш, цвет которого нравится вам больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону…»

Таким образом нужно раскрасить все шесть клеточек. Необходимо про­следить, чтобы раскра-шивание производилось слева направо. Для стимуля­ции цветовых выборов можно использовать выражения «цвет тоже краси­вый», «лучше остальных». Если ребенок отказывается выбирать далее, мож­но стимулировать маленьких детей следующим образом: «Посмотри, каран­дашикам грустно, что их не выбрали», или «Посмотри, карандашик говорит тебе, что он тоже красивый, лучше других».

В конце задания полюбуйтесь, как хорошо получилось и какой краси­вой, разноцветной стала наша дорожка.

II задание

«Второе задание отличается от первого. Посмотрите на лист. На что похожи эти фигуры? На домики. Здесь целая улица. Но она такая бесцвет­ная, неинтересная. Нужно ее раскрасить. Но прежде чем начинать раскра­шивать, послушайте, как правильно это сделать. На этой улице в до-миках живут разные хозяева. Я скажу, кто живет в каждом домике, а вы по­красьте этот домик в подходящий для этого хозяина цвет.

Например: «В первом домике живет счастье. Выберите карандаш, цвет которого, вам кажется, подошел бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик. Молодцы! Карандаш не нужно откладывать. Домиков много, больше, чем каран­дашей, а их хозяева могут быть похожими».

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доб­рота, злоба, скука, восхищение (для детей 5-7 лет).

Все слова произносятся с четким интонированием, для маленьких эмо­ционально окрашиваются. Если детям непонятно, что обозначает названное слово, нужно его объяснить. Необходимо избе-гать объяснения через поня­тия: счастье — это радость. Новые слова могут оказаться также непо-нятны детям. В объяснении лучше использовать предикаты, содержащие глаголь­ные формы, и наречия, выражающие чувства и настроения.

Счастье — когда нам весело, всё хорошо получается и мы все довольны.

Горе — когда у человека случилось что-то плохое и он сильно расстроил­ся, ему очень горько.

Справедливость — когда все по-честному, поровну, по правилам.

Обида — когда кого-то незаслуженно обидели, огорчили. Обманули, что-то отняли.

Дружба — когда мы дружим, помогаем друг другу, защищаем друг друга.

Ссора — когда кто-то раздружился и ругается.

Доброта — когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный, жалеет тех, кому плохо.

Злоба — когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо.

Скука — когда неинтересно, нечего делать, все надоело, мамы дома нет.

Восхищение — когда мы любуемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от этого и мы чувствуем большое удовольствие.

Следует объяснить детям, что во втором задании домиков много и хозя­ева могут быть похожими, а значит, и цвет домиков может быть одинаковым, поэтому карандаш после использования нужно положить к остальным. Таким образом обеспечивается адекватный выбор цветов. После выполнения задания необходимо похвалить детей, полюбоваться, какой веселой стала улица. Этим достигается позитивное отношение к процедуре исследования и психотерапевтический эффект.

Для детей 4-5 лет

Этот домик веселый,

а этот грустный, его кто-то обидел.

Этот домик добрый,

а этот злой, он сердится, ругается.

Этот домик скучает, а этот удивляется, ему все интересно.

III задание

«Ребята, у нас осталось еще одно задание. Чтобы его выполнить, нужно послушать еще одно правило. Открою тайну. На этой улице живем мы. В каждом домике мы делаем что-то особенное, и в зависимости от того, что мы там делаем, этот домик нужно раскрасить в свой подходящий цвет».

Обозначение домиков (для детей 5-8 лет):

первый домик — наш сад (школа),

во втором домике мы рисуем,

в третьем мы танцуем,

четвертый домик — музей,

в пятом мы поем,

в шестом — считаем,

в седьмом — читаем, в восьмом — играем,

в девятом — наблюдаем природу и т. д.

Инструкция для раскрашивания последнего домика.

«Придумайте и поселите в этом домике своего хозяина, для кого вы бы раскрасили этот домик, придумайте и то, что он там делает. Выберите для своего хозяина подходящий цвет и покрасьте домик. Кто закончит раскра­шивать, тихонько на ушко мне скажет, кто в этом домике живет и что там делает тот, для кого вы раскрасили этот домик».

Читайте также:  Коррекция эмоционального выгорания педагогов

На ответном листе делается пометка, для кого был раскрашен домик и что делал его хозяин.

Для детей 4-5 лет

Этот домик занимается полезными делами.

Этот домик читает сказки.

Этот домик конструирует.

Этот домик поет,

Этот домик играет.

А для этого домика придумай занятие сам.

Допускается для детей дошкольного возраста помогать в случае необхо­димости в раскраши-вании, если ребенок не успевает и это сдерживает рабо­ту группы, на ответном листе делается соответствующая пометка.

Описание ответного листа

Фамилия, имя ребёнка _________________________ Детский сад № __ «_____________».

Возраст _______________ Группа ______________Дата______________

  1. Характер раскрашивания ________________
  2. Цветовые выборы ________________
  3. Сфера социальных эмоций ________________
  4. Сфера деятельностных отношений ________________
  5. Резюме ________________
  6. Рекомендации ________________

Схема описания ответных листов

  1. Характер раскрашивания. Определение психологического состоя­ния ребенка по предпочтению цвета, характеру штриховки и заполнения пространства — особый вид тестирования, при котором ребенок не скован и свободно проявляет себя.

По данным С. Толкачевой и Н. Титовой, предпочтение ребенком теплых тонов (желтый, оранжевый, красный, розовый, красно-коричневый, корич­невый) означает его внутренний подъем, активность, он настроен больше на действие и подвижные игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии.

Если ребенок предпочел холодные тона (голубой, синий, сине-зеленый, фиолетовый) — он склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно.

Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутрен­нем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения.

Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ребенок ищет «золотую середину», стремится к цельности и гармонии. С такими деть­ми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привес­ти к развитию у ребенка замкнутости.

Если ребенок, раскрашивая рисунок, выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства из-за подавления взрос­лыми. Возможно, он несколько рассеян, но это — проявление замкнутости на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категорич­ность, для такого ребенка необходимо внести сказку в обыденные дела.

Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скованность может мешать ему в общении и учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчи­вым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.

Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, «мело­чи», переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок — у него развито обоб­щающее мышление, он умеет находить взаимосвязь между внешне не связан­ными вещами. Это — фантазер со склонностями к литературе и искусствам.

Если, раскрашивая рисунок, ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состояния погранич­ный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет только верхнюю часть рисунка- пик интенсивности биоритмов. Максимальная активность воспри­ятия любой информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие.

  1. Цветовые выборы. Первая информация для консультирования — это инверсии, наблюдаемые при выполнении I задания (раскрашивание дорож­ки). По сути, ребенок дает психологу цветовой градусник, цветовое миро­ощущение. Психолог должен насторожиться, если основные цвета ребенок ставит на последние два места, а негативные — на первые. Интерпретация цветовых выборов ведется в соответствии с цветовым диагностическим те­стом Люшера [43]. Следует обращать внимание на местоположение основ­ных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричнево­го и черного). Присутствие коричневого и черного цветов в начале цветово­го ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком тревоги: «!», «!!» или «. ». При этом «!» соответствует наличию коричнево­го или черного цвета на третьем или четвертом месте цветового ряда, «!!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на втором месте, «. » — наличию одного из перечисленных цветов на первом месте. Кроме того, психологический или физиологический стресс, вызывающий тревогу, считается также по-разному выраженным, если основной цвет находится на пятом или шестом месте цветового ряда и обозначается соответственно:«!!» и «. ». Таким образом, интенсивность тревоги измеряется суммой знаков «!», теоретически возможное их количество

равно 12! Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во II и III заданиях может указать на возможные обстоятельства, вызывающие стресс.

Рассмотрим, как выполнил I задание Юра С, шести с половиной лет. Его цветовая дорожка (красный, синий, черный, зеленый, коричневый, жел­тый) содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!: умеренные протестные реакции (черный цвет на третьем месте) и выраженный стресс, вы­званный неудовлетворенной потребностью в активном взаимодействии с окружающими — желтый цвет на последнем месте. Соотнесение позиции черного цвета и обозначение ребенком черным цветом социальных объек­тов во II и III заданиях указывают на возможные обстоятельства, вызываю­щие стресс: «доброта», «игра», «папа».

Однако необходимо помнить, что дети с инверсиями цветового гра­дусника имеют нарушения личностного развития на уровне базовых эмо­ций.

  1. Сфера социальных эмоций. Здесь важно обратить внимание на два факта.

Первый — собственно дифференциация эмоций. Безошибочное выпол­нение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сферы ребенка, его спо­собность вычленять субъектно-объектные связи, способность ребенка под­ниматься над ситуацией, отличать в конечном счете добро от зла. Здесь важ­но проследить, каким цветом ребенок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если ребенок обозначил позитивные соци­альные объекты основными цветами, а негативные — коричневым или чер­ным. Часто дети обозначают одним и тем же цветом позитивные и негатив­ные объекты. Эти случаи указывают на возможные проблемы ребенка в об­щении и деятельности.

Читайте также:  Рекомендации по эмоциональному состоянию детей

Второй факт является производным от первого и определяет систему личностных отношений и основных блоков структуры личности, указывая на возможные деформации и варианты личностного развития. Здесь необ­ходимо отследить место позитивного и негативного полюсов отдельной социальной эмоции, обозначенных цветом. При нормальном варианте лич­ностного развития позитивные полюса эмоций всегда находятся выше по рейтингу цветового градусника, чем негативные. В противном случае вы­являются деформации в определенных блоках системы личностных отно­шений.

  1. Сфера деятельностных отношений. Выполнение этого задания
    определяет систему деятельностных отношений и актуальных ценностейребенка. Предполагается, что именно эти отношения составляют собственно
    предиспозиции личности и определяют осознанные формы поведения ре­бенка: то, насколько сформированы его потребности в той или иной дея­тельности, с каким настроением он посещает образовательное учрежде­ние, какие ценности и актуальные переживания достижения этих ценнос­тей определяют наличие у него осознанных проблем и возможность их решения.
  2. Резюме. В резюме констатируются основные положения интерпрета­ции цветовых выборов ребенка и формулируются его проблемы.
  3. Рекомендации. В рекомендациях указывается необходимый комп­лекс коррекционных работ, дополнительных исследований на основании вы­явленных у ребенка проблем.

Источник

Домики. (Орехова)
методическая разработка

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Скачать:

Вложение Размер
domiki._orehovava.doc 102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  1. Лист ответов
  2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

с положительным отношением к школе

с амбивалентным отношением

с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Далее заполняется сводная таблица . Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)

частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)

недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)

Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.

И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

недостаточный (или дезадаптация)

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

первоклассников с недостаточным уровнем адаптации

первоклассников с частичной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.

Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.

Источник

Читайте также:  Что чувствует мужчина когда рождается его ребенок
Оцените статью